Житие святого отца нашего Феофана исповедника (818). Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского (604). Память праведного Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Преподобный Симеон Новый Богослов (1021). Лиддская нерукотворная (в Лидде на столпе) икона Божией Матери (I). В 1801 г. убийство Императора Павла I в ночь с 11 на 12 марта. В 1918 г. сожжение тела Григория Ефимовича Распутина в лесу на Пескаревке, а затем в топках Политехнического института под Петроградом. В 1922 г. будущий старец Сампсон - иподиакон Александр был пострижен в монашескую мантию с именем Семион в честь св. прав. Семиона Богоприимца. В 1911 г. в Киеве совершено ритуальное убийство ученика духовного училища Андрюши Ющинского.
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Феофана исповедника
Страница 1
Житие святого отца нашего Феофана исповедника
Преподобный Феофан родился в Царьграде от
благородных родителей - Исаака и Феодотии. Исаак был в родстве с царем Львом
Исаврянином и сыном его Копронимом1, почему
и прозывался Исаврием, так как был того же царского рода и происходил из страны
Исаврийской. При царском дворе он занимал почетные должности и в царствование
Копронима был воеводою.
В это время возникла иконоборческая ересь, и на людей
благочестивых началось сильное гонение.
Благочестивые Исаак и супруга его Феодотия строго держались
православного учения и сподобились стать родителями такого сына, который скоро
должен был воссиять, как заря в Церкви Христовой. Они нарекли его Феофаном, что
значит явленный Богом2. Так он был назван
прежде всего потому, что родился в праздник Богоявления Господня, который
по-гречески назывался Феофания3; но главным
образом он так был наречен по Божиему смотрению - во извещение того, что его,
как некогда пророка Иеремию, Господь из чрева материнского избрал и освятил
быть великим светильником Своей Церкви (Иер.1:5). Как свидетельствует
книгохранитель Анастасий, его иногда называли и отчим именем - Исаак, но то
было прежде пострижения его в иноческий чин, к которому он пламенно стремился с
самой юности своей, как об этом и будет рассказано в его житии.
По рождении блаженного и богоявленного Феофана, родитель его
Исаак, прожив еще три года, преставился к жизни бесконечной. Умирая, он написал
завещание, в котором трехлетнего сына своего вместе с матерью отдавал на
попечение и охранение самому царю Константину Копрониму, как своему
родственнику.
Учась Божественному Писанию и совершенствуясь в
добродетельной жизни, отрок с летами стал отличаться необыкновенным разумом.
Когда Феофану было двенадцать лет, один из сенаторов пожелал обручить с ним
свою десятилетнюю дочь, так как юноша Феофан был красив, очень умен, богат и
приходился родственником царю. На это обручение охотно соглашалась и Феодотия,
мать Феофана. Но так как все это не могло произойти без царской воли, то
сенатор тот обратился с усердной просьбой об этом к самому царю, ища с ним
породниться чрез брак своей дочери с царским племянником. Когда царь согласился
на это, совершилось обручение детей, прежде дозволенного для брака возраста, но
самый брак был отложен до совершеннолетия обрученных.
В это время умер царь Копроним; после него вступил на
престол сын его Лев IV, прозываемый по матери Хазар4,
ибо она была дочерью хазарского хана и в идолопоклонстве называлась Хазарою, а
во святом крещении была наречена Ириною.
Спустя несколько лет скончалась и Феодотия, мать Феофана.
Она умерла прежде брака сына своего, оставив ему бесчисленное богатство.
В доме Феофана жил тогда некий богобоязненный и
целомудренный раб; Феофан его очень любил за его добродетельную жизнь и считал
этого раба за своего лучшего советника. Вдохновляемый частыми душеспасительными
беседами с ним, а больше наставляемый вседействующим Духом Святым, Феофан
возлюбил целомудрие, помышляя только об одном: как бы сохранить нетленною свою
девственную чистоту, и, пламенно желая иноческого чина и жития, начал раздавать
все свое богатство нищим и убогим.
Узнав об этом, тесть Феофана, вопреки желанию жениха,
старался скорее совершить брак, - тем более, что настало и совершеннолетие
жениха и невесты.
Когда наступил назначенный для брака день и, по обычаю, шел
уже брачный пир, богоявленный юноша Феофан, возносясь умом своим к Богу, в
тайне сердца своего молился, чтобы Господь благодатью Своею сохранил его в
чистом девстве.
И вот, когда юноша Феофан с невестою своею был уже в брачном
чертоге, то он сел на одре и, сердечно воздохнув, обнаружил крывшийся в нем
помысел, и так сказал невесте своей:
- О возлюбленная, не знаешь ли, что время сей нашей жизни
коротко, но кончина наша неизвестна и суд немилостивый ждет тех, кто, проводя
жизнь свою в удовольствиях и богатстве, часто прогневляет Господа. Брак же,
хотя и установлен Самим Богом, но необходимые при брачной жизни мирские
попечения отдаляют ум человеческий от Господа, благочестивые мысли людей делают
тщетными и не допускают на будущую жизнь смотреть светлыми очами души. Мы
знаем, что Лазарь за временное страдание был отнесен ангелами на лоно Авраама,
а богатый, проведший жизнь в изобилии, был ввержен в ад и не мог получить даже
капли воды, чтобы остудить язык свой (Лк.16:24). Слышим также и Евангельские
блаженства, уготованные на небесах (Мф.5). Кому они обещаны? Не богатым,
живущим в веселии мира сего и во всяком благополучии, но нищим, плачущим,
алчущим, жаждущим, претерпевающим гонение и поношение ради Христа; кратко
скажу: тесный и узкий путь вводит в жизнь вечную, пространные же врата и
широкий путь вводят в геенну (Мф.7:13-14); знаем мы также, что кто в этом веке
живет роскошно, в суетных утехах, тот в будущем веке будет терпеть скорбь,
горесть, - да иначе и не может быть. Посему, возлюбленная моя невеста, если
желаешь, воздержимся от плотского супружеского соединения и единодушно пребудем
в чистом девстве; теперь поживем немного вместе как бы в плотском браке, ради
твоего жестокого отца, но под видом супружества останемся, как брат с сестрою;
а потом, когда нам пошлет Господь удобное время, пойдем в монастырь: я - в
мужской, а ты - в женский. Так посвятим себя на всю жизнь Господу, дабы в
будущем веке сподобиться части святых Его угодников.
Святая невеста Феофанова, как добрая земля, приняв сие
доброе семя, с радостью в душе ответила блаженному Феофану:
Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского
Страница 1
Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского
Святой Григорий, папа римский1, прозванный за свои красноречивые беседы
двоесловом или беседником2, родился в
городе Риме. Отец его, по имени Гордиан, и мать, блаженная Сильвия, - оба были
сенаторского, благородного и богатого рода.
Но родство сего святого Григория было благородно не столько
по своему сенаторскому происхождению, сколько по тем благочестивым и святым
людям, которые находились в родстве с Григорием. Так, блаженный Феликс3, папа римский, был дедом Григория
Двоеслова; святая Тарсилла, узревшая при кончине своей грядущего к ней Господа
Иисуса, и блаженная Емилиана, сподобившаяся вместе с Тарсиллою вечной, небесной
жизни, были тетками Григория; также и Сильвия, мать святителя, Римскою церковью
причтена к лику святых.
Но сей святой род всего более украсил своею святостью
блаженный Григорий, от юности подвизавшийся в добродетели в богоугодной жизни.
С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и
ритором; он был человек, исполненный ума и добрых намерений, почему в избран
был в санпретора4.
Однако мысли и желания Григория были направлены не столько к мирскому, сколько
к духовному: он желал быть иноком. Но при жизни родителей будущий святитель
отлагал свое пострижение, до времени более благоприятного, хотя и в мире он жил
как бы иноком, проводя жизнь в чистом девстве.
Когда же скончался отец Григория, он начал оставшееся ему
большое имение тратить на подаяние милостыни и на созидание святых обителей,
больниц и странноприимных домов. Так в Сицилии5
он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал
монастырь в честьсвятогоапостола Андрея6;
этому монастырю он положил начало в своем собственном доме, находившемся близ
церкви святых мучеников Иоанна и Павла, при горе именуемой "Сквара"7. Постригшись здесь, Григорий снял свои
златотканные мирские одежды и облекся во власяные ризы иноческого чина,
наставляемый опытными старцами Иларионом и Максимианом; а чрез несколько
времени он стал игуменом той обители8.
Блаженная же Сильвия, мать святого Григория, жила в то время
близ врат апостола Павла; служа Господу, она проводила время в посте и молитвах
и день и ночь "приметалась в дому Господнем"9.
Пищею ее была сырая зелень, которую она каждый день посылала и сыну своему
блаженному Григорию. К нищим же и убогим она была так милостива, что раздала им
положительно все свое имущество.
