Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого (473). Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Память святых мучеников Инны, Пинны и Риммы (I-II). Преподобный Лаврентий Печерский, затворник (XIII-XIV). Преподобный Евфимий, схимник Печерский (XIV). Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский (ок. 1465). В 1864 г. в г. Томске почил старец Федор Кузьмич, почитаемый в народе как Император Александр I. В 1907 г. умер ученый Дмитрий Иванович Менделеев (род. 27 января 1834 г.). В 1918 г. Совнаркомом принял декрет об отделении Церкви от государства, согласно которому Церковь лишалась прав юридического лица и всего имущества.
В 1526 г. произошло венчание Великого Князя Василия III Иоанновича (род. в 1479, правил в 1505-1533) и Елены Васильевны Глинской (матери Ивана Грозного). Это второй брак Великого Князя Василия III Иоанновича
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого
Преподобный Евфимий Великий происходил из
города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия,
знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей
и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого
предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.
Отец
преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу,
отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил
отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы
о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем
святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно
ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий
часто посещал монастырь святого Полиевкта,
а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей
тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно
ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам,
удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину,
поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался
преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель.
Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню
(недалеко от Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах
труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их
уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их
пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной
пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из
Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем
преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником
братии. Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить
иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и
смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать
Царства Небесного".
Юным
инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный
труд. "Если миряне, - говорил он, - много трудятся, чтобы прокормить себя
и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более
мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими
трудами". Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время
Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других
братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу
на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь.
В те
годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был
военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от
болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом
среди арабов.
Слава о
чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду
стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не
в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря,
взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и
поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения
преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда
скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный
Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то
время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской
ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
Приходившие
к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил
вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный
облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было
погребено его святое тело.
Блаженный
Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в
монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель
по воскресным дням на общее Богослужение.
Преподобный
Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или
лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради
спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он
устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному
Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь
и поставил обители пресвитеров и диаконов.
Лавра
вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать
людям всё необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников -
армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий
призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в
монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя
в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же
произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого
остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по
вере святого Евфимия.
Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида
Страница 1
Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида
Святые мученики Васс, Евсевий, Евтихий
и Василид пострадали в царствование Диоклетиана. Сначала они служили при
царском дворе, были богаты и принадлежали к членам царского синклита1. Увидев страдание святого священномученика
Феопемпта, епископа Никомидийского2, они
уверовали в Христа и приняли святое крещение. Вследствие сего они были
приведены к нечестивому царю для мучений и приняли мученическую смерть с пятью
своими рабами. Святой Васс был закопан до половины тела в ров и, изрубленный по
всему телу, предал дух свой Богу. Святой Евсевий повешен вниз головою и
рассечен на части. Святой Евтихий был связан за руки и ноги и, сильно
растянутый между четырьмя столбами, растерзан. Святой Василид был зарезан
ножом. И так все они приняли венцы мученические3.
Святые мученики Инна, Пинна и Римма1 были родом из Скифии, из северной страны2, ученики святого апостола Андрея
Первозванного3. Они учили о имени Христовом
и многих из варваров, обратив к правой вере, крестили. По этой причине они были
схвачены князем варваров, но не могли быть доведены до того, чтобы отречься от
Христа и принести жертву идолам. Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены
были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони и возки. Князь
приказал поставить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним
святых. Итак, когда вода взволновалась, и лед постепенно умножался, так что
дошел до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные
свои души4.
1
По сербскому прологу XIII. века, эти мученики называются: Енен, Нирен и Пень.
2
Здесь разумеется т. н. Малая Скифия, простиравшаяся от устьев Дуная к Фракию.
Святые Инна, Пинна и Римма принадлежали к земледельческому племени южных
славян, обитавших на правом берегу Дуная и по западному берегу Черного моря.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в ХIII-ХIV вв. Нес трудный подвиг затворничества, упражняясь в
посте, молитве и богомыслии. Мощи преподобного
Лаврентия почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Преподобный Евфимий, схимник Печерский (XIV
в.), наложил на себя обет
безмолвия, открывая уста только для Богослужения и молитвы. Питался иеросхимонах-молчальник одними травами. Также никакой пищи,
приготовляемой на огне, святой не вкушал. После многих трудов и подвигов мирно
скончался и был погребен в Дальней Феодосиевой пещере Киево-Печерского
монастыря. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Первоначально подвизался в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском
озере. По любви к уединению преподобный оставил монастырь и поселился на реке Сянжме, в 20 верстах от г. Вологды, где основал обитель.
Будучи игуменом монастыря, св. Евфимий проводил истинно подвижническую жизнь,
во всем подавая пример братии. После многих трудов и подвигов на пользу
монастыря преподобный Евфимий скончался около 1470
года.