Житие святого Апостола Иакова Алфеева (I). Житие преподобных Андроника и Афанасии (V). Житие святого праведного Авраама (2000 до Р.Х.). Память преподобного Петра (IX). Память святой Поплии (IV). Мученики Иувентин и Максим воины (361-363). Корсунская икона Божией Матери (988, XII).
В 1870 г. родился писатель Иван Бунин (умер 8 ноября 1953 г.)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого Апостола Иакова Алфеева
Страница 1
Житие святого Апостола Иакова Алфеева
Святой
апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде
бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти,
избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать
их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как
достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И
стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым,
проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа
Святого, сошедшего на них в огненных языках2, он отправился к язычникам
проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем
ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их
разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое
множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя
Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и
возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.
Обходя многие страны, он сеял семя
небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое
Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу
пригвожденным на кресте3.
И было собрано сие Божественное семя,
святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там
насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами
о том же насыщении.
Кондак, глас 2:
Твердо мудрости догматы в душы
благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова:
престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля
непрестанно о всех нас.
1
Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь.
Мф.10:3.
2
По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в
Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после
сошествия Св. Духа (6:2).
3
Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом
сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа –
древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение
Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с
царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и
Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и
сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине
(приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои
мученическою смертью на кресте.
В
царствование Византийского императора Феодосия Великого1 в Антиохии проживал один муж,
золотых дел мастер, – по имени Андроник. Он взял себе в жены дочь золотаря же –
Иоанна, имя коей было Афанасия, означающее – «бессмертие»2. И действительно, святая Афанасия
своею святою жизнью, как то показывает и ее кончина, – приобрела себе
бессмертную славу. Сия супружеская чета – Андроник и Афанасия, проводя честную
и богоугодную жизнь, украшали себя всякими добродетелями. Свое умножающееся
состояние они делили на три части – одну часть тратили в пользу бедных, другую
– на церковное благолепие, а третью – на домашние нужды. За свою кротость и
добрые дела Андроник и Афанасия были любимы и почитаемы всеми гражданами. После
того, как от них родились сын Иоанн и дочь Мария, они прекратили плотское
супружеское сожительство и проживали, как брат с сестрой, в чистоте. Особенные
заботы и попечения были у них относительно убогих. Служа последним, они
переносили на своих руках больных, обмывали их, кормили и одевали и на свои
средства доставляли всевозможный покой нищим и странникам. При сем каждую
неделю Андроник и Афанасия среду и пятницу проводили в посте и молитвах.
Между тем, как они продолжали жить
столь добродетельною жизнью, Бог благоволил призвать их к еще более совершенной
жизни, – дабы, отложивши все земное, они последовали за Единым Господом своим
Иисусом Христом, Который оставил нам образец, по коему мы должны следовать
стопам Его.
В один день, после двадцатилетней
супружеской жизни, Афанасия, возвратившись из церкви от утрени домой, застала
детей своих в бреду и, обеспокоившись, села подле них на постели. Андроник,
вернувшись из церкви несколько позже, сталь звать свою жену, предполагая, что
она спит. Афанасия отвечала:
– Не сердись на меня, господин мой,
потому что дети наши находятся в сильном жару.
Удостоверившись в сем, Андроник
отошел от больных детей, говоря:
– Да будет воля Господня!
После сего он отправился в
загородную церковь святого мученика Иулиана, где похоронены были родители его.
Здесь он пробыл на молитве до шестого часа.
В то время, как Андроник находился
в церкви, оба ребенка его – сын Иоанн, коему шел двенадцатый год, и дочь Мария
– десяти лет от роду, умерли. Возвращаясь с молитвы, Андроник услышал плач и
вопль в доме своем и, смутившись, побежал поспешнее. Он застал около своего дома
великую толпу жителей своего города, обоих же детей своих увидал лежащих
мертвыми. Удалившись в свою молельню, Андроник повергся ниц пред образом
Спасителя нашего, произнося слова праведного Иова:
– «Наг я вышел из чрева матери
моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне
благословенно!» (Иов.1:21).
В слезах о умерших детях своих
Афанасия настолько изнемогла, по причине сильной скорби, что желала себе даже
смерти, так как она повторяла:
– О, если бы и мне умереть с моими
детьми!
В день погребения детей Андроника и
Афанасии к ним собрались все граждане и пришел сам патриарх со всем клиром
своим. Детей похоронили в церкви святого Иулиана, – где покоились и предки их.
По совершении обряда погребения, Афанасия не хотела возвращаться домой, но с
плачем сидела подле могилы своих детей.
В полночь в образе инока ей явился
здесь святой мученик Иулиан и обратился к ней с следующими словами:
– Женщина! Зачем ты не оставляешь в
покое почивающих здесь?
Афанасия отвечала:
– Господин, не сердись на меня, так
как я нахожусь в страшной скорби: я имела двоих детей и вот сегодня обоих
вместе похоронила!
