Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст (IV-V). Житие преподобного Космы, скопца отшельника (VI). Житие преподобного отца нашего Антония Римлянина (1147).. Страдание святого мученика Раждена (457). В 1790 г.был подписан Верельский мирный договор, завершивший русско-шведскую войну (1788-1790 гг.) и подтвердивший неприкосновенность границ между двумя государствами. В 1809 г. заключен Фридрихсгамский договор, завершивший русско-шведскую войну, по которому к России отошла вся Финляндия и Аландские о-ва.
В 1790 г.был подписан Верельский мирный договор, завершивший русско-шведскую войну (1788-1790 гг.) и подтвердивший неприкосновенность границ между двумя государствами
В 1809 г. заключен Фридрихсгамский договор, завершивший русско-шведскую войну, по которому к России отошла вся Финляндия и Аландские о-ва
Завтра, Воскресение, 17 Августа 2014 года (4 Августа 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1326 г. в дни Успенского поста при Вел. Князе Иоанне I Даниловиче (Калите) был заложен Успенский собор в Московском Кремле - первая каменная церковь Москвы
В 1898 г. умер генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Черняев – покоритель Туркестана (род. 22 октября 1828 г.)
В 1917 г. - прибытие Царственных Новомучеников в Тюмень и пересадка их на пароход "Русь"
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст
Страница 1
Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст
Преподобный Далмат жил в царствование
Феодосия Великого1 служил в войске2 и пользовался уважением царя. Затем,
презрев ля Бога всё мирское, он оставил жену и детей3; взяв с собою одного только сына Фавста,
он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь
они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную
жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий4, уже достигший глубокой старости,
почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление,
он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и
самая обитель получила впоследствии название Далматской5. Патриархом цареградским Аттиком
преподобный Далмат был рукоположен во священника6.
Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока
дней не вкушал пищи7; постом и
молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против
видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию8: преподобный Далмат был деятельным
помощником святых отцов третьего вселенского собора, заседавшего при царе
Феодосии Младшем в Ефесе9, этим
преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали
его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою
жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в
вечность10. – Преподобный Фавст,
подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы
иноческие и из них особенно пост11.
Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в
бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов.
Кондак, глас 2:
Пощением воссиявшыя яко светила,
и ереси развратившыя верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко
Христовы угодники, Того молящи о всех нас.
2 Во втором гвардейском
полку, которые тогда назывались схолариями.
3 Дочерей.
4 О богоугодной жизни и
великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение
нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его
кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть
там.
5 Прп. Исаакий умер в 383 г.
6 По другим, более
достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом
Нектарием (381-397), а не Аттиком (408-425).
7А затем, по принятии пищи,
43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в
это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли
трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем
приобрел всеобщую славу. – Св. патриарх Прокл (434-446), еще при жизни прп.
Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому.
8 Еретики несториане
утверждали, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицею, потому
что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось
Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии,
был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие
Св. Духа, стал Христом, т.е. помазанником и Слово Божие пребывало с ним в
особом нравственном или относительном соединении. Ересь несторианская осуждена
на III Вселенском соборе.
9 Узнав, что православию на
Ефесском соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и
верных православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред
императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря,
хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в
общих молитвах об избавлении от землетрясения.
10 Время кончины его с
точностью неизвестно, можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле,
патриархе Константинопольском. Св. Димитрий Ростовский говорит, что по
неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90
лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при патриархе Прокле, следов.
после 434 г. и вероятно около 440 г.
В книге Лимонарь1 передается следующий рассказ пресвитера
Викантийского монастыря аввы Василия о преподобном Косме.
