Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского (IV). Житие преподобного отца нашего Луки Ефесского (ок. 946). Память святых мучеников тысячи и трех, в Никомидии пострадавших (303). В 1238 г. войска хана Батыя захватили Владимир и сожгли закрывшихся в Успенском храме православных вместе с епископом Митрофаном. Сыновья Юрия Всеволодовича (род. в 1189, Великий Князь Владимирский 1212-1216, 1218-1238) - Всеволод Юрьевич (1213-1238) и Мстислав Юрьевич (1218-1238) сложили свои головы, с оружием пробиваясь сквозь толпы татар. В феврале татары опустошили 14 городов Великого Княжения, среди которых Переславль, Юрьев и Дмитров. В 1780 г. родился живописец Алексей Гаврилович Венецианов (умер 4 декабря 1847 г.).
В 1238 г. войска хана Батыя захватили Владимир и сожгли закрывшихся в Успенском храме православных вместе с епископом Митрофаном. Сыновья Юрия Всеволодовича (род. в 1189, Великий Князь Владимирский 1212-1216, 1218-1238) - Всеволод Юрьевич (1213-1238) и Мстислав Юрьевич (1218-1238) сложили свои головы, с оружием пробиваясь сквозь толпы татар. В феврале татары опустошили 14 городов Великого Княжения, среди которых Переславль, Юрьев и Дмитров
В 1780 г. родился живописец
Алексей Гаврилович Венецианов (умер 4 декабря 1847 г.)
Завтра, Пятница, 21 Февраля 2014 года (8 Февраля 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского
Страница 1
Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского
Соименный девству1,
святой Парфений родился в Мелитополе2.
Отец его, по имени Христофор, был диаконом одной из церквей этого города.
Парфений с детства не был научен грамоте, но, слушая в храме Божественное
Писание, он многое из него так хорошо изучил, что мог сравняться со всяким
искусным книжником. В юности он часто ходил на одно, недалеко расположенное,
озеро и, ловя там рыбу и продавая ее, вырученные деньги раздавал нищим. С самых
юных лет он был исполнен благодати Божией; восемнадцати же дет он, призыванием
пресвятого имени Христова, стал изгонять из людей бесов и творить многие
чудеса.
После
того, как слава о святом Парфении стала распространяться между людьми, Филипп,
епископ мелитопольский, призвал его к себе. Исследовав о святом юноше, все, что
он слышал и удостоверившись во всем этом, он подивился его добродетели и Божией
в нем благодати и велел научить его книжному искусству. Потом вскоре епископ
Филипп назначил святого Парфения, вопреки его желания, пресвитером и поручил ему попечение над
одним из храмов. В сане пресвитера святой Парфений еще более подвизался в
добродетелях. Получив от Господа сугубую благодать святости и чудотворения, он
исцелял всякие болезни и именем Господа нашего Иисуса Христа совершил много
предивных чудес. Среди таких чудесных знамений, между прочим, было следующее.
Однажды,
на пути, встретил чудотворца некий человек, которому какой-то юноша выколол глаз;
больной глаз висел на щеке, и человек тот, страдая и плача, поддерживал его
рукою. Святой Парфений, взяв выколотой глаз в руку, вложил его в свое место и
промыл водою; через три дня больной совершенно исцелел.
В другой
раз одна женщина, одержимая лютою и неизлечимою болезнью на теле своем, пришла
к святому Парфению и просила у него исцеления; когда преподобной сотворил на
челе ее крестное знамение, она тотчас же получила исцеление.
Раз
святой Парфений отправился посетить одного больного; когда он шел, близ дома
некоего вельможи, большая собака, сорвавшись с привязи, устремилась на святого
и, бросившись передними лапами на плечи, хотела укусить его в лицо. Но
святитель, дунув на нее, сотворил крестное знамение, и в то же мгновение пес
издох: после того святой Парфений сбросил его с плеч своих.
Услышав
о подобных чудесах, архиепископ кизический Ахиллий призвал к себе святого
Парфения и поставил его епископом лампсакийским3.
Прибыв во врученную ему епископию,
Парфений
нашел всех жителей ее преданными нечестивому еллинскому идолослужению, христиан
же в то время было там весьма небольшое число. Доброй пастырь Христов весьма
скорбел о том. Он прежде всего стал увещевать, обличать и умолять своих
пасомых; указывая им путь истины и совершая именем Христовым чудеса, он исцелял
больных и тем приводил многих к познанию истинного Бога. Увидев, наконец, что
жители того города в вере преуспевают, а идолослужения отвергаются, святой
Парфений задумал разорить находившиеся там скверные капища, а вместо них
построить благолепные святые храмы Божии. Для сего святой Парфений отправился к
великому царю Константину, дабы испросить у него на это власть. Принятой
благочестивым и христолюбивым царем с честью и очень любезно, святитель Христов
получил от него желаемое: святой Константин великий дал ему свою царскую
грамату на разорение идольских капищ и при этом, вручив преподобному много
золота на созидание святых Божиих церквей, отпустил его с миром.
Возвратившись
в Лампсак; святитель Божий Парфений тотчас же разрушил до основание все капища
и посреди города вскоре воздвиг обширной и прекрасной храм Божий; он сам
принимал участие в его построении и своими руками помогал строителям.
В то
время, как строился сей храм, к святому Парфению пришел некий человек, имевший
в себе духа нечистого; бес уже давно вселился в него, но он не мог понять сего.
И вот сей, одержимой бесом, человек, приступив к святому Парфению, стал
приветствовать его ласковыми словами. Святитель же Христов, заметив присутствие
в нем духа нечистого, воздержался от приветствия.
Тогда,
посрамленной в сем человеке, бес сказал святому:
- Я тебя
желал видеть, оттого и приветствовал тебя; отчего же ты не ответил на мое
приветствие?
- Вот ты
видел меня, и так - что же тебе нужно? - ответил ему на это святой Парфений.
- Я
увидел и узнал тебя, - сказал бес.
- Если
бы ты, увидев, действительно узнал меня, - отвечал святой Парфений, - то ты
вышел бы из сего Божьего создания.
Святый Лука родился в Елладе1; родители
его были переселенцами из чужый земли: они прибыли сюда с острова, называемего
Эгина, что лежит при Эгейеком море2. Не
вынося постояннего нашествия арабов, они оставили отечество свое и,
переселившись в пределы Греции, странствовали там, и наконец поселились в одный
местности, называемый Касторией3. Здесь у
них и родился блаженный Лука; имена его родителей были - Стефан и Евфросиния.
С самых юных лет, блаженный
Лука, вращаясь среди детей, не проявлял в себе нжчего отроческого; он с охотою
оставлял все детския игры и забавы. Уже в отроческих летах он казался мужем
совершеннымъ: любил безмолвие, уединение и отличался скромностью.
А что удивительнее всего, -
так это то, что он в таком возрасте был уже великим постником и воздержником.
Он не только не вкушал мяса, но воздерживался и от молока, сыра и яиц; он не
прикасался даже к яблокам и другим садовым плодам, которые так особенно
сладостны и приятны для малых отроков: он питался только хлебом, водою и огородною зеленью. В среду же и
пяток до захождения солнечнего он ничего не ел.
Но
еще большего удивления достойно то, что при таком посте и воздержании Лука не
имел ни руководителя, ни наставника; он сам, силою действующей в нем блогодати
Божией, день ото дня восходил всё на больший и больший подвигъ: - он избегал
объядения и сладких снедей, - возлюбил пост, соединенный с трудом, скудость во
всем, даже и необходимом, и вообще всё то, что умерщвляет плоть: - в этих
подвигах он только и упражнялся. И всё, что для других казалось столь
сладостным, радостным и приятным, - всё это для блаженного Луки было чем-то
тяжелым, ненавистным и неприятным, и что почти для всех казалось в жизни
тяжким, неприятным и невыносимым, то для него было приятным и вожделенным.
