Житие и страдание святого мученика Каллистрата (304). Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца (1435). Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины (I). Память святой мученицы Епихарии (III-IV). Память преподобного Игнатия (963-975). В 1841 г. умер историк Н.С. Арцыбашаев, автор трехтомного "Повествования о России".
В 1826 г. умер композитор, мастер духовной музыки Дмитрий Степанович Бортнянский (род. в 1751 г.)
В 1875 г. умер поэт граф Алексей Константинович Толстой (род. 24 августа 1817 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие и страдание святого мученика Каллистрата
Страница 1
Житие и страдание святого мученика Каллистрата
Видя, что избранное стадо Христово
умножается день ото дня, завистливый враг - диавол восстал против него с
великой яростью, намереваясь расхитить и погубить всех словесных овец1. Орудиями для сего избрал он Диоклитиана
и Максимиана, нечестивых царей римских, которые по жестокости своей уподобились
бесчеловечным зверям. Он навел их как хищных волков на стадо Христово и чрез
них люто и без милосердия растерзал его: ибо он вложил им в сердце столь
сильную ярость против христиан, что сии цари, отложивши все прочие заботы о
своем царстве, употребили силы свои только на то, чтобы погубить всех христиан до
конца. Это злое свое намерение и дело они вменяли себе в большую и высшую
заслугу, чем все другие великие царские дела, славные победы и торжество над
врагами своими. По сей причине они послали во все концы земли игемонов и
мучителей, равных и даже превосходивших их своею злобою, чтобы повсюду
принуждать христиан к жертвоприношениям идолам, не послушных же - мучить,
убивать и губить разными смертными казнями. Когда сие повеление стало
исполняться, многие из верных и преданных Христу от всего сердца, украсившись
венцом мученическим, перешли из Церкви воинствующей в Церковь торжествующую2, воспевая победную песнь над врагами.
Между многими другими таковым явился и доблестный воин Христов, Каллистрат; не
только сам, но и вместе с многочисленною своею дружиною, прошел он славным
путем мученичества и, поправши врага, предстал победителю мира Христу, нося на
себе полученные за Него раны и приемля почесть за свой подвиг.
Отечеством сего страдальца Христова был Карфаген3; отсюда он был взят на воинское
служение и причислен к полку воеводы Персентина; в этом полку только один
Каллистрат сиял, как звезда в темную ночь, своим благочестием, ибо все его
товарищи по оружию были помрачены тьмою идолопоклонства. Он один только был
просвещен светом святой веры, которой научился у отца своего, бывшего
христианином; отец же его был научен вере его дедом, по имени Неокором, который
во время вольного страдания Господа нашего Иисуса Христа был в Иерусалиме при
Понтие Пилате, в числе воинов. Увидев все бывшие при смерти и воскресении
Господа чудеса, он уверовал в Него и, приняв крещение от Апостолов, возвратился
домой; сюда принес он драгоценный бисер - веру во Христа, которым обогатил сына
своего, отца Каллистрата и всех домашних своих, передавая им о Христе Иисусе
всё, что видел своими очами и что слышал от Апостолов. Получив в наследство от
деда и отца духовное богатство веры, коего нельзя похитить, святой Каллистрат
обогащал им кого мог, тайно научая познанию истины и обращая к Богу души
человеческие. По сей причине он находился в подозрении у товарищей своих, и те
внимательно наблюдали за ним чтобы убедиться, христианин он или нет.
Когда он с воеводой своим находился в Риме4, его христианское
благочестие было узнано таким образом. Блаженный имел обычай каждую ночь
вставать на молитву и долго молиться тайно. Однажды, когда он, встав по обычаю,
молился, сие заметили, проснувшись, некоторые спавшие около него воины:
услышавши, что он часто призывает имя Иисуса Христа, они убедились в том, что он
- настоящий христианин. Выбрав удобное время, они сообщили воеводе Персентину о
том, что слышали. Воевода же, тотчас призвав Каллистрата, спросил его:
- Правда ли, Каллистрат, то, что говорят о тебе твои
товарищи?
Святой ответил:
- Не знаю, что им о мне можно было сказать, ибо я за собою
не ведаю никакого дурного поступка.
Когда Персентин повелел воинам говорить, не скрываясь, то
воины сказали воеводе:
- Владыка, повели ему только принести жертву богам, и ты
тотчас узнаешь его мысли и веру.
Воевода повелел Каллистрату принести жертву богам и
поклониться им; святой же Каллистрат ответил:
- Я не научился приносить жертвы многим богам, а только
Единому истинному и живому Богу, все вызвавшему из небытия к бытию и создавшему
из земли человека; богов же, почитаемых вами, которых сотворили руки
человеческие, я называю не богами, а бесами, как узнал я это из Святого
Писания, говорящего: "все боги народов - идолы" (Пс.95:5) и:
"их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих"
(Пс.113:12). Из Писания же я научился знать живущего на небесах Бога, приносить
жертву хваления и воздавать обеты Вышнему. Итак, в том ли обвиняют меня сии
люди, что я почитаю Единого истинного Бога, а не многих ложных богов? Им бы
следовало донести на меня лишь в том случае, когда бы узнали они, что я дурно
исправляю свои воинские обязанности, что я труслив и бегал от лица врагов; вот
о таких поступках они могли бы говорить пред тобою против меня, и такие
донесения тебе воевода, было бы прилично слушать. Зная, что я ни в чем подобном
не виновен, зачем ты слушаешь клеветников и приводишь меня на суд из-за того
только, что учение веры, коему я следую, не согласно с вашим?
