Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской (1314). Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350). Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического (815-820). Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Память преподобного Григория, иконописца Печерского (XII). Память преподобного Григория Синаита (XIV). Страдания мучеников Елевферия и Леонида (?). В 1812 г. во время Отечественной войны с Наполеоном Император Александр I назначил главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями светлейшего князя Михаила Иларионовича Кутузова. В 1915 г. русские войска после 6,5 - месячной обороны вынуждены были оставить крепость Осовец.
В 1812 г. во время Отечественной войны с Наполеоном Император Александр I назначил главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями светлейшего князя Михаила Иларионовича Кутузова
В 1915 г. русские войска после 6,5 - месячной обороны вынуждены были оставить крепость Осовец
Завтра, Пятница, 22 Августа 2014 года (9 Августа 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1704 г. войска Петра I взяли шведскую крепость Нарва
В 1823 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) поступил в Казанский Университет на словесный (филологический) факультет
В 1877 г. началась оборона Шипкинского перевала русскими войсками и болгарскими ополченцами
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской
Страница 1
Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской
В 6822 году от сотворения мира1во время киевского и всероссийского митрополита Петра2 при благоверном князе ярославском Давиде Феодоровиче
епископ ростовский и ярославский Прохор, – по другим известиям Трифон, –
объезжая свою епархию, прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь; отсюда он
продолжал путь водою на лодках, – сначала по притоку Волги Шексне, а затем по
самой Волге до Ярославля. Когда путники были на расстоянии шести поприщ3 от Ярославля, день начал склоняться к вечеру; тогда
они пристали на ночлег к горе, стоявшей на той стороне Волги, где находился
город; поднявшись на гору, они разбили шатер. Стоянка была как раз против того
места, где в Волгу впадает приток ее Толга; вся эта сторона была покрыта
большим лесом. Во время ночлега епископ проснулся в полночь и заметил какой-то
свет; быстро поднявшись и выглянув из шатра, он нашел всех своих спутников, –
священников, клириков, слуг и даже сторожей спящими; между тем великий свет
озарял всю местность. Оборотившись к реке, епископ заметил на противоположном
берегу чрезвычайно светлый, необыкновенно сияющий столб, при этом он увидел и
мост, ведущий к нему через Волгу; это таинственное явление возбудило в епископе
удивление, смешанное с ужасом. Однако, помолившись Богу, он, захватив свой
епископский посох, вышел из шатра и, не будя никого, направился к реке и взошел
на видимый им мост: в действительности же епископ шел по воде как по дереву, –
на этом месте никогда не было моста, но, по повелению Божию, вода, отвердев,
образовала как бы мост под его ногами. Достигнув противоположного берега,
епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа
нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе
на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ,
поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира теплые молитвы,
соединенные со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился
обратно, забыв на этом месте свой посох. Перейдя по тому же самому мосту реку,
епископ возвратился в свой шатер, и так как все спали, то его путешествие
никому не могло быть известно; до утра епископ спокойно проспал. Когда
рассвело, все встали, и по обыкновению была пета утреня. Настало время идти к
лодкам, и слуги начали искать посох святителя, но все поиски были тщетны. Тогда
они сказали епископу, что неизвестно куда девался посох, хотя вечером он был
поставлен в шатре. Епископ вспомнил, что забыл свой посох на той стороне реки,
и понял, что Господь желает сделать известным помянутое чудесное явление; не
будучи в состоянии от слез вымолвить слова, он начал показывать перстом за
Волгу; потом, едва говоря от волнения, святитель рассказал по порядку, как он
достиг противоположного берега Волги и что там видел; затем он приказал ехать в
указываемом им направлении за Волгу и взять там посох. Слуги поехали и во время
поисков посоха обрели в лесу икону Пречистой Богородицы, но уже не на воздухе,
а стоящей между деревьев на земле; близ нее лежал и посох. Поклонившись святой
иконе и взявши посох, они возвратились к святителю и сообщили ему, что видели
икону Пресвятой Богородицы. Тогда епископ, отложив на время путь к Ярославлю,
переехал со всеми своими людьми Волгу; увидев икону Пресвятой Богородицы, он
тотчас узнал тот самый образ, который ночью держался на воздухе, окруженный
светлым сиянием в виде столпа. В радости и веселии духовном святитель преклонил
колена, воссылая теплые молитвы Пресвятой Богородице и благоговейно лобызая Ее
святую икону. И все присутствовавшие также не могли удержаться от радостных
слез и, поклоняясь честному образу, также усердно молились Матери Божией.
