Память святого пророка Иоиля (800 до Р.Х.). Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских и память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна (ок. 307). Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского (1238). Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников (342). Блаженная Клеопатра (327) и сын ее Иоанн (320). В 1582 г. родился cвятой благоверный царевич Димитрий Углический, сын царя Иоанна IV Грозного и Марии Федоровны (из рода Нагих). В 1829 г. родился св. прав. Иоанн Кронштадтский. В 1870 г. Россия отказалась от ограничительных условий Парижского договора 1856 г., заключенного после Крымской войны.
В 1894 г. скончался Государь Император Александр III - Миротворец
В 1864 г. родилась преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна
В 1696 г. при Петре Великом, Боярская Дума провозглашает "Морским судам быть…" Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 (позднее 77) судов; для её финансирования вводятся новые повинности
В 1995
г. скончался митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн Снычев. (родился 9 октября 1927 года)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память святого пророка Иоиля
Страница 1
Память святого пророка Иоиля
Пророк
Иоиль – один из двенадцати малых пророков – был сын Вафуила1. По древнему преданию, записанному у святого
Ефрема Сирина, также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из
Заиорданской области2,
и жил в городе Вефороне или Вефаре3.
Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило
великое бедствие, постигшее царство Иудейское4. Продолжительная засуха и налетавшая в
громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком
бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот,
пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове5
с молитвою о помощи, ибо "близок день Господень" (Иоил.2:1).
День этот будет днем страшных бедствий. Образом и предвестником его служат
постигшие Иудею несчастья (саранча и засуха). Пред наступлением того дня
поколеблются небо и земля, померкнут все светила небесные, и тогда явится
Иегова со Своим великим воинством. Но еще и теперь, – вразумлял Иоиль, – есть
средство избавиться от столь великих бедствий: как настоящих (саранча и
засуха), так и грозящих в будущем (день Господень). Нужно обратиться к Иегове
всем сердцем, и Господь избавит тогда Свой народ от великих бедствий. Пусть же
будет назначен, – говорить пророк, – всеобщий пост и все, без исключения,
соберутся в храм. Пусть тогда священники воззовут к Господу от лица всего
народа: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на
поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между
народами: где Бог их?" (Иоил. 2:17)
Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Иегове с
молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля
Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ.
Господь пошлет благовременный дождь и на пастбищах произрастет трава, деревья
принесут обильные плоды, гумна наполнятся хлебом, а точила – виноградным соком.
Тогда сыны Израилевы узнают, что Иегова не оставит Своего народа и не допустит
людей Своих до посрамления (Иоил. 2:19-27).
Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не
ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию
дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена
Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия
пола, возраста и состояния. "Излию, – говорит Господь устами
пророка, – от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши
и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть
видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего"6 (Иоил.2:28-29).
Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда
("день Господень"), которому будут предшествовать страшные
явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя
Господне7. Когда настанет
день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и
страшное наказание постигнет их (Иоил.3:19). Однако – страшный для язычников –
день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения,
ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля,
а все враги Израиля погибнут: "Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в
роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на
Сионе" (Иоил.3:20-21). Так утешительно оканчивается речь пророка
Иоиля. Израиль при всех своих бедствиях, постигавших его отечество, должен был
находить отраду и утешение в таком обетовании. Он мог надеяться, что Иегова,
многомилостивый и долготерпеливый, не забудет Своего народа и избавит его, в
каком бы бедствии он ни находился.
Тропарь Иоилю:
Предведый Божие пришествие во плоти / и наитие Духа Святаго
и грядущий Суд предсказавый, / пророче Иоиле: / спасай молитвами твоими /
чтущия тя от всех скорбей.
3 Вефорон (Беф-Орон) – город на границе колена Ефремова и Вениаминова
4 Пророческое служение свое Иоиль проходил в царстве Иудейском, и вся
его деятельность относится к первым 25 годам царствования Иоаса, т.е. к 868-843
годам до Рождества Христова.
5 Иегова (по славян. Сущий) – одно из имен Божиих. Оно означает
самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия, и постоянно
употребляется в Св. Писании об одном истинном Боге.
