Страдание святых священномучеников Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне (IV). Память преподобного Емилиана (?). Память преподобного Павла исповедника (IX). Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи, принимающих милостыню (?). Преподобный Павел Препростый (IV). Икона Божией Матери "Споручница грешных", в Корце (Ровенск. обл.) (1622) в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве (1848). В 1764 г. произошла кончина принцессы Анны Леопольдовны, внучки Иоанна V, племянницы Императрицы Анны Иоанновны, в ссылке в Холмогорах (под Архангельском). В 321 г. издан Указ Императора Константина Великого о праздновании Воскресного дня. В 1855 г. погиб контр-адмирал Владимир Иванович Истомин, герой Севастопольской обороны во время Крымской войны (род. в 1809 г.). В 1898 г. в Санкт-Петербурге открылся национальный музей искусств, названный "Русский музей Императора Александра III". Учреждение музея состоялось в
В 1764 г. произошла кончина принцессы Анны Леопольдовны, внучки Иоанна V, племянницы Императрицы Анны Иоанновны, в ссылке в Холмогорах (под Архангельском)
В 321 г. издан Указ Императора Константина Великого о праздновании Воскресного дня
В 1855 г. погиб контр-адмирал Владимир Иванович Истомин, герой Севастопольской обороны во время Крымской войны (род. в 1809 г.)
В 1898 г. в Санкт-Петербурге открылся национальный музей искусств,
названный "Русский музей Императора Александра III". Учреждение музея состоялось в апреле 1895 г
Завтра, Пятница, 21 Марта 2014 года (8 Марта 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1169 г. Андрей Боголюбский (род. в 1111, Великий Князь Владимирский 1157-74) с союзниками силой захватил Киев у Мстислава Изяславича (Великий Князь Киевский 1168-1169, 1170). Андрей Боголюбский отдал Киев своему младшему брату Глебу Юрьевичу, тем подчеркивая, что Киев уже утратил свое значение как столицы Руси, а Владимир теперь стал столицей. Киевские Великие Князья теперь зависели от Владимирского Великого Князя
В 1917 г. арест святого Царя Николая II в Могилеве и
Императрицы с Наследником и Великими Княжнами в Царском селе
В 1897 г. умер поэт Аполлон Николаевич Майков (род 23 мая 1821 г.)
В 1910 г. в Одессе первый русский авиатор Михаил Ефремов впервые поднялся на аэроплане в воздух и совершил три круга на высоте 30 м
В 2003 г. в Ставрополе почил о Господе владыка Гедеон (Додукин), митрополит Ставропольский и Владикавказский (род. 18 декабря 1929 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых священномучеников Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне
Страница 1
Страдание святых священномучеников Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне
В шестнадцатый год царствования Диоклитиана1, святейший патриарх иерусалимский Ермон
послал многих епископов в различные страны и к разным народам возвещать, по
примеру апостольскому, слово Божие, и проповедывать Христа.
Двое из
этих епископов, Ефрем и Василий, пришли в страну тавроскийскую и здесь, в
городе Херсоне, оба трудились некоторое время, проповедуя истинного Бога не
ведающему Его народу и просвещая помраченных тьмою еллинского идолослужения.
Затем святой Ефрем, оставляя жителей Херсона святому Василию, пошел к скифам,
жившим по Дунаю, проповедью своею обращал там
многих к Христу и, претерпев довольно скорбей и трудов в благовестии Христовом,
в седьмой день марта был обезглавлен.
Между тем святой Василий, обличая
в Херсоне заблуждение людей неверных и показывая им правый путь спасения,
возбудил народный гнев: нечестивые взяли его, били без милости и изгнали из
города. Удалившись на некую гору, он пребывал в пещере; отстояла та гора от
Херсона на сто стадий2 и называлась Парфенон,
что значит: девичья, ибо на ней было капище и идол какой-то
еллинской богини - девы. Пребывая в той горе, святой Василий радовался духом,
что сподобился претерпеть ради Христа раны и изгнание, оплакивал погибель душ
человеческих, прельщенных диаволом, и со слезами молил Бога об обращении их.
