Страдание святого преподобномученика Андрея Критского (767). Память святого пророка Осии (820 до Р.Х.). Страдание святых бессребреников Космы и Дамиана (287 или 303). Память святого праведного Лазаря Четверодневного (898). Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский (1611). Икона Божией Матери, именуемая "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" (1827). Икона Божией Матери "Избавительница" (ок. 1889). В 1888 г. произошло чудесное спасение Благочестивейшего Государя Императора Александра III и Августейшего Его Семейства в Борках в катастрофе поезда под Харьковом. (Крушение царского поезда в Борках ). В 1740 г. кончина Государыни Императрицы Анны Иоанновны в Петербурге (дочери Царя Иоанна V и Царицы Прасковьи Феодоровны, племянницы Петра I). В 1490 г. открыт первый Московский Собор на ересь жидовствующих. В 1905 г. издан Высочайший Манифест "об усовершенствовании государственного порядка"; создание Государственной Думы. В 1997 г. убит инок Иосиф Муньос-Кортес, хранитель мироточ
В 1888 г. произошло чудесное спасение Благочестивейшего Государя Императора Александра III и Августейшего Его Семейства в Борках в катастрофе поезда под Харьковом. (Крушение царского поезда в Борках )
В 1740 г. кончина Государыни Императрицы Анны Иоанновны в Петербурге (дочери Царя Иоанна V и Царицы Прасковьи Феодоровны, племянницы Петра I)
В 1490 г. открыт первый Московский Собор на ересь жидовствующих
В 1905 г. издан Высочайший
Манифест "об усовершенствовании государственного порядка"; создание Государственной Думы
В 1997 г. убит инок Иосиф Муньос-Кортес, хранитель мироточивой Иверской иконы Божьей Матери (Монреальской)
Завтра, Понедельник, 31 Октября 2011 года (18 Октября 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1706 г. прозошла победа Петра I Великого под Калишем
В 1834 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) пребывал в Воронеже, где по воле Божией до конца 1834 года претерпел всевозможные адские муки. 18-20 октября 1834 г. он сподобился видения святителя Митрофана Воронежского
В 1604 г. самозванцу Лжедмитрию I (Гришке Отрепьеву), едва вступившему в Россию, добровольно покорился Моравск
В 1991 г. Пятый съезд народных депутатов РСФСР
утвердил бело-сине- красный государственный флаг
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого преподобномученика Андрея Критского
Страница 1
Страдание святого преподобномученика Андрея Критского
Прошло
много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на
Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего
Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною
кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем
водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались
добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех
добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа.
Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным
ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По
наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности
о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для
того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, –
потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик
изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к
сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою
Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть
гноеименным1, так как он
сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову –
своею безбожною ересью. Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает
покланяться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не
понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение
его также вредно для души и не должно быть допускаемо. Если же предмета в
существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета
есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и
посему почитание их воспрещено. Точно также и изображения их суть дело злое,
душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий. Свят Господь Бог наш Иисус
Христос, священны и рабы Его, и весьма много служат нам на пользу душевную, как
и Давид сказал: "Мне же зело честни быша друзи твои, Боже"
(Пс.138:17). Потому и изображения Господа и честных друзей Его, – которым
говорил Господь: "Вы друзья Мои" (Иоан.15:14) – священны,
душеполезны и мы должны почитать их, зная, что честь, воздаваемая иконам,
переходит на лице того, кто изображен на них. Беззаконный царь Копроним, не
поняв сего, послал по всем странам своего государства повеление, чтобы все
иконы были выброшены из домов Господних и чтобы никто не дерзал хранить их в
своем доме. При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим
повиноваться его повелению; и была тогда в Церкви Божией великая скорбь, печаль
и сетование2. Многие из верующих,
боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди
разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению
царя и перестали покланяться иконам, а другие, твердо держась предания святых
отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным
мукам. Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не
разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками,
иноками и другими благочестивыми людьми.
В то время на острове Крите был один благочестивый и
богобоязненный человек, по имени Андрей; он отвергся от мира и славы его и
презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к
небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни. Услыхав, что в
Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического, хульного,
иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился
ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград. Здесь он без всякого страха,
но с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и
еретическим учением; более же твердых в вере Андрей укреплял и возбуждал к
истинному исповеданию и терпению в муках.
