Житие преподобной девы Евпраксии (413). Житие святой Олимпиады диакониссы (410). Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы (I до Р.Х.). Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1444). Пятый Вселенский Собор (553). В 1652 г. Митрополит Новгородский и Великолуцкий Никон стал Патриархом. В 1772 г. подписана конвенция о "первом разделе" Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Россия вернула русские земли в Восточной Белоруссии и часть Ливонии.
В 1652 г. Митрополит Новгородский и Великолуцкий Никон стал Патриархом
В 1772 г. подписана конвенция о "первом разделе" Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Россия вернула русские земли в Восточной Белоруссии и часть Ливонии
Завтра, Пятница, 8 Августа 2014 года (26 Июля 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1770 г. произошло взятие Измаила корпусом генерала Н.В.Репнина
В 1948 г. в городе Минеральные Воды скончался великий Русский старец Феодосий Кавказский
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобной девы Евпраксии
Страница 1
Житие преподобной
девы Евпраксии
Во дни
благочестивого царя Феодосия Великого1
был в Константинополе2 один знатный
сановник Антигон, родственник царю, человек разумный и в словах и в поступках,
мудрый в советах; он давал всегда добрые и полезные указания в делах
государственных, кроме того он был добр, сострадателен к людям, милостив к
нищим и охотно помогал всем, кто просил его. Царь любил его не только как
родственника, но и как благочестивого христолюбца и
хорошего советника. Антигон был также и очень богат, настолько, что после царя
не было никого богаче его. Он взял себе в супруги красивую девицу также из
царского рода, по имени Евпраксию; она была
благочестива и богобоязненна, любила посещать святые церкви, молилась Богу со
слезами и щедро одаряла храмы Божии на украшение святынь Господних. УАнтигона и Евпраксии,
этой знатной, богоугодной четы, соединенной телом и душой, любимой царем и
царицей, родился ребенок девочка, и назвали ее по имени матери Евпраксией. Однажды, после ее рождения, Антигон сказал
своей жене Евпраксии:
– Ты знаешь, жена, что эта жизнь коротка и что богатства
этого суетного мира – ничто: жизнь человеческая едва продолжается до
восьмидесяти лет, богатства же, приготовленные на небесах боящимся Бога,
пребывают бесконечные века. А мы, связанные мирскими заботами и прельщаемые
временными богатствами, проводим наши дни в суете, не приобретая никакой пользы
своей душе.
Услышав это, Евпраксия спросила
Антигона:
– Что же нам надо делать, господин мой?
Антигон отвечал:
– Мы родили о Боге одну дочь, и довольно нам одной,
прекратим плотской супружеский союз, – будем жить дальше без этого.
Тогда Евпраксия подняла руки к
верху, возвела очи на небо и со вздохом сказала мужу:
– Благословен Господь Бог, приведший тебя в страх Его и
наставивший тебя на разум истинный. Не скрою, господин мой, я много раз молила
Бога, чтоб просветил Он сердце твое и вложил тебе в ум такую благую мысль, но
никогда и не решалась высказать тебе свое желание; раз
ты сам заговорил об этом, то позволь и мне кое-что сказать.
– Скажи, госпожа моя, что ты хочешь, – согласился Антигон.
– Ты знаешь, господин мой, – продолжала Евпраксия,
– что говорит Апостол: "Время уже коротко, так что имеющие жен должны
быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не
радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как
не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего" (1Кор.7:29-31). Итак,
давай проводить эту кратковременную жизнь как ты хочешь, без плотского
сношения, чтобы вместе улучить во веки нетленную
жизнь. А столько богатства, как у нас теперь, и столько имения – на что нам?
Разве возьмем что-нибудь из них с собою в гроб? Поэтому с добрым намерением
твоим раздай и это нищим, чтоб не бесплодно было решение, принятое нами.