Также и сын ее, блаженный Григорий, был так нищелюбив, что и
последнего ничего не жалел, но тотчас же раздавал все просящим у него.
Однажды, когда он сидел в келии своей и по обычаю
переписывал книги, к нему пришел один нищий (то был в образе нищего Ангел
Господень) и сказал ему:
- Пожалей меня, раб Бога вышнего! Будучи корабельщиком, я
погубил в море не только, что сам имел, но и чужое.
Нищелюбец и истинный раб Христов, святой Григорий, поболев о
нем сердцем, призвал служащего ему брата и повелел дать человеку тому шесть
златиц10; и нищий, взяв данное, ушел.
В тот же день, чрез несколько часов, к блаженному пришел
снова тот же нищий и сказал ему:
- Помилуй меня, раб Божий, я так много потерял, а ты мне так
мало дал.
Святой Григорий опять призвал прислуживавшего ему брата и
сказал ему
- Брат, поди и отдай нищему другие шесть златиц.
Тот исполнил это, и взял нищий в этот день от святого
Григория двенадцать златиц, и ушел от него.
Чрез несколько времени нищий пришел к блаженному Григорию в
третий раз и взывал к нему:
- Помилосердствуй обо мне, отче, и подай мне и еще от щедрот
твоих, ибо я в море очень много погубил чужого богатства.
Тогда блаженный Григорий снова сказал к служащему ему:
- Иди, брат, и дай просящему еще шесть златиц. На это брат
сей ответил:
- Поверь мне, честный отче, что у нас не осталось ни одной
златицы.
Но блаженный Григорий сказал ему:
- Не имеешь ли дать чего-нибудь другого: одежды какой-либо
или какого-нибудь сосуда?
- Я имею только один сосуд, - ответил брат, - именно то
серебряное блюдо, на котором твоя мать прислала тебе квашеное сочиво.
- Иди, брат, - сказал тогда угодник Божий Григорий, - и
отдай нищему и то блюдо, дабы он не ушел от нас, опечаленным, так как он ищет
утешения в беде своей.
Бедняк, взяв то серебряное блюдо, радуясь, ушел от святого,
и уже явно, как нищий, он более не приходил просить у Григория милостыни, но
невидимо он все время пребывал при нем, охраняя его и помогая ему во всем. Ибо
Ангел Господень был приставлен к святому с силою чудесной благодати, коею
святой Григорий потом и прославился, совершая в обители своей великие чудеса.
После смерти Пелагия, папы римского11,
все единогласно избрали на престол его святого Григория, игумена Андреевского
монастыря; он же, избегая столь великого сана и почести, убежал из города и
скрывался по пустынным местам. Ища своего пастыря Григория и не находя его,
народ римский предавался великой печали; и все стали усердно молиться к Богу -
да явит Он им раба Своего. И вот появился огненный столп, всеми видимый,
сходящий на то место, где святой Григорий скрывался, находясь в некоей
пустынной горе. Тогда все познали, что тот небесный столп явился ради святого
Григория. Тотчас же все отправились на то место, где и нашли Григория и с
неизреченною радостью увели его, хотя он этого и не желал.
Святой праведный Финеес, сын Иудейского
первосвященника Елеазара и внук первосвященника Аарона, первоначально был
священником народа иудейского.
Святой Финеес был достойным служителем Бога Израилева. В
продолжение всей своей жизни он был ревностным защитником и охранителем
истинного богопочитания. Его деятельность, как служителя Божия, была
направлена, с одной стороны, на прославление славного имени Иеговы, Бога
Израилева, а с другой - на искоренение всех пороков и отступлений от закона
Божия, которые замечались иногда среди народа еврейского.
Однажды случилось, что моавитяне1,
жившие по соседству с израильтянами и отличавшиеся своим нечестием, вовлекли
израильтян в нечестивое и мерзкое служение своему богу Ваал – Фегору2. Разгневавшись на столь великое беззаконие,
Господь строго наказал нечестивых отступников: тотчас же их стала поражать
моровая язва, от которой умерли многие тысячи израильтян. Кроме того, Бог
повелел Моисею умертвить (чрез повешение) тех из начальников народа, которые
предавались нечестию. Многие израильтяне, видя гнев Божий, оставили беззаконие,
раскаялись и собрались у дверей скинии для принесения Господу всенародного
покаяния.
В это время некто Замврий, начальник колена Симеонова, на
глазах Моисея и всего общества привел мадианитянку в стан еврейский и повел ее
в свой шатер. Тогда Финеес, исполнившись гнева и негодования на начальника -
соблазнителя народа, вошел в шатер Замврия и поразил его и мадианитянку копьем.
Этот поступок мужественного Финееса, в котором так очевидно
обнаружилась его горячая ревность по Боге, отвратил гнев Божий от народа
израильского. Тотчас же моровая язва, поражавшая народ3,
остановилась.
После этого Бог сказал Моисею:
- Финеес, сын первосвященника Елеазара, отвратил гнев Мой от
сынов Израилевых, возревновав об имени Моем. Посему скажи ему: вот, Я даю ему
Мой завет мира. Я даю ему и потомству его завет священства вечного.
Спустя некоторое время, по повелению Божию, израильтяне
стали собирать войско для наказания моавитян за нечестие их. Всего собрано было
двенадцать тысяч израильтян (по одной тысяче от каждого колена). Предводителем
войска был избран Финеес, который и на этот раз показал себя точным
исполнителем повеления Божьего.
Кроме того, святой Финеес заявил себя мудрым руководителем
народа своего в тех случаях, когда среди него возникали какие-либо нестроения.
Он примирял враждовавших друг с другом, умело останавливая и устраняя взаимные
ссоры и распри.
За все эти заслуги святой Финеес, по смерти отца своего,
единогласно был выбран первосвященником. Первосвященство Финееса, согласно
обетованию Божию (Чис.25:13), продолжалось в его потомстве и только временно
переходило в род Ифамара.
Святой Финеес умер в глубокойстарости4 и
погребен был на горе в колене Ефремовом (Нав.24:33).
1 Моавитяне - родственное израильтянам языческое
племя, жившее по восточному побережью Мертвого моря. Родоначальником их был
Моав, сын старшей дочери Лота (Быт.19:37). Моавитяне, как и многие другие
народы, жившие поблизости от Мертвого моря, с самого начала своей истории
отличались нравственною распущенностью.
2 Валл-Фегор, - весьма чтимый моавитянами и другими
языческими народами бог, служение которому отличалось особенным нечестием и
распутством. Собственно именем этого бога было Ваал (с еврейского -
"господин"), слово же "Фегор" есть наименование одной горы,
находившейся на северо-восточном побережье Мертвого моря. Вероятно, на этой
горе стоял идол Ваала.
Преподобный
Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате
(Пафлагония) и получил в Константинополе основательное
светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время
юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но
достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и
удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством
знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.
Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: "Господи,
помилуй!" Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал
уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на
ночь в церкви; чтобы навыкнуть впамятований
о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния
восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и
закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой
духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил
Литургию.
Примерно
в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок
запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта
сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и
неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый
ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен
заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье"
на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта
замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и
преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая
монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный,
привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после
литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили.
Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать
городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около
1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при
монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых
вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная
тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит
внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей
и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, "Деятельные
Богословские главы", "Слово о трех образах молитвы", "Слово
о вере". Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом.
Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - около 70 поэм, полных
глубоких молитвенных размышлений.
Учение
преподобного Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", которым он хотел заменить учение об
"умерщвлении плоти" (за что его и назвали Новым Богословом),
принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них
непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским
духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег
Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой
мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар
чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и
после его смерти; одно из них - чудесное обретение его образа. Житие его
написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
Лиддская нерукотворная (в Лидде на столпе) икона Божией Матери (I)
Страница 1
Лиддская нерукотворная (в Лидде на столпе) икона Божией Матери (I)
Когда
святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн
Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа в
городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, там был сооружен
для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим,
апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим
присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: "Идите
с миром, там и Я с вами буду". Придя в храм, они увидели на одном из
опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем
и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала
образу Своему особую благодать и силу.
Во
время правления императора Юлиана Отступника (361 - 363) в Лидде совершилось
новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного
изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не
исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь
столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была
сделана копия, которая была увезена в Рим и также получила чудотворную силу
(празднование 26 июня).
Существовал
еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме,
созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32 - 35).
Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению
правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора.
Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение
Матери Божией,
Об
обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха
(Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к
императору-иконоборцу Феофилу (829 - 842). Об этом послании говорит император
Константин Багрянородный (912 - 959) в историческом слове о нерукотворном
образе Спасителя в Едессе.