"Во время моего пребывания в Антиохии, – говорил
пресвитер, – из Иерусалима пришел к святейшему патриарху Григорию авва Косма,
скопец из лавры2 Фаранской, это был
строгий постник, ревнитель веры, твердый хранитель догматов церковных, отлично
знающий Святое Писание. Спустя немного дней после своего прибытия в Антиохию,
старец преставился; патриарх приказал положить его честное тело в своем
монастыре, где был погребен некоторый епископ. Однажды я пошел ко гробу святого
старца, чтобы поклониться его праху и здесь увидел нищего, просившего милостыню
у входивших в церковь. Заметив меня, он трижды поклонился при гробе и, сотворив
иерейскую молитву об упокоении преставившегося, сказал мне:
– Велик, господин авва3,
старец, которого вы погребли здесь два месяца назад.
– Посему ты знаешь? – спросил я.
Он отвечал:
– Я был двенадцать лет расслабленным, – истину говорю, не
лгу, – и через этого старца Господь даровал мне исцеление. Когда я нахожусь в
скорби, он приходит и утешает меня, доставляя мне облегчение. Я не скрою от
тебя и другого чуда о нем же: с того самого времени, как вы похоронили его, я
слышу каждую ночь, как он говорит епископу: "Не прикасайся ко мне и не
приближайся еретик, ты враг святой кафолической церкви".
Выслушав это, я пошел к патриарху и передал ему свой
разговор с нищим; вместе с тем я просил патриарха взять тело старца и положить
в другом месте. Но святейший патриарх сказал на это:
– Верь мне, сын мой, что ничего вредного не может причинить
еретик святому Косме: всё рассказанное тобою произошло затем, чтобы от нас не
была скрыта ревность по вере и добродетель старца и – чтобы обнаружилось
нечестие епископа, и он не почитался бы как православный".
Этот же пресвитер Василий передает о преподобном Косме и
другой рассказ:
"Я пришел к нему в лавру, и старец рассказал мне о
себе, что однажды ему пришла на ум мысль, – что означают слова Господа,
обращенные к ученикам: "Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его,
также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч" (Лк.22:36),
и ответ Его: "довольно", когда они сказали: "вот,
здесь два меча" (Лк.22:38). Долго размышлял старец над этими
изречениями Господа и, не придя ни к какому решению, отправился в полдень в
лавру Пирга к авве Феофилу, чтобы попросить у него объяснения. Во время дороги,
пролегавшей по пустыне, приближаясь к Каламону, он увидел громадного змея,
спускавшегося с Каламонской горы, змей был так велик, что своею тяжестью
оставлял на земле глубокий след, а изгибы тела его образовывали большие дуги,
он как раз пересекал путь старца. Уразумев козни дьявола, хотевшего заставить
преподобного отказаться от своего намерения, старец вооружился молитвою и
безбоязненно продолжал своей путь: хранимый силою Божией, он без всякого вреда,
точно сквозь ворота, прошел чрез изгибы тела змея. Придя к авве Феодору, он
предложил ему свой вопрос и услышал от него такой ответ:
– Два ножа означают два вида богоугодной жизни, –
деятельность или труд и созерцание или погружение ума в богомыслие молитву, кто
обладает двумя этими добродетелями, тот совершенный человек".
К своим сообщениям о преподобном Косме пресвитер Василий
добавил еще следующее:
"Во время моего десятилетнего пребывания в лавре
Фарнской у преподобного Космы, к которому я пришел в самом начале своей
иноческой жизни, он постоянно наставлял меня своими боговдохновенными беседами;
однажды, рассуждая со мною о спасении души, он привел одно выражение из слов
святого Афанасия Великого4 и при этом
заметил:
– Когда или услышишь, или найдешь в книге какое-либо
выражение святого Афанасия, то, если не имеешь хартии, запиши его на твоей
одежде".
Такое уважение имел преподобный Косма к великим отцам и
учителям церкви: с ними и он, по окончании своей богоугодной жизни здесь на
земле, получил часть в вечной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа,
Ему же со Отцом и Святым Духом слава и ныне и присно.