Так прошло несколько времени. У
одного херсонского начальника умер единственной сын и был погребен вне города.
С великой скорбью сидели родители у гроба его, скорбя и плача; и ночь
наступила, а они не отходили от сыновнего гроба. И вот во сне является им
умерший их сын, говоря:
- Что вы оплакиваете смерть мою?
Вы не можете взять меня отсюда живым, ибо не могут воскресить меня наши боги,
бездушные идолы, изобретенные бесом на соблазн и погибель людям. Если вы хотите
оживить меня, то упросите того странника, которого били и изгнали, чтобы
помолился он обо мне Богу своему, и сами уверуйте в того Бога, Которого он
проповедует: ибо Он есть Бог истинный, имеющий власть над живыми и мёртвыми, и
силен восставить меня из мертвых живым молитвами оскорбленного вами мужа.
Тотчас пробудившись, родители
рассказали друг другу видение свое и весьма дивились, что оно было согласно у
обоих. Радостно поспешили они в город и поведали о том видении друзьям своим.
Как только наступил день, стали всюду искать человека Божия, и нашли его в
вышеназванной пещере. Начальник городской с домашними своими пришел к нему,
припал к святым стопам его и молил воскресить ему сына.
- Как могу я это сделать, будучи
человеком грешным? - возразил святой, - но вы получите просимое, если уверуете
в проповедуемого мною Бога, Который один силен воздвигать мертвых из гробов.
- Если мы получим сына нашего
живым, - сказали родители умершего юноши, - и всё то, что хочешь и повелишь,
сделаем от всего сердца.
Святитель Божий Василий, встав,
пошел с ними ко гробу и, когда отвалили от гроба камень, вошел внутрь, сотворил
на умершем крестное знамение и долго молился Богу; потом взял воду, освятил ее
и возлил на мертвого с призыванием Пресвятой Троицы, по подобию святого
Крещения. Тотчас ожил мёртвый и стал говорить, славя Бога. Страх и ужас овладел
всеми бывшими там, а родителями - радость неизглаголанная. Все припадали к
стопам святителя, называя его великим и признавая проповедуемого им Бога
истинным и всесильным. Взяв архиерея Божияе, святого Василия, с великою честью
повели его в город. Начальник со всем домом своим уверовал во Христа и
крестился, также из народа многие, видевшие это чудо, присоединились к верным.
И начала возрастать Христова Церковь в Херсоне, а еллинские нечистые капища
понемногу упраздняться.
Видя запустение своих капищ,
диавол вопиял в сердца обитавших тогда в Херсоне иудеев, и те научили еллинов
восстать на христиан, а главным образом вождя их, святого Василия, и убить его.
- Если учитель христиан будет
убит, то и христианство легко разорится, - говорили они.
Собралось бесчисленное множество
вооруженных нечестивых: с шумом и кликами напав внезапно на архиерея Божия, они
извлекли его из храмины, связали ему ноги и, окружив его. влачили по городским
улицам, били дреколием и камнями и попирали ногами. Его довлекли до места, где
христианами был поставлен столп, увенчанный крестом; здесь святитель Христов
предал Богу святую свою душу, скончавшись страдальчески в тот же седьмой день
марта, в которой и святой Ефрем был усечен мечем в Скифии.
Тело святого Василия было
извлечено за городские ворота и брошено на съедение псам и птицам. Много дней
лежало оно без погребения, однако, хранимое Богом, оставалось невредимым; ночью
являлась над этим страдальческим телом звезда пресветлая, и волк, сидя около,
стерег его от псов, а днём орёл парил над телом, не допуская приближаться плотоядным
птицам, пока христиане не взяли его тайно ночью и не погребли с честью.