Родители
святого Луки, заметив такый необычный для юношей образ жизни его, весьма
удивлялись, но особенно же удивлялись его постничеству и воздержанию. Думая,
что это происходит не от какого-либо добродетельнего настроения, но только из
детскего легкомыслия, они задумали испытать его таким образомъ: в одном сосуде
они сварили мясо и рыбу и предложили ему это кушанье на трапезе; отец, взяв
рыбу, дал ее и блаженному Луке. Тот, не зная, что эта рыба варилась вместе с
мясом, начал было ее есть, но по вкусу узнав, как эта рыба приготовлена, весьма
опечалилея, и тотчас извергнул съеденное; и как будто самовольно сотворив некое
великое беззаконие, рыдая и воздыхая, он не желал даже вкушать хлеба, и в таком
плаче и посте провёл три дня. Тогда родители его, увидев, что не по детскому
легкомыслию, но по Божией блогодати присуще ему такое стремление к блогочестию,
на будущее время предоставили ему жить по его доброму желанию.
Блаженный
же Лука во всем повиновался родителям своим, исполняя со старанием всё, что они
ни приказывали: он пас овец; когда пришел в возраст, стал обрабатывать землю, а
по временам исполнял домашнюю службу, умерщвляя свою юную плоть и подавляя
страсти. К нищим он был так милостив, что изъ-за них часто сам себя лишал всего
необходимого. Когда он выходил на какое-либо дело из дому, то всю взятую им
пищу раздавал нищим, а сам оставался голодным. Точно также с великою охотою и
любовью раздавал им и одежды свои и домый нередко возвращался нагим, за что
родители укоряли его, бранили и даже наказывали, а иногда оставляли даже ходить
его нагим и долгое время не давали ему никакый одежды, думая, что он устыдится
ноготы своей и перестанет раздавать свои одежды нищим. Но добродетельный юноша
не переставал творить дела милосердия: он не стыдился ноготы и не боялся
наказания; ногота изъ-за нищих для него была царскою порфирою, а наказание и
биение за них он считал для себя честью и похвалою, - и еще более после того
блоготворил нищим.
Однажды
блаженный Лука шел на поле сеять пшеницу, и на дороге встретил нищих; тогда он
разделил им пшеницу, а себе оставил для посева только немного. Господь же,
Который за милостыню убогим воздает сторицею, блогословил этот скудный посев: в
это лето на ниве его пшеницы уродилось более, чем в прежние годы, так что когда
пришло время жатвы, собрали так много пшеницы, как никогда.
Когда
Стефан, родитель святого Луки, заболев, скончался, человек Божий, оставив
земледелие, предался книжному научению. Усердствуя особенно в богомыслии и
изучении молитв, божественный юноша так преуспевал, что вознося ум свый к Богу,
иногда и телесно возвышался от земли, как это однажды ясно видела мать его
Ефросиния. Заметив раз, что сын ее долго не выходит из комнаты своей, она,
желая узнать, что он делает, посмотрела тайно в скважину и видела его
молящимся: его ум был вперен к Богу, всем же телом своим он стоял в воздухе, СОВСЕМ не прикасаясь земли и отстоя от
нея как бы на один локоть; это Евфросиния видела не разъ, но дважды или трижды,
и весьма этому дивилась; после она с клятвою передавала о том другим.
У
сего блаженного юноши уже давно было желание оставить многомятежный мир и
предаться монашескому безмолвию и иноческим подвигам. Однажды, думая об этом,
он, горя желанием принять иночество, тайно от всех, вышел из дому, намереваясь
оставить Елладу; на пути он встретил воинов и сторожей, которые хватали рабов,
убегавших от своих господ, и сажали их в темницу.
Память святых мучеников тысячи и трех, в Никомидии пострадавших
Страница 1
Память святых мучеников тысячи и трех, в Никомидии пострадавших
В
царствование нечестивого и лютого царя Диоклитиана на Церковь Христову было
воздвигнуто большое гонение: в это время христиан за имя Христово всюду сажали
в темницы и умерщвляли. Между ними пострадали и рабы Христовы, епископ Феопемпт
и Феона1, бывший волхв, и четыре царских
сановника: Васс, Евсевий, Евтихий и Василид2,
страже которых был вверен святой мученик Петр, постельник Диоклитиана; и жены
тех сановников, которые, приняв святую веру, пребывали непоколебимы в
исповедании Христовом и положили за Господа души свои. После смерти сих
мучеников домашние их, все слуги, рабы и свободные, поразмыслив между собою,
единодушно сказали:
- Вот господа наши,
владевшие нами в мире сем, ради святой веры во Христа презрев сие временное
житие, обрели себе Царство небесное и за презрение земного ныне наслаждаются
небесными благами: почему же и нам не последовать господам нашим? Приступим к
царю Диоклитиану и скажем ему: мы - христиане и желаем вместе с нашими
господами, обладавшими нами в жизни сей, получить в будущей жизни венец
нетленный.