Услышав эти слова супруги своей, Антигон прославил Бога и
начал щедро раздавать свое имение нищим; с супругою же своею он жил, как брат с
сестрой, без плотского сношения, во взаимной духовной любви, единодушно и единомысленно угождая Богу. Поставив себе такие
добродетельные правила в жизни, Антигон преставился к Господу, прожив только
один год без соития с женою; и оплакивали его царь и царица, как родственника и
как праведного и благочестивого человека. Соболезновали они и о овдовевшей Евпраксии, еще очень
молодой: она жила только два года и три месяца в супружеских сношениях с мужем,
и один год без них. После погребения Антигона, царь и царица старательно
утешали Евпраксию. Она же, взяв свою дочь, дала ее им
на руки и, упав им в ноги, сказала с плачем и рыданием:
– В руки Божии и ваши отдаю эту сироту; примите ее в память
родственника вашего Антигона и будьте ей вместо отца и матери.
Многие из присутствовавших при этом
прослезились, и сам царь с царицей плакали. Через четыре года после этого,
когда отроковице Евпраксии было пять лет, царь,
посоветовавшись с матерью ее, обручил ребенка с одним из сенаторских сыновей,
благородным юношей, который обещался ждать, пока подрастет отроковица; утвердив
это, царь велел Евпраксии взять у него залог и
обязательство. Спустя несколько времени, один сенатор захотел жениться на Евпраксии, вдове Антигона, и просил царицу через некоторых
знатных женщин тайно от царя уговорить Евпраксию
согласиться на брак с ним. Царица послала от себя придворных женщин ко вдове Евпраксии, советуя ей
выйти замуж за помянутого сенатора. Услышав это, Евпраксия
заплакала и сказала пришедшим к ней женщинам:
– Горе вам будет в будущей жизни за то,
что вы подаете такой совет мне, обещавшей Богу жить в чистоте вдовства; уйдите
от меня: ваш совет противен моему желанию!
Родиной святой Олимпиады, названной так в
честь своей матери, был Царьград, где жили ее известные и знатные родители.
Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать ее была
дочерью того знаменитого епарха Евлавия, который упоминается в рассказе о
чудесах святителя Христова Николая и который в царствование Константина
Великого был первым лицом после царя. Олимпиада, дочь Евлавия, сначала была
обручена с младшим сыном Константина Констою, который после отца царствовал в
древнем Риме; но он был убит до брака, а она была выдана за Арсака, царя
армянского, с которым недолго пожила и овдовела, тогда Олимпиада вышла замуж за
вышеназванного сенатора Анисия Секунда и родила святую Олимпиаду, которая еще не
достигла совершеннолетия, как родители уже обручили ее с благородным юношей,
сыном епарха Невридия; самый же брак был отложен. Но прошло двадцать месяцев,
жених умер, и осталась Олимпиада девицей и в то же время вдовою; она не
захотела уже, хотя и достигла совершеннолетия, выходить замуж за другого, но
пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.
По смерти своих родителей, Олимпиада осталась наследницей
великих богатств и бесчисленного имения; всё это она посвятила Богу и стала
раздаватьцедрою рукою нуждающимся:
церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и
странников, сиротам и вдовам, и впавшим в нищету; посылала она щедрую милостыню
также и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение; так по многим местам
распространялась ее щедрость. Сама же она постоянно молилась и постилась,
всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу.
В то время царствовал Феодосий Великий1, отец
Аркадия и Гонория; у него был один родственник, по имени Елпидий, за которого
он желал выдать блаженную Олимпиаду, молодую и красивую, но она не хотела. Царь
обращался к ней с просьбами, всячески стараясь уговорить ее выйти замуж за его
родственника Елпидия, но она никак не соглашалась, не смотря на то, что ей
грозили, и она знала, что царь разгневался. Она послала царю такой ответ:
– Государь! Если б Бог хотел, чтоб я была замужем, то не
взял бы у меня моего первого мужа; но, так как Он знал, что не на пользу мне в
этой жизни быть замужем, то освободил мужа от совместной жизни со мною, а меня
избавил от тяжелого ига мужней власти и Свое благое иго (ср. Мф.11:30) положил
на мои помыслы.
