Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского (ок. 320-326). Память святой мученицы Евфалии (257). Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского (1409). Святитель Григорий Палама (1359). Мученик Троадий (ок. 249-251). Мученица Евфалия (257). Преподобный Агафон Египетский (V). 440 италийских мучеников (ок. 579). Икона Божией Матери, именуемая "Державная" (1917). В 1881 г. Император Александр III вступил на Престол. В 1917 г. произошло отречение от Престола Императора Николая II (Гефсимания Царя-искупителя) в пользу младшего брата, Михаила Александровича. Явление иконы Божией Матери "Державная" в с. Коломенское под Москвой. В 1922 г. в г. Шуя красноармейцы открыли огонь по верующим, защищавшим храмы от безбожников.
В 1881 г. Император Александр III вступил на Престол
В 1917 г. произошло отречение от Престола Императора Николая II (Гефсимания Царя-искупителя) в пользу младшего брата, Михаила Александровича. Явление иконы Божией Матери "Державная" в с. Коломенское под Москвой
В 1922 г. в г. Шуя красноармейцы открыли огонь по верующим, защищавшим храмы от безбожников
Завтра, Воскресение, 16 Марта 2014 года (3 Марта 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1917 г. Великий Князь Михаил Александрович (мл. брат Царя Николая II) отказался от незамедлительного восприятия верховной власти до решения Учредительного Собрания о дальнейшей форме правления в России
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского
Страница 1
Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского
Святой священномученик Феодот, по
происхождению галатянин1, был епископом
города Киринии на острове Кипре2. Сын
христианских родителей, он научен был грамоте и с юных лет преуспевал в
премудрости и добродетели. Он пришел на остров Кипр с проповедью Слова Божия и
поучал язычников, чтобы они оставили свое заблуждение и идолопоклонство и
веровали во Христа. Своею проповедью он многих отвратил от языческого нечестия
и наставил на путь спасения и посему был поставлен епископом кипрского города
Киринии. В это время царствовал нечестивый Ликиний3,
а наместником острова Кипра был Савин, и тогда происходило сильное гонение
против христиан. Святой Феодот, желая пострадать за Христа, смело спорил с
язычниками, обличая их заблуждения, и открыто проповедовал о Христе. Услыхав об
этом, наместник Савин велел взять святого на мучения, но служитель Божий, узнав
о сем, не дожидаясь посланных, сам немедленно явился к наместнику и сказал:
- Я тот, которого ты ищешь. Я ни скрылся от тебя, ни силой
приведен к тебе, но добровольно явился, чтобы проповедовать Христа Бога моего,
истину, которую не должно скрывать, и обличить ничтожество и бессилие вашего
нечестия. Не нужно много говорить о вашем бессилии: само дело ясно показывает,
что вы трусливее жаб. Из-за одного христианина смутился весь город и войско,
потому что бесы трепещут и одного раба Христова и стараются погубить его,
боясь, чтобы он, избегнув мучений, не посрамил их бессилия, победив их слуг, не
надеющихся на них.
Наместник не мог стерпеть такого обличения и повелел бить
святого твердыми жилами без пощады, а он, во время долгих истязаний, восклицал
словами Давида:
Когда слуги перестали бить мученика, наместник сказал:
- Видишь, какую пользу принесла тебе твоя дерзкая речь?
Святой ответил:
- Если бы твои душевные очи были просвещены, я показал бы
тебе, какую пользу принесло мне мое мужество, называемое тобою дерзостью. Но ты
слеп и не можешь видеть ожидающего меня блаженства. Обрати внимание хотя на то,
что я, взирая душой на небесные воздаяния, уготованные мученикам за Христа,
непоколебим в страданиях и не чувствую мучения, потому что моя душевная радость
преодолевает все страдания тела.
Савин сказал:
- Напрасно ты гордишься, Феодот, и обольщаешь слушателей;
меня ты не прельстишь своими словами: я буду тебя мучить до тех пор, пока ты не
признаешь владычество наших Богов.
Святой ответил:
- Мучай меня, как хочешь, употреби все твое искусство - и
узнай силу воина Христова. Увидишь, кто победит: мученик ли, или мучащие!
Наместник сказал:
- Разве ты не знаешь, что я, по царскому повелению, могу
раздробить твое тело и совершенно погубить тебя?