Святой мученик Иулиан спросил
Афанасию:
– Скольких же лет были твои дети?
Афанасия отвечала:
– Один двенадцати, а другая –
десяти лет.
Тогда святой сказал ей:
– Зачем ты о них плачешь? Для тебя
полезнее было бы, если бы ты о своих грехах плакала. Уверяю тебя, что подобно
тому, как человеческая природа требует пищи, так точно и умершие дети питаются
у Христа небесными благами. Они Ему молятся: – Судия праведный! Ты лишил нас
земных благ, не лиши же небесных!
Выслушав сии слова, Афанасия пришла
в умиление и, вместо скорби, возрадовалась, говоря:
После
смешения Богом языков во время столпотворения Вавилонского1, люди, рассеявшись по земле и
разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали покланяться
идолам, ими же самими сделанным, животным, солнцу и луне и другим явлениям
природы. Тогда, для обновления Ветхозаветной Церкви и для сохранения в ней
истинного Богопознания, Господь избрал одного благочестивого мужа, по имени
Авраама. Авраам первоначально назывался Аврамом и был младшим сыном Фарры2, который имел, кроме того, еще
двух сыновей: Аррана и Нахора; первый из них умер в молодости, оставив после
себя сына Лота, которого Аврам и взял себе на воспитание. Фарра жил с своими
сыновьями в Уре Халдейском3; но Господь благоволил отделить
благочестивого Аврама, избранника Своего, из развращенной среды
идолопоклонников. И вот Аврам получил от Бога повеление:
– Выйди из земли твоей, от родства
твоего и из дому отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу
от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое, и ты будешь
виновником и образцом благословения для многих. Я благословлю благословляющих тебя
и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные4.
Аврам с верою и покорностью принял
повеление Божие, и вышел из Ура Халдейского с женою своею Сарою, отцом своим
Фаррою и племянником Лотом. Остановившись на время в Харране5, где отец его умер6, он продолжал потом путь свой один
с семейством своим и Лотом. Прибыв в землю Ханаанскую, он прошел ее до Сихема,
до дубравы Море7. Здесь явился ему Господь и обещал
эту землю отдать потомству его. В память сего Богоявления и в благодарность
Богу за обетование, Аврам соорудил на том месте жертвенник. После сего Аврам
прошел всю ту землю в длину, по направлению к югу, создав между Вефилем и Гаем
другой жертвенник Господу8.
Аврам вместе с своим семейством и
Лотом поселился в долине Сихемской. Оба они сначала жили вместе и были богаты
скотом, серебром и золотом; но потом, во избежание раздора между их домашними и
слугами, Аврам отпустил от себя Лота, предоставив ему выбор земли. Лот избрал
себе цветущую равнину, орошаемую водами Иордана9.
После того, как Лот отделился от
Аврама, Бог явился избраннику Своему и сказал:
– Возведи очи свои, и с сего места,
на котором ты теперь находишься, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к
западу: всю землю, которую ты видишь с горы, дам Я тебе и потомству твоему на
веки10. И дам тебе потомство, как песок
земной. Встань, пройди по земле сей в долготу и ширину ее: ибо Я тебе дам ее и
потомству твоему на веки.
Послушный повелению Божию, Аврам
двинулся к югу и поселился у дубравы Мамре11,
создав там жертвенник Господу.
Между тем на равнине Иорданской,
которую выбрал для своего жилища Лот, было пять городов12, управляемых особыми царями, но
уже 12 лет находившихся в порабощении у царя Еламского13. На тринадцатый год они
возмутились против царя, но были побеждены им, причем многие жители той страны,
и в том числе Лот, были взяты в плен. Узнав об этом, Аврам вооружил рабов
своих, разбил неприятелей, освободил Лота и всех пленных и отнял всю добычу,
унесенную неприятелем, которую и возвратил царям по принадлежности. Когда Аврам
возвращался с победою, на встречу ему вышли цари. Мельхиседек, царь Салимский,
священник Бога Всевышняго14, вынес хлеб и вино и благословил
Аврама, говоря:
– Благословен Аврам от Бога
Всевышняго, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, предавший врагов
твоих в руки твои.
Аврам поднес Мельхиседеку десятую
часть всей военной добычи; сам же, когда царь Содомский предлагал ему удержать
за собою имущество, возвращенное от неприятелей, отказался взять что-либо.
После сего Аврам сделался весьма
известным в земле Ханаанской. Его успехи возбудили зависть и опасение в ее
обитателях. Тогда Господь ночью в видении сказал Авраму:
– Не бойся, Аврам, Я – твой щит;
тебе готовится величайшая награда.
Аврам сказал:
– Господи! Чем Тебе наградить меня?
Детей у меня нет: Ты не даль мне их. За домом моим смотрит Елиезер из Дамаска:
он и будет моим наследником.
– Не он, – сказал Господь, – а твой
родной сын будет твоим наследником.
После сего Господь вывел Аврама на
двор и сказал:
– Посмотри на небо и сочти звезды,
если только можешь: столько и у тебя будет потомков15.
Аврам поверил обетованию, и сия
вера вменилась ему в праведность16 и послужила основанием праведной и
Богоугодной жизни.
В наступивший после сего день,
Аврам, по повелению Божию, рассек пополам трехлетних телицу, козу и овна, и
положил одну часть против другой; к ним присоединены были горлица и молодой
голубь17. Аврам стерег трупы от хищных птиц18. При захождении солнца, на него
нашел сон и объял его ужас и густой мрак. Тогда Господь приблизился к нему и
сказал:
Святой
Петр, в мире Леонтий, жил в царствование императора Феофила1, и происходил из Галатии2, от родителей Феофила и Евдокии.
Он отличался прекрасною и величественною наружностью и большою телесною силою,
за что и выбран был в царские комиты3
и удостоен от императора различных воинских почестей. Но недолго пробыл Леонтий
на службе. Оставив все, он устремился к иноческому житию и принял пострижение,
с именем Петра, в одном монастыре, называвшемся Дафнеон4. Затем он отправился в Ольвию5, обошел различные святые места
6,
был в Лаодикии и Атталии7, мужественно перенося трудности
путешествия и опасности со стороны магометан, и потом опять возвратился в
Ольвию. Конец жизни он провел, уже в царствование Василия Македонянина8, в обители св. Фоки9, в коей после многих иноческих
подвигов, с миром предал дух свой.
1
Феофил – Византийский император от 829 до 832 г., известный иконоборец.
2
Галатия – небольшая гористая провинция Малой Азии, лежащая между Фригией,
Вифинией, Понтом и Каппадокией.
3
Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а
позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен
Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и
государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите.
4
Монастырь сей находился около Антиохии Сирийской и получил свое наименование от
предместья города Дафны, где был расположен.
5
Ольвия – ныни Астак – город в северо-западной области Вифинии.
6
Здесь разумеются, главным образом, места Палестины, освященные жизнью, учением,
страданиями и крестною смертью Спасителя.
7
Под Лаодикией здесь, вероятно, разумеется главный, некогда цветущий город
Фригии, при р. Ликусе. Атталия – ныне Адалия – прибрежный город Памфилии.
8
Василий Македонянин – Византийский император с 867 по 886 г.
9
Монастырь св. священномученика Фоки находился в Константинополе.
Святая
Поплия была в царствование Юлиана диакониссой Антиохийской церкви, славилась
своею добродетельною жизнью. В молодости своей она недолгое время пребывала в
браке и имела сына Иоанна, который впоследствии был благочестивым пресвитером.
По смерти мужа она собрала у себя лик девственниц1, с которыми славословила Господа.
Однажды она с этими девственницами пела утреню; между прочим, они громогласно
воспели псалом: «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:
есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши,
но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий,
кто надеется на них...» (Пс.134:15-18). Случайно в то время мимо проходил
прибывший в Антиохию император, и, услышав сие пение, приказал замолчать. Но
Поплия начала петь еще громче. Тогда разгневанный император велел привести к
себе начальницу хора и приказал каждому из сопровождавших его воинов бить ее по
лицу. Святая в это время бестрепетно обличала Юлиана в безбожии и говорила, что
считает истину Божию выше всего. Наконец она была отпущена в свой дом, где по
прежнему продолжала воспевать Бога вместе с своими девственницами. Вскоре после
сего она с миром предала дух свой Господу2.
1
В древней Церкви, еще до появления женских иноческих обителей и в первое время
их существования был особый класс дев, посвящавших себя всецело служению Богу и
дававших обет девства. Такие лица назывались девственницами, и они пользовались
в Церкви большим уважением и считались ее украшением. Они собирались для
подвигов безмолвия, Богомыслия и молитвы в частных домах под руководством
опытных в духовной жизни стариц – наставниц. Весьма часто Церковь поручала их
руководству и надзору наиболее уважаемых из диаконисс.
2
† в начале 2-й половины IV века.
В тот же день память
святых мучеников Еввентия и Максима воинов. О них см. 5-го сентября, где
Еввентий иначе называется Иувентином.
Мученики Иувентин
и Максим воины пострадали в царствование императора Юлиана Отступника, при
котором они служили телохранителями. Однажды, находясь в Антиохии,
Юлиан решил осквернить христиан, окропив идоложертвенной
кровью все продававшиеся на рынках съестные припасы. Святые Иувентин
и Максим открыто осудили поступок царя и смело
обличили его в отступничестве от христианской веры. Оба они после беспощадных
избиений были умерщвлены в темнице по приказу нечестивого императора (+ ок. 361 - 363).
ВЕфесе хранилась икона Божией Матери, написанная
святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был
принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным
князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была
перенесена в Новгород, а оттуда - в Москву, в Кремлевский Успенский собор.
Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году
преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).
Святая Евфросиния основала в Полоцке
Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные
евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху
Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону.
Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону
везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого
города она пробыла там около года, получив также
название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава,
Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского
(память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец.