Житие святого Апостола и Евангелиста Луки (I). Житие преподобного Иулиана (IV). Преподобный Иосиф Волоцкий, Волоколамский чудотворец (1515). Мученик Марин Тарсийский (IV). В 1706 г. прозошла победа Петра I Великого под Калишем. В 1834 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) пребывал в Воронеже, где по воле Божией до конца 1834 года претерпел всевозможные адские муки. 18-20 октября 1834 г. он сподобился видения святителя Митрофана Воронежского. В 1604 г. самозванцу Лжедмитрию I (Гришке Отрепьеву), едва вступившему в Россию, добровольно покорился Моравск. В 1991 г. Пятый съезд народных депутатов РСФСР утвердил бело-сине- красный государственный флаг.
В 1706 г. прозошла победа Петра I Великого под Калишем
В 1834 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) пребывал в Воронеже, где по воле Божией до конца 1834 года претерпел всевозможные адские муки. 18-20 октября 1834 г. он сподобился видения святителя Митрофана Воронежского
В 1604 г. самозванцу Лжедмитрию I (Гришке Отрепьеву), едва вступившему в Россию, добровольно покорился Моравск
В 1991 г. Пятый съезд народных депутатов РСФСР
утвердил бело-сине- красный государственный флаг
Завтра, Вторник, 1 Ноября 2011 года (19 Октября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1582 г. родился cвятой благоверный царевич Димитрий Углический, сын царя Иоанна IV Грозного и Марии Федоровны (из рода Нагих)
В 1829 г. родился св. прав. Иоанн Кронштадтский
В 1870 г. Россия отказалась от ограничительных условий Парижского договора 1856 г., заключенного после Крымской войны
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие святого Апостола и Евангелиста Луки
Страница 1
Житие святого Апостола и Евангелиста Луки
Святой
Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не
принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя
Лука, сокращенное из латинского слова "Лукан"1, а в особенности одно место из послания апостола Павла к
Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от "сущих от обрезания",
т.е., иудеев (Кол. 4:10-15). В своих писаниях Лука однако обнаруживает
обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему
можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую
веру2. Кроме того, на родине своей,
славившейся цветущим состоянием наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными
научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука
изучил врачебное искусство3; предание
же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно, также, что он
получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний
гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.
Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа
распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука
прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена
Своего спасительного учения (Мф.4: 24-26. Лк.4:37). Семена сии нашли для себя в
сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука
был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа
напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить "пред
лицем" Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и
уготовляя путь Христу Спасителю4.
В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением
Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя
и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время
распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "вдали"
и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в
радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку,
удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью
сообщает сам Лука в своем Евангелии5.
Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о
котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа,
Клеопою, из Иерусалима в Еммаус6, и по
дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть "путь,
истина и жизнь"7. Оба
ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним приблизился Сам Иисус и
пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, "в ином
образе" (Мрк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде.
Кроме того, по особому устроению Божию, "глаза их были удержаны"
(Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с
ними идет один из богомольцев ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.
– О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы
печальны? – спросил их Господь.
На сие Клеопа сказал:
– Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о
происшедшем в нем в эти дни?
– О чем? – спросил снова Иисус.
– Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, –
Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как
предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и
распяли Его. А мы надеялись было, – продолжали свою речь ученики, – что Он есть
Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как
это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у
гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление
Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и
нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:
– О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать
всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и
войти в славу Свою?
И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков
изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.
Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к
Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался,
по-видимому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.
– Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, –
говорили они Ему.
И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме.
Когда же Он возлег8 с ними во время вечери,
то, взяв со стола хлеб, благословил, преломил и подал им. Как только Господь
совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятию, сие действие
Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того они могли признать Его
по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в сие время
Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:
– Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на
дороге, и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32)
Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа,
Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иерусалим. Там
нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас
же возвестили им, что Христос воскрес, и что они видели Его и беседовали с Ним.
Апостолы же с своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и
явился Симону. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали Апостолам обо всем,
происшедшем с ними на пути и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении
хлеба. Во время сего разговора, внезапно среди Апостолов, явился Сам Воскресший
Господь, преподал им мир и успокоил их смущенные сердца. Для уверения же тех,
которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя,
Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи.
Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъяснение всего,
что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения
Писания (Лк.24:18-49).
Преподобный
Иулиан родился от незнатных и небогатых родителей.В юностисвоей оннеполучил внешнего образования, но приобрел
истинное познание Христовой веры не на словах только, но на деле.
Достигнув совершеннолетнего возраста, Иулиан удалился из
мира, и поселился в одной пещере, находившейся в Парфянской пустыне1. Здесь он старался по
возможности обуздать все свои житейские похотения и возвыситься над всем
скоропреходящим и тленным, для чего он только однажды в неделю принимал хлеб с
солью и водой. Утешением же и духовным питанием для него служили псалмы святого
пророка и царя Давида и непрерывное размышление и молитвенная беседа с Богом.
Как светильник, поставленный на вершине горы, не может быть
скрыт, так и праведная жизнь святого не могла укрыться от людей. Молва о святом
подвижнике скоро достигла до слуха людского, и вскоре к Иулиану собралось много
лиц, желающих проводить свою жизнь под руководством и по примеру жизни святого.
Испросив позволение у святого отца, они поселились около его пещеры в палатках,
сделанных ими, и стали подвизаться под руководством мудрого наставника.
Недолго прожил вместе с пришедшими святой Иулиан. Желая
проводить жизнь в полном уединении и молитве, он оставил братию и удалился за
50 верст в глубь пустыни, где и стал проводить вполне уединенную жизнь, и
только изредка, ради научения, приходил к оставленной им братии.
Однажды, когда святой, преподав наставление братии,
намеревался отправиться в пустыню, его усердно стал просить взять с собою
юноша, по имени Астерий, воспитанный в неге, но имевший такое усердие к
благочестию, которое превышало еще его силы. Иулиан сначала отговаривал этого
юношу от трудного путешествия в пустыню, где при этом даже не было воды, но,
убежденный его желанием, склонился на его просьбу и взял его с собою. С
радостью последовал за старцем Астерий; по прошествии же трех дней он ослаб и
стал изнемогать. Наконец, обессиленный он стал умолять святого старца, чтобы
Иулиан сжалился над ним, и облегчил его положение. Святой позволил ему идти
назад, но Астерий был настолько обессилен, что не мог уже идти; притом он и не
знал, как возвратиться к пещере. Тогда человек Божий, тронутый страданием
своего спутника, снисходя к слабости его, преклонив колена, так усердно молился
Богу о спасении юноши, что даже оросил землю слезами. Молитва святого была
услышана; капли слез его, упавшие на землю, извели из нее водяной источник.
Говоря о высоком достоинстве молитвы Иулиана, нельзя не
упомянуть и о кротости его, свидетельством которой был такой случай. Однажды
Астерий, вышеупомянутый ученик св. Иулиана, сделавшийся уже сам подвижником и
руководителем других и нередко посещавший своего любимого учителя, в знак
усердия к
нему, принес на плечах своих в дар ему большой мешок смокв;
он нес на себе эту тяжесть в продолжение семи дней пути. Смущенный и огорченный
тем, что ради него другой человек так утрудил себя, Иулиан не захотел
воспользоваться его трудом и отказался принять приношение. Когда же Астерий
стал уверять старца, что не сложит тяжести с своих плеч, пока тот ни согласится
принять приношение, тогда преподобный, хотя и тяготился принять пищу, добытую
трудом другого, но, увидев искреннее желание услужить ему, принял эту услугу.
– Исполню требование твое, – сказал тогда святой, – только
сложи поскорее с себя эту тяжесть.
Во время войны императора Юлиана Отступника с Персами,
многие верующие, зная преподобного как верного раба Божия, просили у него
молитв о низложении сего врага христиан. Преподобный десять дней молился об
освобождении от злого мучителя и, наконец, услышал голос:
– Нечистое и мерзкое животное погибло.
Окончив молитву, преподобный с радостью возвратился к
братии. На вопрос их о причине его радости, Иулиан отвечал:
– Братие, настоящее время есть время благодушия и радования:
нечестивца не стало; восставший против Господа получил достойное поражение от
преследовавшей его руки. Поэтому-то я ирадуюсь,видя, чтогонимыеимцерквиторжествуют,и отступник не получил никакой помощи от
демонов, которых чтил2.
Немало трудов положил святой Иулиан для борьбы с
распространившеюся в то время арианскою ересью. С этою целью он, любитель
безмолвной пустыни, расстался с нею, чтобы не умолчать об истине.
Ариане, для распространения своего лжеучения, распустили в
Антиохии молву, что преподобный Иулиан держится догматов, проповедуемых ими.
Тогда Акакий и Астерий, ученики святого, побуждаемые благочестивыми мужами
Флавианом и Диодором, отправились к Иулиану, чтобы он пришел на помощь к православным,
погибающим от обольщения. Пришедши к святому, они рассказали ему, что
претерпевают христиане от ариан3.
Услышав это, старец тотчас отправился в Антиохию. Дошедши к ночи до одного
селения, он остановился на отдых в доме одной благочестивой женщины, имевшей
семилетнего сына. В то время, когда святой вечерял, сын ее, вышедши незаметно
из-за трапезы, упал в колодезь. Благочестивая женщина, узнав об этом, не
высказывала никакого смущения и, приказав закрыть колодезь, продолжала служить
святому. Так велика была ее вера, что в присутствии молитвенника, известного
уже даром чудотворений, не могло произойти несчастья в ее доме. И Господь
совершил по вере ее.
Преподобный Иосиф Волоцкий (вмиру Иоанн Санин) родился в семье
вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского
княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство
источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии)
был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне
и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они
умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.
В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан
в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского
монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в
монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин
монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием,
и «мудрепоследуя совету и
благословению прозорливаго и святаго
старца Варсонофия, пришел еси
в обитель преподобнагоПафнутия
и того умолил есиприятитя в послушание» (Кондак 4).
В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф.
Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника.
По преставлении своего учителя он был назначен
игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители
он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков.
Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и
отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в
Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать
новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в
Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу
основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный
Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав,
значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.
Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие
постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были
архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты
Московские и всея Руси Даниил (+ 1539) и святой Макарий
(+ 1563), архиепископ Вассиан Ростовский (+ 1515),
епископы Симеон Суздальский (+ 1515), ДосифейКрутицкий (+ 1544), Савва
Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (+ 1563) и
Герман (+ 1567), святитель Варсонофий, епископ
Тверской (+ 1576).
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов
преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих,
возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих
отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против
этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам,
краткая и пространная редакции монастырского «Устава».
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября
1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором
1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым
святым, а в 1591 году — к общерусским.
Святой мученик Марин
происходил из Киликии (Малая Азия). За исповедание веры во Христа старец был
подвергнут жестоким пыткам, а затем умерщвлен по приказанию Лисия,
правителя Тарса, во время правления императора Диоклитиана
(284 - 305).