В ответ на эти слова воевода сказал с гневом:
- Теперь не время ораторского многоглаголания, а время
тяжких мук и лютых казней, которые ты вскоре и примешь, если не покоришься мне
и не принесешь жертвы богам, которым и сам царь поклоняется. Разве ты не
знаешь, как я жесток, ибо имею силу еще раньше мучений устрашить всякого одним
взглядом и голосом?
Святой же Каллистрат отвечал:
- Ярость твоя и скрежет зубов твоих если и наводят страх, то
только временный; а есть страх и скрежет зубов - вечный, впасть в который я
боюсь больше всего; и одно воспоминание о нем ужасает меня.
Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца
Не сохранилось известий, из какого города
или села происходил преподобный Савватий, кто были его родители и скольких лет
от рождения он принял иноческий образ. Известно только, что в дни
Всероссийского митрополита Фотия1
достохвальный старец Савватий подвизался в Белозерском монастыре преподобного
Кирилла, находящемся в Новгородской области2.
Благочестивый подвижник умерщвлял свое тело молитвой, неослабным бдением,
алчбой и жаждой и всякого рода другими неисчислимыми трудами строгого
иноческого жития, без лени проходя все монастырские службы, в постоянном
послушании игумену и монастырской братии. За неуклонное исполнение монашеских
обетов преподобный Савватий был любим и почитаем всеми, являясь образцом
добродетельной и трудолюбивой жизни для прочих иноков монастыря, так что имя
его постоянно прославлялось братией и игуменом. Но твердо памятуя, что не от
людей, а от Бога следует искать похвалы в здешней земной жизни, преподобный
тяготился воздаваемою ему славой и потому непрестанно помышлял об удалении из
Кириллова монастыря, в котором подвизался он много лет, и об отыскании нового
места для своих монашеских подвигов, где можно было бы проживать в безвестности
и уединении от людей.
Услышав о том, что в Новгородской же области есть озеро Нево3, а на нем остров, называемый Валаам4, где находится монастырь во имя Преображения
Господня, иноки которого пребывают в строгих подвигах, принося беспрестанные
молитвы Богу и питаясь трудами рук своих, - преподобный Савватий стал просить
игумена и братию Кириллова Белозерского монастыря о том, чтобы его с
благословением отпустили в монастырь Валаамский на жительство. С благословением
отпущенный ими, преподобный пришел на остров Валаам, где и был радостно принят
братиею монастыря. Здесь подвижник провел также немалое время. Подражая
многотрудным подвигам тамошних иноков и постоянно умножая свои труды,
преподобный Савватий и здесь, как в монастыре Кирилловом, превзошел всех в
подвижничестве, так что его добродетельная жизнь стала всем известною и на
Валааме, ибо он до крайних пределов истощал свою плоть и уже при жизни явился
жилищем Святого Духа.
В новом месте своего пребывания, в монастыре Валаамском,
также как и в монастыре Кирилловом, преподобный Савватий был почитаем и хвалим;
поэтому преподобный стал опять жестоко скорбеть, тяготясь почитанием и
похвалами братии, и вновь помышлял об отыскании безмолвного и уединенного места
для своих подвигов. Ранее же преподобный слышал о ненаселенном Соловецком
острове5, лежащем среди холодных вод
Белого моря, на расстоянии двухдневного плавания от материка. Слушая рассказы о
безлюдном острове, преподобный радовался духом и объят был горячим желанием
поселиться на нем для подвигов безмолвия. Он стал усердно просить настоятеля
Валаамского монастыря отпустить его. Настоятель же с братиею, любя преподобного
и почитая в нем Божия посланника, не желали лишиться столь достохвального
сожителя, являвшегося для всех образцом добродетели6,
и умоляли преподобного старца не оставлять их. Снисходя на просьбы валаамских
иноков, преподобный прожил в их монастыре еще малое время, а потом, помолившись
Богу и положившись на святую Его помощь, тайно ночью ушел из монастыря, никем
не замеченный.
Наставляемый и хранимый Богом, он направился к Соловецкому
острову. Придя к морю, преподобный встретил жителей, населявших морской берег
против Соловецкого острова, и стал их расспрашивать об острове. Они сообщили
преподобному, что Соловецкий остров далеко отстоит от берега, путь к нему
затруднителен и опасен, моряки же едва достигают до острова через двое суток
плавания и то лишь при тихой погоде. Расспросив подробно об острове,
преподобный Савватий пришел к мысли, что это - удобнейшее место для подвигов
безмолвия и иноческого уединения. Он узнал, что в окружности остров имеет более
ста верст; вблизи его производятся ловы рыбы и морских зверей; на нем есть
годная для питья пресная вода, рыбные озера, горы, верхи которых покрыты
строевым лесом, долины, заросшие более мелким лесом; много разных ягод; узнал
преподобный, что Соловецкий остров вполне удобен для человеческого жития; не
заселен же он потому, что крайне неудобно сообщение его с берегом. Многие,
неоднократно желавшие там поселиться, не могли этого сделать из-за страха пред
морскими невзгодами. Иногда лишь, в хорошую погоду, к острову подъезжают на лодках
с берега рыболовы, но, по окончании ловли, немедленно возвращаются на материк.