Святой ответил:
- Бог, Которому я служу, сделал меня могущественнее царей и
сильнее князей, - посему я говорю с тобою, как с рабом, и считаю тебя ничтожнее
пленника. При помощи Бога моего, научившего презирать все блага жизни, как
сено, мякину, помет, я пренебрегаю всеми мучениями. Не думай устрашить меня
твоими горделивыми угрозами. Ты хвалишься, что имеешь власть над моим телом, но
ведь и разбойники в пустынях имеют такую же власть, когда нападают на путников
и мучают их. Ты считаешь себя могущественным, надеясь на твой меч, меч
беззаконный, потому что законную власть ты заменил тиранством: прелюбодеев и
мужеубийц ты освобождаешь от наказания, подвергая ему людей невинных и
благочестивых.
Сильно разгневанный наместник велел повесить обнаженного
мученика на дерево и строгать его бока острыми орудиями. Терпя эти лютые
мучения, Христов страдалец молился так:
- Господи Иисусе Христе, Творец всего видимого и невидимого,
пленивший смерть, разрушивший ад, умертвивший на кресте начала и власти
преисподней, осудивший князя века сего, даровавший свыше силу святым Твоим
апостолам и соблюдший их от искушения, даровавший некогда отроку Давиду победу
на гиганта Голиафа, укротивший пламень Вавилонской пещи, остудив огонь росою,
так что он не повредил телам святых отроков, укрепи и меня в этих муках. Ты
знаешь человеческую немощь, знаешь, что ничтожнее сора наша крепость, и сила
наша отцветает скорее цветка. Даждь славу имени Твоему, Господи, и подай силу
моему бессилию. Разрушь крепость восстающих на святую Твою паству, да разумеет
вся вселенная, что Ты Един Бог Вышний, дающий крепость и силу надеющимся на
Тебя!
Во время молитвы палачи настолько истерзали тело святого,
что обнажились кости его, и наместник велел отвести его в темницу.
По дороге к темнице святой громогласно восклицал:
- Разумейте, видящие мои мучения, что я страдаю не без
надежды. Есть награда за мученические подвиги у Христа, на Которого я и уповаю.
Если земной, временный царь своих храбрых воинов, проливающих кровь, чествует и
награждает, убитых прославляет в книгах, делает их изображения и старается о
сохранении памяти о них, тем более наш Подвигоположник, Вечный, Небесный Царь
подает Своим воинам и подвижникам славу в нынешней жизни, а по воскресении -
участие в Своем Царстве. Свидетели сему - честные кости прежде подвизавшихся
святых мучеников. Эти кости благоговейно почитаются всеми христианами и
считаются дороже всех земных драгоценностей и богатств. Сим почитанием ясно
изображается небесная слава душ мучеников, воздаваемая им от Бога и Его
ангелов.
Святая Евфалия жила в III веке и была,
родом из Сицилии. Мать ее была язычница и страдала кровотечением. Ей явились во
сне святые мученики Алфий Филадельф и Киприн (память их празднуется 10 мая) и
обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась и исцелилась;
потом крестила и дочь свою. Сын ее, Сермилиан, узнав об этом, хотел убить мать
свою, а сестру Евфалию жестоко бил и отдал слуге на растление. Молитвою своею
святая Евфалия ослепила слугу, а сама усечена мечом от брата.
Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского
Страница 1
Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского
Святой Арсений родился в городе Твери от
благочестивых, благородных и зажиточных родителей. Ни год его рождения, ни имена
родителей неизвестны. Испросив у Бога себе сына, родители блаженного всего
более заботились о том, чтобы насадить в сердце его страх Божий. Спустя
несколько времени они отдали отрока для обучения грамоте. С Божией помощью он
скоро обнаружил такие успехи, что превзошел всех своих сверстников. Арсений был
юн возрастом, но хорошо понимал, что все блага сей жизни непостоянны и
скоропроходящи. Он помышлял и заботился лишь о том, чтобы угодить Богу и спасти
свою душу. По прошествии некоторого времени родители преподобного скончались,
перед кончиной заповедав сыну жить свято и богоугодно, твердо хранить заповеди
Господни и соблюдать веру христианскую, и оставили ему все свое имение. Предав
погребению своих родителей, святой еще чаще стал помышлять о спасении своей
души. Он думал:
- Знаю, что я пришлец и странник на земле. Кратка и
недолговременна жизнь здесь, а будущая жизнь бесконечна. Большое имение
оставили мне родители, но душа моя не радуется о том. Ибо сказано в Писании:
"Какая польза человеку, если он приобретет
весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?"
(Мф.16:26.)
