Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских (1098). Страдание святой мученицы Сосанны девы и иных с нею мучеников (295-296). Память святого мученика Евпла диакона (304). Преподобный Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь (ок. 1438). В 1378 г. произошла победа Русского войска Дмитрия Донского (род. в 1350, Великий Князь Московский 1362-1389) над войском Золотой Орды на реке Воже. В 1378 г. крещение Наследника Великого Князя Алексия Николаевича. В 1471 г. послы из Новгорода на устье р. Шелони просили Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича (род. в 1440, правил в 1462-1505) помиловать мятежный Новгород после измены новгородцев (перехода под покровительство Литвы), их полного разгрома войсками Великого Князя и публичной казни знатнейших из изменников. Великий Князь великодушно помиловал мятежный город. Новгород обязался передать в княжескую казну около 80 пудов серебра, возвратили Иоанну прилежащие к Вологде земли, берега р. Пинеги, р!
В 1378 г. произошла победа Русского войска Дмитрия Донского (род. в 1350, Великий Князь Московский 1362-1389) над войском Золотой Орды на реке Воже
В 1378 г. крещение Наследника Великого Князя Алексия Николаевича
В 1471 г. послы из Новгорода на устье р. Шелони просили Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича (род. в 1440, правил в 1462-1505) помиловать мятежный Новгород после измены новгородцев (перехода под покровительство Литвы), их полного
разгрома войсками Великого Князя и публичной казни знатнейших из изменников. Великий Князь великодушно помиловал мятежный город. Новгород обязался передать в княжескую казну около 80 пудов серебра, возвратили Иоанну прилежащие к Вологде земли, берега р. Пинеги, р. Мизены и др., обязались платить народную дань, не иметь никаких сношений ни с польским королем, ни с Литвой, признали верховную и судебную власть Князя Московского. В этой грамоте юный сын Великого Князя именова!
лся как и отец - Великий Князь всея России
В 1904 г. крещение Наследника Великого Князя Алексия Николаевича
В 2002 г. старец Николай Гурьянов скончался в возрасте 93 лет на острове Талабск в Псковском озере
В 1979 г. скончался старец Сампсон (Сиверс) в 16:20. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище под Москвой
В 1921 г. был расстрелян поэт Николай Степанович Гумилев (род. 15 апреля 1886 г.) в числе 60 человек, обвиненных
в контрреволюционном заговоре
Завтра, Понедельник, 25 Августа 2014 года (12 Августа 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1479 г. митрополитом Геронтием был освящен новый Успенский Собор в Московском Кремле (заложен Великим Князем III Васильевичем (род. в 1440, правил в 1462-1505) в 1475 вместо обветшавшего старого. Для строительства Собора был приглашен итальянский мастер Аристотель Фиоравенти)/ Удовлетворенный удачным опытом строительства, Иоанн III стал приглашать к себе художников из Италии, построив церковь Благовещения на великокняжеском дворе, а за ней на площади в 1491 г. была возведена грановитая
палата, новые кремлевские стены и башни над Боровицкими и Константипно-Еленскими воротами, а также Свибловская, Беклемишевская и Фроловская башни, а затем новый Архангельский собор, а в 1488 г. была отлита Царь-пушка
В 1906 г. революционеры взорвали дачу П.А.Столыпина на Аптекарском о-ве в Петербурге. Сам премьер не пострадал. Убитых и умерших от ран – 32 и около 30 раненых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских
Страница 1
Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских
"Корень
всех зол есть сребролюбие"
(1Тим.6:10), – говорит святой Апостол Павел. Исполнение этого изречения мы
видим в настоящем житии преподобных Феодора и Василия: враг и виновник зла
возбудил в душе святого Феодора греховные мысли и намерения ничем иным, как
сребролюбием; чрез сребролюбие диавол причинил телесные страдания и смерть не
только преподобному, но и советнику его, блаженному Василию. Об этих святых
отцах повествуется следующее.
Преподобный Феодор во время жизни в миру обладал очень болим
состоянием. Услышав однажды слова Господа в Евангелии, – "всякий из вас, кто не отрешится от
всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лк.14:33), он
последовал им: оставив мир и раздав свое богатство нищим, преподобный Феодор
сделался черноризцем Печерского монастыря, ведя жизнь полную подвигов. По
приказанию игумена он поселился в пещере, известной под именем Варяжской, где и
прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания
преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нем скорбь и сожаление о
розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и
скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть
дьявольское искушение. Забывая слова Господа: "не заботьтесь для души
вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не
больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни
жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их"
(Мф.6:25-26), и видя нищету свою, он начал приходить от скорби к отчаянию, с
каждым днем всё более пленяясь искушением. Однажды он открыл, ничего не
утаивая, свою печаль своим друзьям.
Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий,
один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из
рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:
– Молю тебя, брат Феодор, не губи награды своей, но если ты
сожалеешь об имении, розданном нищим, то я постараюсь возвратить его тебе в том
же количестве: ты только скажи пред Господом, чтобы твоя милостыня вменилась
мне, и тотчас избавишься от скорби и снова приобретешь через меня свое имение.
Впрочем, смотри, попустит ли это Господь: в Константинополе также некто сожалел
о золоте, розданном нищим, и вменил пред Богом милостыню другому, взяв с него
деньги, равные розданным; когда он сказал: "Не я, Господи, сотворил
милостыню, но она есть дело сего", то тотчас упал среди церкви и умер,
потеряв таким образом и золото и жизнь.
Выслушав это, блаженный Феодор образумился и начал
оплакивать свое падение, ублажая брата, исцелившего его от столь опасной
душевной болезни. О таких людях сказал Господь: "если извлечешь
драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста" (Иер.15:19). С этого времени между Феодором и Василием еще
более усилилась любовь друг к другу. С тех пор преподобный Феодор неустанно
преуспевал в заповедях Божиих, стараясь совершать всё необходимое для
праведной, богоугодной, святой и непорочной жизни. Диавол же подвергся великому
посрамлению, не будучи в состоянии окончательно прельстить преподобного Феодора
сребролюбием. Он опять вооружился на преподобного, строя новые козни, чтобы
возбудить в нем страсть любостяжания. Однажды игумен послал преподобного
Василия из монастыря на некоторое послушание, исполнение которого заняло у него
три месяца: считая это время удобным для своих козней, диавол, приняв образ
Василия, пришел в пещеру к преподобному Феодору как будто для душеспасительной
беседы.
– Как ты, – говорил он, – преуспеваешь в добродетельной
жизни? Прекратилась ли у тебя борьба с искушениями бесовскими или всё еще
продолжается, возбуждая в тебе любостяжание чрез воспоминание о имении
розданному нищим?
Преподобный Феодор, не узнав беса и полагая, что с ним
говорит брат Василий, отвечал:
– По твоим, отче, молитвам я с успехом выдерживаю борьбу с
диаволом и не слушаю возбуждаемых им мыслей, и теперь, что ты мне прикажешь, я
охотно исполню, повинуясь тебе: в твоих наставлениях я нашел великую пользу для
моей души.
Мнимый же брат, не слыша из уст преподобного Феодора имени
Божия, приобрел еще большую смелость:
– Я даю тебе, – сказал он, – новый совет: исполнив его, ты
найдешь покой и скоро получишь от Бога вознаграждение в размере розданного
тобою имения: проси у Господа Бога, чтобы Он послал тебе множество золота и
серебра, и не позволяй никому входить к тебе в пещеру и сам не выходи из нее.
Преподобный Феодор обещал всё это исполнить. Тогда оставил
его полный злых ухищрение диавол; незаметно внушая преподобному мысль о
приобретении сокровищ, он побуждал его молиться об этом. Блаженный Феодор молил
Господа послать ему сокровище, которое он обещался всё раздать нищим. После
молитвы он уснул и увидел во сне беса, который, приняв вид светлого ангела,
указывал ему на сокровище в пещере. Это видение было не один, а много раз.
Спустя некоторое время, преподобный Феодор пришел на указанное ему в сновидении
место; начав копать, он действительно нашел здесь сокровище, состоящее из
золота, серебра и ценных сосудов. После этого бес под видом Василия опять
пришел к нему и сказал:
– Где данное тебе сокровище? Явившийся тебе ангел открыл и
мне, что по своим молитвам ты получил множество золота и серебра.
