Житие и страдание святого священномученика Протерия, патриарха Александрийского (457). Память преподобного отца нашего Василия Исповедника (ок. 750). Память святого священномученика Нестора, епископа Магидийского (250). Память преподобных жен Марины и Киры (ок. 450). Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый (1576). Преподобный Иоанн Дамасский (V). Святой мученик Феоктирист (VIII).
В 1881 г. в Петербурге убит Государь Император Александр II, Царь-Освободитель. Восшествие на престол Императора Александра III
В 1881 г. Великий Князь Николай Александрович Высочайшим манифестом объявлен Наследником Престола Всероссийского
В 1564 г. в Москве выпущена первая печатная книга "Апостол" Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем
В 1887 г. были арестованы члены террористической организации "Народная
воля" (куда в числе прочих входил А.И. Ульянов), готовившие покушение на Императора Александра III
В 1917 г. петроградским советом издан "Приказ №1", лишавший офицеров дисциплинарной власти над солдатами, что повлекло за собой развал армии `
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого священномученика Протерия, патриарха Александрийского
Страница 1
Житие и страдание святого священномученика Протерия, патриарха Александрийского
После
смерти святого Кирилла1 на патриарший
престол Александрии2 вошел еретик Диоскор3. Этот беззаконник распространил свою ересь
по всему Египту. В то время там жил один благочестивый пресвитер, твердый в
истинной вере, по имени Протерий. Он известен был святостью своей жизни и был
преисполнен боговдохновенного разума и премудрости. Протерий видел, что многие
уклонились в ересь патриарха, который ложно утверждал, что во Христе - едино
естество, и сильно ратовал против еретиков. Патриарх Диоскор сильно гневался на
него; желая и этого защитника православия склонить к своему единомыслию, он
коварно ласкал Протерия и почтил даже саном протопресвитера, но старания его
были безуспешны. Святой Протерий, утвержденный в вере святейшим патриархом
Александрийским Кириллом, был непоколебим. На четвертом вселенском соборе,
происходившем в Халкидоне при царе Маркиане4,
Диоскор был обличен в своей ереси, был лишен патриаршего сана, отлучен от
Церкви и изгнан в Пафлагонскую область5 в
город Гангрену, где через несколько времени и умер. Вместо изверженного
Диоскора, в Александрии на престол патриарший был избран православными
архиереями, клириками и благочестивыми христианами святой Протерий, поистине
достойный такого сана.
Но большинство
александрийского народа, напоенного ядом ереси Диоскора, возбуждаемого притом
некоторыми клириками еретиками, было против постановления Протерия патриархом.
И когда святой Протерий, поставленный православным патриархом, вступил в
управление и стал исповедывать правую веру, утвержденную святыми отцами на Халкидонском
соборе, в народе произошел мятеж и вспыхнула распря. Некоторые из клириков во
главе с пресвитером Тимофеем по прозванию Элур и диаконом Петром Монгом, -
ставленниками Диоскоровыми и сторонниками его ереси вместе с прочими отреклись
от православных, не захотели иметь общение с святым Протерием и воздвигали в
народе раскол. Посему в александрийской церкви произошел великий раздор: одни
признавали новопоставленного патриарха и держались православия, другие же
требовали возвращения Диоскора и проклинали догматы, установленные на
Халкидонском соборе. Обе стороны вели сильную борьбу друг с другом. Приверженцы
Диоскора восставали на святого Протерия, называли его прелюбодеем, ибо он еще
при жизни Диоскора, принял его невесту - александрийскую церковь, называли
Протерия еретиком, недостойным сана патриарха. Много бед святой Протерий терпел
от еретиков; боясь, чтобы еретики его не убили, он требовал воинской охраны; он
всегда находился в страхе, ожидая народного волнения, ибо приверженцы Диоскора
уже восставали на городских начальников и на войско, бывшее в городе. В это
время консул из Фиваиды прибыл в Александрию, чтобы усмирить волнение.
Мятежники стали бросать камнями в прибывших вместе с консулом воинов.
Последние, видя народное восстание, направились в храм Серапидис и затворились
в нем. Мятежники обступили храм и, взяв его, сожгли всех бывших в нем воинов.
Когда известие об этом достигло до благочестивого царя Маркиана, он сильно
разгневался послал великую воинскую силу и смирил волнение, приказав, чтобы
хлеб и жито, которые привозили в Александрию на кораблях из городов Египта, с
сего времени отправлять не в Александрию, а в Пилусию, а оттуда в Царьград.