Это чудесное явление иконы Пресвятой
Богородицы совершилось восьмого августа, когда почитается память святого
Емилиана, епископа Кизического.
Святитель Прохор, ни мало не медля,
тотчас начал собственными руками очищать место, где явилась святая икона, рубить
лес и приготовлять деревья для постройки церкви; его примеру ревностно
следовали и находившиеся с ним; в тот же день заложили маленькую церковь и к
полудню окончили ее постройку. Слух о чудесном явлении и связанных с ним
событиях дошел до Ярославля, и множество народа поспешило к месту, где
находился епископ; среди пришедших были и духовные и миряне, старые и молодые,
богатые и бедные, здоровые и больные. При виде иконы Пресвятой Богородицы они
исполнились неизреченной радости и усердно полились; каждый старался помочь
сооружавшим церковь, – кто рубил деревья, а кто трудился вместе с начавшими
постройку храма. Когда он был окончен, епископ в тот же день к вечеру освятил
его и внес чудотворный образ; затем, совершив во вновь сооруженном храме
богослужение, святитель нарек его во имя честного Введения Пресвятой Богородицы
и установил празднование явления Ее образа в восьмой день августа месяца. Все
присутствовавшие при этом недужные получили, по благодати Пресвятой Богородицы,
исцеление. Тогда же епископ повелел быть при церкви монастырю и в тот же день
поставил ему игумена. С этого времени на месте явления чудотворного образа была
устроена обитель, сначала довольно незначительна, а потом, с расширением своей
славы, она увеличилась и в своих размерах. Эта обитель, хранимая Богом,
существует и до ныне и известна под именем Толгской, от впадающего на этом
месте в Волгу притока – Толги.
Со дня явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы
начало совершаться множество чудес, из которых упомянем здесь только о некоторых,
наиболее выдающихся. В 6900 году 16 сентября4,
при игумене Германе, когда священник возгласил на утрени после девятой песни: "Богородицу
и Матерь света песньми возвеличим!" внезапно от правой руки Пресвятой
Богородицы истекло миро, и церковь наполнилась дивным благоуханием; все
присутствовавшие в храме при виде этого чуда не могли удержаться от удивления и
ужаса, прославляя в то же время Бога и Его Пречистую Матерь. После утрени стали
совершать молебен Пресвятой Богородице, и при окончании его во время пения "Владычице,
приими молитву рабов Своих" от левой ноги Пречистого Младенца, держимого
Богородицею на руках, истекло миро; таким образом глазам верующих, находившихся
в то время в храме, представились два источника, – от правой руки Пресвятой
Богородицы и левой стопы Христа, – чудесно источающие миро от одной иконы.
Дивное чудо это не могло не возбудить духовной радости в игумене и братии: они
со слезами преклоняли колена пред Пречистой Богородицей и помазывали чело свое
миром, которое обладало великой целебной силой: кто из недужных, – какою бы
болезнью он не страдал, – ни помазывался чудесным миром, тотчас делался здоров.
Спустя некоторое время после этого чудесного события, один боярин, по имени
Никита, был послан великим князем из Москвы в Белозерский край: когда он вместе
с женою и слугами прибыл в Ярославль, то сел в лодки, чтобы дальнейший путь
продолжать водою вверх по реке. У этого боярина был единственный сын, еще
маленький мальчик, – ему было не более четырех лет, – и вот дорогою он
разболелся и умер, и его мертвого довезли до Толгского монастыря Пресвятой
Богородицы, чтобы здесь похоронить. Отец и мать умершего мальчика горько
плакали пред иконою Пресвятой Богородицы, так как не имели более детей. Опрятав
тело, занялись приготовлением гроба и остального, нужного для погребения; в
этих печальных хлопотах прошло время с часу дня до десяти вечера. И вот, когда,
после обычного молебствия, началось надгробное пение, мальчик неожиданно ожил и
воскликнул; все ужаснулись и вместе с тем радовались; особенно же радовались
родители. Они не знали, как благодарить Господа и Его Пречистую Матерь, снова
увидев своего сына живым и здоровым. – Однажды по попущению Божию в монастыре
случился большой пожар; при этом и церковь загорелась так быстро, что братия не
успели отворить церковных дверей и хотя что-нибудь вынести из храма; вся
церковь со всем находившимся в ней сгорела. Все со скорбью думали, что этой же
участи подверглась и чудотворная икона. Но после пожара неожиданно нашли в роще
близ монастыря святую икону, совершенно неповрежденную и окруженную сиянием:
конечно, не человеческими, а только ангельскими руками могла быть взята святая
икона из великого пламени. Братия с радостью приняли святую икону и, не медля,
принялись за постройку нового храма, более обширного по размерам и
великолепного по своим украшениям. И доселе можно видеть прекрасные церковные
здания и монастырские постройки. Благодать же Пречистой Богородицы и Приснодевы
Марии и доныне не перестает совершать чудотворения, как от источника, от Своей
святой иконы, источая исцеления болезней и отгоняя от людей злых духов.