Блаженный Феодор не захотел показать ему сокровища. И тотчас
коварный бес начал явно советовать ему, влагая и тайные помысли, взять
сокровище и удалиться с ним в другую страну. Сначала он сказал преподобному:
Страдание святой мученицы Сосанны девы и иных с нею мучеников
Страница 1
Страдание святой мученицы Сосанны девы и иных с нею мучеников
В царствование Диоклитиана1 и Максимиана2,
по прозванию Геркула, в Риме жил пресвитер Гавиний, родной брат папы римского
Гаия3; обладая хорошим знанием языческих
философов и отлично изучив святое Писание, Гавиний, по совету и настоянию
своего брата, написал много книг в опровержение языческих заблуждений. Оба они
происходили из знатного рода, так что доводились роднею царю Диоклитиану;
последний, впрочем, не желал признавать своего родства с ними; он презирал их
за то, что они исповедовали христианскую веру: Диоклитиан ненавидел ее и
поэтому отрицался от своих родственников христиан.
Пресвитер Гавиний имел дочь по имени Сосанну; он воспитал ее
в истинно христианском духе, с малых лет внушив ей страх Божий, вместе с тем он
дал ей и хорошее светское образование. Сосанна отличалась умом и телесною
красотою, которую превосходила красота душевная: она всем сердцем любила
Господа Иисуса Христа и была Его верной, целомудренной рабой. Услыхав об уме и
красоте Сосанны, Диоклитиан захотел сделать ее женою сыну своему Максимиану.
(Другие называют его Максимином; в действительности он не был сыном
Диоклитиана, а был усыновлен им, как происходивший от его ближайших
родственников; сначала Диоклитиан выдал за него свою дочь Валерию; после же ее
смерти он захотел сочетать Максимиана браком с родственницей своей Сосанной.
Этот Максимиан имел другое имя Галерий, и его нужно отличать от вышеупомянутого
Максимиана, прозванного Геркулом). Диоклитиан послал к Гавинию знатного мужа,
своего двоюродного брата Клавдия, переговорить с ним о том, чтобы он отдал дочь
свою Сосанну за его сына Максимиана. Придя с этим поручением к Гавинию, Клавдий
сказал:
– Пресветлый царь наш Диоклитиан послал меня к тебе с
великой милостью и радостью: он хочет возобновить родство с тобою через
устройство брака твоей дочери, и какое благодеяние может быть для тебя большим,
чем это новое прославление твоего рода чрез кровный союз с царским домом!
– Мы убоги и смиренны, – сказал Гавиний, – и при своем
недостоинстве, как можем называться родственниками царю?
Клавдий отвечал:
– Разве ты и твой брат, епископ Гаий, не сыновья сенатора
Максимина, бывшего родственником дяди нашему, брату господина нашего царя
Диоклитиана?
– Это верно, – согласился Гавиний, – однако обстоятельства
последнего времени вынуждают сказать, что мы недостойны названия родственников
царя.
– Не отрицайся твоего родства, – возразил Клавдий, – вот наш
господин и царь повелевает отдать тебе за сына его Максимиана свою дочь, об уме
которой идет слух, что она обладает обширными знаниями в науках; и справедливо
не разделяться ветвям, происходящим от одного корня; этого желаем и мы, твои
родственники; думаю, что это доставит и тебе радость.
Гавиний сказал:
– Прошу дать мне время, чтобы узнать мнение самой дочери о
твоем предложении.
На этом они расстались.
По уходе Клавдия Гавиний попросил придти к нему в дом брата
своего папу Гаия, который жил недалеко. Когда пришел Гаий, Гавиний рассказал
ему с каким поручением от царя приходил к нему Клавдий. Затем они позвали к
себе Сосанну и сказали ей со слезами на глазах:
– Царь Диоклитиан прислал к нам родственника нашего Клавдия,
передавая через него свое желание видеть тебя супругою сына своего Максимиана.
Блаженная Сосанна так отвечала на это отцу и дяде:
– Куда исчезла теперь ваша мудрость? Поистине я не замечаю
ее в вас; если бы я не была такой христианкой, какой стала, благодаря вашим
наставлениям, тогда со мной действительно можно бы было говорить о том, о чем
вы сейчас ведете речь; теперь зачем вы оскверняете ваши уши и уста, слушая
нечестивые слова и передавая их мне с тою целью, чтобы я вышла замуж за
нечестивого мучителя? Ведь вы сами безбоязненно отреклись от всякого родства с
ним за его нечестие, с которым не может мириться исповедуемая вами святая
христианская вера. Но слава всесильному Богу, даровавшему мне дух, сродный
святым Его: отвергая через веру в Господа нашего Иисуса Христа это скверное
супружество с нечестивцем, я сподоблюсь мученического венца!
– Смотри, дочь моя, – сказал на это Гавиний, – будь тверда в
вере, которою сейчас обладаешь, чтобы соблюсти себя непостыдной пред Господом,
и мы возрадуемся, видя плод твоей веры, приносимый Владыке Христу.
– Господие мои, – отвечала Сосанна отцу своему и дяде, – вы
часто поучали меня соблюдать девство ради Господа Иисуса Христа, и теперь в
любви к Нему и страхе Его я так утвердилась, что не могу даже помыслить о плотском
супружестве; отец мой, я только Того буду любить, для Того жить и на Того
надеяться, Кому ты сам навсегда поручил меня; Он, Владыка, знает искренность
моего сердца!
– Так как ты вручена небесному жениху Христу Богу, то
пребывай всегда в любви Его, соблюдая Его заповеди, – сказал святой папа Гаий.
Так оба святые служители Господни, узнав о добром намерении
Сосанны, долго утверждали ее в ее благочестивом желании, исполняясь в то же
время великой радости, исторгшей из глаз их невольные слезы умиления.
Спустя три дня, Клавдий в сопровождении множества слуг опять
пришел к Гавинию; оставив последних около дома, он сам вошел внутрь, где нашел
и папу Гаия. После обычных приветствий Клавдий сказал:
– Для вас, честные отцы, не безызвестна та радостная
причина, которая привела меня к вам.
В царствование Диоклитиана и Максимиана
гонение на христиан распространилось по всей вселенной. В это время упомянутыми
нечестивыми царями в Сицилию был послан для розыска и мучений христиан один,
известный своею жестокостью, князь, по имени Пентагур. Придя в город Катану,
мучитель приказал городскому начальнику Калвисиану собрать на площадь весь
народ, не только живущий в городе, но в окрестностях. На Ахиллиевой площади
было приготовлено место для зрелища, и на звуки труби и бубнов собралось
множество народа обоего пола и разного возраста. Сюда пришел и князь Пентагур с
Калвисианом; увидев народ, он спросил последнего:
- Все ли воздают честь и
поклонение и приносят жертвы нашим богам?
Калвисиан отвечал:
- Поистине, светлый князь, все, которых ты видишь, усердно
служат великим богам, принося множество жертв; среди них нет ни одного нечестивца.
Этот ответ привел Пентагура в сильную радость, и он выразил
свое одобрение как народу, так и начальнику города; затем, обнародовав
повеление царей, он пред всеми дал власть Калвисиану, – если найдется кто-либо
называющий себя христианином, то он может предать его мучениям и умертвить.
После этого Пентагур удалился в другие города; Калвисиан же призвал к себе
преторских слуг и приказал им тщательно разыскивать, не найдется ли где-либо в
городе или его окрестностях кто-либо, хотя бы даже тайно исповедующий
христианскую веру, – такого человека они должны взять для мучений. Тогда
подошел один из слуг и сказал:
- Здесь в городе есть человек по имени Евпл: он носит с
собою какую-то книгу и, обходя дома и улицы, учит народ, называя велики
христианского Бога.
(Святой Евпл был диакон и носил с собою Евангелие: читая из
него народу о чудесах Христовых, он учил его веровать во Спасителя).
Услышав это, Калвисиан тотчас послал взять его и привести к
себе связанного. Воины отправились, разыскивая святого Евпла по всему городу;
наконец они нашли его в одной бедной хижине, где он читал святое Евангелие,
поучая слушающих; воины взяли его, связали ему назади руки и повели на суд к
городскому начальнику, захватив и Евангелие. Увидев святого Евпла, Калвисиан
сказал:
- Ты ли хулитель богов и преступник приказаний царских?
Святой Евпл отвечал:
- Кто такие ваши боги, чтобы я почитал их?
- Наши боги - Юпитер, Асклипий и Диана, – сказал Калвисиан.
- Ты, – возразил ему святой, – слеп, не зная единого
истинного Бога, сотворившего небо и землю, создавшего человека из земли и нас
христиан облекшего бесценною и пресветлою одеждою бессмертия, которая есть
святое крещение.
- Ты потому говоришь так горделиво, что не испытал еще
мучений, – сказал Калвисиан.
- Для меня эти муки венец светлый, а для тебя тьма и
погибель, – возразил святой Евпл.
Тогда Калвисиан, сильно разгневавшись, приказал повесить
святого Евпла и строгать его железными гребнями. В время этих мучений святой
Евпл поднял к небу глаза свои и, молясь, говорил:
- Господи Иисусе Христе, облеки меня, с которого как одежду
совлекают теперь плоть, бессмертием в будущей жизни даруй мне на час сей
крепость, чтобы не победили меня муки. И с неба был голос:
- Мужайся и крепись, Евпл! тебе уже уготована истинная
одежда.
Долго строгали святого мученика, причем Калвисиан говорил
ему:
- Неужели ты не оставишь своего заблуждения? Почему ты не
хочешь войти в храм богов и принести им жертву, чтобы от них получить прощение
своих грехов, от царе - честь и богатство, от нас - предложение дружбы; вообще
через это ты приобрел бы много золота и серебра.
- О, сын погибели слуга и сообщник дьявола! - отвечал святой
Евпл, – не знаешь ли, как грозно в день страшного суда Божия ты будешь наказан
за всех тех, которых теперь склоняешь к идолопоклонству золотом и серебром?
Еще более разгневавшись, мучитель приказал бить святого по
челюстям железными молотками и сокрушать ему бедра и голени. Во время этих
побоев святой Евпл укорял мучителя, говоря:
- Безумный, ослепленный злобою человек! к чему ты причиняешь
мне эти муки, которые я, укрепляемый моим Богом, считаю за паутинные сети? Если
можешь, изобрети еще более лютые, а эти для меня не более как игра.
После этого Калвисиан приказал отвязать святого Евпла и,
повесив ему на шею Евангелие, отвести в темницу, при этом он велел особенно
тщательно запереть тюремные двери и запечатать их его перстнем, и поставить
стражу, чтобы никто не мог пройти к святому Евплу и принести с собою хлеба и
воды: Калвисиан хотел, чтобы он, мучимый жаждою и голодом, умер. Святой Евпл пробыл
в темнице семь дней и ночей и почувствовал сильнейшую жажду; тогда он помолился
Господу:
- Господи Иисусе Христе, истинный Бог наш, дарующий пищу
всему живущему, Ты, напоивший в древности людей Твоих, водимых по пустыне
Моисеем, источив им из камня живую воду (Исх.17:6), Ты, изведший для Сампсона
воду из сухой челюсти ослиной (Суд.15:19) и омывший нас водою святого крещения,
дай и мне, молю Тебя, прохладу, ибо я изнемогаю от жажды: повели, да истечет в
темнице этой источник воды и утолит жажду мою, и все узнают, что Ты один Бог и
нет другого, подобного Тебе.
Когда святой Евпл окончил эту молитву, внезапно в темнице
появился источник воды; он выпил этой воды и удовлетворил ею не только свою
жажду, но и свой голод, как будто бы пищею; святой Евпл воспел, славя и
благодаря Бога. По прошествии семи дней, Калвисиан приказал вывести из темницы
мученика, если он еще жив: он полагал, что святой Евпл отчасти от ран, отчасти
от голода и жажды уже умер. Когда воины пришли и открыли двери темницы то
пришли в ужас, увидев, что вся темница полна воды. Святой же Евпл простер руки
над водою, как бы повелевая, и вода тотчас стала невидима. Воины сказали друг
другу:
Преподобный Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь
Происходил из рода св. равноапостольного
князя Владимира и стяжал себе славу устроением храмов и защитой Православия на
Волыни от насилия папизма. Первый раз имя св. князя упоминается под 1386 г.,
когда за ним было утверждено наследственное владение — Острожский округ. В 1410
г. св. Феодор участвовал в разгроме католического ордена под Грюнвальдом. В
1422 г. св. князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в
борьбе с германским императором Сигизмундом. В 1432 г. рядом побед над поляками
св. Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни.
В 1438 г. святой участвовал в битве с татарами.
После 1441 г., оставив обширные
имения в лучших областях Подолии и Волыни, воинскую славу и княжество,
преподобный принял монашество с именем Феодосия в Киево-Печерской лавре и
подвизался здесь для спасения своей души до самой кончины, последовавшей во
второй половине XV в. (год точно неизвестен). Погребен он в Дальних
(Феодосиевых) пещерах. В 1638 г. иеромонах Афанасий Кальнофийский
свидетельствовал, что преподобный Феодор «открыто
почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».