6 Как на существенный и главный момент исполнения сего пророчества,
апостол Петр указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в день
Пятидесятницы (Деян.2:14). Когда народ, – в день сошествия Св. Духа, слыша
апостолов, говорящих иными языками, с недоумением спрашивал: "что это
значит"? – св. апостол Петр обратился к окружающим с речью, в которой
сказал, что это чудесное явление был предсказано еще Иоилем, и буквально привел
все пророчество последнего. Указав затем на исполнение пророчества Иоиля,
апостол Петр продолжал: (после того, как слушающий его народ обратился к
апостолам с вопросом: "что же нам делать, мужи, братия"?) – "покайтесь
и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и
получите дар Св. Духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем
дальним, кого ни призовет Господь Бог наш" (т.е. и язычников)
(Деян.2:37-39). Итак, исполнение предсказания об излиянии Св. Духа, т. е. о
богатом подаянии Его даров, началось со дня первой христианской Пятидесятницы и
будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число
язычников ("исполнение языков" – Рим.11:25). – Глава 2-я из
кн. прор. Иоиля читается в церкви на паремии в день Пятидесятницы.
7 "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется"
(Иоил.2:32). Апостол Павел сии слова прор. Иоиля прилагает к язычникам.
"Здесь (т.е. в христианстве), – говорит он, – нет различия между иудеем и
язычником, потому что один Господь у всех богатый для всех призывающих Его, ибо
всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим.10:12-13).
Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских и память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна
Страница 1
Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских и память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна
В
царствование нечестивого Римского царя Максимиана в главном городе Египта, Александрии,
жил один воин по имени Уар, тайно служивший Царю Небесному: он, страшась
беззаконных идолопоклонников, скрывал до времени свою веру в истинного Бога, но
обнаружил ее потом для всей вселенной, когда за Христа он "сделался
позорищем для ангелов и человеков" (1Кор.4:9)1.
В то время Максимиан воздвиг гонение на христиан и послал во
все подвластные ему страны указ о том, чтобы умерщвлять всех христиан, которые
откажутся принести жертву богам. Дошло сие повеление и до стран Египетских, и
здесь кровь христианская стала проливаться нещадно, ибо все, поклоняющиеся
Творцу, а не твари, были подвергаемы разнообразным мучениям.
Уар в то время обходил по ночам темницы, в которых верующие
были содержимы за исповедание ими Христа, и, покупая себе золотом у стражей
вход к ним, лобызал узы святых мучеников, омывал кровь их, обвязывал их раны,
приносил им пищу и умолял их, чтобы они исходатайствовали ему милость у
Господа.
Однажды были взяты, скрывавшиеся в пустынях, семеро учителей
христианских2, и приведены к
наместнику Египта. Наместник, допросив их и узнав, что они тверды в вере,
немало мучил их и потом, связав, бросил их в темницу. Узнав о сем, Уар, по
своему обыкновению, поспешил ночью к той темнице, в которую были ввержены
святые, и, дав сторожам золота, вошел к святым. Развязав узы на руках их и
освободив ноги их из колоды3, он
предложил им пищу и умолил их, чтобы те вкусили ее, ибо они уже целых восемь
дней ничего не ели. В то же время, припадая к ногам их, он лобызал их и
восхвалял страдания их, говоря:
– Блаженны вы, добрые и верные рабы Господа, имеющие войти в
радость Господа своего, потому что вы стояли за Него даже до крови (Евр.12:4)4. Блаженны вы,
добрые подвижники, коим плетутся на небе рукою Вышнего венцы, потому что "терпением
проходите предлежащее нам поприще" (Евр.12:1), и на утро, как я твердо
знаю, вы закончите свои страдания. Блаженны вы, страстотерпцы Христовы, коим
открыто Небесное Царство, ибо вы страдаете со Христом, пострадавшим за нас;
"с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:17). Прошу
вас, святые угодники Божии, – помолитесь за меня Владыке Христу, чтобы Он
оказал мне милость; ибо и я хотел бы пострадать за Него, но не имею для сего
такой твердости: я боюсь тех мучений, которые, как вижу, испытываете вы.
Святые же отвечали:
– Никто, возлюбленный, не может достигнуть совершенства,
имея в сердце страх, никто не пожинает, если не посеет, никто не увенчавается,
если не пострадает. Вспомни слово Евангелия: "кто отречется от Меня
пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным"
(Мф.10:33); если ты боишься временной муки, то не избежишь вечной; если
страшишься исповедать Христа на земле, то не будешь насыщаться видением лица
Его на небе. Иди же, брат, и шествуй с нами путем мученичества ко Владыке,
взирающему на наши подвиги; пострадай вместе с нами, ибо другую такую дружину
ты найдешь не скоро.
Слыша такие речи, Уар воспылал любовью к Богу и почувствовав
в себе силу претерпевать всякие страдания за имя Христово. Всю ночь ту он
провел в темнице со святыми мучениками, внимая с наслаждением их наставлениям.
