Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти (ок. 109). Память преподобного Евсевия пустынника (V). Преподобная Евфросиния Александрийская (V). Виленская икона Божией Матери (1495). В 1171 г. без ведома Андрея Боголюбского (род. в 1111, Великий Князь Владимирский 1157-74), ростиславичи возвели на Киевский престол своего дядю Владимира Дорогобужского (род. в 1132, Великий Князь Киевский 1171), который умер спустя 3 месяца. Тогда Андрей великодушно предложил ростиславичам сесть на Киевское княжение их брату Роману Смоленскому (Великий Князь Киевский 1171-1173,1175-1177), и тот принял княжение. В 1730 г. в Императрица Анна Иоанновна (род. в 1693, правила: 1730-1740) торжественно въехала в Москву. В 1887 г. умер композитор и ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин (род. 31 октября 1833 г.). В 1922 г. Патриарх Тихон издал Послание о помощи голодающим.
В 1171 г. без ведома Андрея Боголюбского (род. в 1111, Великий Князь Владимирский 1157-74), ростиславичи возвели на Киевский престол своего дядю Владимира Дорогобужского (род. в 1132, Великий Князь Киевский 1171), который умер спустя 3 месяца. Тогда Андрей великодушно предложил ростиславичам сесть на Киевское княжение их брату Роману Смоленскому (Великий Князь Киевский 1171-1173,1175-1177), и тот принял княжение
В 1730 г. в Императрица Анна Иоанновна (род. в 1693,
правила: 1730-1740) торжественно въехала в Москву
В 1887 г. умер композитор и ученый-химик Александр Порфирьевич Бородин (род. 31 октября 1833 г.)
В 1922 г. Патриарх Тихон издал Послание о помощи голодающим
Завтра, Суббота, 1 Марта 2014 года (16 Февраля 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1446 г. во дворе Дмитрия (Шемяки) (Великий Князь Московский в 1446) ночью ослепили Великого Князя Московского Василия II Васильевича (Темного) (род. в 1415, правил 1425-1433, 1433-1434, 1434-1446, 1446-1462), после чего вместе с супругой отправили в Углич
В 1920 г. родился русский писатель Ф.А. Абрамов (умер 14 мая 1983 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти
Страница 1
Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти
Во времена апостольские в фригийском городе Колоссах1 жил христианин знатного рода по
имени Филимон; впоследствии он удостоился епископского сана и был включен в
число святых семидесяти Апостолов. У Филимона, еще до его апостольства, был
раб, по имени Онисим. Провинившись пред своим господином и боясь наказания,
Онисим бежал от него и прибыл в Рим2, где и
нашел в узах святого Апостола Павла; услышав от него святую проповедь и
научившись вере в Господа нашего Иисуса Христа, он был крещен Апостолом и
усердно служил ему вместе с святым Тихиком. Святой Апостол Павел, отправляя
святого Тихика со своим посланием к
колоссянам, дал ему в спутники святого Онисима, как сам он пишет в конце
послания: "О
мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в
Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших
обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом
нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем" (Колос.4:7-9).
К колоссянам
Апостол написал через Тихика, а через Онисима он прислал особенное послание к
Филимону, господину его; в этом послании Апостол просил Филимона, чтобы он
простил Онисиму его прегрешение, и чтобы принял его не как раба, но как самого
его, Апостола Павла. В своем послании Апостол Павел называет Онисима своим
чадом: "Прошу
тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден
для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое
сердце" (Флм.10-12). С радостью Филимон поступил так, как советовал Апостол: он не
только с любовью принял Онисима, но и дал ему свободу, и снова отослал в Рим к
святому Апостолу Павлу с тем, чтобы Онисим служил там Апостолу, ибо того желал
святой Павел: "Я
хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за
благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе
дело твое было не вынужденно, а добровольно" (Флм.13-14).
Итак
святой Апостол Онисим был в Риме, служа Апостолам до самой кончины их; он был
поставлен ими епископом для благовествования слова. После кончины святых Апостолов он,
выйдя из Рима, обошел много городов и стран, проповедуя Христа в Испании3, в Каринфе4,
в Колоссах, в Патрах5, затем занял престол в
Ефесе6 после святого Тимофея и святого
Иоанна Богослова. Об епископствовании в Ефесе явно свидетельствует, в своем
послании к Ефесянам из Смирны, святой Игнатий Богоносец; когда его вели из
Антиохии в Рим на съедение зверям, его встретил святой Онисим на пути в Смирне
с некоторыми жителями Ефеса. Святой Игнатий пишет об этом к Ефесянам так:
- Я, во
имя Божие, принял многочисленное общество ваше в (лице) Онисима, мужа
несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом
Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал вам
быть достойными иметь такого епископа.
В своем
же послании к Антиохийцам он снова пишет:
- Вас
целует Онисим, пастырь Ефесский.
Отсюда
становится известным, что святой Онисим, обошедши много стран и городов, прибыл
в Ефес, будучи уже старцем; там пас он некоторое время Церковь Божию, потом
быль схвачен неверующими и приведен из того города в Рим, что происходило в
царствование Траяна6; в Риме же он был отдан
на пытку епарху Тертиллу. Епарх спросил святого:
- Кто
ты?
Онисим
отвечал:
- Я христианин.
Тогда
епарх опять спросил:
- К
какому сословие принадлежишь ты?
На это
святой сказал:
-
Некогда я был рабом одного мужа, а ныне я верный раб благого Владыки Господа и
Спаса нашего Иисуса Христа.
Епарх
продолжал допрашивать Онисима:
- Почему
же ты перешел к другому господину?
Онисим
отвечал:
- Потому
что я познал истину и возненавидел идолопоклонство.
Тогда
епарх спросил:
- Какой ценой ты был продан новому господину?
