Святые мученики Фотий и Аникита (305-306). Память святого священномученика Александра, епископа Команского (III). Память святых мучеников Памфила и Капитона (?). В 1479 г. митрополитом Геронтием был освящен новый Успенский Собор в Московском Кремле (заложен Великим Князем III Васильевичем (род. в 1440, правил в 1462-1505) в 1475 вместо обветшавшего старого. Для строительства Собора был приглашен итальянский мастер Аристотель Фиоравенти)/ Удовлетворенный удачным опытом строительства, Иоанн III стал приглашать к себе художников из Италии, построив церковь Благовещения на великокняжеском дворе, а за ней на площади в 1491 г. была возведена грановитая палата, новые кремлевские стены и башни над Боровицкими и Константипно-Еленскими воротами, а также Свибловская, Беклемишевская и Фроловская башни, а затем новый Архангельский собор, а в 1488 г. была отлита Царь-пушка. В 1906 г. революционеры взорвали дачу П.А.Столыпина на Аптекарском о-ве в Петербурге. Сам премьер не пострадал. Уби!
В 1479 г. митрополитом Геронтием был освящен новый Успенский Собор в Московском Кремле (заложен Великим Князем III Васильевичем (род. в 1440, правил в 1462-1505) в 1475 вместо обветшавшего старого. Для строительства Собора был приглашен итальянский мастер Аристотель Фиоравенти)/ Удовлетворенный удачным опытом строительства, Иоанн III стал приглашать к себе художников из Италии, построив церковь Благовещения на великокняжеском дворе, а за ней на площади в 1491 г. была возведена грановитая
палата, новые кремлевские стены и башни над Боровицкими и Константипно-Еленскими воротами, а также Свибловская, Беклемишевская и Фроловская башни, а затем новый Архангельский собор, а в 1488 г. была отлита Царь-пушка
В 1906 г. революционеры взорвали дачу П.А.Столыпина на Аптекарском о-ве в Петербурге. Сам премьер не пострадал. Убитых и умерших от ран – 32 и около 30 раненых
Завтра, Вторник, 26 Августа 2014 года (13 Августа 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1822 г. - Император Александр I издал рескрипт о запрещении всех тайных объединений, в том числе масонских лож
В 1917 г. - вселение Царственных Великомучеников в дом Тобольского губернатора
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Святые мученики Фотий и Аникита
Страница 1
Святые мученики Фотий и Аникита
В Никомидии, городе Вифинской области1, нечестивый царь Диоклитиан (284-305) поднял
открытое гонение на христиан; среди города, по его приказанию, были выставлены
орудия для мучений: мечи, сечки, рожны, железные ногти, сковороды, колеса,
котлы и другие бесчеловечные изобретения подобного рода; были приготовлены и
звери; всем этим Диоклитиан хотел устрашить призывающих имя Христово. Во все
концы римского царства он разослал грозные указы, которыми повсюду повелевалось
гнать христиан, – мучить и убивать их, при этом на Единородного Сына Божия
изрекались многие хулы.
В это время в Никомидии жил один
благородный и знатный комит, по имени Аникита. Исполнившись ревностию по Боге,
он явился к царю и безбоязненно исповедовал Господа Иисуса Христа, истинного
Сына Божия, – святой Аникита красноречиво поведал царю о безначальном рождестве
Сына Божия и Его воплощении, по исполнении лет, для нашего спасения; в то же
время он порицал заблуждение идолопоклонников, называя богов языческих глухими
и бесчувственными; и, наконец, обратился к царю с такими словами:
– Твои мучения, царь,
приготовленные христианам и объявленные им, нисколько нас не устрашают: для нас
муки – ничто, и мы никогда не поклонимся бездушным идолам.
Царь, полный гнева и ярости, не в
силах был выслушивать боговдохновенную проповедь святого Аникиты и приказал ему
тотчас же обрезать язык, но он и после этого говорил ясно, славя Христа Бога;
затем его были воловьими жилами так жестоко и так долго, что обнажились кости.