Когда же Андрей увидал, что иконоборцы, по повелению царя,
за почитание святых икон – одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем,
некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги –
тогда он не мог сего стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика
Маманта, где в то время находился царь со множеством своих сановников.
Протеснившись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким
голосом воскликнул:
– Почему ты, царь, называешься христианином и слугою
Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?
Андрей хотел было продолжать свою речь далее, но царь
повелел схватить его. Тотчас же слуги устремились на Андрея, и одни схватили
его за голову, другие за руки, а некоторые за плечи и одежду; повалив Андрея на
землю, они начали его бить, влачить по земле и топтать ногами. Желая наружно
показать свое милосердие, царь велел перестать бить Андрея и, выйдя из церкви,
призвал его к себе и начал сам говорить с ним:
– Откуда, – сказал он, – у тебя явилась такая смелость, что
ты пришел сюда и в лицо злословишь меня? От безумия ли, или с каким-либо
умыслом? Или для того, чтобы быть известным мне?
Андрей отвечал:
– Не от безумия я сие делаю, и без всякого умысла и не
потому, чтобы искал суетной славы от тебя, ибо я все, что ты имеешь в мире, презираю
как сон и почитаю за дым. Но я услыхал о твоем злом учении, по которому ты
бесчестишь святые иконы и гонишь святую Церковь Божию. Посему "ревность
по доме Твоем снедает меня" (Пс.68:10.), и я пришел сюда издалека,
чтобы или убедить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Он – Господь
мой, – умер за меня, то я, как образ Его, не должен ли умереть за Его образ?
Святой
пророк Осия, сын Беериин, происходил из колена Иссахарова1. В то время многие из людей Израилевых отступили от
истинного Бога и, забыв Его благодеяния и чудеса, покланялись идолам. Но Осия,
будучи человеком Богобоязненным, служил Единому истинному Богу, сотворившему
небо и землю и изведшему Евреев из Египта, рукою крепкою. Осия наставлял людей,
отпавших от истины, и своими мудрыми увещаниями снова обращал их к отеческому
благочестию.
По вдохновению от Святого Духа
Осия много пророчествовал об Израильском народе. Обличая беззаконных жителей
Израильского царства, он предсказывал ему великие бедствия от врагов,
переселение их в плен Ассирийский и затем обращение их к Богу2. Он предсказал о распространении истинного Богопознания
по всей земле (Ос. 2:20. Ср. Иер.31:34), прекращении Ааронова священства и
ветхозаветных жертв (Ос.3:5.), а также о возвращении из Египта младенца Иисуса3 и о Его тридневном
воскресении4, и о победе
над смертью5. Все эти пророчества записаны
Осиею в его книге, состоящей из 14 глав. Как изреченные чрез Святого Духа все
пророчества сии находятся в числе других богодухновенных книг Священного
Писания.
Пророк Осия прожил много лет6 и скончался в глубокой
старости, за 820 лет до Рождества Христова, и погребен мирно в своей земле.
1 Пророк Осия жил в царстве Израильском и пророчествовал во дни Осии,
Иоафама, Ахаза и Езекии, – царей Иудейских, и во дни Иеровоама II-го, царя
Израильского (Ос.1:1). Из, так называемых, малых пророков его современниками
были Михей и Амос; из больших – Исаия. По указаниям у свв. Ефрема Сирина,
Дорофея и Епифания, пророк Осия был родом из Веельмофа, города в колене
Иссахаровом.
2 В пророчествах Осии содержится: 1) обличение современного нечестия,
идолопоклонства и нравственного развращения, также обличение союзов евреев с
языческими народами в надежде на их силу, и призыв к покаянию и исправлению; 2)
угрозы Ассирийским пленом; 3) утешение чрез предсказание об освобождении из
плена и о наступлении Царства Мессии, которое сообразно с младенческим
состоянием народа, изображается под образом земного величия.
3 Пророчество о возвращении Мессии из Египта находится в 11 гл. книги
пророка Осии. Перечисляя милости Свои Евреям, Господь говорит: "Из
Египта вызвал Сына Моего" (11:1). На это именно место указывает евангелист
Матфей, когда говорит: "да сбудется реченное Господом через пророка,
который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (Мф.2:16). Как вообще
Еврейский народ был прообразом Мессии, так и частные события из жизни народа
имели прообразовательное "Мессианское" значение. Евреи поселились в
Египте, Спасаясь от голода при Иакове. Когда же эта опасность миновала, Евреи
выведены были оттуда Богом для осуществления своего назначения в Палестине. Так
и Мессия-Христос удалился, по определению Божию, в Египет спасаясь от злобы
Ирода. Когда же опасность миновала, по смерти Ирода, Мессия вызван был Богом из
Египта в Палестину, для исполнения здесь Своего назначения.