В Риме жил некий человек, именем Викторин; с юных лет он
много грешил, а потом, к старости своей, одумался и, вспоминая грехи свои,
трепетал Суда Божия. Придя в один из святых монастырей и упросив игумена
принять его, он отказался от всех привязанностей мира сего и стал монахом;
всего себя он отдал покорности и послушанию, соблюдая заповедуемое ему и
изнуряя тело свое и днем и ночью. В иноческом образе было наречено ему имя:
Емилиан. Содержа непрестанно в душе память смертную и всегда готовясь на
Страшный Суд Божий и на ответ о грехах своих в день испытания, Емилиан всегда находился под страхом вечных
геенских мук; этим страхом он так изнурил и иссушил тело свое, что вся братия,
из любви к Богу в монастыре жившая, дивилась столь великому умерщвлению плоти,
смирению и труду. И все старались подражать жизни его и сравниться с подвигами
его в послушании, дабы таковым многотрудным покаянием очистить грехи свои;
видели, как он каждый день терпит голод, жажду, простирается на земле, мало
спит, мучит и сокрушает тело свое - и получали от сего великую пользу.
Монастырь, где подвизался Емилиан,
был построен на высокой горе, имевшей на одном из склонов пещеру; и был у
блаженного Емилиана обычай тайно от всех, поздно вечером удаляться из монастыря
в эту пещеру и там всю ночь до утрени молиться со слезами.
Прошло много времени; как-то
игумен повстречал Емилиана, выходившего из монастыря в поздний ночной час. Не
зная для какого дела выходит этот брат из монастыря, игумен оставил свою
келлию, пошел за ним тайно и, увидев, что он вошел в пещеру, стал около неё и
решил ожидать, пока тот выйдет, дабы узнать от него, зачем входит он в пещеру.
Немного времени спустя небесный свет ярче солнечных лучей внезапно озарил ту
гору, и игумен увидел преподобного Емилиана стоящим в пещере с простертыми
вверх руками и молившимся Богу; и небесный свет сходил на главу блаженного. При
виде сего на игумена напали ужас и страх; на обратном пути в монастырь он уже
бежал в трепете, и едва мог переступать ногами от великого ужаса. Когда он
достиг монастырских ворот, то услышал голос с неба, говоривший:
- Емилиан, отпускаются тебе грехи
твои.
Еще более ужаснулся игумен, вошел в
келлию свою и в молчании ожидал рассвета. Желая, чтобы братия получили пользу
из сего, игумен, после утрени, обратившись при всех к Емилиану, спросил:
- Где ты был в эту ночь, брат?
Преподобный, поклонившись игумену,
отвечал:
- В монастыре, с братиею, почивал
я всю ночь.
Но игумен обличил его и понудил не
утаивать милости Божией. являемой грешникам истинно кающимся. Емилиан былвынужден поведать тайну всей братии, как от престола
милосердия сошли на него с небес свет и голос. Тогда начал игумен говорить братии:
- Слушайте, братия моя дорогая.
Всемогущий Бог и в молчании мог бы простить этому брату грехи его, но ради нас,
возбуждая наши сердца к покаянию, послал ему в образе света милость Свою вместе
с гласом Своим, да узнаем и мы и прославим милость и человеколюбие Творца
нашего, Который близок к истинно кающимся.
Извещенный таким образом о том,
что грех его прощен, преподобный Емилиан остальное время жизни своей провел в
радости душевной и отошел к Свету неприступному внимать гласу радости и веселия
праведников, ликующих в селенияхнебесных во
веки.
Святой
Павел был епископом города Плусиады1 в то
время, когда возникла в церкви ересь иконоборцев. Видя, как противники святых
икон неистовствуют против веры Христовой, как они извращают установления святых
Апостолов, какое пренебрежение оказывают честным иконам, какие хулы произносят
на них, преподобный выступил против них, как победоносный воин Божий, и, как
стрелами, поражал их словами Божественных Писаний. За это он претерпел
преследование, изгнание и всякие напасти в жизни. Среди таких доблестных
подвигов он и предал с миром дух свой Господу и переселился в горнее, столь
возлюбленное им, Царство2.
Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи, принимающих милостыню
Страница 1
Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи, принимающих милостыню
Некоторый затворник весьма славился в монастыре своем, так
как проводил с юности святую жизнь. Отрекшись от всех удовольствий мирских, он
заключил себя в тесной келлии и служил Богу, умерщвляя тело свое постом и
всенощным бдением, молясь Владыке всего о себе и о всем мире и упражняясь умом
своим в богомыслии. В определенное время он принимал небольшое количество пищи
из рук служителя монастырского; а из того, что посылал Бог через христиан
братии монастырской - золота, серебра, пищи и вина - он ничего никогда не брал
себе.