Кроме того, Маркиан отнял у александрийцев народные бани и другие угодья,
ограничил свободу жителей, закрыл бывшие у них народные представления.
Граждане, скорбя о сем и главным образом чувствуя недостаточность хлеба,
смирились и просили святейшего патриарха Протерия, чтобы он отправился к царю и
просил бы его за них. Святой Протерий, отправившись, ходатайствовал пред царем
о своем городе, и царь, смилостивившись,
исполнил все просьбы святого мужа. Гражданам была возвращена прежняя их
свобода, и хлеб стали прямо подвозить к Александрии. После сего патриарх
некоторое время мирно управлял своей паствой и предал извержению не захотевшего
покаяться Тимооея Элура.
После кончины
благочестивого Маркиана, еретики опять подняли голову и стали возбуждать
простой народ, и перестали только тогда, когда достигли своего. Пронырливый и
лукавый Тимофей Элур, занимавшийся и волхвованием, следующим образом хитро
обольстил египетских монахов, живших по монастырям или подвизавшихся в пустыне.
В темную безлунную
ночь Тимофей, одевшись в темную одежду, стал обходить келлии иноков и каждого
называл по имени. Когда иноки спрашивали его, кто он и чего ему нужно, он
отвечал:
- Я - один из
ангелов, послан от Бога, чтобы вы не имели общение с Протерием и не принимали
бы постановлений Халкидонского собора. Епископом в Александрии вы должны
поставить Тимофея Элура.
Так хитрый льстец, при
помощи демона, прельстил их. Иноки же, не поняв козней вражеских, приняли ложь
за истину и, рассказывая друг другу о видении ангела, согласились и собрались
все вместе. Посоветовавшись, все они отправились в Александрию - словно на
борьбу; все они были ослеплены яростью против святого архиерея Протерия и
хотели изгнать его из церкви. В то время Тимофей в Александрии собрал вокруг
себя много мятежников; одних он прельщал, другим же тайно давал деньги.
Дождавшись удобного времени, когда консула Дионисия не было в городе - он
задержался в Верхнем Египте - Тимофей с многочисленными единомысленниками с
вооруженным войском, нанятым им и с пришедшими иноками отправился в храм. Среди
мятежников было два изверженных епископа и несколько клириков, тоже отлученных.
Они посвятили Тимофея во епископа и нарекли его патриархом Александрийским. Он
сделал это вопреки всем церковным правилам, презрев все законы царские, надеясь
только на мятежный народ и на прельщенных иноков.
Память преподобного отца нашего Василия Исповедника
Страница 1
Память преподобного отца нашего Василия Исповедника
Святой Василий жил в царствование Льва
Исаврянина-иконоборца. Оставив мир с его соблазнами, он поступил в монастырь, и
добродетельно проводил иноческое житие. Когда было гонение на почитание святых
икон, святой Василий мужественно сопротивлялся иконоборцам. За это он был взят
и предан многим мучениям; но, не смотря на то, Василий отвергал еретическое
учение иконоборцев и стоял вместе со святым Прокопием за истину до пролития крови.
Подобно преподобному Прокопию, его строгали по всему телу; потом его заключили
в темницу, где он томился долгое время, - до смерти нечестивого царя. По смерти
мучителя, преподобный Василий был
отпущен вместе со
святым Прокопием и другими исповедниками и жил как и прежде в постнических
трудах, многих обращая к православной вере и наставляя на добродетельное житие.
После нескольких лет богоугодной жизни, он сподобился блаженной кончины и с
молитвою, благодарением и несказанною радостью отошел ко Господу, Коего
возлюбил с раннего детства.
Тропарь, глас 1:
Пустынный житель, и
в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Василие, постом,
бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою
притекающих ти. Слава давшему ти крепость: слава венчавшему тя: слава
действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 8:
С высоты приим
божественно откровение, изшел еси мудре от среды молв, и монашествовав
преподобно, чудес приял еси действо, и недуги исцеляти благодатию, Василие
всеблаженне священнейший.
