Святые семь отроков ефесских (ок. 250, 408-450). Страдания святого мученика Елевферия (ок. 305-311). Страдания святой преподобномученицы Евдокии (362-364). Равноапостольный священномученик Косма Эталийский (1779). В 1326 г. в дни Успенского поста при Вел. Князе Иоанне I Даниловиче (Калите) был заложен Успенский собор в Московском Кремле - первая каменная церковь Москвы. В 1898 г. умер генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Черняев - покоритель Туркестана (род. 22 октября 1828 г.). В 1917 г. - прибытие Царственных Новомучеников в Тюмень и пересадка их на пароход "Русь".
В 1326 г. в дни Успенского поста при Вел. Князе Иоанне I Даниловиче (Калите) был заложен Успенский собор в Московском Кремле - первая каменная церковь Москвы
В 1898 г. умер генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Черняев – покоритель Туркестана (род. 22 октября 1828 г.)
В 1917 г. - прибытие Царственных Новомучеников в Тюмень и пересадка их на пароход "Русь"
Завтра, Понедельник, 18 Августа 2014 года (5 Августа 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1917 г. - проезд Царственных Великомучеников мимо села Покровского, родины Григория Ефимовича Распутина, во исполнение его предсказания
В 1775 г. в связи с пугачевским бунтом было распущено Запорожское войско – Запорожская Сечь ликвидирована
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Святые семь отроков ефесских
Страница 1
Святые семь отроков ефесских
Во дни
нечестивого римского царя Декия1 церковь
Христова была гонима, и много рабов Христовых, – священнослужителей,
церковнослужителей и других верных, боясь безжалостного мучителя, принуждено
было скрываться, где кто мог. Когда, пылая ненавистью к христианам, Декий
пришел из Карфагена2 в Ефес3, то прежде всего приказал собраться жителям
окрестностей для принесения жертв идолам. Ослепленный своею гордостью, царь
поставил среди города идолов, устроив перед ними жертвенники, вместе с царем,
по его повелению, на них должны были принести жертвы сначала городские власти.
При этом всенародном праздничном жертвоприношении земля напоилась кровью и воздух
наполнился смрада и дыма: так много заколалось и сжигалось животных. Спустя два
дня, от царя вышло повеление собрать всех христиан и заставить принести жертвы
идолам. Христиан начали искать повсюду: их вытаскивали из домов и пещер,
соединяли в одну толпу и с бесчестьем приводили на площадь, где собирался
народ, приносивший жертвы. Некоторые из последователей Христовых, не обладавшие
крепостью душевною, боясь предстоящих мук, отпадали от веры и на глазах у всех
поклонялись идолам. Другие христиане, бывшие или очевидцами или слышавшие о
таких поступках со стороны своих собратий по вере, скорбели душою своею,
оплакивая их отпадение от Христа и ниспадение в идолопоклонство; твердые же в
вере и крепкие духом безбоязненно шли на муки и, умирая от разнообразных истязаний,
мужественно полагали души свои за Господа своего. Мучимых было такое великое
множество, что кровь их, истекавшая при нанесении ран и раздроблении костей,
лилась на землю, как вода, тела мучеников или бросались, как сор при дороге,
или вешались кругом на городских стенах, а головы на особых колах ставились
пред городскими воротами; вороны, ястребы и другие плотоядные птицы слетались к
стенам и пожирали тела умерших за веру. Для потаенных и скрывающихся христиан
доставляла великую печаль невозможность взять и погребсти тела братий,
поедаемые птицами; воздевая руки к небу, они с рыданиями молились Господу,
чтобы Он избавил церковь Свою от такого мучительства.
В это время в Ефесе находилось
семь отроков, они были сыновья уважаемых городских начальников и служили в
войске, имена их следующие: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий,
Ексакустодиан и Антонин. Не будучи связаны узами телесного родства, они были
связаны узами родства духовного, – верою и любовию Христовою; они вместе
молились и постились, сораспинаясь Христу умерщвлением плоти и строгим
соблюдением целомудрия. Видя постоянные притеснения и жестокие казни христиан,
они сокрушались в душе своей и не могли удержаться от слез и воздыханий. –
Когда язычники вместе с царем отправились приносить жертву, святые отроки
уклонились от них; придя в церковь христианскую, они поверглись на землю пред
Господом и, посыпав прахом свои головы, воссылали к Нему слезные молитвы.
Подобные поступки с их стороны не укрылись от взора некоторых людей (в то время
каждый наблюдал за другом своим, какому богу он молится, и предавал на смерть
брат брата, отец сына, сын отца; никто не скрывал ближнего своего, если
замечал, что он молится Христу). Они тотчас же пошли к царю и сказали:
– Царь, живи во век! Ты призываешь
издалека христиан, убеждая приносить жертвы, а между тем находящиеся около тебя
пренебрегают твоей царской властью и, не слушая твоих повелений, нарушают их,
держась христианской веры.
Разгневанный царь спросил, кто именно противится его
повелениям. Доносчики сказали:
– Максимилиан, сын городского правителя, и шесть других
отроков, сыновей знатных ефесских граждан; все они уже имеют значительные
военные чины.
Царь тотчас же велел схватить их, заковать в цепи и привести
к себе. Святые отроки скоро были приведены к царю с глазами еще не обсохшими от
слез и со следами праха на голове. Взглянув на них, мучитель сказал:
– Почему вы не явились вместе с нами на праздник в честь
богов, которым покланяется вся вселенная? Подите теперь и, подобно другим,
принесите богам должную жертву.
Святой Максимилиан отвечал:
– Мы исповедуем Единого Бога и Царя небесного, Своею славою
наполнившего небо и землю, и Ему каждый час приносим духовную жертву веры и
молитвы, идолам же вашим, чтобы не осквернить душ наших, мы не принесем жертв,
состоящих из сожжения животных, сопровождаемого смрадом и дымом.
После такого ответа царь велел отнять у юношей их воинские
пояса, – знак занимаемого ими высокого положения:
– Вы не достойны, – сказал он, – служить в войске царя, ибо
не повинуетесь ни ему, ни богам.
Однако, видя красоту и молодость их, царь сжалился над ними
и сказал:
– Было бы безжалостно сейчас же предать мукам столь молодых,
– поэтому, прекрасные юноши, я даю вам время для размышления, чтобы вы,
образумившись, принесли жертву богам и, таким образом, сохранили себе жизнь.
Затем он приказал снят с них цепи и освободить их до
назначенного времени, а сам удалился в другой город, намереваясь опять
возвратиться в Ефес.
Святые же отроки, следуя учению Христову, дарованное им
царем свободное время употребляли на добрые дела: взяв в доме родителей своих
золото и серебро, они раздавали его тайно и открыто нищим. Вместе с тем, они
совещались между собою, говоря:
– Удалимся на время из города, пока в него не возвратится
царь, уйдем в ту большую пещеру, которая находится в горе на восток от города,
и там, пребывая в безмолвии, усердно помолимся Господу о даровании нам крепости
при предстоящем исповедании Его святого имени, чтобы мы могли, безбоязненно
явившись к мучителю, мужественно перенести страдания и получить от Владыки
нашего Христа уготованный верным рабам неувядаемый венец славы.
Святой мученик Елевферий служил кувикуларием (постельничим) при дворе
императора Максимиана Геркула.[1] Когда
он принял христианство, то удалился в загородное имение и устроил в своем доме
церковь. Отсутствие свое во дворце он объяснил болезнью. Один из слуг донес
императору, что Елевферий стал христианином. Император приказал святому
принести языческую жертву. Святой отказался и за это был обезглавлен. Мощи
святого Елевферия находились в Константинополе, а впоследствии были перенесены
в Италию, в город Теате.
[1] Император Максимиан
царствовал с 284 по 305 гг.
Святая преподобномученица
Евдокия была знатная римлянка, жившая в IV веке. В числе 9000 христиан ее взяли
в плен войска персидского царя Сапора. Находясь в
плену, святая проповедовала среди персидских женщин и многих из них обратила в
христианство. За это она подверглась долговременным, жестоким истязаниям и была
обезглавлена.[1]
[1]Преподобномученица
Евдокия приняла мученический венец около 362-364 гг.
Равноапостольный
священномученик Косма, в миру Константин, был родом из Этолии. Он обучался
сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил
свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких
известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений
Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и
Херсонский).
Оставшись
на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был
пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.
Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан
побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в
Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное
дозволение у Патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония)
проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах
Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в
Фессалониках, в Веррии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на
островах Святой Мавры, Кефалонии и в других местах. Его проповедь, исполненная
благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам
великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь
споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в
Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти
утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой
Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.
По
его наставлению в селах открывались церковные училища. Богатые жертвовали свои
средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой
раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с
покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так
как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой
Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей
молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где
останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели
воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об
этом.
Апостольское
служение святого Космы завершилось мученической смертью в 1779 году. В
65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и удавлен. Тело его
было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано
погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм
Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были
перенесены на благословение в разные места.