Было ему
однажды такое видение о принимающих милостыню: однажды начальник города пришел
в тот монастырь, чтобы сотворить милостыню, и давал всем по сребренику1. Подходит он и к затворнику, неся с собою
элатницу2, и упрашивает его взять ее;
устыдившись сего честного мужа, старец взял златницу, и положил ее себе в
карман.
Вечером,
совершив свое обычное правило, старец лег на рогоже3,
намереваясь немного уснуть. И вот ему показалось, что он находится с остальною
братиею того монастыря на пространном поле; все поле то было наполнено тернием,
и некоторый юноша (это был Ангел Господень) говорил монахам монастыря того:
- Жните
терние.
Подошел
этот юноша и к нему (затворнику) и сказал ему:
-
Подпояшься и жни терние.
Когда же
затворник начал отказываться, Ангел сказал:
- У тебя
не должно быть никаких отговорок, потому что ты вчера нанялся с прочими
монахами, взявшими у того христолюбца по
сребренику; ты взял златницу и потому ты должен трудиться более других, пожиная
терние, как принявший большую плату. Терние же, которое ты видишь, это - дела
того человека, у которого вы вчера приняли милостыню; итак приступи и жни с
прочими.
Проснувшись и размышляя о
виденном, эатворник весьма опечалился и тотчас послал за человеком, давшим ему
милостыню, и упрашивал его взять свою златницу. Христолюбец же тот не хотел
брать ее обратно и сказал затворнику:
- Оставь ее у себя, отче, или
отдай ее, кому хочешь.
Тогда старец сказал ему:
- Я не хочу пожинать терние чужих
грехов, не будучи в силах избавиться и от своего греховного терния.
Затем он выбросил ту златницу из
келлии своей и затворил окно.
Узнав причину непринятие милостыни
своей старцем, муж тот стал заботиться об исправлении своей жизни и начал
творить многую милостыню нищим и убогим, помня, что, по Писанию, милостынею и
верою очищаются грехи4.
Преподобный Павел Препростый жил в IV веке.
Препростым он назван за свое простосердечие и незлобие. Преподобный был женат,
но, узнав о неверности супруги, оставил ее и удалился в пустыню к преподобному
Антонию Великому (память 17 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой
отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келлии подвижника, сказав, что
скорее умрет, чем уйдет отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе,
долго испытывал его терпение и смирение тяжелым трудом, суровым постом, ночными
бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный
Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.
За
многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть
изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он
направил больного к преподобному Павлу со словами: "Великие
в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый,
имеют власть над князьями бесовскими".
Икона Божией Матери Споручница грешных в Корце (Ровенск. обл.) (1622)
в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве (1848)
Страница 1
Икона Божией Матери "Споручница грешных",
в Корце (Ровенск. обл.) (1622) в Одрине (Орловск. обл.) (1843) и в Москве
(1848)
Икона Божией Матери "Споручница
грешных" названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз
Споручница грешных к Моему Сыну...".
Впервые этот
образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской
губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери
"Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным
почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году
многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему
Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней
начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней.
Первым получил исцеление расслабленный мальчик, мать которого горячо молилась
перед этой святыней. Особенно прославилась икона во время эпидемии холеры,
когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к
жизни.
В
монастыре в честь чудотворного образа был построен большой трехпрестольный
храм. На иконе "Споручница грешных" Богоматерь изображена с Младенцем
на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее
правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
В 1848 году усердием москвича
Димитрия Бонческула был сделан список с этого чудотворного образа и помещен в
его доме. Вскоре он прославился истечением целительного мира, давшего многим
выздоровление от тяжких болезней. Этот чудотворный список перенесли в храм
святителя Николая в Хамовниках, в котором был устроен тогда же придел в честь
иконы Божией Матери "Споручница грешных". Кроме 7 марта, празднество
в честь этой иконы совершается 29 мая.