Заключив между собою
такое решение и все на него с охотою согласившись, они сочли, сколько их числом
вместе с женами и детьми, и оказалось их тысяча три человека.
Отправившись все,
они встали пред судилищем нечестивого мучителя Диоклитиана и единодушно стали
взывать:
- И мы - христиане и
последуем отцам и господам нашим, за Христа излиявшим кровь свою: бесам же не
повинуемся, идолам слепым, глухим, немым и бездушным не покланяемся!
Царь, видя, что их
так много, исполнился великого гнева; однако, притворившись сначала кротким, он
стал прельщать их ласковыми словами. Он сказал им:
- Зачем вы
поступаете так неразумно и сами себя добровольно подвергаете такой пагубе?
Лучше послушайтесь меня, как отца, желающего вам только добра, и принесите
жертву богам; этим вы избежите того безумия, коим прельстились Евсевий и друзья
его, за что и скончались такою лютою смертью. Вы же, если послушаете меня и
принесете жертву бессмертным богам, удостоитесь от меня великой чести и даров
и, милостью нашею, будете весьма обогащены.
Святые отвечали
мучителю:
- Мы ни даров твоих
не просим, ни угрозы твоей не боимся, но стараемся принести жертву хвалы Богу
Живому и Истинному; ты же, что хочешь делать, делай с нами скорее: для нас
ничего нет дороже Христа.
Диоклитиан, выслушав
такие слова святых мучеников, испугался, как бы они не подняли какой либо
смуты в народе, так как видел, с каким великим дерзновением они защищали свою
веру во Христа; мановением руки он дал приказание, чтобы воины с обнаженным
оружием обступили всё это христианское собрание; среди него было много и малых
детей, которых матери держали на руках: из них одним было по одному году,
другим же по два или по три месяца.
Когда вооруженное
воинство обступило христиан кругом, царь сказал им:
- Итак, послушайтесь
теперь моего совета и объявите, что соглашаетесь принести жертву богам и
поклониться им, дабы вам возвратиться в свои дома целыми и невредимыми; пощадите
себя и младенцев ваших, как я вас щажу, чтобы не погибнуть из-за безумия и вам
и детям вашим; ведь если вы меня не послушаете, то и Христос ваш ни в чем вам
не поможет.
На это святые ему
ответили:
- Мы научились
покланяться единому живущему на небесах Богу и Единородному Сыну Его и Слову,
Господу нашему Иисусу Христу, чрез Которого всё произошло, и Святому Его Духу;
поэтому не прельщай нас никакими обещаниями твоей суетный милости: ты нас не
убедишь ни благами твоими, ни угрозами не устрашишь, чтобы мы отпали от веры во
Христа Господа нашего и поклонились бездушным идолам почитаемым тобою: ничто
нам не может быть дороже и желательнее Христа, живущего во веки веков.
Тогда Диоклитиан,
разъярившись, отдал опять приказание воинам, чтобы они сейчас же засекли их
всех. И они как какие-нибудь лютые звери напали на христиан со всех сторон и
засекли святых Христовых мучеников; они никого не пощадили, даже и детей,
сосущих матерние сосцы, и не осталось в живых от тысячи трех никого3.
Так святые Христовы
мученики совершили в истинном исповедании Христа свой страдальческий подвиг, -
в месяц, называемой египтянами Мехир, 13 дня, по нашему же 7 февраля, в
Никомидии, митрополии Вифинийской области4,
в царствование Диоклитиана; - над нами же тогда царствовал как ныне и во веки
царствует и будет царствовать Иисус Христос, Истинный Бог и Спас наш, Которому
да будет слава и хвала с Богом Отцом, и со Святым, Благим и Животворящим Духом,
во веки веков, аминь.