Страдание святого священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц жен (202). Житие преподобного Прохора, Печерского чудотворца (1107). Память святых Еннафы, Валентины и Павлы (308). Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (1050). Преподобный Лонгин Коряжемский (1540). В 1727 г. день рождения Императора Петра III. Родители: мать: старшая дочерь Петра I Анна Петровна и отец- Герцог Гольштейн-Готторпский Карл Фридрих, племянник Карла XII. В 1828 г. был заключен Туркманчайский мир, завершивший русско-иранскую войну 1826-1828 гг. К России присоединены Эривань и Нахичевань. В 1918 г. большевики объявили о формировании Красной армии.
В 1727 г. день рождения Императора Петра III. Родители: мать: старшая дочерь Петра I Анна Петровна и отец- Герцог Гольштейн-Готторпский Карл Фридрих, племянник Карла XII
В 1828 г. был заключен Туркманчайский мир, завершивший русско-иранскую войну 1826-1828 гг. К России присоединены Эривань и Нахичевань
В 1918 г. большевики объявили о формировании Красной армии
Завтра, Понедельник, 24 Февраля 2014 года (11 Февраля 2014 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1808 г. родился фольклорист, публицист Петр Васильевич Киреевский (умер 25 октября 1856 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц жен
Страница 1
Страдание святого священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия и Ваптоса и трех мучениц жен
В царствование нечестивого царя римского
Севера1 при распространении Церкви
Господа нашего Иисуса Христа служение бесам стало упадать и самое
идолопоклонство прекращаться. В это время в городе Магнезии2 жил святой епископ Харалампий. Он
наставлял людей на путь спасения и поучал их слову Божию; он говорил:
"Царь мой Иисус Христос Духом Святым послал апостолов и пророков, дабы
люди, вразумившись их святой проповедью, пошли неуклонно путем правды. Ваш же
царь Север лютыми муками принуждает людей к приношению жертв бездушным идолам и
этим самым предает души их вечной смерти. Иисус Христос, Царь мой, чрез
пророков и апостолов предал нам слова небесной жизни, - и этой проповедью враг
наш изгоняется, змий попирается, неверие претворяется в веру, учение же
бесовское погибает, и падает в своем лютом падении вся вражья сила. Итак,
должно лучше веровать словам, наставляющим на путь вечной жизни, нежели стоять
за дело, причиняющее вечную пагубу".
После подобных слов святой епископ был схвачен неверными и
представлен на истязание и суд к игемону Лукиану и к военачальнику Лукию.
Когда священномученик Харалампий повторил пред ними то же
самое, игемон сказал ему:
- Ты от избытка сердца своего говоришь безрассудные слова,
не отличая добра от зла. Но, честный старец, не думай, что ты не будешь замучен
за эти слова. Посему, послушавшись нашего совета, веди себя, как подобает
старцу, и, хорошо размыслив, приступи к богам с жертвой, дабы нам не причинить
тебе таких мук, каких ты не можешь себе и представить.
Святой Харалампий отвечал:
- Я уже состарился и оканчиваю это временное житие, ни за
что не презрю предстоящих мне небесных благ.
Тогда судьи, придя в ярость, начали приготовлять все для
лютых мук, причем говорили ему:
- Принеси жертву богам, злой человек! Святой Харалампий
отвечал:
- Не принесу я жертвы бесам. Ведь вы видите, что бесы,
которых вы почитаете, трепещут и содрогаются пред крестным знамением Христа.
После этого судьи приказали совлечь с Харалампия его
священные одежды и обнаженным стали мучить этого ангелоподобного мужа. Повесив
священномученика, двое из слуг стали терзать тело его железными когтями, и так
продолжали до тех пор, пока не содрали всю кожу с головы до ног.
Святой же Харалампий, весь истерзанный, так говорил мучившим
его: "Благодарю вас, братия, что, исстрогав мое бренное тело, вы обновили
дух мой, стремящийся перейти в новую, вечную жизнь".
После этих слов святого обоих мучивших его воинов объял ужас
и они сказали судьям: "Бесчестие, наносимое вами сему человеку, обращается
ему в честь, а муки - в отраду. Не есть ли он сам Христос? Приняв подобие
старца, не пришел ли он в Азию, дабы обратить к себе всех ее жителей? Тело его,
терзаемое железными когтями, становится тверже железа, так что когти вбиваются
в него, а оно само остается невредимым".
Когда воины это сказали, игемон, заскрежетав зубами,
воскликнул: "О, злые рабы и ленивейшие в исполнении повелений! Не делая,
что вам приказано, вы еще защищаете осужденного на муки!"
Воины же, мучившие святого Харалампия, изнемогли, наконец,
совершенно и стали уже открыто исповедывать и прославлять силу Христову, так
укреплявшую страдальца, и потому тотчас же оба были усечены за имя Господне;
имена их были Порфирий и Ваптос.
Также уверовали здесь в Христа и три женщины, смотревшие на
страдание мученика. Они стали прославлять пресвятое и всесильное имя Его и за
это были замучены.
После этого полководец Лукий, встав со своего места и взяв
орудие палачей, сам стал мучить святого Харалампия, жестоко терзая все тело
его. И тотчас же руки его отнялись от локтей, как бы отсеченные мечом, и,
прилипши к телу мученика, повисли на нем.
Лукий, без рук, упал на землю и стал взывать: "Сей
человек - чародей! Помоги мне, игемон!"
Игемон, подойдя и увидев висевшие на теле мученика руки
своего полководца, плюнул в лицо святого Харалампия, и в это мгновение голова
игемона повернулась и лицо его уже стало смотреть назад.
Тогда магнезийцы, объятые великим ужасом, начали молить
святого мученика, произнося: "Оставь свой гнев и отврати Божие мщение!
Ведь тебе же повелено, чтобы ты не воздавал злом за зло".
Святой Харалампий сказал на это: "Жив Господь Бог, что
в сердце моем нет злобы, а на языке - лести! Вы сами видите, как Христос Бог
наказал сих беззаконных начальников, Он же дарует нам и жизнь вечную, а
нечестивых - погубит".
Тогда все воззвали к Господу: "Господи, не погуби нас,
согрешивших Тебе! Вот Ты ныне, Боже, наказал наших князей, дабы привести нас к
свету и соделать достойными жизни вечной".
И уверовало здесь во Христа великое множество народа.
После этого Лукий сказал: "Человек Божий, Ангел
Господень, помилуй меня, люто страждущего; мои вот руки отягощают тебя, вися на
твоем теле: возврати их на свое место, тогда и ты избавишься от тягости, и я
исцелюсь от своего недуга, и, если ты это сотворишь, я уверую в твоего
Бога".
Тогда святой, изливая пред Господом свое моление,
воскликнул: "Варух, Мануид, Марон-Афа, Раввуни, т.е. благословенный, с
нами Боже, Господи наш, восприявший нашу плоть, Учитель мой, призри на смирение
окованных, разреши от уз кары - судей моих сих и исцели меня - всего
изъязвленного исповедника Твоего!"
Богатый в щедротах и милосердый Господь
часто посылает беды на человека, дабы через подобное наказание привести его к
истине и привлечь на дела благие. Если Он и допускает, чтобы люди мучились и
страдали, то не замедлит и помиловать их и даровать их ранам исцеление, - как
это мы и видим из жития этого преподобного Прохора.
Во дни княжения Святополка Изяславича1
киевляне много насилия претерпели от этого князя, который дома, даже и людей
знатных, без вины уничтожал, а имущество их отнимал; вот почему Господь
попустил, чтобы враги Руси возымели тогда такую силу: на Святополка восстали
великие рати половцев2; к тому же и между
князьями вспыхнула междоусобная брань, и настали тогда в русской земле великий
голод и оскудение. В это время блаженный Прохор пришел из Смоленска в Печерский
монастырь к игумену Иоанну3 и принял от
него иноческий чин. В монастыре он стал усердно подвизаться в добродетелях и
предал себя такому воздержанию, что даже отказывался от вкушения обыкновенного
хлеба; он собирал траву лебеду и, протирая ее своими руками, делал себе из нее
хлеб и тем питался. В летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и,
когда снова наступало лето, делал то же для следующего года, так что он
совершенно не нуждался в хлебе, и потому он получил прозвище
"лебедника"; кроме просфоры, он ничего не вкушал, он никогда не ел
даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего иного, кроме воды. Господь же,
видя терпение святого в столь великом воздержании, претворял для него горечь
хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и угодник Божий
проводил все дни своей жизни не в печали и скудости, а в радости: блаженный
Прохор никогда не скорбел, но всегда в веселье работал Господу. Он никогда не
страшился набегов вражьих, ибо жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды. Он
не мог похвалиться вместе с евангельским богачом: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей,
веселись" (Лк.12:19); но и за траву, заготовленную на год, он укорял
себя, говоря: Прохор, "в сию ночь,
душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?"
(Лк.12:20). Святой на деле исполнил это слово Господне: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни
жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их" (Мф.6:26).
Подобно птицам, блаженный Прохор легко проходил на то место, где росла лебеда,
и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как бы на крыльях. Так питался он,
как птица небесная, не насеянной пищей, с непахотной земли. В это время на Руси
от постоянных браней начался великий голод, так что людям угрожала смерть.
Но Господь, желая прославить угодника Своего и спасти от
смерти людей, в этот год благословил урожай лебеды, и ее выросло более, чем в
прежние годы. Тогда блаженный Прохор стал еще более трудиться. Беспрестанно
собирая эту траву, он семена ее растирал руками и, делая из подобной муки
хлебы, раздавал их бедным и умирающим от голода.
Некоторые, видя, как святой Прохор собирал лебеду, начали
также запасаться ею, чтобы пропитаться во время голода, но от горечи не могли
есть такого хлеба. Тогда все нуждающиеся стали обращаться к блаженному Прохору;
святой никому не отказывал в своем хлебе из лебеды. И всем вкус этого хлеба
казался приятным, как будто он был смешан с медом. Таким образом, хлеб,
испеченный из лебеды руками блаженного Прохора, народ брал охотнее, чем хлеб,
испеченный из пшеницы. И при всем этом вот что казалось особенно чудным - хлеб
этот казался чистым и сладким на вкус только в том случае, если давался
блаженным Прохором с благословением, но если кто брал его без благословения
святого, то он казался черен, как земля, и горек, как полынь. Так один из
братии взял у святого его хлеб тайно, без благословения, и стал его есть. Но он
оказался в руках его, как земля, и горьким настолько, что его нельзя было есть.
И так случалось несколько раз. Но инок сей стыдился открыть блаженному свой
грех и попросить у него хлеба с благословением. Однако, давно уже претерпевая
большой голод, он больше не в состоянии был переносить его и, видя пред глазами
своими неминуемую смерть, пришел к игумену Иоанну и, рассказав ему все
происшедшее, стал у него просить прощения. Игумен, не поверив этому, велел
другому брату взять тайно хлеб у святого Прохора, чтобы убедиться,
действительно ли это так. Когда хлеб был принесен, подтвердилось то, что
говорил первый брат: от горечи никто его не мог есть. Оставив этот хлеб у себя,
игумен снова послал к святому испросить хлеба с его благословения; "а
отходя от него, сказал он, возьмите тайно и другой хлеб". После того, как
хлебы эти были принесены, взятый тайно хлеб изменился пред ними и стал черным,
как земля, и горьким, как полынь, подобно первому хлебу; а хлеб, взятый с
благословения святого Прохора, оказался чистым и сладким, как мед. Вследствие
этого чуда блаженный Прохор прославился повсюду и, питая многих, оказал тем
большую пользу. В это время князь киевский Святополк Изяславич вступил в
междоусобную брань с Давидом Игоревичем, князем владимиро-волынским. Он вступил
с ним в борьбу за ослепление на Требовле князя Василько Ростиславича, которого,
по наговору Давида Игоревича, князь Святополк приказал ослепить. В то же время
Святополк Изяславич начал междоусобную борьбу и с Владимиром Ростиславичем,
братом Василько, князем Перемышльским и даже с самим Василько - за область отца
своего Изяслава, которую захватили Ростиславичи4.
Святые мученицы Еннафа, Валентина и Павла приняли
мученическую кончину от Фирмилиана, правителя палестинской области. Святая
Еннафа происходила из Газы1, а святая
Валентина - из окрестностей города Кесарии2.
Обе они были девицами. Сперва на суд к Фирмилиану была приведена святая Еннафа.
На допросе она мужественно объявила себя христианкой, и за это, по повелению
правителя, ее подвергли сперва жестоким побоям, а потом привесили к столбу и
стали строгать тело ее. После сего была приведена к Фирмилиану святая
Валентина. Ее обвиняли в непочитании языческих богов, и правитель приказал ей
принести жертву идолам. С этой целью ее повели в языческий храм, стоявший
неподалеку от судилища. Но когда святая была приведена в храм, то, вместо того,
чтобы принести жертву идолам, она смело бросила на жертвенник камень и
обратилась к пылавшему на нем огню спиной. Тогда Фирмилиан пришел в ярость и
повелел нещадно бить ее по ребрам, а затем приговорил ее, а с нею и святую
Еннафу к усечению мечом. После всех была приведена на мучения святая Павла. По
приказанию правителя ее подвергли многоразличным мучениям, но, при содействии
благодати Христовой, она переносила свои страдания с великим мужеством, и
мучитель повелел отсечь ей голову мечом. Перед казнью она вознесла благодарение
Богу и, поклонившись присутствовавшим на казни христианам, склонила под меч
свою голову и так предала дух свой Богу3.
1 Газа расположена на берегу Средиземного моря; в
древности она была одним из пяти известнейших филистимских городов и служила
пределом хананеев на юге Палестины. C IV века Газа была уже христианским
городом, а в VII веке покорена магометанами. В настоящее время от прежней
знаменитой Газы остались лишь одни развалины, около которых находится новый
город с тем же наименованием, - один из довольно цветущих городов Палестины.
2 Кесария - большой город в Палестине, при Средиземном
море, где пребывали римские прокураторы - представители римской императорской
власти. В настоящее время на месте Кесарии - только одни развалины, покрытые
дикими растениями.
Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (1050)
Страница 1
Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская (1050)
Святая
Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) была
старшей дочерью шведского короля святого ОлофаШетконунга (994г.-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим
королем». В 1008 г.
король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингигерда
получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное
писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи
викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в
общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо
владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое
влияние на окружающих.
В
1017 г.
Ингигерда по воле отца вышла замуж за того, «кто был
достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В
качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг
(Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с
именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все
благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей
мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и
просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она
согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против
великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский,
Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что
с женщинами он бороться не привык — и уступил брату.
Большое
влияние оказала Ирина на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила
в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда,
Эдвина и Эдуарда, а также принца Магнуса
Норвежского. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не
убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права
будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни
Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая
заслуга великой княгини.
Время
княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси.
Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение
Небесного Иерусалима (Откр. 2.10). Центром Киева стал храм Софии — Премудрости
Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над
которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние
язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому
храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества
Пресвятой Богородицы.
В
1046 г.
греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода,
принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы)
— благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение
этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой
Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимаястено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской».
В
1051 г.
пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь
благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.
Ярослав
Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы
строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному
церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов
«Русская Правда», появилась «Кормчая» — перевод византийского Номоканона.
Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого
на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать
детей, а в Новгороде устроил училище.
В
кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства
Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского
искусства — архитектуры, живописи.
Не
менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло
— Мефодиевское наследство. «Летит бо ныне словеньско
племя», — так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов.
Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное
количество книг, а главное — богослужебные книги на близком и понятном языке.
Преподобный
Лонгин Коряжемский первоначально подвизался в обители преподобного Павла
Обнорского, затем жил в Борисоглебском Сольвычегодском
монастыре. Оттуда он со своим другом Симоном удалился
вверх по Вычегде к устью реки Коряжемки.
Здесь, в глухой местности, в 10 верстах от Сольвычегодска,
подвижники построили келлию и часовню. Когда к ним
собрались братия, они воздвигли храм во имя святого Николая, устроили обитель
(1535), в которой преподобный был игуменом. Близ церкви находился колодец,
выкопанный самим преподобным. После кончины святого в 1540 году тело его было
погребено, по завещанию, при входе в храм, а спустя 16 лет было положено в
самом, храме. Память преподобногоЛонгина
совершается по особой службе, с кратким жизнеописанием, составленной в давнее
время.