Размышляя так, он стал раздавать свое имение бедным: одевал
нагих, посещал больных, помогал вдовам и сиротам, заступался за обиженных. Но
завистник рода человеческого, видя благочестивую жизнь святого Арсения, воздвиг
на него брань. Он вложил некоторым сродникам блаженного мысль, что юноша не
хорошо делает, щедро раздавая родительское имение. Сродники святого то
советовали ему вступить в брак, то поносили и укоряли его, говоря:
- Смотрите, этот святоша разорил весь дом родительский и без
дела проводит свою жизнь.
Но такие слова не смущали благочестивого юношу. Господь
вложил ему мысль - отправиться в Печорскую обитель, где некогда подвизались и
просияли своими добродетелями преподобные Антоний и Феодосий. Отпустив на волю
всех рабов и раздав нищим свое имение, юный подвижник тайно покинул родной
город и направился в Киеве-Печорскую обитель, куда его звал голос, услышанный
им во сне. Придя в монастырь, святой упал на колена пред настоятелем и просил
его:
- Помилуй меня, отче, помилуй грешного. Не удаляй меня из
святой обители; вспомни, что и Христос не отвергает кающихся грешников.
Так усердно просил святой игумена Печерского. Игумен
удивился и спросил его:
- Почему, чадо, ты так сильно сокрушаешься о грехах своих,
ведь ты еще молод возрастом?
- Я великий грешник, - отвечал святой Арсений, - ибо нет
человека, кто бы не согрешил, если даже он прожил всего один день. Помилуй
меня, отче, и не отгоняй от святой обители. Знаю, что и мне некогда предстоит
явиться на страшное судилище Христово, - какой ответ я дам тогда
нелицеприятному Судье?
Удивился игумен ответу юноши. Он прозрел своими духовными
очами, что на отроке почивает особенная благодать Божия. Но видя, что Арсений
еще молод, игумен Печерский сказал ему:
- Трудна жизнь иноческая, много в ней лишений и скорбей.
Нелегко тебе будет в таких молодых годах переносить все подвиги монашеские. Но
много стезей указал Господь для спасения людей. Избери себе другой путь, более
легкий.
- Не страшусь я трудов иноческих, - отвечал святой, - сладки
и приятны они для меня. Об одном прошу тебя: сделай меня последним рабом в
святой обители и с благодарностью я буду исполнять все. Бог да будет моим
покровителем и да помогут мне твои святые молитвы. Твердо помню я слова
Писания: "никто, возложивший руку
свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия"
(Лк.9:62). Только прими меня, отче.
Удивленный благочестием юноши, игумен принял Арсения в
монастырь и облек его в иноческое одеяние. Новоначальный инок был отдан для
руководства добродетельному старцу, опытному в духовных подвигах.
Много подвижников, как яркие звезды, сияли только в
Киево-Печерской обители. Добрый пример показывали они благочестивому юноше:
один отличался твердой верой, другой на Единого Господа возлагал все свое
упование, тот процветал безмолвием и послушанием, иной вел победоносную брань с
своей плотью и покорял ее духу. Святой Арсений видел эти подвиги благочестия и
начал подражать каждому из них, стараясь не оставлять ни одного доброго
примера. С величайшим смирением он исполнял все поведения игумена и других
иноков, непрестанно работал, не пропускал ни одной Божественной службы,
довольствовался самой скудной пищей, лишь на самое короткое время забывался
сном.
В Печерской обители было принято, чтобы всякий инок проходил
все степени послушания, начиная с самых низших до более высоких. Подобно
прочим, и святой Арсений исполнял все послушания, и проходил он их с великой
ревностью. День и ночь трудился, не оставляя рук своих в праздности ни на один
час: готовил пищу для братии, колол дрова и носил воду; никто никогда не слыхал
от него слова ропотного или праздного. Он так украсил себя добродетелями, что
был выше всех иноков в обители. Братия удивлялись его усердным трудам и
незлобию.
В Киеве тогда проживал святой Киприан, будущий святитель
Московский2. Увидев, что Арсений
отличается острым разумом и преуспевает в добродетелях, он приблизил к себе и
полюбил молодого инока, часто беседовал с ним, наставляя его в заповедях
Божьих. И когда святой Киприан занял престол Московской митрополии, он не
пожелал разлучаться со святым Арсением. Святитель взял его с собою в Москву,
поставил во архидиаконы и поручил ему заведовать письмоводством3. Сначала святой Арсений просил не налагать
на него бремени, говорил, что хотел бы в тишине молиться и подвизаться в
добродетелях. Но потом, убежденный святителем, он согласился, - только просил
не возводить его на высшие степени священства.