Царь разгневался и приказал начальнику города отнять у нее
всё ее имение и хранить его, пока Олимпиаде не минет тридцать лет от роду.
Начальник не столько по царскому приказанию, сколько по наговору Елпидия, так
обижал и стеснял ее, что она не только в имуществе своем, а даже и в себе самой
не была властна: он не позволял ей ни беседовать с богоугодными святителями, ни
посещать церковь, добиваясь чтоб с тоски она пошла замуж, но Олимпиада
радовалась и благодарила Бога. Через несколько времени она написала царю
следующее:
– Ты оказал мне, владыка, царскую милость и поступил истинно
по епископски2, приказав другому заботиться и беречь мое бремя, о
котором я заботилась сама; еще большее благодеяние сделаешь ты мне, если
прикажешь твоему чиновнику раздать всё мое имение церквам, нищим и
недостаточным людям, чтобы я избегла суетной славы, раздавая не сама, и тогда
не буду пренебрегать настоящим своим богатством3, свободная от забот
о богатствах земных и скоро погибающих.
Царь прочел ее письмо и, размыслив сам с собою, позволил ей
опять владеть своим имением: он наслышался о ее добродетельной и богоугодной
жизни, о великом ее воздержании и жестоком умерщвлении тела. Действительно, она
совсем не ела мяса, не ходила в баню; если же нужда ее заставляла, по
нездоровью, вымыться, то она в одной рубашке садилась в ванну с теплой водой и
мылась не раздеваясь, так как она стыдилась не только служанок, но и самой себя
и не хотела видеть своего нагого тела.
По такой целомудренной и честной жизни святая Олимпиада,
добродетелям которой удивлялись и святители, была взята на служение церкви, –
святейшим патриархом Нектарием4 она назначена была диакониссою5.
И служила она Господу честно и праведно вместе с другими диакониссами, подобно
евангельской вдове святой Анне, "которая не отходила от храма, постом и
молитвою служа Богу день и ночь" (Лк.2:37). Жизнь блаженной Олимпиады
была настолько беспорочна, что даже и враги ее не могли найти в ней чего-либо
заслуживающего порицания. Враждовавшие со святым Иоанном Златоустом,
патриаршествовавшим после Нектария, враждебно относились и к этой неповинной
рабе Христовой, и из них более всего Феофил, патриарх александрийский: он
гневался на нее за то, что изгнанных им из египетской пустыни честных иноков (о
них подробно рассказывается в житии Златоуста)6 она приняла, когда
они явились в Царьград, и кормила Христа ради. Она вообще весьма радушно давала
приют и покой приходившим в город странникам, монахам и епископам, уделяя им от
своего имущества, и сам Феофил прежде часто пользовался ее гостеприимством и
щедростью. Впоследствии же он враждебно относился к ней и за вышесказанных
иноков, и за святого Иоанна Златоустого, и старался обесславить ее несправедливыми
обвинениями, но никто не верил его злобной лжи и клеветам, – все знали ее
чистую и святую жизнь. Слава об этой истинной рабе Христовой распространялась
по всем церквам; она поступала подобно тому упоминаемому в Евангелии
самарянину, который человека, израненного разбойниками и оставленного всеми
прохожими без внимания, посадил на своего осла, привез в гостиницу и приложил
заботы к его выздоровлению (Лк.10:30-37), действительно, она давала пристанище
всем, не имевшим где главу преклонить; о нищих и больных, пораженных язвами,
брошенных на улицах и всеми оставленных она усердно заботилась и вообще не
притворно и всецело была предана делу милосердия. Сколько она истратила на
добрые дела, золотом и серебром, одеждой и ежедневной раздачей пищи нищим, и
которые приезжали в Царьград по своим делам, и всячески удовлетворяла их нужды.