4 Пророчество о тридневном воскресении Мессии содержится в 6-й главе
кн. прор. Осии. В 1-м послании к Коринфянам Апост. Павел относит сие
пророчество к воскресшему Христу, когда говорит, что Христос "воскрес в
третий день, по Писанию" (1Кор.15:4).
5 В 14 стихе 13-й главы у пророка Осии проводится мысль (в форме
вопроса) о бессилии ада пред Богом: "От власти ада Я искуплю их, от
смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"
Апостол Павел говорит: "Когда же тленное сие облечется в нетление и
смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена
смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"
(1Кор.15:54-55). Таким образом, исполнение пророчества Апостол относит к
окончательному торжеству над смертью в день всеобщего воскресения мертвых.
6 Пророческое служение Осии продолжалось более 60 лет.
Известны
три двоицы святых бессребреников-врачей с именами Космы и Дамиана. Одни из них
родились от отца язычника и матери Феодотии, благочестивой христианки; они
мирно скончались1 и были
положены на месте называемом Фереман2.
Другие жили в Риме, и скончались от руки завистливого своего учителя, который
обманом завел их на гору, как бы для собирания врачебных трав, и там побил их
камнями3. Третьи же,
память которых ныне совершается, были уроженцами Аравийской страны. Уверовав во
Христа, они стали безвозмездно врачевать бесчисленное множество больных, и не
какой-либо травой или какими либо другими мироварными врачеваниями, как
искусные врачи, но – силою Христовою, ибо проходя по городам и селениям, они
проповедовали Христа и именем Его подавали всем болящим исцеления.
Когда они прославились всюду
своим учением и чудесами, то были взяты игемоном; сие происходило в
царствование злочестивых царей Диоклитиана и Максимиана, гонителей и мучителей
христианских. Будучи, приведены в город Киликию, сии святые врачи Косма и
Дамиан предстали пред игемоном Лисием. Он стал спрашивать их об их именах,
отечестве и вере; после этого, он стал принуждать их принести жертву идолам. Но
так как святые не хотели исполнить сего, и смело проповедовали Христа, то
игемон сначала повелел бить их немилосердно и бесчеловечно, а затем связанных
бросил в глубину морскую; но святые, силою Божиею, спаслись от потопления, ибо
ангел Господень разрешил узы их и вывел здоровыми на сушу. Игемон, увидав сие,
повелел привести их к себе и спросил:
– Скажите, каким волшебством вы
спаслись из моря? Ибо и я хочу последовать вашему учению.
Они отвечали:
– Мы, христиане, никаких
волшебств не знаем и не нуждаемся в них: мы имеем силу Христову, которая
избавляет нас от всякой беды и спасает всякого человека, призывающего Пресвятое
Имя Христово.
После сего святые были отведены в
темницу. На другой день их вывели оттуда, и мучитель повелел ввергнуть их в
огонь, но они и в огне остались невредимы, ибо огонь потерял свою естественную
силу, не прикоснулся к ним и не повредил им. Игемон, сильно удивившись сему,
велел повесить святых врачей и немилосердно мучить их. Затем слуги, по
повелению мучителя, стали бросать в святых камнями, чтобы убить их, но камни
отскакивали от их тел, как от стены и попадали в бросающих их и убивали их
самих. После сего начали пускать в святых стрелы, но и стрелы, так же как и
камни, не повредили тел их и ранили самих же стрелявших. Наконец, игемон, видя,
что страдальцы непобедимы, осудил их на усечение мечом. И усечены были за
Христа святые бессребреники Косма и Дамиан с другими тремя братьями – Леонтием,
Анфимом и Евтропием4; все
они погребены были вместе. Они не только при жизни, но и после смерти получили
дар совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления. Молитвами их
да получим и мы от Христа болезням нашим душевным и телесным исцеление. Аминь.
Святой
праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от
Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа
Иисуса Христа особенного благоволения (Иоан. 11:3.). Во время Своей земной
жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом
(Иоан. 11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых,
после того как он находился уже четыре дня во гробе1. После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще
один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в
Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Иоан.12:1-2). В то время, когда
Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не
только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из
мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом,
обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие,
первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Иоан.12:9-11.). Более о
Лазаре из Евангелия нам ничего неизвестно.