Чудеса эти подробно описаны в самой обители; мы же, изложив
только немногое, да и то кратко, – для более подробного повествования не
достало бы и времени, – прославим Бога и Его Пречистую Матерь Деву Марию;
воздадим подобающее поклонение и Ее честной иконе, которую все роды
христианские должны почитать всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского
Страница 1
Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского
Святой Мирон родился на острове Крите1, здесь же был и воспитан; он женился в довольно
ранней молодости; главным занятием его было земледелие, причем "от пота
лица своего" святой Мирон ел хлеб не только сам, но и кормил других,
подавая от своих урожаев убогим. Господь благословлял за это труды святого
Мирона: размерам подаяний соответствовала величина урожаев. Святой Мирон был
милостив более всех людей, обитавших в той земле: однажды он застал на своем
гумне воров, когда они уже до того наполнили мешки житом, что не могли поднять
их; святой Мирон вместо того, чтобы подвергнуть их телесному или какому-нибудь
иному наказанию, подошел к ним и своими руками пособил поднять мешки на плечи;
при этом он строго запретил ворам рассказывать о его поступке. За свою
добродетельную жизнь святой Мирон был сделан пресвитером; в этом сане он
ревностно поучал своих пасомых святой жизни христианской, а во время гонения со
стороны нечестивого царя Декия2 горячо
убеждал их твердо переносить страдания. Когда с погибелью Декия3 окончилось гонение, святой Мирон был возведен на
престол епископа: будучи епископом, он установил памятование святых мучеников,
пострадавших во время гонения за Христа, а также силою Божиею сотворил много
чудес и других дивных дел. Так, между прочим, святой Мирон остановил течение
реки: во время наводнения одному знатному мужу, по имени Тритон, нужно было
перейти реку4; святой епископ остановил ее
течение, пока помянутый муж, перейдя реку, снова не возвратился обратно; тогда
святой Мирон послал свой посох с приказанием опять продолжать реке свое обычное
течение. Когда посланцы святого Мирона достигли реки и, возмутив жезлом святителя
в ней воду, повторили его повеление, река с чрезвычайной быстротою и
стремительностью протекал по руслу в прежнем направлении. Много чудес, по
своему величию подобных сейчас описанному, сотворил святой угодник Божий.
Святой Мирон отошел ко Господу уже столетним старцем, всю жизнь посвятив Богу
путем исполнения Его святых заповедей5.
1 Крит – наибольший из
греческих островов, в восточной части Средиземного моря.
2 Декий – император 249-251
гг.
3 В 251 г.
4 Иное передается в житии и
Синаксаристе Никодима: там сообщается, что река по имени Тритон остановлена
святым Мироном во время наводнения, и он, прошедши посуху по ней, после послал
жезл с повелением чтобы она опять текла. В Крите еще Диодору Сицилийскому была
известна река Тритон.
Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического
Страница 1
Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического
Емилиан, епископ Кизический1, претерпел страдания за исповедание Христово в
царствование Льва Армянина иконоборца2.
Святого Емилиана неоднократно принуждали оставить поклонение честным и святым
иконам, но он, неуклонно следуя учению святых отцов, не повиновался. За эту верность
вере православной ему пришлось перенести от еретиков много неприятностей, даже
тюремные заключения3, но святой Емилиан
всё переносил с радостью в надежде за временные страдания получить вечное
блаженство. С таким чисто христианским настроением проходя среди скорбей и
страданий свой жизненный путь, святой Емилиан умер в заточении, уповая на
Господа и украшенный венцом исповедника.
Кондак, глас 3:
Добляго тя поборника по Троице явльшася, церковь славит
поющи Емилиане, за ню же пострадал еси: сего ради почитаем память твою,
языческого нашествия избави рабы твоя.
1 Кизик находится на
полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе; город этот основан
милетцами за 5 веков до Р. Хр.
2 Лев V Армянин – император
813-820 гг.
3 Так в 815 г. он был заточен
вместе с другими епископами. На собрании епископов во главе с патриархом у царя
иконоборца св. Емилиан первый из епископов начал говорить смело с Львом
Армянином, твердо отстаивая права церкви. На убеждения императора, склонявшего
к иконоборчеству, он сказал: "Если этот вопрос, император, есть церковный,
как ты сам сказал, то пусть исследуется в церкви по обычаю. ИЗ древности, из
самого начала, церковные вопросы исследуются в церквах, а не в царских палатах".
См. житие прп. Никиты под 3 числом апреля месяца.
В тот же день память
преподобного Григория, иконописца Печерского в XII в., почивающего в Антониевой
пещере.
В тот же день память
святых мучеников Елевферия и Леонида, брошенных в огонь за исповедание Иисуса
Христа.
В тот же день память
преподобного Григория Синаита, жившего в царствование Михаила IX Палеолога и
Андроника, царей греческих, написавшего много душеполезных книг и скончавшегося
в первой половине XIV века.
Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического
Страница 1
Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Перенесение
мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких было 8 августа 1566 года на
третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня.
Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их
честь.
Сведения о преподобном Зосиме помещены 17 апреля; о
преподобном Савватии - 27 сентября.
Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического
Страница 1
Память преподобного Григория, иконописца Печерского
Преподобный Григорий, иконописец Печерский,
был сопостник преподобного Алипия Печерского (память 17 августа). В
"Сказании о святых иконописцах" говорится, что он написал много
чудотворных икон, находящихся в Русской земле. В 9-й песни канона службы Собору
Киево-Печерских преподобных, почивающих в Ближних пещерах (память 28 сентября),
преподобный Григорий называется византийским - возможно, он был в числе
иконописцев, прибывших из Константинополя в Киев для украшения Великой церкви
монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического
Страница 1
Память преподобного Григория Синаита
Преподобный Григорий Синаит родился около
1268 года в приморском поселении Клазомены около г. Смирны[1] от
богатых родителей. Около 1290 года он был взят в плен агарянами и отправлен в
Лаодикию. После освобождения преподобный прибыл на о.
Кипр, где постригся в иноческий чин. Затем он отправился на Синайскую гору и
принял там великую схиму. Исполняя послушания повара и пекаря, преподобный был
также искусным писцом и превосходил всех в чтении и знании Священных и
отеческих книг. Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на
молитве) одних приводила в изумление, а у других вызывала зависть. Удалившись
из монастыря, преподобный посетил Иерусалим. Некоторое время он жил на о.
Крите, а затем обошел на Афоне все монастыри и всех подвижников. Таким путем он
вобрал многовековой опыт иноческой жизни древнейших обителей. Лишь после этого
преподобный Григорий Синаит построил себе в уединенном месте исихостерий -
келлию для безмолвия и беспрепятственных занятий умной молитвой, соединенной с
тяжелым иноческим трудом.
Драгоценным
наследием преподобного Григория являются наставления о внутренней жизни, 15
глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где он говорит, что "ищущий
уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то
желающий подобен человеку, воображающему тень вместо истины".[2]
Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы
"Достойно есть" к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной
полунощнице; канон святому Кресту; в канонике 1407 года преподобного Кирилла
Белозерского[3] находится "Канон
умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория
кир Синаита".[4]Заботясь о распространении иноческого
делания, преподобный основал несколько келлий на
Афоне, 4 лавры во Фракии. Преставился преподобный Григорий Синаит в 1310 г.[5] в
своей так называемой "Скрытной" (Парарийской) обители, основанной в
горах Македонии для строгих последователей его жизни.[6]
[6] На
русском языке издано: 1. Главы зело полезные и словеса различные о заповедях.догматах, муках и обетованиях, еще же о помыслах, страстях,
добродетелях, безмолвии и молитве, числом 142. Введение известное о безмолвии и
молитве, еще же и о знамениях благодати и прелести, и кое есть различие теплоты
и действа, и яко без наставника прелестью удобно побеждаемся. 15 глав. - О
безмолвии и молитве 22 главы "Добротолюбие".кн. I. ч. 1. Изд. 2-е М., 1822. То же.
"Добротолюбие" в рус.пер.
т. 5. М., 1900. 2. Весьма полезные главы о разных духовных предметах. -
"Христианское чтение", 1824, ХVI. с.
115-233.