Но святой Аникита, – точно не он, а кто другой подвергался мучениям, –
мужественно переносил страдания и громко проповедовал смотревшему на него
народу, что Христос есть единый истинный Бог. После этого царь велел отдать
святого Аникиту на съедение зверям: был выпущен громадный лев, который, с грозным
ревом приблизившись к мученику, неожиданно сделался смирнее ягненка: он
ласкался ко святому и пот, выступивший от мучений на его челе и щеках, отер,
как губою, лапою. А святой Аникита громко взывал:
– Благодарю Тебя, Господи Иисусе
Христе, что Ты избавил меня от зубов этого зверя! Молю Тебя, Владыко, и в
предлежащем мне подвиге протри Свою десницу в помощь рабу Твоему, чтобы я мог
победить ярость мучителя и удостоиться от Тебя мученического венца.
После этой молитвы святого
началось землетрясение, причем капище Геркулеса вместе с его идолом и часть
городской стены обвалились, и многие из язычников погибли под их развалинами.
Тогда Диоклитиан приказал отсечь мечом главу святого мученика, но когда воин
поднял меч, чтобы исполнить повеление царя, тотчас руки его ослабели, а сам он
упал на землю и был недвижим точно бесчувственный. Видя это, Диоклитиан
приказал привязать святого Аникиту к колесу, находящемуся среди острых железных
прутьев, подложить огонь и вращать колесо: он желал, чтобы святой мученик умер
разрезаемый на части железом и обжигаемый огнем. Но святой Аникита, привязанный
к колесу, так молился:
– Господи Иисусе Христе, ради
предстоящих освободи меня от мучений, чтобы смотрящие на меня, видя твою скорую
помощь, могли мужественно стать против мучителя и принять от Тебя мученический
венец.
И тотчас узы святого Аникиты развязались; колесо
остановилось, и огонь погас. Тогда мучитель велел наполнить котел оловом,
расплавить последний и бросить туда святого мученика. Все видели ангела
Господня, который вместе со святым Аникитою входил в котел, и едва только
мученик прикоснулся к котлу, олово остыло и сделалось как лед.
Сродник святого Аникиты, по имени Фотий, видя его подвиги и
силу Христа, сохраняющего раба Своего, отложил всякую боязнь; выйдя из среды
народа на самое место казни, он подошел к святому мученику и с любовью обнял
его и поцеловал, называя отцом и ходатаем своего спасения; этим поступком Фотий
ясно показал, что он готов претерпеть за Христа какие угодно мучения;
обратившись затем к царю, Фотий сказал:
– Постыдись, идолопоклонник! боги твои ничто.
Тогда Диоклитиан с гневом вскричал воинам:
– Убейте его мечом!
Но когда один из воинов поднял обнаженный меч, чтобы им
ударить мученика, силою Божиею руки его обратились на себя самого, так что ударив
себя по коленам, он упал на землю и умер. После этого святого Аникиту и Фотия
заковали в железные цепи, и обоих вместе бросили в тюрьму. Спустя три дня
Диоклитиан призвал их к себе и сказал:
– Если послушаетесь меня и принесете жертву богам, то я возвеличу
вас и обогащу.
– Честь твоя и богатство твое, – отвечали святые, – пусть
останутся с тобою на твою погибель.