Так, она пришла на помощь своим имуществом, пожертвовав много золота, серебра и
церковных украшений святому Амфилохию, епископу иконийскому и Онисиму
понтийскому (а раньше и Григорию Богослову, святительствовавшему в Царьграде
перед Нектарием), и Петру севастийскому, брату Василия Великого, и Епифанию
кипрскому. Оптиму – он умер в Царьграде – она закрыла глаза своими руками. Не
только святым и добродетельным людям делала она добро, но и крамольникам и
врагам, как Антиоху, епископу птолемаидскому, Акакию веррийскому, Севериану
гавалийскому и их подобным. Она была незлобива и всю себя отдала Богу, потому и
имение свое она считала не своим, а Божьим. Ее уважал святой Иоанн Златоуст,
как великую рабу Божию и любил ее духовною любовью, как некогда святой Апостол
Павел Персиду, о которой пишет: "Приветствуйте Персиду возлюбленную,
которая много потрудилась о Господе" (Рим.16:12). И Олимпиада святая
сделала не менее Персиды, много трудясь ради Господа и служа святым с великою и
теплою любовью.
Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы
Страница 1
Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы
Богомудрая,
Богоблаженная и благословенная Анна была дочерью
священника Матфана и жены его Марии, из колена Левиина, рода Ааронова. По
преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения
Пресвятой Деве Марии. При святом благоверном царе Иустиниане
(527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а
император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее
храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время
тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в
Константинополь. (Сведения о праведныхИоакиме и Анне помещены 9 сентября).
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1444)
Страница 1
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1444)
Угодник
Божий Макарий родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. Отца его
звали Иваном, мать — Марией. Еще в младенчестве Макарий удивлял их: когда
звонили к утрене, он начинал беспокойно ворочаться в люльке и плакать. И на
всякий церковный звон Макарий так отзывался, а в прочее время молчал. Долго
родители не могли понять, в чем дело, и начали было беспокоиться, но однажды
все разрешилось.
Как-то
в праздник зазвонили в церкви, родители стали собираться к утрене, а маленький
Макарий, как всегда, начал кричать и плакать.
«Если
бы он перестал плакать, — сказал отец, — взяли бы его с собой на службу».
Макарий сразу же успокоился, а когда его принесли в церковь, он услышал пение
певчих, засмеялся и потом всю службу весело улыбался матери. Тогда родители
поняли, почему плакал Макарий, и с того дня стали его носить в храм; он каждый
раз очень радовался, а если его оставляли дома, снова начинал кричать и
плакать. Тут родители уразумели, что на их ребенке почивает Божия благодать.
Когда
Макарий подрос, отдали его учиться книжной грамоте, и в этом деле он вскорости
преуспел так, что превосходил не только сверстников, но и старших. Он и похож
был больше на взрослого, чем на отрока: несмотря на природную сметливость и
живой ум, по характеру он был степенный и рассудительный. Играть с детьми
Макарий не любил, он терпеливо сидел за книгами, да каждый день ходил в храм.
Все его любили, родители радовались о нем и благодарили Бога.
Отрок
Макарий услышал о монашестве и тайно решил покинуть родительский дом и уйти в
монастырь. Он выбрал Печерскую обитель, находившуюся на берегу Волги, в трех
верстах от города, и отправился туда. По дороге ему повстречался нищий, одетый
в обноски, Макарий обменялся с ним одеждой и под видом нищего подошел к
монастырю.
Отрок
пожелал видеть архимандрита (им был тогда Дионисий, впоследствии епископ
Суздальский) и попросился в монахи. Настоятель, видя юный возраст Макария, стал
расспрашивать, откуда он и кто его родители. Макарий свое происхождение скрыл.
Назвался жителем другого города, сказал, что он круглый сирота, нищенствует и
никого из близких у него нет. Сам он, закончил Макарий, желает служить Богу в
монастыре.
Настоятелю
его речь понравилась, к тому же он предугадывал, что отрок призван стать
великим подвижником. Поэтому нимало не медля принял его в монастырь, постриг в
иноки, поселил в своей келье и на долгие годы стал ему отцом, наставником и
учителем.
Инок
Макарий усердно трудился и исполнял всякое послушание; наставнику во всем
подчинялся, братии угождал, ни с кем не вступал в пререкания, молчал, гораздо чаще,
чем говорил; а если разговаривал с кем, то обязательно кратко и незлобиво, да и
то старался как можно скорее закончить разговор. Скоро о нем заговорили как о
большом подвижнике уже не только в монастыре, но и за его пределами.
Родители
святого, не имея от сына никаких известий, повсюду о нем расспрашивали и очень
горевали, но не теряли надежды его найти.
Прошло
около трех лет, и вот случилось отцу Макария встретиться с одним печерским
иноком, пришедшим в город по каким-то монастырским делам. Отец рассказал ему о
своем горе, три года назад пропал сын, и с тех пор ничего о нем не слышно.
Инок
сказал: «Кажется, как раз три года назад в наш монастырь пришел юноша, одет он
был как нищий, но вид имел добропорядочный и благочестивый и слезно просил
принять его. Настоятель оставил его в обители, и теперь этот юноша стал одним
из лучших монахов и преуспевает едва ли не больше всех. Зовут его тоже
Макарием».
Отец
заплакал. Тут же пошел он в монастырь и там повсюду искал Макария, но никак не
мог его увидеть. Отчаявшись, он пришел к настоятелю и упал ему в ноги, моля
показать сына. Тогда настоятель пошел в свою келью, где жил и Макарий. «Чадо,—
сказал настоятель,— отец твой, о котором ты не сказал нам, пришел в монастырь и
хочет тебя видеть». «Отец мой,— отвечал Макарий,— Господь Бог, сотворивший небо
и землю, а после Него — ты, наставник мой и учитель».
А
отец его стоял в это время под дверью. Услышав голос Макария, он вскрикнул от
радости и через окно позвал сына, прося выйти, чтобы он мог обнять его. Но
Макарий, боясь растрогаться, выйти отказался. Тогда отец, плача, сказал: «Не
отойду от кельи, пока не увижу твоего лица и хотя бы немного не поговорю с
тобой».
Макарий
не поддавался на уговоры и не выходил из кельи. «Дитя мое дорогое,— взмолился
отец,— хотя бы руку мне протяни». Макарий через окно протянул ему руку, а отец,
ухватившись за нее, сказал: «Сын мой любимый, спасай свою душу, да за нас
грешных молись, чтоб и мы по твоим молитвам увидели Царство Небесное».
Пятый
Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом
благоверном царе Юстиниане I (527-565) в 553 году, для решения вопроса о
правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского,
ФеодоритаКирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского
Собора (4З1; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения.
Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля),
осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно
как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан
повод к обвинению православных в сочувствии несторианству
и расположить еретичествующую партию к единению с
последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан
издал указ, в котором в трех отдельных "Главах" осуждались три
упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями
Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о
"Трех главах". Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский
Собор.
На
этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий
(537-555), бывший в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя был
три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и
самого императора. Собор открылся под председательством святого Евтихия, Патриарха Константинопольского (552-565; 577-582).
Согласно императорскому эдикту, дело о "Трех главах" было тщательно
рассмотрено в продолжении восьми заседаний с 4 мая по 2 июня 553 года. Анафема
(проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского
безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение
ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без сомнения, вследствие раскаяния,
были пощажены от анафемы. Необходимость этой меры была обусловлена тем, что в
осужденных сочинениях содержались высказывания, позволявшие несторианам
толковать в свою пользу определения Халкидонского
Собора. Но снисхождение отцов Собора в духе икономии
в отношении лично епископов Ивы и Феодорита
ожесточило монофизитов против соборного решения.
Несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление, а Папу Вигилия как единомышленника еретиков наказать отлучением от
Церкви. Впоследствии Папа согласился с общим мнением отцов и подписал соборное
определение. Но епископы Истрии и вся область Аквилейского митрополита более века оставались в расколе.
На
Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена,
знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании
человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие
общее воскресение мертвых.