_____________________________________________
1 Лимонарь (от греч. лимон
– луг, пажить) – очень распространенное агиографическое сочинение Иоанна Мосха,
греческого инока (ум. 622 г.). Путешествуя по монастырям Палестины, Сирии,
Египта, Кипра, Константинополя и Рима, Мосх собрал массу повествований о жизни
христианских подвижников, собрал также много их изречений и нравоучений; все
эти сведения он и изложил в своем "Лимонаре". – Известны русские
переводы "Лимонаря" 1) Филарета, архиепископа Черниговского "Луг
духовный" (Москва, изд. 1848, 1850, 1853 гг.) и 2) безымянного издателя: "Луг,
сиречь цветник" (Москва, 1859 г.).
2 Лавра – с греч. яз. часть
города, переулок – собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища
настоятеля в виде переулков и обнесенных оградой или стеной. Иноки в лаврах
вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келье, собираясь
для богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни сохраняя
строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях С
глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным по своему
значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте и затем в Палестине. В
настоящее время у нас имя лавры употребляется исключительно в смысле почетного
названия.
3 Т.е. отец.
4 Св. Афанасий, архиепископ
Александрийский, ревностный деятель на защиту православия против еретиков
ариан, много потерпевший от них и скончавшийся в 373 г. От св. Афанасия
остались сочинения догматические, по истолкованию св. писания и
нравоучительные. Память его 18 января.
В тот же день
преставления преподобного Антония Римлянина в Новгороде в 1147 году.
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от
богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан
ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний
отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую
вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном
из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных
принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на
место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый
год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105
года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в
море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3
верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это
засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с
благословения Новгородского святителя Hикиты (+1109, память 14 мая), основал
монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На другой год рыболовы выловили бочку с
наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что
находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил
для обители земли.
Духовное подвижничество сочеталось в обители
с напряженной трудовой деятельностью.преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов
оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный
начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в
честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в
1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями
1125 года. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного
Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея
79 лет от рождения.
Мощи его обретены 1 июля 1597 года
нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в
память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова
дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из
Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего
века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви
Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их
судьба не известна.
Мученик Ражден, перс, поклонник Зороастровой
религии, происходил из знатной семьи. Он был наставником персидской принцессы Балендухты,[1]
вышедшей замуж за благочестивого грузинского царя Вахтанга Великого (446-499).
Вместе с ней Ражден переселился в Грузию. Из уважения к его высокому
происхождению царь осыпал воспитателя жены милостями и сделал своим советником.
Простого и добродушного иноземца вскоре полюбили все придворные и народ. Когда
он узнал христианство и принял Крещение, то стал часто беседовать с
архиепископом Михаилом и посещать храмы. Сердце святого загорелось невыразимой
любовью ко Христу. Он старался постичь Премудрость
Божию, много беседовал с пастырями Церкви и с жадностью слушал рассказы и
поучения о подвигах христианских мучеников. Желание соединиться со Христом неодолимо влекло его принять страдания за
Спасителя.
Кровопролитная война между
Персией и Грецией отразилась и на Православной Грузии. Новый персидский царь
Фируз (с 456 г.) потребовал от Грузии расторгнуть союз с единоверной Грецией.
Получив отказ, он двинул войска против Грузии, и началась жестокая война. По
словам летописца, женщины были предаваемы бесстыдному поруганию, а мужчины -
страшным пыткам и мучениям. Несмотря на это, христиане оставались твердыми в
вере и, надеясь на помощь Божию, давали отпор врагам. В это время святой Ражден
принял начальство над войском в столице и в близлежащих крепостях. Четыре
месяца он вел упорную борьбу с врагами христианства и отогнал их от столицы.
Персы решили отомстить, захватив ревностного предводителя живым. Однажды во
время вылазки грузинского отряда из крепости Армаза святой Ражден был вероломно
предан теми, кто завидовал его высокому положению. Пленника немедленно
доставили прямо к царю Фирузу. Уведомленный обо всем, царь спросил святого
Раждена о его происхождении и причине отступления от прежней веры и народа.
Мученик отвечал на это: "Действительно так, царь, что я некогда оставил
свое отечество и его богов, которые служат человеку и созданы для украшения
вселенной, но я теперь служу Единому Истинному и Живому Богу, Который сотворил
Небо и землю и все сущее, Который один имеет бессмертие и пребывает во Свете неприступном, Которого никто никогда не видел и не
увидит. Это Единый Истинный Бог, Которого познал я в Трех
Лицах и во Едином Существе. Но одно из Лиц Святой Троицы, Слово и Сын Отца, в
конце веков, для спасения нашего, снизошло на землю, воплотилось от Святой Девы
Марии, жило на земле, страдало, было пригвождено ко
Кресту, умерло, в третий день по смерти воскресло, а в сороковой вознеслось на
Небо и сидит одесную Отца. В конце мира Этот же Сын
Божий, Иисус Христос, опять придет на землю со славою, чтобы судить живых и
мертвых, и тогда праведные просветятся подобно солнцу, нечестивые же и непослушные
Ему примут вечное мучение вместе с диаволом".
Зная мужество святого, царь
Фируз решил заставить его поклониться солнцу и огню не пытками, а льстивыми
обещаниями. "Да будет тебе известно, царь, - ответил мученик, - что я не
отвергнусь Господа моего Иисуса Христа, Который создал меня, и не поклонюсь
богам твоим. Обещанные мне сокровища и слава да будут с тобою, они мне не нужны
и не потребны, и я из-за них не оставлю Бога моего, Который призвал меня к
Свету Сына Своего, и не променяю вечную, обещанную нам
Христом жизнь на жизнь временную и скоропреходящую. Поэтому сколько ни обещай и
ни советуй мне, ты не вынудишь у меня отречения от Христа и Бога моего;
предлагаемые тобою сокровища и честь я отвергаю и не послушаю тебя более, чем Господа моего". Когда мученика схватили, чтобы
начать пытки, он снова обратился к царю: "Ты говоришь, что предашь меня
искушениям, и думаешь, что пытки страшнее вечных мучений, знай, что для меня
Христос и смерть - приобретение". Огнепоклонники начали страшные истязания,
а потом заточили мученика в тюрьму. Через некоторое время царь Фируз по совету
некоторых грузинских предателей-вельмож отправил святого Раждена в Мцхета, где жила его семья. Царь спокойно отпустил его,
зная, что мученик исполнит данное им слово вернуться к персам. Семья умоляла
его пощадить себя и близких, но святой Ражден твердо отвечал: "Никто не
отвратит меня от любви ко Господу моему Иисусу
Христу". Он вернулся к персам, и царь Фируз отправил его к правителю Верхней Карталинии, проживавшему в местечке Цроми. Снова
начались бессмысленные уговоры и жестокие пытки. Изувеченного мученика бросили
в смрадную темницу. Ночью ему явился Сам Спаситель и
исцелил все раны. Пораженные персы решили тогда, что настало время исполнить
приказ царя - распять мученика на кресте.
"Радуйся, Животворящее
Древо, которым умерщвлен был древний змий и к которому пригвождены были и мои
грехи, - воскликнул мученик, увидя орудие смертной
казни. - И я чрез тебя взойду ко Господу моему Иисусу
Христу, Который будет мне помощью и даст силу до конца испить приготовленную
мне чашу. Ибо я свидетельствовал истину пред врагами Его и подобно Ему буду
пригвожден на тебе". Святого мученика раздели и пригвоздили ко кресту среди четырех преступников, распятых рядом. Желая
увеличить его страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный
ядовитыми стрелами, подобно мученику Севастиану, святой Ражден скончался на
кресте в 457 году. Вся земля под ним была омочена святой кровью. На небе
явилось знамение: солнце скрылось, и началось долгое затмение, а ночью
поднялась страшная буря, так что ничего нельзя было видеть даже рядом. Лишь
тело мученика таинственно сияло Небесным светом. От содеянного преступления
стражей объял ужас, и они разбежались по палаткам. Христиане, скрывавшиеся
неподалеку, тотчас же сняли мученика с креста и с честью погребли вблизи того
места, где он был распят.