Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского (ок. 780). Страдание святого священномученикa Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников (342-344). Память святаго Агафона, папы Римского (682). Преподобный Корнилий Псково-Печерский (1570). Преподобный Агафон Печерский (XIII-XIV).
В 1613 г. Михаил Феодорович Романов (род. в 1596 г., правил 1613-1645) наречен Царем и Великим Князем всея Руси на Земско-Поместном Соборе
В 1582 г. Царь Иван IV Грозный согласился устроить диспут о вере с латиняном папским легатом Посевином, приехавшим в Москву в надежде уговорить Царя принять униатскую ересь. Царь Иван прямо заявил о том, что только одна православная вера истинна и строго обличил папистскую ересь. Раздосадованный папский легат Посевин, возвратившись
домой, составил свой знаменитый трактат о Царе Иване IV, всячески очерняющий его, выставлявший его необузданным дикарем, с которым не то чтобы вести переговоры, но и разговаривать просто невозможно. Это один из многочисленных источников клеветы на Грозного Царя. Впоследствии, в венецианской типографии, Посевин напечатал повесть "о юноше Димитрии", лживо выдававшей самозванца Лжедмитрия за спасенного царевича Димитрия, убиенного сына Ивана Грозного
В
1852 г. умер Русский писатель Николай Васильевич Гоголь в г. Москве (род. 20 марта 1809 г.)
В 1804 г. умер зодчий Андрей Никифорович Воронихин (род. 17 октября 1759 г.)
В 1895 г. умер писатель Николай Семенович Лесков (род. 4 февраля 1831 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского
Страница 1
Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского
Угодник
Божий Лев, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из области
Равеннской1. За свое чистое житие и разум он
был удостоен всех по порядку священных степеней, а по преставлении блаженного
Савина, епископа Катанского, избранием Божиим, был возведен на епископский
престол. Город Катана находится на острове Сицилии, недалеко от горы Етны,
которая и до ныне извергает огненную лаву. Приняв престол епископский, святой
Лев принял на себя и все труды, соответствующие новому его сану. Он заботился о
сиротах, нищих, вдовицах, больных, странных, питая и одевая их на счет
церковных имений и врачевал недуги их своими молитвами; он был милостивым
отцом к своим чадам и верным пастырем своего стада, но для бесов и их
служителей он был страшен, как лев для волков. Во дни его в Катане был некий
волхв, по имени Илиодор; он был сыном верующих во Христа и благочестивых родителей, и сам был просвещен святым
крещением, но потом тайно отвергся от Христа и стал служить бесам, научившись
от одного иудеянина волхвованию. Таким образом он считался христианином. но на
самом же деле был язычником, служителем бесовским и великим волхвом, нисколько
не лучше того древнего волхва Симона, которого своею молитвою предали смерти
святые верховные Апостолы Петр и Павел; во всем был подобен ему и Илиодор:
совершая удивительные волшебные чудеса, он, чрез свое внушение, достигал того,
что людям казалось, будто по сухой земле, на путях и стогнах, текут реки, так
что граждане обоего пола, обнажившись, среди города переходили, как им казалось,
реку; камни он обращал в золото, но лишь на малое время; на торжищах
волхвованиями своими он причинял купцам большие убытки; благородных девиц,
дочерей честных и сановитых граждан, он своим волшебством так возбуждал к
плотскому греху, что они, забыв стыд, оставляли свои кровы и родителей и ради
любодеяние бегали по различным местам. Когда же игемон Луций сделал донесение о
нем царям Льву и его сыну Константину Багрянородному2,
то цари послали повеление - взять его; но Илиодор сам отдался в руки людей,
искавших его; он сел с ними на корабль в Катане и в тот же день пристал к
Царьграду, проплыв в один час такое расстояние, об котором имеют понятие только
люди, переплывающие с Запада - от Сицилии на Восток - до Фракии. Явившись пред
царями, он был осужден ими на смерть, но тотчас же на царских глазах стал
невидим и опять появился в Катане; будучи вторично призван в Царьград и осужден
на усечение мечем, волхв снова стал невидим в то самое время, когда воин,
подняв меч над его головою, сильно взмахнул им, так что меч ударил только по
воздуху; и опять этот чародей очутился в Катане.