Память святого священномученика Нестора, епископа магидийского
Страница 1
Память святого священномученика Нестора, епископа магидийского
Святой
Нестор был взять в своём доме во время молитвы, вкоторой был
предуведомлен о своем мучении видением овна; начальником города Магидиса (в
малоазийской области Памфилии) Иринархом он был лично представлен в Пергию1. На
пути святой Нестор был укреплен землетрясением и голосом с неба. В Пергии,
после страшных мучений, он окончил жизнь на кресте в гонение Декиево, в 250году.
Преподобные
Марина и Кира происходили из города Берии1
от знатных и известных в городе родителей. Но они пренебрегли знатностью своего
происхождения и, достигши совершенного возраста, удалились за город, сами
обгородили для себя один небольшой уголок земли и, завалив вход в убежище
камнями и глиною и, оставив только небольшое отверстие для подачи им
необходимой пищи и бесед с приходящими, стали подвизаться в огражденном месте,
на открытом воздухе. Прославляя в душе своей Бога, преподобные всё время
пребывали в молчании и прерывали его чрез каждые пятьдесят дней только на один
день. На теле своем под широкими иноческими одеждами святые носили весьма тяжелые железные вериги и с
необыкновенным терпением переносили голод и происходящая от него страдания. В
течение трех лет подряд они принимали пищу только один раз через сорок дней.
Отправившись однажды на поклонение живоносному гробу Господню, они не принимали
никакой пищи до тех пор, пока не совершили поклонения, а возвращаясь назад, они
прошли всё пространство своего пути, заключавшее в себе 20 стадий, ничего не
вкушая. Такой же подвиг совершили они и тогда, когда предприняли путешествие в
храм святой мученицы Феклы2. Прославив
себя такою подвижническою жизнью, сии святые жены перешли, наконец, к вечной
жизни, которой так желали3.
1 Город Берия находился в
Сирии на восток от древней столицы сирийского царства Антиохии.
2 Святая первомученица
равноапостольная Фекла жила во времена апостольские; обращена была в
христианство св. апостолом Павлом. Скончалась в г. Селевкии (в Киликийской
области). Память ее празднуется 24 сентября.
Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый (1576)
Страница 1
Блаженный Николай Саллос, Псковский, Христа ради юродивый (1576)
Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до
смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения
и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос,
что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при
жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.Был родом из Псковской
земли.
В феврале 1570 года, после похода с
опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, узнав об измене
и готовя ему справедливую участь новгородских изменников.
Благочестивые священники и прихожане
молились о смягчении царского гнева на изменников, чтобы Бог положил на сердце
царю дать им возможность покаяния. Услышав колокольный звон кутрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на
чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления
Божией Матери (память 19 марта), "умилившись сердцем, сказал своим воинам:
"Иступите мечи о камень, да престанут убийства".
Все жители Пскова вышли на улицы, и
каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для
встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом
на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, знаю,
тебе хочется Плоти и Крови Сына Человеческого" – и повел его в храм.
Отменив казни, царь слушал молебен в
Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила
(память 11 февраля) и получил благословение у блаженного Николая на дальнейшую
брань с внешними и внутренними врагами Московской Руси и, в частности, на снятие
колокола с Троицкого собора для военных нужд.
Блаженный
Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе
спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и,
впоследствии, архипастыри.
Местное
почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова
войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией
Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и
блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе Божией Матери помещены 1
октября).
В
кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая
Псковского, который "плотски в юродстве быв, ...
горняго Иерусалима гражданин явися…мироточиваго святителя Николая звание
восприим ".
Преподобный
Иоанн, нареченный Варсонофием, был родом из Палестины, 18-ти лет воспринял он
святое Крещение, а вскоре н иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь
преподобный Иоанн был рукоположен во епископа города
Дамаска. Однако, любя жизнь уединенную, преподобный Иоанн оставил епископию и
тайно ушел в Александрию, наименовав себя Варсонофием. Затем он удалился в
Нитрийскую пустыню, пришел в монастырь и просил игумена принять его в обитель,
чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь же
проводил в молитве.
Через
некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том,
что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где
подвизался до конца своей жизни (V век).
Святой
мученик Феоктирист (Феостирикт), игумен Пеликитский, пострадал за
иконопочитание при нечестивом императоре Константине Копрониме (741 - 775).
Вместе с ним были подвергнуты пыткам святой Стефан Новый (память 28 ноября) и другие благочестивые
иноки. Святой Феоктирист был обожжен кипящей смолой.
Святой
мученик известен как духовный писатель и автор канона Божией Матери
"Многими одержим напастьми".