В ярости мучитель приказал сначала повесить их на дыбе и
строгать тело железными ногтями, опаляя огнем раны, а потом – быть камнями. Но
все этим муки святые переносили с радостью и благодарили Бога, так как не
чувствовали никакой боли: Господь ради славы Своего Святого имени соблюдал их
невредимыми. Затем они были привязаны за ноги к диким коням, которые и влачили
их. Но и таким мучением Диоклитиан ничего не достиг: Господь опять сохранил их
без вреда, – святые мученики, будучи влачимы, точно находясь в колеснице,
славили непобедимую силу Господню и укрепляли друг друга; дикие же кони
внезапно остановились; ноги святых освободились от привязи, и они встали
совершенно здоровыми. Мучитель опять приказал подвергнуть их жестокому биению,
поливая раны уксусом, смешанным с солью; потом они опять были ввергнуты в
темницу, где провели три года. Затем святые были выведены для новых мучений. По
приказанию Диоклитиана три дня разжигали народную каменную баню, в которую
потом затворили святых мучеников. Но святые Аникита и Фотий помолились Богу,
баня расселась; забил ключ воды, доставлявший им прохладу. Когда сторожа на
третий день открыли баню, то увидели, что святые ходят в ней невредимы,
воспевая хвалу Богу; об этом было доложено царю. Последний, как бы не веря
известию, пошел сам убедиться в его справедливости. Святые, увидев царя,
сказали ему:
Память святого священномученика Александра, епископа Команского
Страница 1
Память святого священномученика Александра, епископа Команского
В городе Комане1, близ Неокесарии, епископом которой в
описываемое время был святой Григорий Чудотворец2,
жил в добровольной бедности один муж, по имени Александр; его богоугодная жизнь
была сокрыта от людских взоров и – известна одному только Богу. Святой
Александр, будучи прекрасно образованным человеком, мог бы приобресть
значительные богатства и пользоваться всеобщим уважением, но он избрал ради
Бога добровольную нищету. Презирая мир, он ни во что не ставил свои знания и
выдавал себя за человека некнижного, невежественного, исполняя слово Апостола: "Если
кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым"
(1Кор.3:18). Желая кормиться трудами своих рук, блаженный Александр в крайнем
смирении избрал для этого едва ли не последний род службы: он начал делать
уголья и продавать их, снискивая этим дневное пропитание. Через это святой
Александр стал предметом шуток и забавы для детей: от работы лицо и одежда его
пропитывались угольной пылью, и когда он в таком виде являлся на рынок, то
походил на эфиопа; во всем городе святой Александр был известен как угольщик.
Но Господь, живущий на высоких, призирающий на смиренных и возносящий их,
благоволил еще во время здешней, земной жизни прославить смиренного раба Своего
Александра и даровать в нем церкви Своей столп и украшение; для это Он удостоил
его епископской степени. Умер епископ Команский, и жители города отправили в
Неокесарию к святому Григорию Чудотворцу посольство с просьбой, чтобы он пришел
к ним и поставил епископа. Святой Григорий вскоре прибыл. Когда на соборе стали
избирать мужа, достойного занять святительский престол, начались разногласия:
одни избирали лиц благородного происхождения, другие – богатых, третьи –
красноречивых, четвертые – почтенных видом и возрастом, и всех этих избранников
приводили к святому Григорию Чудотворцу, как людей достойных похвалы и
епископства. Святой Григорий Чудотворец не спешил, однако, с избранием и
посвящением епископа, ожидая, когда Сам Господь явит достойного. Он обратился к
собору и напомнил ему, как избрал Бог Давида, чтобы последний царствовал над
Израилем: когда Иессей привел старшего сына своего Елиава к святому Самуилу, то
пророк спросил Господа, что не сей ли предназначается в помазанника Его? Но
Господь сказал Самуилу: "Не смотри на вид его и на высоту роста его"
(1Цар.16:6-7).
– И нам должно, – говорил святой Григорий, – избирать
пастыря для этого города, не судя по внешности, но следует искать уготованного
Богом: ибо человек смотрит на лицо, а Бог на сердце, и мерою достоинства служит
не внешний вид а внутренняя настроенность сердечная, известная только Господу.
Эти слова святого Григория некоторым были неприятны, и они с
усмешкой говорили между собою: если смотреть не на внешний вид и благородство
происхождения, то и Александр угольщик может быть избран и поставлен епископам.
Напоминание об угольщике возбудило смех и в других, присутствовавших на соборе;
святой же Григорий по некотором размышлении сказал:
– Не без действия Божия Промысла упоминается этот человек, сделавшийся
сейчас предметом посмеяния.
И начал спрашивать:
– Кто этот Александр, о котором вы вспоминаете? я хочу
видеть его.
Святой Александр стоял в это время у здания, где был собор,
и держал мулов, принадлежавших прибывшим на избрание; некоторые вышли и привели
святого Александра на собор. Когда он встал среди собрания, все начали смотреть
на него и смеяться, потому что от угля как он сам, так и бедное рубище его были
черны. Во время всеобщего смеха он стоял с почтением пред святителем,
углубившись в себя и не обращая внимания на смеявшихся. Святой же Григорий
Чудотворец, обладавший даром прозрения, познал обитавшую в блаженном Александре
благодать Божию, делавшую его достойной избрания на святительский престол Встав
со своего места, он уединился с святым Александром и стал спрашивать его,
заклиная именем Божиим говорить правду, кто он? Святой Александр, хотя и желал
скрыть себя, но не будучи в состоянии сказать неправду пред столь уважаемым
святителем и к тому же боясь клятвы, рассказал всё о свое жизни: как он,
человек многосведущий, для Бога так смирил себя и облек себя добровольною
нищетою. Из беседы с ним святой Григорий убедился, что он отлично знает не
только науки, но и Священное Писание. После этого святитель приказал своим
приближенным отвести к нему святого Александра, и там его вымыть, одеть
прилично и привести снова на собор. А сам, снова сев на свое место, вел в это
время боговдохновенную беседу. Спустя немного времени, на собор был введен
святой Александр, омыты, в светлой одежде и чрезвычайно благолепный лицом; все
видевшие раньше святого мужа, узнав его, не могли удержаться от изумления. А
святой Григорий начал с ним беседовать, предлагая ему вопросы из Священного
Писания. Святой Александр отвечал так благоразумно, что присутствовавшие не могли
не признать его за человека ученого и разумного, причем еще более удивлялись:
зачем муж таких познаний скрывал свою мудрость, живя среди них, как последний
невежда? В то же время они укоряли себя, что столь мудрого человека, смирившего
себя ради Бога, осмеивали, почитая за безумного. Тогда все, бывшие на соборе, с
радостью и единогласно избрали святого Александра в епископа, в исполнение слов
Господних, говорящих в писании: "Человек смотрит на лице, а Господь
смотрит на сердце" (1Цар.16:7). Святой Григорий, возводя святого
Александра по степеням иерархическим, сначала посвятил его в иереи, а потом в
епископа. После посвящения в епископа, он велел святому Александру сказать
народу назидательное слово. Когда святой говорил поучение, то из уст его благодать
Духа Святого истекала точно река, приводя сердца в умиление; и весь город
радовался и славил Бога, имея такого учительного пастыря. Святой Григорий
удалился в Неокесарию, а святой Александр пас в Команах стадо Христово, для
верующих являя пример словом и жизнию. При этом святителе случилось одному
молодому философу из Аттики быть в Команах; слушая поучения святителя народу,
он смеялся над простотою его речи, лишенной ораторских украшений; но святой
Александр в своих поучениях заботился не о красоте слова, а об его
назидательности, и ради простоты слушающих слово его отличалось простотою,
будучи в то же время очень душеспасительно. Но вот однажды помянутому
аттическому философу было такое видение: пред ним появилась стая очень красивых
белых голубей, испускавших сияющий блеск, как говорит псалмопевец: "Крылья
покрыты серебром, а перья чистым золотом" (Пс.67:14), и при этом был
голос:
– Это слова Александра епископа, над которыми ты смеялся.
Очнувшись от видения, философ устыдился своего поступка и,
отправившись к епископу, просил у него прощения.
Вскоре в царствование Диоклитиана3 поднялось на христиан гонение, и святой
Александр, епископ Команский, был схвачен нечестивыми язычниками; принуждаемы к
идолопоклонству, он не отвергся Христа, за что, после мучений, и был ввергнут в
огонь, где святой епископ и принял кончину за Христа Бога нашего.