Часто убеждал его
святитель Христов Лев отстать от таких злых дел и, раскаявшись, обратиться к
Богу, но нельзя было уговорить Илиодора, как нельзя сделать белым эфиопа и
твердый камень обратить в мягкий воск. Нечестивец не только не исправился, но
задумал и еще большее зло: он простер свое волхвование на самого архиерея
Божия, желая своим волхвованием насмеяться над ним. Однажды в торжественный
день одного праздника святитель, в присутствии всего народа, совершал со всем
своим причтом в церкви Божественную службу; в храм вошел и волхв Илиодор, как
лицемерный христианин, и начал тайно совершать свои волхвования; чрез них он
достиг того, что одни из народа стали топотать в церкви, словно лошади, ногами
и рычать, подобно зверям; другие стали неудержимо хохотать, а иные стали
гневаться; волхв же хвалился, что сделает еще то, что и сам епископ со всеми
своими пресвитерами и клириками, прекратив служение, будет тут же скакать и
плясать, как будто под звуки музыки и органов. Святитель Божий, уразумев
помышление Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим и, усердно
помолившись, встал, вышел из алтарь и, взяв своим омофором за шею волшебника,
связал его, и, выведя его затем из церкви на средину города, повелел народу,
чтобы тотчас же принесли побольше дров и развели бы сильный огонь. Когда его
приказание было исполнено, святой расспросил Илиодора о всех его волхвованиях и
чародеяниях, а после того, держа его связанным своим омофором, вошел с ним в
огонь и, находясь среди пламени, держал его и не покидал своего места до тех
пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел; после этого архиерей Божий Лев,
возвратившись в церковь, докончил Божественную службу. Это преславное чудо всех
привело в ужас, ибо держа в пламени волхва, сам святитель, не только не
опалился в огне, но даже огонь не коснулся его святительских облачений: роса
Духа Святого окружила его в пламени и защищала от опаления; слух об этом прошел
по всем концам земли; цари, узнав о
таком чуде, призвали святого с великой честью к себе в Царьград и, припав к его
честным ногам, умоляли его помолиться за них. Входя же в царскую палату,
блаженный нес на своей одежде горящие угли, и одежда его не опалялась. И много
других чудес сотворил сей великий угодник Божий: он подавал слепым прозрение,
больным исцеление, изгонял из людей бесов, сокрушил своей молитвой идольское
капище и своим словом ниспроверг идолов; наконец в старости он преставился
Господу. В это самое время одна кровоточивая женщина из Сиракузской области3, сенаторского рода, пришла в город Катану к
святому; долгое время страдала она недугом кровотечения: уже врачи отказались
лечить ее; слыша, что святой епископ Лев своей молитвой подает людям исцеление
от болезней, она пришла просить святого помолиться о ней; в то время, как она
входила в городские ворота, она услышала звон по умершем, когда же она
спросила, кто это скончался, ей ответили, что преставился святой епископ Лев;
исполненная глубокой жалости, она пошла к преставившемуся и, лишь только
коснулась одра его, тотчас остановилось у ней кровотечение, и она совершенно
исцелилась. Святое тело епископа Льва положено было в церкви святой мученицы
Лукии; которое и исцеляло разные недуги во славу Христа Бога нашего.
Кондак, глас 8:
Якоже светильника превелика церковь имать всеблаженне, тебе
паче солнца сияюща, юже твоими молитвами сохрани блаженне, непобедиму и
непоколебиму от ереси всякия, и нескверну, яко приснопамятный.
1 Равенна - ныне итальянская
провинция у Адриатического моря.
2 Лев III
Исаврянин (717-741); сын его Константин царствовал от 741 до 775 года.
3 Сиракузы - одна из
первых греческих колоний на восточном берегу остров" Сицилии, основана, по
преданию, коринф янами около 735 г. до Р. X. Ныне Итальянская провинция.
Страдание святого священномученикa Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников
Страница 1
Страдание святого священномученикa Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников
Святой Садок вступил на епископский
престол в персидских городах Салике и Ктизифоне после того, как там пострадал
святой Симеон, епископ персидский. Однажды святой Садок увидел страшный сон;
пробудившись, он призвал к себе свой клир, пресвитеров и диаконов - в то время
все они скрывались, боясь царя - и начал им говорить:
- В эту ночь я видел во сне лестницу, касавшуюся своим
верхом небес; на ней с великой славой стоял святой епископ Симеон, я же стоял
на земле; святой Симеон громко сказал мне: "Взойди ко мне, Садок, и не
бойся, - я вчера вошел, а ты взойди сегодня". После такого видения и слов
святого я верую, что меня возьмут на мучение за Христа; слова святого Симеона: "я
вчера взошел, а ты взойди сегодня", означают то, что он претерпел
страдание в прошлом году, а мне в текущем году предстоит претерпеть мучение и
смерть.