Когда наступило утро, слуги наместника пришли в темницу,
чтобы взять святых мучеников на суд; здесь они нашли Уара, который сидел вместе
с узниками и с умилением слушал речи их. С удивлением они сказали ему:
– Что делаешь, ты здесь Уар? В себе ли ты, что позволяешь
себя обольщать баснями сих лукавых людей? Разве ты не боишься, что, если кто
скажет о сем наместнику и вельможам, ты потеряешь не только военный чин, но
даже лишишься и жизни?
Уар отвечал:
– Кто же из нас донесет на меня наместнику? Ведь, вы мне
друзья. А если и донесете на меня, то я готов умереть за Христа вместе с
христианами.
Тогда слуги замолчали и взяли шестерых мучеников; седьмой
же, изнемогший от ран, остался в темнице и, скончавшись, отошел ко Христу,
уступая свое место Уару, чтобы он, заняв его место, закончил его страдания.
Когда связанные святые приведены были к наместнику,
сидевшему с торжеством на судейском месте, то их стали принуждать к принесению
жертвы идолам и, так как они не повиновались, то были обнажены и биты без
милосердия по тем местам, которые были уже изранены прежде. Наложение новых ран
на старые усиливало их страдания, но они терпели, говоря только:
– Мы – христиане.
После сего наместник, взглянув на них, сказал:
– Не семеро ли их было? А теперь их только шесть; где же
седьмой?
Только что наместник сказал это, как святой Уар, пришедший
туда, исполнился Божественной ревности, стал посредине и сказал:
– Седьмой – я; ибо один уже скончал течение – предстал
Христу, меня же оставил после себя наследником своих страданий. Посему, что он
был тебе должен, то я готов отдать за него; я хочу вместо него пострадать с
ними добрыми страдальцами за Христа, ибо я – христианин.
Наместник же, услышав сии слова, спросил у стоявших пред
ним:
Преподобный
отец наш Иоанн Рыльский, великий постник, был родом из болгарского селения
Скрина, что близ славного города Средца1.
Он жил в царствование христолюбивого Петра, царя болгарского и при греческом
императоре Константине Порфирородном2. По кончине своих благочестивых
родителей, Иоанн роздал все оставшееся ему имение нищим, – ибо от юности
возлюбил Бога более всего, – а сам принял иночество и ушел из своего родного
селения, ничего не имея на себе, кроме одной кожаной одежды. Взойдя на одну
высокую и пустынную гору, он стал проводить там подвижническую жизнь, питаясь одними
дикими растениями. Чрез несколько времени, по диавольскому наущению, на Иоанна
напали ночью разбойники и, избивши, изгнали его оттуда. Тогда Иоанн ушел с той
горы в Рыльскую пустыню3, где
продолжал строгую подвижническую жизнь; там он поселился в большом дупле
дерева, проводя время в посте и слезах, и совершая непрестанные молитвы перед
Богом. В пустыни он прожил шестьдесят лет; питался он там только растениями,
никогда не видел человеческого лица и был окружен одними дикими зверями. За
такое терпение Иоанна, Бог повелел на том месте вырасти гороху и этим горохом
блаженный питался многие годы.
Однажды пастухи открыли убежище
Иоанна и рассказали о нем повсюду4. Многие
стали приходить к Иоанну и приносить к нему недужных, которые, по его молитвам,
получали исцеления. Слава о преподобном прошла по всей той земле и многие,
ревнуя о подвижнической жизни святого Иоанна, захотели жить около него. В
соседней пещере они воздвигли церковь и устроили монастырь, в коем начальником
и пастырем был преподобный Иоанн. Будучи добрым пастырем своему стаду, Иоанн
привел многих неверных ко Господу и творил Его именем великие и славные чудеса5.
Достигнув глубокой старости,
Иоанн в мире окончил жизнь свою6,
удостоившись вечного блаженства на небе, и был погребен своими учениками.
Спустя немалое время, Иоанн явился
ученикам, повелевая перенести его мощи в город Средец. Открыв гроб, они увидали
тело Иоанна целым и нетленным, источающим благоухание, и прославили о сем Бога.
С честью перенесли они его в город Средец и положили в храме святого
евангелиста Луки. Впоследствии на том месте создана была прекрасная церковь во
имя преподобного Иоанна, и в ней были положены честные мощи его, от коих
истекали дивные и преславные исцеления.
Спустя много лет Венгерский
король с многочисленным войском двинулся на греческую землю и захватил ее в
свою власть. Достигнув города Средца, он взял ковчег с мощами преподобного. –
ибо он много слышал о чудесах святого, – и повелел нести его с честью в свою
страну и положить в городе Остригоме7.
Архиепископ же Остригомский, слыша, что велик пред Богом преподобный Иоанн
Рыльский и славен своими чудотворениями во всех странах, не хотел верить тому.
– Древние книги не упоминают о таком
чудотворце, – говорил он, – и не хотел пойти на поклонение святому. Тогда
внезапно онемел язык его. Поняв, что причина немоты его состояла в том, что он
похулил преподобного, архиепископ поспешил к ковчегу святого и, припадши к
нему, облобызал честные мощи его, прося прощения в своей вине. Угодник Божий,
святой Иоанн, скоро услышал молитву архиепископа: немедленно разрешил язык его
и снова дал ему способность ясно говорить. Получив исцеление, архиепископ с
плачем исповедал всем свое прегрешение пред святым и славил Бога и величал
угодника Его, святого Иоанна.
Много и других преславных чудес
сотворил святой в венгерской земле. Приведенный сими чудесами св. Иоанна в
изумление, король венгерский украсил ковчег святого серебром и золотом и,
облобызав мощи его, опять отослал с великою честью назад в город Средец. Таким
образом, чрез несколько времени, Богу угодно было возобновить самостоятельность
Болгарского государства, истощенного насилием греков, и это возрождение
Болгарского царства совершилось при христолюбивом царе Иоанне Асене. Сей царь,
в самом же начале своего царствования, возобновил и укрепил разрушенные
болгарские города и ходил войною на окрестные страны, присоединяя новые города
к своему царству. Дойдя до города Средца и, завоевав его, он увидал там мощи
преподобного Иоанна Рыльского и, услышав о чудесах, совершающихся при мощах,
поклонился его святому ковчегу. Облобызав пречестные мощи его, он повелел
патриарху Василию и клиру его взять всеславную раку святого и с великою честью
нести ее в столицу Болгарии Тернов, при чем в шествии, по царскому приказу,
участвовали 300 отборных воинов.
Патриарх Василий возложил
пречестную раку на колесницу, и все с радостью отправились в путь, славя Бога и
охраняемые молитвами святого; между другими, шли и монахи основанного
преподобным монастыря, с игуменом своим Иоанникием. Сам же благочестивый царь
Иоанн-Асень опередил шествие, и, поспешно прибыв в столицу, велел устроить там
церковь и место для раки святого.
Когда же царь узнал, что
приблизилось шествие с мощами преподобного, он сам вышел встречать его на
"окоп"8 вместе с
своими вельможами, властями и множеством народа, и все радовались и веселились9. При виде св. мощей, все
поклонились им. На окопе рака преподобного прибыла семь дней, пока не
отстроилась церковь. А когда она была отстроена, тогда св. мощи были перенесены
туда и положили в ней с великою честью, а сама церковь освящена. Там и доселе
лежат чудотворные мощи преподобного, источая постоянный источник исцелений:
приходящие с верою – слепые прозревают, немые начинают говорить, больные
получают здравие, бесноватые исцеляются.
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников
Страница 1
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с
ним 128 мучеников (342)
Священномученик
Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников пострадали в Персии при царе Сапоре II, Святой Садок был преемником священномученика
Симеона (память 17 апреля). Однажды он увидел сон, в котором святой Симеон предупреждал его о предстоящей ему мученической
смерти. Стоя в великой славе на вершине лестницы, касавшейся небес, святитель Симеон сказал: "Взойди ко мне, Садок, и не бойся - я
вчера взошел, а ты взойди сегодня". Вскоре царь Сапор,
воздвигший гонение на христиан, повелел взять святого Садока
вместе с его клиром и паствой. Всего было схвачено 128 человек, в их числе 9
дев. Они были брошены в темницу, где в продолжение пяти месяцев их жестоко
истязали, принуждая отречься от христианской веры и поклониться солнцу и огню.
Святые мученики бестрепетно отвечали: "Мы - христиане и поклоняемся
Единому Богу". Они были осуждены на усечение мечом.
Блаженная Клеопатра происходила из селения Едра близ горы Фавор в Палестине. Она была современницей
святого мученика Уара и видела его добровольные мучения. После казни блаженная
перевезла тело святого мученика на свою родину и с почестями похоронила его. У
Клеопатры был единственный любимый сын Иоанн, получивший почетную офицерскую
должность. К великой скорби матери, Иоанн скоропостижно скончался. Клеопатра с
горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о
воскрешении сына.
Когда Клеопатре во сне предстали
Уар и ее сын Иоанн, блистающие
светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына
в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра стала жить
при храме, воздвигнутом ею над мощами святого мученика Уара и ее сына Иоанна, стараясь снискать благодать Божию добрыми делами.
Она раздала имение нищим и проводила время в молитве и посте. Через семь лет
праведной жизни блаженная преставилась (ок. 327).