Онисим отвечал:
- Божий
Сын Иисус Христос искупил меня от погибели честною Своею кровью, переселил в
нетление, как писано о том в наших писаниях: "не тленным серебром или золотом искуплены вы от
суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как
непорочного и чистого Агнца" (1Петр. 1:18-19).
Епарх спросил:
- Скажи
нам, какую жизнь называют ваши писания суетной?
-
Суетная жизнь есть беззаконное прелюбодеяние, которое за малую сладость
плотскую готовит вечный огонь страстным грехолюбцам; она же заключается и в
сребролюбии, ради которого обижают ближнего, в чародеянии, когда жительствуют с
бесами, - последнее зло есть корень всякого навета и ловительства; она есть
гордость, когда своим высокоумием возносятся над другими, - зависть, научившая
братоубийству Каина и многих других, - злословие и необузданный язык, который
распространяет на всех издевательство, словно облако; она есть лицемерие и
ложь, противница истины, пособница диавола, чрез которую и Еву прельстил
всезлобный враг; она есть гнев, побуждающий на проклятие и возбуждающий брани и
убийства отцов, - пьянство, которое сопровождается невоздержанием и порождает
сладострастие, побуждая на сквернословие; нет в ней доброго помысла, одно
безобразие. Все эти пороки и есть жизнь суетная. Источником такого жития и
матерью всего является служение идолам, которое вы совершаете; оно есть
основание блудодеяния, учитель неведения Бога, ослепление ума, возбудитель
сладострастных страстей; в нем нет чести, оно воюет против Господа всяческих,
старается разорить истинное Богопочитание; сие служение - вождь смерти,
служитель змея, пища злых, противник добродетели, оно бегает нетления; оно
является проповедником пагубного вашего закона, горячим сторонником тьмы и
мрака, другом кровопролития, князем ненависти; оно улавливает простых
неведающих Бога, чуждо светлой благодати, связывает своих служителей узами
бесчестных дел, научает тщеславию; оно исполняет бесчестием седых старцев,
внушая им плясать под звук жреческой трубы; оно погубляет девическое
целомудрие; оно растворяет свои праздники мечем и железом, пролитием крови
животных и их сквернами; оно указывает на скверны своего бесстыдства; оно
заставляет мужей обнажать свои тела среди города и нагими показывает их женам;
оно сопровождает таинства свои убийствами и прелюбодеяниями; оно обуревает
различными образами идолобесие умы человеческие, словно ладьи: то повелевает
жрецам своим вкушать от ядовитых змиев, то, увещевая их съедать чужих богов,
внушает им то закалывать вола, то приносить жертву волу, приносить в жертву
овце овцу, одно и то же почитать за бога и скота7,
то человека убивает в жертву человеку, сделанному из камня и дерева, так что
вместо благодеяния оно творит убийство, принося в жертву бездушным
одушевленных. Но к чему мне много говорить? ваше зловерие даже чесноку воздает
божественную честь, чтобы в великом ослеплении и неведении низвести людей в ад.
Рассмотрев такое суетное, нечестивое и скверное житие, которого вы
придерживаетесь в своем идолопоклонническом служении, - житие изобличенное
Священным Писанием, я бежал от него, как от волнующегося моря, и прибыль в
доброе пристанище - в праведное и преподобное житие, заключающееся в святой
вере в Бога единого и истинного, в вере и любви к ближнему. И тебя я увещеваю,
Тертилл, исполни закон любви, повелевающий любить ближнего как самого себя; тогда и ты, познавши, как
и я, истину, оставишь суету временную и всё, что в мире сем проходит словно как
сон или тень; тогда ты приступишь к Создателю всех Богу и спасешься, придя в
истинный разум; не радуется Бог смерти прогневляющих Его, но веселится о их
обращении и покаянии и прощает их прежние грехи.
О
месте рождения и родителях сего преподобного не сохранилось никаких сведений.
Известно только, что первоначально он поступил в один монастырь, а потом
оставил его, взошел на вершину горы, близ которой было расположено селение, по
имени Асиха1 и, сложив там из сухих камней
себе ограду, стал изнурять тело свое. Во всю свою жизнь он ничего другого не
носил на теле, кроме кожаной одежды, а питался только квашенным горохом и
бобами. Пренебрегая телесною немощью, преподобный поступал так до самой глубокой
старости, когда уже все зубы его выпали, так что нельзя уже было разжевывать
ими пищу, и, мужественно перенося всякую непогоду, никогда не жил в доме. Лице
у него было сморщено и все члены тела до того истощены, что пояс не мог
держаться на нем: так исхудали его ноги и поясница. Так как к преподобному
стало приходить много народа, то он, боясь славы, ушел в ближний монастырь и,
устроив у стены его небольшую ограду, продолжал свои обычные подвиги. Пост
преподобного доходил до такой степени, что в течение семи недель великого поста
он употреблял в пищу только 15 смокв. Проводя такую строгую постническую жизнь,
преподобный Евсевий прожил более 90 лет и после тяжкой болезни отошел ко
Господу2.
В тот же день
память преподобного Пафнутия и дочери его Евфросинии. Житие их под 25-м числом
сентября.
Преподобная Евфросиния родилась в начале V
века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была
единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец,
Пафнутий, который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто
посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. Когда
Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в
монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак
дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая
Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от
инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы
провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре
ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом,
пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с
отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию
и приняли в свою обитель. В уединенной кел-лии
в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого
духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по
совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом,
открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение. Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и
просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела.
Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял
монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей
дочери.
Виленская икона Божией Матери написана
святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих
императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София
Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна
III(1462 - 1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь
Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения
иконы в Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону
поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Впоследствии икону перенесли в Виленский
Свято-Троицкий монастырь.