После сего святой Садок начал так поучать клир:
- Братия мои возлюбленные и отцы, возлюбим Бога от всей души
и Господа нашего Иисуса Христа всем помышлением; облекшись в броню веры, не устрашимся
никакого зла, не станем ужасаться, если постигнет нас мучение и смерть, - пусть
каждый из нас будет добрым воином Иисуса Христа. Если нам должно умереть, то
умрем как подобает совершенным; если же нам суждено жить, то будем жить подобно
праведным. Если мы и умрем, то умрем за Спасителя нашего, и не станем страшиться меча, если чрез меч нам
открывается вечная жизнь. Пока еще день1,
станем ревностно трудиться над спасением своей души, чтобы нам обогатиться
нетленными благами, удостоиться чести и славы бесконечной в Небесном царствии,
чтобы имя наше осталось славным в памяти христианского рода. Братия, станем
молить Бога нашего, чтобы Он скоро исполнил то, что мне представилось в
видении. Ибо тот, кто от духа, с радостью и великой любовью стремится
претерпеть мучение и смерть за Христа и не боится, так как он всегда готов на
такой подвиг. Но страшен и ужасен смертный час для того, кто от плоти; люди
добродетельные сами с тщанием и великодушием ищут такой смерти, чтобы чрез нее
наследовать вечную жизнь; а ленивые и нерадивые скрываются, видя пред собой
смерть. Ибо любящие Бога, восходят к Богу, а любящие мир в мире пребывают;
первые оставляют тело для радости и веселия, вторые же остаются в сей жизни на
беды и воздыхания.
На второй год
гонения царь персидский Сапор прибыл в упомянутые города Салик и Ктизифон; в
сие время пред ним оклеветали святого епископа Садока, имя которого обозначает:
"царев друг", и действительно он от всей души своей и всею крепостию
любил небесного Царя-Христа: он отличался великим воздержанием и был исполнен
правды и веры; он подражал святому Симеону, после коего вступил на
святительский престол. Тогда Сапор послал воинов, чтобы они взяли епископа
вместе с его клиром; вместе с ними было схвачено много других христиан и
черноризцев, всего 128; все они были связаны железными веригами и заключены в
темнице, в месте мрачном, смрадном и страшном. Здесь в течете пяти месяцев они
томились в невыносимых страданиях, ибо нечестивые слуги безбожного царя
связывали каждого мученика по всему телу тонкими бичевами, сгибали при помощи
дерева, так что кости страдальцев трещали и кожа их трескалась - столь сильные
муки переносили святые.
Мучители при этом
говорили:
- Поклонитесь солнцу
и огню, исполните волю царя и останетесь живы.
Святой же Садок
отвечал за всех:
- Мы - христиане, и
поклоняемся Единому Богу, Творцу неба и земли; Ему мы и служим всей душою и
всеми силами нашими; а солнцу и огню мы не покланяемся и не почитаем их, ибо
они созданы на службу людям. Не послушаем мы царского повеления и не отступим
от Бога нашего, не устрашимся смерти, которая приводить нас из сей временной и
суетной жизни в вечное царство; итак не медлите, убейте нас, не жалейте крови
нашей, уже не раз проливавшейся пред вашими глазами.
После сего вторично
пришло повеление царское к святым:
- Если вы не
послушаете моего повеление и не исполните моей воли, то скоро вас постигнет
злая гибель.
Святые же как
едиными устами отвечали:
- Не погибнем мы у
Бога нашего, не умрем мы во Христе Его, ибо Он оживляет нас блаженной и вечной
жизнью и дает нам бессмертное Царство в наследие и покой; ты же не отлагай
нашей смерти, ибо мы с усердием готовы пострадать за Бога нашего; не станем мы
поклоняться солнцу и огню, не станем мы слушать нечестивых царских повелений,
исполненных смерти и гибели.
Царь, видя их
твердое постоянство в вере, издал указ, чтобы всех их посечь мечем. Святые же,
услышав о распоряжении царя, все с радостью стали готовиться к смерти. Их
повели за город. На пути туда они радостно воспевали:
- Суди нам, Боже, и
рассуди спор наш, избавь нас от народа нечестивого, от людей неправедных и
льстивых (ср. Пс.42:1)проливающих кровь, избави нас, ибо Ты,
Господи, надежда наша.
Когда же пришли на
место казни, все они единодушно стали взывать:
- Благословен Ты,
Господи Боже наш, сподобивший нас сей благодати; Ты не презрел молитв наших, но
даровал нам сей драгоценнейший венец - мученичество. Ты, Господи, ведаешь, как
мы желали его. Благословен Бог наш Единородный Сын Твой, Отче, спасший и
призвавший нас к вечной жизни. Не оставь нас, Господи, бедствовать в сем мире,
но утверди нас пред Тобою во веки ради Твоей благости, омой нас в крови нашей
от грехов наших, ибо Ты един Бог препрославленный и Единородный Сын Твой и
Пресвятой Твой Дух во веки. Аминь.
В то время, когда святые возносили Господу такое моление,
нечестивые посекали их, но мученики продолжали славословить Бога до тех пор,
пока не был умерщвлен последний из них. А честного и славного страстотерпца
Садока мучители отвели в оковах в другой город, называвшийся Вифлапат и там
отрубили ему честную и святую главу. Так в мире скончались все сии святые и
славные мученики, восхваляя и славословя Господа нашего Иисуса Христа, Которому
подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом ныне и присно
и во веки веков. Аминь.