Выслушав все это от прибрежных жителей, преподобный Савватий возгорелся
пламенным желанием поселиться на Соловецком острове. Узнав о таком намерении
блаженного, поморяне отклоняли его от этой мысли, говоря:
- О, старче! Чем ты станешь питаться или во что одеваться на
острове, будучи в столь преклонном возрасте и ничего не имея? И как ты будешь
один жить в холодной стране, в дальнем расстоянии от людей, когда ты уже не в
силах ничего сам для себя сделать?
Преподобный им отвечал:
- Я, чада, имею такого Владыку, Который природу старика
делает юной, равно как и младенца взращает до лет преклонной старости. Он
обогащает бедных, дает потребное нищим, одевает нагих, и малою пищею досыта
насыщает алчущих, подобно тому, как некогда в пустыне насытил Он пять тысяч
человек пятью хлебами (Ин. 6:5-13).
Услышав от старца речи от священных книг, одни из поморян
удивлялись его разуму, а другие, по своему неразумению, насмехались. Между тем преподобный,
"возложил им Господь заботы свои"
(Пс. 54:23), удалился на реку Выг7, где
встретил инока Германа8, жившего там при
часовне. Преподобный Савватий некоторое время прожил у Германа. От него он
узнал о Соловецком острове то же самое, что и от поморян. Посоветовавшись между
собой и положившись на Бога, оба подвижника решились идти и вместе поселиться
на Соловецком острове. Устроив лодку и захватив с собой немного пищи и одежды,
а также и орудия для необходимых работ, они усердно помолились Богу и,
возложивши на Него все свое упование, сели в лодку и при тихой погоде начали
плавание.
Святой Апостол Марк, называвшийся Иоанном1,
о котором упоминает святой Лука в книге Деяний святых апостолов (Деян.15:37), был
поставлен Апостолами епископом в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди
Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла
больных.
Святой Аристарх, о котором упоминает Апостол Павел в своих
посланиях (Кол.4:10; Филим.1:24), был епископом Апамеи Сирийской2.
Святой Зина был законником3 (до своего
апостольства), а впоследствии епископом в Диосполе4.
1 Спутник Апостолов Павла и Варнавы в первом их
апостольском путешествии; во втором апостольском путешествии Апостола Павла,
Ап. Варнава, отделившись от Апостола языков, предпринял вместе с Иоанном Марком
отдельное апостольское путешествие.
2 Апамея Сирийская находилась в юго-западной Сирии,
при самой большой реке Сирии Оронте, который около этого города вытекает из-под
земли, образуя собою большое озеро. Апамея в древности была главным городом
области Сирии Апамены и получила свое наименование по Апаме жене Селевка I
Никатора, правителя Сирии, которому город этот и был обязан своим значением.
3 Св. Зина был ученик и сотрудник Ап. Павла. Около 64
года по Р.Х., когда Ап. Павел писал свое послание к Титу, он трудился на Крите
вместе с Титом. Законниками (иначе - книжниками) назывались ученые люди,
составлявшие из себя среди грубой и простой черни класс особенно
привилегированных людей, сведущих в законоведении и ведавших юридические дела в
церковных судилищах.
4 Диосполь - город по северной дороге от Иерусалима к
Иоппии (Яффе).
Христова мученица Епихария жила в Риме в
царствование Диоклитиана1. Епарх Кесарий приказал взять ее и
привести к себе на суд. За твердое исповедание имени Христова ее повесили и
строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками; но, по ее
молитвам, Ангел поразил их. После всех мучений, ей отсекли голову мечом. Из
камня, на котором стояла святая мученица, истекло много воды.
Сей преподобный жил в царствование
императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия1, в Каппадокии. С
младенчества родители посвятили его Богу, как некогда Самуила2.
Достигши зрелого возраста, он принял иноческий сан и вскоре посвящен был в
пресвитера, а потом и в игумена. Он много сделал для своей обители3:
расширил ее, украсил и обогатил, построил в ней две церкви во имя святого
пророка Илии, и еще в одном городе создал церковь во имя святых Апостолов.
Кроме того, он построил вокруг обители своей крепкую и благолепную ограду.
Отправившись однажды в Константинополь, где он принес в дар одной обители
святой крест и святое Евангелие, преподобный на обратном пути оттуда занемог
желудочною болезнью и скончался в Аммории4. Его погребли при одном
из храмов сего города. Когда миновала зима, отцы его обители захотели перенести
тело его. Открывши раку, они обрели его тело целым и нетленным, источающим
чудное благоухание. Они благоговейно перенесли его и положили в паперти
церковной, славя Бога, дивного во святых Своих.