Святитель Григорий Палама, архиепископ
Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья
бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 -
1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре
умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего
мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без
труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего
образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной
деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон
в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного НикодимаВатопедского (память 11
июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в
видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное
покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После
преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8
лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины
последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за
трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к
более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой
отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой
обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию,
которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих
пустынников IV века, Евагрия Понтийского и
преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке
в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение
получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими
подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия,
получило название исихазма (от греч.покой. молчание), а сами практикующие его стали называться
исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий
святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу
жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался
в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен
в сан священника.
Свои
обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней
недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь
выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения
часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы.
Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна.
Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во
главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он
обнаружил близ Солуни местечко Верии,
удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину
монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель
удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного
Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского
монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит
святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до
конца жизни.
А
между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события,
поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских
апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около
1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов
по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в
столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита
(память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной
мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон,
познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о
непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.
Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в
Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам
вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность
Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о
молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель
Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями.
Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские
доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К
1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на
нападки Варлаама - так называемый "Святогорскийтомос". На Константинопольском Соборе 1341 года в
храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы
с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года
Собор принял положения святителя Григория Паламы о
том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет
Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский
свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было
осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Святой мученик Троадий пострадал за Христа
в Неокесарии Понтийской при императоре Декии (249 - 251), претерпев жесточайшие
мучения. О его страдании свидетельствует святой Григорий Неокесарийский (память
17 ноября), предсказавший его мученический подвиг.
Святая мученица Евфалия
жила с матерью и братом в городе Леонтине на острове
Сицилия. Мать Евфалии, язычница, долго и тяжело
болела. Однажды ей во сне явились мученики Алфий, Филадельф и Киприан (память 10 мая) и сказали ей, что
она исцелится, если уверует во Христа. Приняв Крещение вместе с дочерью, мать
исцелилась от недуга. Однако брат Евфалии, язычник Сирмиан, узнав о крещении своих родных, пришел в сильнейшую
ярость. Матери удалось бежать, а святая Евфалия
исповедала себя перед ним христианкой и приняла мученическую смерть. После
жестокого избиения святая была усечена мечом.
Преподобный
Агафон Египетский, современник преподобного Макария Великого (память 19
января), подвизался в Скитской пустыне в Египте. Он отличался необыкновенным
смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды издалека пришли
к преподобному Агафону иноки для духовной беседы и
обратились к нему: "Ты ли отец Агафон?" "Видите перед
собой грешного раба Божия", - ответил преподобный.
"Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный", - продолжали
иноки. "Совершенная правда", - согласился
святой. - "Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать
других". "И это правда", - подтвердил святой Агафон. "Сверх
того говорят, что ты еретик?" - не отступали иноки, но тотчас встретили
возражение: "Напрасно, я не еретик". Когда же
спросили преподобного, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от
последнего, святой объяснил: "Тех пороков и нельзя не приписывать
себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по
испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть
богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией".
На
вопрос о том, какие подвиги важнее в деле спасения, внешние или внутренние,
преподобный Агафон отвечал: "Человек подобен дереву; внешнее или телесное
занятие приносит листья, а душевное произращает плод.
Но так как Священное Писание уверяет, что "всякое дерево, не приносящее
доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10), то из этого видно,
что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в
листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки и чтобы тень листьев подавала
защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя".
Преподобный Агафон преставился около 435 года. Три дня перед
кончиной святой сидел молча и сосредоточенно, словно всматриваясь во что-то. На
недоуменный вопрос иноков он ответил, что видит себя на Суде перед Христом.
"Неужели и ты, отче, боишься суда?" - спросили его. "Я по силе
моей исполнял законы Господни, но как человек могу ли быть уверен, что угодно
Богу мое дело?" - "Разве ты не надеешься на добрые твои дела, которые
ты сотворил, угождая Богу?" - спросили иноки. - "Не надеюсь до тех
пор, пока не увижу Бога. Одно дело суд человеческий, а другое дело суд
Божий". Сказав это, святой отошел ко Господу.
Италийские мученики - 440 человек - отказались участвовать в идолослужении и
были зарублены лангобардами (германское племя) в 579 году. Среди
погибших за веру известны имена пресвитера Санктула и
отшельника Госпиция.
Сведения из "Настольной книги
священнослужителя" (М.1979 г.) таковы. Икона
Божией Матери, именуемая "Державная", явилась 2 марта 1917 года в селе
Коломенском под Москвой. Служба и акафист ей составлены
с участием Святейшего Патриарха Тихона (+ 1925).