Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана (ок. 428). Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца Московского (1557). Память сщмч. Стефана, папы Римского (257). Память блж. Василия Спасо-Кубенского (XV). В 1572 г. состоялось решающее сражение Русских войск с крымскими татарами при селе Молоди (в 45 верстах от Москвы), в котором татары потерпели сокрушительное поражение. Эта великая победа, как пишет проф. Р.Г. Скрынников, является одной из значительных в истории, вместе с гибелью отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 г. Русь нанесла сокрушительное поражение по военному могуществу Крыма и положила предел турецко-татарской экспансии в восточной Европе. Благодаря мудрой военной политике Ивана Грозного, Россия окончательно освободилась от татарских притязаний и твердо укрепилась на всех юго-восточных рубежах.
В 1572 г. состоялось решающее сражение Русских войск с крымскими татарами при селе Молоди (в 45 верстах от Москвы), в котором татары потерпели сокрушительное поражение. Эта великая победа, как пишет проф. Р.Г. Скрынников, является одной из значительных в истории, вместе с гибелью отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 г. Русь нанесла сокрушительное поражение по военному могуществу Крыма и положила предел турецко-татарской экспансии в восточной Европе. Благодаря мудрой военной политике
Ивана Грозного, Россия окончательно освободилась от татарских притязаний и твердо укрепилась на всех юго-восточных рубежах
Завтра, Суббота, 16 Августа 2014 года (3 Августа 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1790 г.был подписан Верельский мирный договор, завершивший русско-шведскую войну (1788-1790 гг.) и подтвердивший неприкосновенность границ между двумя государствами
В 1809 г. заключен Фридрихсгамский договор, завершивший русско-шведскую войну, по которому к России отошла вся Финляндия и Аландские о-ва
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана
Страница 1
Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана
После побиения от иудеев святого
архидиакона Стефана камнями (Деян.7:55-60) честное тело его лежало без
погребения сутки и день: оно было повержено на съедение псам, зверям и птицам;
но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его. На вторую ночь славный
законоучитель Иерусалимский Гамалил2,
упоминаемый в книге Деяний апостольских (5:34; 22:3), начавший склоняться к
вере Христовой и сделавшийся тайным другом святых Апостолов. послал
благоговейных мужей взять незаметно тело первомученика; он отнес его в свою
весь, от имени владельца называвшуюся Кафаргамала, то есть весь Гамалиила; она
отстояла за двадцать поприщ3 от
Иерусалима. Здесь Гамалиил совершил честное погребение тела святого Стефана,
положив его в пещере в новом своем гробе. Потом Никодим, "начальник
иудейский", приходивший ночью к Иисусу Христу (Иоан.3;1-2), преставился,
плачась над гробом святого Стефана; и его похоронил тот же Гамалиил, близ гроба
первомученика. Затем и Гамалиил, принявши святое крещение вместе с сыном своим
Авивом и пожив богоугодно некоторое время в благочестии христианском,
скончался; оба они погребены были в той же пещере, при Стефановом и Никодимовом
гробе.
По прошествии многих лет, когда
погибли мучители, в продолжении долгого времени гнавшие Церковь Божию, и
настали с обращения Константина Великого4
дни царей христианских, – дни церковной тишины и повсюду сияющего благочестия,
– тогда обретены были, по Божию откровению, честные мощи святого первомученика
Стефана и погребенных с ним богоугодных мужей: Никодима, Гамалиила и Авива.
Они были обретены пресвитером помянутой веси Лукианом после
такого видения. В третий час одной ночи с четвертка на пяток Лукиану явился в
сонном видении некий святолепный старец, высокого роста, украшенный сединою, с
продолговатою бородою, облеченный в белую одежду, украшенную златовидными
изображениями крестов; в руке старец имел золотой жезл. Толкнув им в бок
пресвитера, он три раза позвал его по имени:
– Лукиан! Лукиан, Лукиан!
Затем стал говорить:
– Иди в Иерусалим и скажи святому архиепископу Иоанну: "Доколе
мы будем затворены, – почему не открываешь нас? Ибо во дни твоего святительства
нам подобает быть явленными; открой, не медли, наш гроб, где в пренебрежении
лежат наши мощи, то мочимые дождем, то попираемые ногами неверных. Я забочусь
не столько о себе, сколько о лежащих со мною святых, достойных великой чести;
открой указываемые тебе мощи, – да отверзет Бог двери Своего милосердия миру,
объятому многими бедами.
Пресвитер Лукиан, исполнившись ужаса, спросил явившегося ему
мужа:
– Кто ты, господин? и кого ты разумеешь под находящимися с
тобою?
– Я, – отвечал явившийся, – Гамалиил, воспитатель и учитель
Апостола Павла, а со мною почивает господин Стефан архидиакон, побитый камнями
иудеями и первосвященниками иерусалимскими за веру Христову: тело его,
поверженное на съедение псам, зверям и птицам, я взял ночью, принес в сию весь
и положил в моей пещере в приготовленном для себя гробе, желая разделить с ним
одинаковую участь в воскресении и благодати Господней. В другом же гробе, в той
же пещере, положен Господин Никодим, наученный святой вере от Самого Христа
Господа и (по вознесении Господнем) приявший от Апостолов святое крещение;
иудеи узнав об его вере во Христа и крещении, исполнились гнева и хотели его
убить, как и Стефана; однако они не сделали этого из уважения ко мне, так как
Никодим был мне родственник; иудеи отняли у него начальство и имения его
присоединили к церковным; затем, прокляв его, они выгнали его из города с
бесчестием и укоризнами многими: тогда я взял его в свою весь и кормил до
кончины; когда же он умер, я похоронил его близ мощей первомученика Стефана.
Там же в третьем гробе, выкопанном в пещерной стене, я похоронил умершего на
двадцатом году жизни моего любимого сына Авива, вместе со мною приявшего святое
крещение от Апостолов Христовых; с ними я, умирая, завещал положить и мое тело.
– Где же мы будем искать вас? – спросил пресвитер.
– Ищите нас, – отвечал Гамалиил, – пред весью на полуденной
стороне, на ниве Делагаври (то есть ниве мужей Божиих).
Воспрянув от сна, пресвитер воздал хвалу Богу и так
помолился:
– Господи, Иисусе Христе! если это явление от Тебя, а не
обольщение, то повели повториться ему до трех раз.
И стал Лукиан поститься, вкушая лишь сухой хлеб, до
следующего пятка, пребывая в молитве и никому не открывая видения.
В третий час ночи на другой пяток опять явился Гамалиил
пресвитеру Лукиану, как и в первый раз.
– Зачем, – спросил он, – ты пренебрег моим повелением идти и
передать архиепископу Иоанну всё, сказанное тебе?
– Прости меня, господин мой, – отвечал пресвитер, – я боялся
тотчас же по первом видении идти и возвестить, опасаясь как бы не оказаться
лживым; посему я молил Господа, – да пошлет Он тебя ко мне и второй и третий
раз, чтобы мне увериться в истине.
Гамалиил же, простирая руку, сказал:
– Мир тебе, пресвитер, почивай!
И казался он как бы удаляющимся с глаз священника.
Затем, снова обратившись к нему, сказал:
– Лукиан! ты думаешь о том, как обрести и узнать мощи
каждого из нас; так вот смотри и разумей показываемое тебе.
Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца Московского
Страница 1
Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца Московского
Сей блаженный Василий жил в царствование
благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича1
и в правление святейшего Макария, митрополита Московского и всей России. Отца
его звали Иаковом, а мать – Анною. Их молитвами он был испрошен у Бога и по их
вере дан был им. С юных лет он воспылал любовью к Богу и стал жить по заповедям
Его. Оставив, затем, отчий дом и родных своих, блаженный Василий в надежде на
будущие благо переменил тленное достояние на духовное, так как вместо отца у
него было отсечение бремени грехов, вместо матери – чистота, вместо братьев –
желание стремиться к горнему Иерусалиму, а вместо детей – сердечные воздыхания.
И чтобы иметь всё это, он изнурил себя многоразличными суровыми подвигами.
Блаженный настолько был беден, что не имел для себя даже малой пещеры и не
носил на теле своем одежды, а пребывал всегда без жилища и ходил нагим и летом
и зимою, зимою замерзая от холода, а летом страдая от зноя. Находясь постоянно
среди шума и криков, но имея душу свою свободною от страстей, он всегда
проводил Христа ради жизнь юродивого. Он ничего не говорил и представлялся как
бы лишенным дара слова, желая этим скрыть от людей свои добродетели и быть ведомым
только Богу. Но "не может укрыться город, стоящий на верху горы"
(Мф.5:14). Вследствие чистоты жизни блаженного и его несокрушимого терпения,
слава о нем дошла до слуха благоверного царя и великого князя Иоанна
Васильевича, всея России самодержца, которому о жизни его рассказал
преосвященный митрополит Макарий. Оба они весьма дивились его терпению и
прославили Бога за то, что Он даровал в их время такого святого мужа.
Таким образом, неизменно
подвизаясь в трудах и терпении, перенося голод и жажду и ежедневно подвергая
себя смертным опасностям, блаженный Василий прожил жизнь свою. Заболев,
наконец, он слег в постель. Благоверный царь и великий князь Иоанн Васильевич,
всей России самодержец, услышав о близком отшествии святого к Богу, пришел к
нему вместе со своею благочестивою царицею и великою княгинею Анастасиею и со
своими благородными царевичами, Иоанном и Феодором, чтобы посетить его и
принять от него благословение. Блаженный, будучи близок к смерти и находясь уже
при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору:
– Всё, что принадлежит твоим
предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником.
После этих слов блаженный предал
душу свою в руки Божии. От тела его весь город наполнился благоуханием и
множество жителей города стеклось на его погребение. Открылось умилительное
зрелище. Царь и князья до святого храма сами несли на плечах своих тело
блаженного, епископы и священники со всем причтом, прославляя его, пели псалмы
и церковные песнопения, а народ со слезами восклицал, говоря:
– Преблаженный Василие! молись
усердно Христу Богу нашему за город наш Москву и за все русские города и
селения, за христолюбивого царя нашего, его благочестивую царицу и за
благородных детей их, а воинству его будь пособником в победе и одолении
супостатов.
Участвуя в погребении блаженного,
царь с царицею проливали из очей своих радостные и скорбные слезы, – радостные
потому, что в такой кончине святого они видели доказательство его совершенства
и причтения его к лику святых, а скорбные – потому, что лишились такого доблестного
подвижника. И уже тогда многие от прикосновения к святым мощам блаженного
получали исцеление. Преосвященный митрополит Макарий с священным собором,
воспевши над телом святого псалмы и погребальные песнопения, с почестями
похоронили его во 2 день месяца августа 1552 года2.
Всего жития его было 88 лет, из которых 72 года он провел в юродстве. Господь
прославил блаженного чудесами и после смерти его, в 1588 году. Богу нашему
слава ныне, всегда и вечно.
Тропарь, глас 8:
Житие твое, Василие, неложное, и
чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и
мразом, и теплотою солнечною, и слотою, и дождевным облаком, и просветися лице
твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народи, цари же и князи, и
вси людие, прославляюще святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит
ны от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и мир мирови подаст, и душам
нашим велию милость.
Кондак, глас 4:
Духом Божиим водимь, преблаженне
Василие, оттряс еси мирский мятеж, и жития треволнения возгнушался еси, и
совлекся одеяний тленных, и облекся в ризу безстрастия, убежал еси ловления
льстиваго миродержца, и был еси странен во твоем языце, и паче земнаго
богатства избрав богатство небесное, увязлся еси венцев терпения. И ныне,
преблаженне Василие, моли Христа Бога о творящих святую память твою, да зовем
ти: радуйся, преблаженне Василие.
_____________________________________________
1 Блаженный Василий родился в
первые годы княжения московского великого князя Иоанна Васильевича III
(1462-1505 гг.) в подмосковном тогда селе Елахове, где ныне находятся
Елаховская и Басманная улицы. 16 лет отроду он принял на себя подвиг юродства и
подвизался в нем 72 года. Известность он приобрел в царствование Иоанна IV
Васильевича Грозного, которому стал известен чрез митрополита Макария
(1543-1564 гг.), весьма чтившего блаженного.
2 Тело блаженного Василия
было похоронено близ церкви св. Троицы на Рву, гдев 1554 году Иоанн Грозный приказал строить в
память покорения Казани Покровский собор, известный более под именем храма св.
Василия Блаженного. В 1586 году мощи блаженного Василия стали источать много
исцеления и в том же году по повелению царя Феодора Иоанновича над местом
погребения блаженного был построен храм во имя его (нынешний Васильевский
придел Покровского собора), сооружена серебряная, вызолоченная, украшенная
жемчугом и драгоценными камнями рака и установлено праздновать память его 2
августа. Мощи блаженного до настоящего времени почивают в этом храме под
спудом.
В тот же день память
святого священномученика Стефана, папы Римского, мученически скончавшегося в
257 году 2-го августа в царствование Валериана.
В тот же день память
блаженного Василия, подвизавшегося в Спасокаменном монастыре на Кубенском
острове Вологодского уезда.
Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца
Московского
Страница 1
Память сщмч. Стефана, папы Римского (257).
Священномученик Стефан, Папа
Римский, пострадал в 257 году при императоре Валериане. Святитель Стефан,
занимая престол первосвятителя Римского (253-257), ревностно боролся против
ереси Новата, который учил, что не следует принимать обращавшихся из еретиков.
Скрываясь во время гонения на христиан, святитель крестил многих язычников, в
их числе военного трибуна Немезия, обратившегося ко
Христу после того, как святитель исцелил его дочь Люциллу. Немезий, посвященный
в сан диакона, и его дочь были усечены мечом. Их управляющий Симфроний,
приведенный трибуном Олимпием в храм Марса на истязания, молитвой растопил
золотого идола, после чего трибун с женой Екзуперией и сыном Теодолом уверовали
и крестились. Все они были сожжены. Останки их были погребены святым Папой
Стефаном. Тогда же были обезглавлены его 12 клириков: Бон, Фавст, Мавр,
Примитив, Калюмниоз, Иоанн, Екзуперанций, Кирилл, Феодор, Василий, Кастел, Гонорат
и Тертуллин, обращенный святым Стефаном. Наконец, сам святитель Стефан был
приведен к императору Валериану, который осудил его на усечение мечом в храме
Марса. Но, по молитвам святого, большая часть храма разрушилась, а воины
разбежались. Святитель скрылся в катакомбах (усыпальнице святой Люцины), где
затем был убит пришедшими воинами в то время, как он
поучал христиан.
Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца
Московского
Страница 1
Память блж. Василия Спасо-Кубенского (XV).
Жил в XV веке, был иноком
Спасо-Каменекого монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко
от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в монастырской церкви
в честь св. Василия Блаженного Московского (+ 1557 г.; память 2/15 августа),
находились икона св. Василия Каменского во весь рост, тяжёлые железные вериги и
шапка из железных полос. В 1774 г. во время пожара, когда все сгорело,
деревянная рака и образ на ней остались целыми.