Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца (107). Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского (1194). Память святых мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312). Память святых мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Святители Герасим, Питирим, Иона, епископы Великопермские, Устьвымские (ок. 1441-1467, 1456, 1470). В 1676 г. скончался Царь Алексей Михайлович Романов (род. в 1629 г., правил 1645-1676). В 1696 г. скончался Царь Иван V Алексеевич Романов (род. в 1666 г., правил 1682-1696, вместе с Петром I Алексеевичем). В 1783 г. родился поэт Василий Андреевич Жуковский (ум. 12 апреля 1852 г.). В 1837 г. умер Александр Сергеевич Пушкин.
В 1829 г. при разгроме русского посольства в Тегеране убит глава русской миссии, поэт Александр Сергеевич Грибоедов (род. 4 января 1795 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца
Страница 1
Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца
После того как Святой Игнатий
Богоносец, по повелению царя Траяна, был растерзан зверями в Риме за Христа1, как об этом повествуется в его житии,
остались после него некоторые, более крупные, кости. Бывшие в это время в Риме
верующие собрали их и положили благоговейно в том же городе в почетном месте, а
затем, в царствование того же Траяна, перенесли их в Антиохию - на защиту
городу, в исцеление болящим, в утешение всему его словесному стаду и во славу
Христа Бога, за имя Которого он ревностно пострадал2.
Более подробные сведения об этом изложены в его житии под 20-м числом Декабря.
2
Первое перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе из
предградия в саму Антиохию в 438 году. Впоследствии (в VII в.) мощи его
перенесены были в Риме, где находятся ныне в церкви св. Климента.
Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского
После искушения, постигшего
преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту1,
приобрел известность подвизавшийся в том же святом Печерском монастыре
блаженный Лаврентий, который также возымел дерзновение, как добрый воин
Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе
губителем-дьяволом, врагом подвижников. Он пожелал посвятить себя молитве в
строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии
Господь говорит в словах: "когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за
собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий
тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Но преподобные отцы решительно не
советовали ему делать это в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее
строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и
Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих
молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в
монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом2, и там подвизался в затворе. Он начал вести
самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении,
предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные
вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть - силою
молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати
Божьей, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого
Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять
бесов.
Раз к
преподобному Лаврентию, среди многих других, был приведен из Киева для
исцеления один человек, одержимый бесом, настолько свирепым и сильным, что то
дерево, которое с трудом могли понести десять человек, он один брал легко и
отбрасывал вдаль. Блаженный затворник, желая прославления благодатью своему
духовному отечеству, святому Печерскому монастырю, повелел отвести этого
человека туда. Тогда бесноватый начал вопить:
- К кому
ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает
много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я
боюсь, - а с прочими я веду борьбу.
Когда
бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Печерском монастыре,
блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться
во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в
Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его:
- Кто эти
подвижники, которых ты боишься?
В это
время всех братий в Печерском монастыре было сто восемнадцать.
Бесноватый
перечислил по именам тридцать из них и сказал:
- Все они
одним словом могут изгнать меня.
Тогда
ведшие его сказали ему снова:
- Мы хотим
заключить тебя в пещере.
Он на это
ответил им:
- Какая
мне польза вести борьбу с мертвыми? ибо они имеют гораздо большее дерзновение
молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите
видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме
указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными.
Затем он начал
показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски,
по-гречески, словом - на всех языках, которых он никогда и не слышал.
Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности
говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь,
нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и
бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую
чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел
со всею братией в церковь. Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех
тридцати мужей, именами которых называл во время беснования. Тогда стали
спрашивать его:
- Кто
исцелил тебя?
Он, взирая
на чудотворную икону Пресвятые Богородицы, ответил:
- С нею
встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился.
При этом
имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного.
Тогда они
все вместе воздали хвалу Богу. Его Пречистой Матери и святым угодникам его.
Память святых мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца
Страница 1
Память святых мучеников Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца
В царствование римского императора
Нумериана1 было великое гонение на христиан;
к правителю города Эмезы2 поступил тогда
донос на местного епископа, святого Сильвана; святитель вместе с диаконом Лукою
и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьей. Убедившись, что они
исповедают Христа Бога истинного, идолов же не почитают и поносят. Правитель
пришел в ярость, не в силах будучи склонить исповедников Христовых к
идолопоклонству льстивыми речами, судья подверг бичеванию, после чего заключил
в темницу; долго томились там святые, пока правитель не потребовал их к себе
вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждою, после чего
приговорил отдать их на растерзание зверям. Когда святые мученики приведены
были на место казни, и на них выпущены были разные звери, воины Христовы
помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и
Господь приял святые их души; к честным их останкам приблизились звери, но не
коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их
погребению, вознося благодарение Богу.
Память святых мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория
Страница 1
Память святых мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория
Все сии святые мученики, воинствуя
по Христе, изобличали всенародно языческие заблуждения, за что были подвергнуты
жестоким мучениям: плечи и колена их были сокрушены; потом их беспощадно
строгали, надели на шеи их тяжкие железные оковы и ввергли в темницу; потом
снова вывели из темницы, опять строгали их тела, повесили и пригвоздили главы
их к кресту. В таких мучениях предали они души свои Богу1.
Святители Герасим, Питирим, Иона были
епископами Велико-пермскими и Устьвымскими. Святой
Герасим - третий епископ зырянского народа, достойный последователь святителя
Стефана, просветителя Пермского. На Пермскую кафедру возведен
после 1416 года, когда только часть зырян была обращена в христианство. С
великой ревностью он заботился о своей пастве, страдавшей от непрестанных
набегов новгородцев и язычников-вогулов. Он безбоязненно входил в станы
вогулов, убеждая их прекратить грабить беззащитных пермяков-христиан. Во время
одной из таких поездок скончался мученической смертью - был убит (по преданию -
задушен омофором) своим слугой-вогулом в 1441 году. Погребен был в
Благовещенской церкви села Усть-Вымь, недалеко от города Яренска,
на реке Вычегде (память 24 января). Преемником
святителя Герасима был ученый архимандрит Питирим. И в его время вогулы не
переставали нападать на мирных зырян, населявших Пермскую страну. Епископ
Питирим, так же как и его предшественники, стал заступником своих
пасомых. В 1447 году он в Москве лично просил великого князя об оказании помощи
зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной
территории, наставляя ее Словом Божиим и приходя на помощь в ее бедствиях. Для
просвещения язычников-вогулов он предпринимал далекие путешествия, во время
которых жизнь его нередко подвергалась опасностям, так как ему приходилось
терпеть всевозможные лишения. Но святитель не жалел своих сил, просвещая людей
и поучая в домах, храмах, на открытых местах.
Своей проповедью он обратил в христианство многих
вогулов, живших по притокам реки Печоры. Этим он возбудил страшный гнев
предводителя вогулов - Асыки, который убил святителя
на поле во время совершения им молебствия. Произошло это недалеко от Усть-Выми 19 августа 1455 года. Святитель Питирим составил
житие святителя Алексия и канон на обретение мощей его.
После святителя Питирима на
Пермскую кафедру вступил епископ Иона. Он обратил в христианство остальную
часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были
истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал
училища. К новообращенным из Усть-Выми были
переведены опытные пастыри, которые проповедовали и преподавали в этих
училищах.
Преставился святитель Иона 6 июня
1470 года. Мощи его почивают вместе с мощами святителей Герасима и Питирима в
Благовещенском храме в Усть-Выми (в Вологодской
области).
Общая память святителей является
признанием их апостольской деятельности в восточных пределах России.