1 Намек на слова Христовы: "не
двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что
видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с
ним" (Иоан. 11:9-10).
Сей
преподобный родился в Италии от богатых родителей, которые веровали во Христа и
проводили благочестивую жизнь. Любя своего сына, они научили его всяким полезным
и богодухновенным книгам. В знании Священного Писание преподобный так
преуспел, что после кончины своих родителей собрал оставшееся после них
богатство (около 1633 литр1) и, созвав
нищих, сирот и вдов, в один день все роздал им.
После сего в одном
из монастырей он принял иночество и предался иноческим подвигам, и днем, и
ночью неленостно трудясь для угождения Богу и молясь о всем мире. Он так
ревностно подвизался в добродетели, что удостоен был от Господа дара великих
чудес. Добродетельная жизнь святого Агафона не могла укрыться от людей, и он
поставлен был архиепископом города Рима. Наставив в добродетели свою паству и
прославившись чудесами, преподобный в сане епископа отошел ко Господу2.
Преподобный КорнилийПсково-Печерский родился в 1501 году во Пскове в семье бояр Стефана и Марии. Чтобы дать сыну
образование, родители отдали его в Псковский Мирожский
монастырь, где он подвизался под началом старца: делал свечи, рубил дрова,
обучался грамоте, переписке и украшению книг и иконописи. Закончив учение, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать
иноком.
Однажды государев
дьяк МисюрьМунехин взял с
собой Корнилия в затерянную среди лесов
Псково-Печерскую обитель, которая тогда была беднее любого псковского погоста.
Красота природы, тихая служба в пещерной церкви произвели на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда ушел из
родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерской
обители.
В 1529 году, в
возрасте 28 лет, преподобный Корнилий был возведен во игумена и избран настоятелем монастыря. В его
настоятельство Псково-Печерская обитель достигла наибольшего расцвета. Число
братии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников не было
превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Деятельность
преподобного Корнилия простиралась далеко за пределы
обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сэту, строил церкви, больницы, дома для сирот и
нуждающихся. Во времена ужасного мора на Псковщине
преподобный Корнилий бесстрашно ходил по моровым
деревням причащать живых и отпевать у круглых ям умерших.
Во
время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал
христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, щедрой рукой раздавал
пострадавшим во время войны эстам и ливам пособия из
монастырских запасов; в обители безмездно лечили и
кормили раненых и изувеченных, хоронили в пещерах убитых и вписывали их имена в
монастырский синодик на вечное поминовение.
В 1560 году, в праздник Успения
Божией Матери, преподобный Корнилий послал в
благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин,
просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. В 1570 году на
созданную в Юрьеве Ливонском кафедру был назначен епископом Юрьевским и Вельянским (то есть Феллинским)
некий игумен Корнилий. Некоторые отождествляли его с преподобнымКорнилием, но это не
соответствует действительности. Преподобный Корнилий
был большим знатоком и любителем книг - в монастыре была собрана солидная
библиотека. В 1531 году вышел его труд под названием "Повесть о начале
Печерского монастыря". В середине XVI века Псково-Печерский
монастырь воспринял от Спасо-Елеазаровского монастыря
традицию летописания. В основу летописи были положены сведения двух первых
Псковских летописей в черновом продолжении с 1547 по 1567 год. Кроме того,
игумен Корнилий завел большой монастырский Синодик
для поминовения усопших братий и благотворителей обители, начал вести
"Кормовую книгу" с 1558 года, составил "Описание монастыря"
и "Описание чудес Печерской иконы Богоматери".
Преподобный Корнилий
расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес
деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских
за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541
году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году
построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Печерская обитель, возникшая на
границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и
крепостью против внешних врагов России.
В 1558 - 1565 годах преподобныйКорнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную
стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь
во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен
деревянный скульптурный образ "Николы Ратного".
О блаженной кончине преподобногоКорнилия в летописи,
составленной иеродиаконом Питиримом, записано: "Сей достоблаженный
игумен Корнилий... на игуменстве 41 год и 2 месяца
поживе; он постническим и святым житием не точию
мнихом бе образ ко
спасению... во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго
сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето
1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего". (Эта же дата
стоит и на керамической пластине - керамиде,
закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобногоКорнилия.)
Преподобный Агафон Печерский подвизался в
Киево-Печерском монастыре в ХIII-ХIV вв. Он исцелял
болезни, возлагая руки, был великим постником и имел дар пророчества. Святой
предузнал день своей кончины. Мощи его почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря.