Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии (ок. 320). Страдание святого мученика Урпасиана (ок. 295). Память святого Кесария (ок. 369). Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" (1666).
В 1544 г. за неприятие ислама Михаил Солунский был сожжен турками
В 1907 г. умер государственный деятель Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). российский государственный деятель, ученый-правовед, публицист, идеолог самодержавия. Преподавал законоведение наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). В 1880-1905 — обер-прокурор Святейшего Синода и член Комитета министров
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии
Страница 1
Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии
В царствование нечестивого императора Ликиния было
воздвигнуто жестокое гонение на христиан1, и
все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе
Севастии2 воинским начальником тогда был
Агриколай, человек свирепого нрава и ревностной поборник идолослужения. А так
как в это время и в рядах императорских полков уже было не мало христиан, то
издано было повеление, чтобы и они приносили жертвы бесам. В полку воеводы
Агриколая находидись воины числом сорок, из Каппадокийской области3, которые составляли особенно-почетную
дружину, благочестно веровавшую во Христа Бога и отличавшуюся непоколебимым
мужеством, всегда
непобедимую в делах ратных: были между ними - Кирион, Фандид и Домн - сведущие
и в Божественном Писании. Когда стало известно воеводе Агриколаю, что воины
этой дружины суть христиане, он решился принудить их к идолопоклонению. Призвав
их к себе, воевода обратился к ним с такою речью:
- Как в
сражениях с неприятелями вы всегда были между собою согласны и единодушны и
проявляли храбрость, так и ныне с таким же единомыслием покажите единодушно
повиновение царскому указу, - принесите по доброй воле жертву богам, чтобы не
подвергнуться вам мучениям.
На это
святые дерзновенно отвечали:
- Если
мы, сражаясь мужественно за царя земного, всегда оставались победителями, - как
ты, окаянной, сам свидетельствуешь, - то не тем ли паче, подвизаясь за Царя
бессмертного, мы одолеем твою злобу и победим твое лукавство.
Агриколай
сказал:
- Одно
из двух предстоит вам - или принести жертвы богам и удостоиться больших
почестей, или же, в случае непокорности, лишиться воинского звания и
подвергнуться бесчестию; размыслите об этом и изберите для себя, что найдете
полезнее.
- Что
полезно нам, - сказали воины, - о том печется Господь.
- Не
рассуждайте много, - проговорил воевода, - и оставьте свое лжесловесие, а
наутро будьте готовы принести жертвы богам.
И,
сказавши это, Агриколай велел заключить их в темницу. Введенные туда, святые
воины, молитвенно преклонивши колена, воззвали к Богу:
- Изми нас, Господи, от искушений и от соблазнов людей
беззаконных.
Вечером
же они начали петь псалом:
- "Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего
покоится" (Пс.90).
Пропев
псалом до конца, святые воины вознесли молитву ко Господу; по молитве же они
опять занялись псалмопением и так пробыли без сна до полуночи. Руководителем в
пении был святой Кирион, - он провозглашал стихи, а святые Кандид и Домн с прочими повторяли за ним. В полунощи же святые
воины услышали голос явившегося им Господа:
- Добр есть начаток изволения
вашего, но претерпевший до конца, спасется (Мф.10:22).
Этот голос Господа все они слышали
и были объяты ужасом, но страх их растворялся неземною радостью. И не спали они
до утра.
На утро Агриколай, собрав к себе
своих друзей и советников, приказал привести из темницы святую сорокочисленную
дружину воинов и обратился к ним с такою коварною речью:
- Что скажу вам, то скажу не
льстиво и не ложно, но по самой истине: много воинов у нашего царя, но все они
не могут равняться с вами ни мудростью, ни мужеством, ни красотою, и моим
расположением не пользуются они столько, сколько вы; так не делайте же того,
чтобы моя любовь к вам превратилась в ненависть; в ваших руках, и от вас же
зависит или сохранить мою любовь к вам. или навлечь на себя мою ненависть.
Святой Кандид на это ответил:
- Жестокий ты льстец, Агриколай! -
Имя твое4 согласуется с твоим нравом.
Воевода повторил:
-Не сказал ли я вам, что в вашей
власти - или сохранить мою любовь или возбудить к себе мою ненависть.
Святой Кандид сказал:
- Так как любовь твоя или
ненависть к нам зависит, как ты сам говоришь, от нас, то мы избираем ненависть,
ибо и мы тебя ненавидим и только у Бога нашего милости и ищем; ты же, свирепый
и жестокий человек и враг Бога нашего, не люби нас, будучи беззаконен и
завистлив, - тьмою заблуждения объятый и звериным нравом оправдывающий свое
лютое имя.
Приведенный в ярость таким
дерзновенным ответом святого, воевода, скрежеща зубами как лев, приказал
наложить оковы на святых воинов и заключить их в темницу; но святой Фирион
сказал ему:
- Ты не
имеешь от царя власти мучить нас, а можешь только допрашивать нас5.
Испугавшись
такого вразумления, сделанного святым воином, Агриколай приказал без грубых
насилий отвести их и посадить в темницу и не налагать на них оков; только
темничному стражу велел он стеречь их крепко. В то время воевода ожидал
прибытия Лисия - князя, имевшего большие полномочия.
Пребывая
в темнице, святые воины дни и ночи проводили в молитве и пении псалмов и
слушании наставлений святого Фириона.
- По
устроению Божию, - между прочим говорил он, - мы, братья, сдружились во
временной и суетной военной службе, но постараемся не разлучаться и во веки;
как доселе жили мы единодушно и единомысленно, так и подвиг мученичества
совершим нераздельно: как угодны мы были царю смертному, так постараемся быть
достолюбезны и бессмертному Царю, Христу Богу.
По
прошествии семи дней, в которые святые воины содержались в темнице, прибыл в ту
страну Лисий князь и, по прибытии в Севастию, немедленно обратил внимание на
доблестных воинов: на другой же день, явившись вместе с воеводою Агриколаем в
судилище, он приказал привести святую четыредесятниу воинов на
истязание. На пути к этому неправедному судилищу блаженный Лирион так увещевал
своих содружинников:
Когда в римской империи стал царствовать нечестивый
Максимиан1, то, будучи неукротимым карателем
ха непочитание языческих богов, тех христиан, которые жили в окрестностях
Никомидии2, предавал мучениям, а против
прочих, обитавших во всеех других местах империи, пылал яростью, подобно
пламени великому. Собрав однажды единомышленников и, так сказать, соратников
своих, а также всех, бывших под властью его, сановников, он громким голосом
сказал им:
- Если кто из вас предался нечестивой вере и служению Богу
христиан и не желает с надлежащим усердием служить прославленным богам нашим,
не желает им поклоняться и обращаться к ним с молитвами, тот пусть тут же пред
всеми снимет пояс свой3 и удалится от двора
нашего и из нашего города, ибо жители города
сего со времен предков своих привыкли служить богам, а не Единому Распятому
Богу.
Из этих слов ясно было видно, с
каким презрением относился беззаконный царь к христианской вере. Посему все,
веровавшие во Христа, пришли тогда в страх и ужас, и некоторые из них искренно
обещали царю служить богам, другие же только для того, чтобы избежать мучений,
а те, которые имели истинную любовь к Богу, не радея о телах своих, отвечали на
слова мучителя тем, что снимали поясы свои и уходили от него. В это время
премудрый и сильный духом Урпасиан, будучи одним из царских сановников,
воспылав ревностью по Боге, подошел к беззаконному царю и, повергши пред ним на
глазах всех свою мантию и пояс, сказал:
- Царь, так как с этого дня я -
воин небесного и бессмертного Царя, Господа Иисуса Христа, Бога моего, то
возьми назад данные тобою мне знаки чести и славы, ибо эта честь и слава
временны, и я более в них не нуждаюсь.
Эти слова Урпасиана были так
неожиданны для Максимиана, что он, услышав их, изменился в лице и долгое время
не мог произнести ни одного олова. Потом потер лице свое и, с яростью взглянув
на святого мученика, зарычал, как дикий зверь, говоря:
- Сейчас же повесьте сего
презренного и бейте его по телу воловьими жилами.
Поведение царя немедленно было
исполнено и, когда святого мученика предавали долгому и немилосердому
истязанию, он, обратив взор свой к небу, молился и не ощущал никакой боли.
После сего мучитель повелел снять святого с дерева и сказал предстоящим:
- Заключите сего изменника в
мрачную темницу, пока я не придумаю, какой смерти предать его.
В темнице святый мученик радовался
и веселился, воссылая молитвы свои Господу. Между тем Максимиан повелел
принести и приготовить для мучений некое мучительное орудие, представлявшее
собою железную клетку, и, выведши святого из темницы, поместить в эту клетку,
повесив его к вершине ее. Когда это повеление царя было исполнено, и святый
Урпасиан уже висел, то жестокий мучитель велел зажечь факелы и опалять ими со
всех сторон тело его. И в то время, как это совершалось, святой мученик
Христов, вися внутри клетки, предавался молитве, мучители жгли его факелами до
тех пор, пока всё тело его не искапало каплями на землю и, растаяв как воск, не
смешалось с прахом земным, а кости его не испепелились и не стали такими, как
пыль на гумне. Когда святого мученика, погруженного в молитву, таким образом
сожигали, то воздух наполнялся благоуханием мира, и, наконец, святая душа его в
образе яркой звезды, как удостоились видеть некоторые из верующих, вознеслась к
Богу4. Тогда свирепый и жестокосердый царь,
всё еще пылая гневом на святого мученика, велел тщательно собрать землю, на
которую искапало тело его и где лежал прах от его костей, и при себе высыпать в
море. Всё это происходило в городе Никомидии.
1 Здесь
разумеется Максимиан, Галерий, зять и соправитель Диоклитиана на востоке
римской империи. По его настоянию в 303 г. Диоклитиан издал общий закон против
христиан, но еще до издания этого закона Галерий частным образом преследовал
христиан: удалял их от своего двора, изгонял из военной службы и т. п.
2 Никомидия -
столица восточной империи, резиденция императора Диоклитиана; великолепный
город на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) в северо-западной мало-азийской
области Вифинии.
3 Пояс в римской
империи служил особым отличительным знаком военачальника.
Святой
Кесарий, брат святого Григория Богослова, был другом императора Констанция и
первым врачом при Константинопольском дворе. В 368 году, во время землетрясения
в Никее, он чудесно был спасен под развалинами. Потрясенный этим событием,
святый Кесарий, по убеждению святого Григория, оставил мир и посвятил себя на
служение Богу. Но вскоре по крещении он заболел и скончался.
Албазинская икона Божией Матери Слово плоть бысть (1666)
Страница 1
Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть
бысть" (1666)
Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" - великая святыня Приамурья, свое название
получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским
землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского
князя Албазы.
Грозно
возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал
предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших
распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника
Благовещения, 24
марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение
русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и
отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим
предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси
предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православия на
Дальнем Востоке.
В
июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во
главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в
геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги
сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в
Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в
пустыню.
В
те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей
милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с
собою благословение возрожденному краю - чудотворную икону Божией Матери
"Слово плоть бысть", именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище
Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала
святая икона в последующие годы.
Албазин обстраивался. В двух храмах города - Вознесения
Господня и Святителя Николая Чудотворца - возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по
Амуру) был основан еще один монастырь - Спасский. Плодородная земля кормила
хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской
православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского
государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
В
Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону,
улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское
воеводство. Заботились о духовном окормлении
приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о
посылке в дальние города, на Лену и Амур, "в дауры",
"людей духовных - архимандритов, игуменов или священников, добрых и
учительных, для просвещения неверующих христианским законом". Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому
Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского
князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Слуги
богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных
набегов 10 июля 1685
года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и
окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый
штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога
дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со
знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская
икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
Но
Божия Матерь не оставила Своим заступлением
избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг "наспех,
днем и ночью" стали отступать от Албазина, не
успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей.
Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из
русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному
городу на несколько зимовок. 20 августа 1685
года русские уже вновь были в Албазине.
Прошел
год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная
оборона Албазина - "Албазинское
сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды
- в июле, сентябре, октябре - бросались войска богдыхана на штурм деревянных
укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был
такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все
три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев
от жестоких врагов.
К
декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150
человек.
Для
продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года
последние казаки во главе с Василием Смиренниковым,
одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу:
укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская
икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город
на реке Шилке, впадающей в Амур.
Но и после
гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще
одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия
Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских
казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей
попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже
отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного
храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро,
богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику
Максиму, "проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве",
митрополит Игнатий писал: "Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя
и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто
противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как
свет Христовой Православной веры вами им открывается".