Предание говорит, что Лазарь, по
воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипре2, где подобно апостолам много
потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В IX веке
по рождестве Христовом св. мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии3, где они лежали в земле, в мраморном
ковчеге, на коем было написано: "Лазарь четверодневный, друг
Христов". Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в
серебряную раку, а при императоре Византийском Льве Мудром перенесено в
Константинополь, и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще
императором Василием Македонянином.
Тропарь Лазарю
Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство
некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя
благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго
вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
1 Иоан.11:17-44. Воскрешение Лазаря вспоминается
Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было
одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом
свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью,
и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом
воскресения Самого Господа.
2 По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился
посещения Божией Матери и получил от нее омофор, сделанный Ее Пречистыми
руками.
3 Китий – город на южном берегу острова Кипра, близ
нынешнего местечка Ларнока. Это – один из 9 старинных финикийских городов. По
нему и весь остров назывался у евреев Хетим. Впоследствии, как и другие города
Кипра, он был занят греками.
Преподобный Антоний Леохновский,
Новгородский, был из рода тверских бояр Вениаминовых. Преподобный
жил отшельником недалеко от Новгорода, в Рублевской
пустыни, на реке Переходе. Около 1556 года переселился к пустыннику Тарасию, жившему за озером Ильменем, на Леохнове,
неподалеку от Старой Руссы, и принял от него пострижение. Так устроилась
пустынная обитель в честь Преображения Господня, названная впоследствии Леохновским, или Ивецким-Антониевым,
монастырем. Преподобный Антоний дожил до глубокой старости, стяжав дар
прозорливости.
В 1611 году,
когда шведы разорили окрестности Новгорода, преподобный по вызову митрополита
Исидора переселился в Новгород. Скончался 14 сентября 1611 года в
возрасте 85-ти лет и был погребен близ церкви во имя святого евангелиста Луки
на Софийской стороне. Перед смертью преподобный в присутствии многих сказал,
что тело его будет покоиться в его пустынной обители. Ученик преподобного
Григория, вернувшись на место разоренной и сожженной шведами обители, поставил келлию с часовней и остался там жить. Трижды являлся ему во
сне преподобный Антоний и говорил: "Брат Григорий, иди в Новгород, скажи
митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы
положили меня на месте моей обители". После сообщения Григория митрополит
совершил крестный ход к могиле преподобного Антония. Обретенные нетленные мощи
13 июля 1620 года были перенесены в Леохновскую
обитель. При обретении мощей преподобного прозрел слепец Иосиф
и совершились еще многие чудеса.
Своеобразен ряд памятей, которые
праздновали храмы во имя преподобного Антония Леохновского
села Леохново (недалеко ог
Старой Руссы) и Рублевской пустыни. Во вторую пятницу
после праздника первоверховных апостолов Петра и
Павла (29 июня) воспоминалось обретение и перенесение
мощей преподобного Антония из Новгорода в Леохновский
монастырь. В Вознесение Господне воспоминалось
пришествие преподобного Антония из Рублевской пустыни
в Леохново. 17 октября - память преставления святого,
который скончался на праздник Воздвижения Честного Креста в 9-м часу вечера. В Рублевской пустыни праздновалась еще и память освящения
церкви во имя преподобного Антония - 30 августа (1873).
Икона Божией Матери, именуемая "Прежде Рождества и по Рождестве Дева"
Страница 1
Икона Божией Матери, именуемая "Прежде Рождества и по
Рождестве Дева" (1827)
Икона Божией Матери, именуемая "Прежде
Рождества и поРождестве
Дева", принесена в Николаевский Пешношский
монастырь Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии
обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию,
а святую икону оставил в своей келлии.
После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона
написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной
дверью в часовне преподобногоМефодия,
которая находилась у дороги, недалеко от обители.
Прославление святой иконы началось в 1827
году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев,
проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил
необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных
обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках
над Мефодиевой часовней и услышал голос: "Если хочешь избавиться от
искушений, помолись перед этой иконой". Платон послушался наставления
Богородицы, и скорбь миновала его.
Благочестивый Платон рассказал о чудесах
от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на
чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы,
написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы
лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во
время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления.
Икона Божией Матери
"Избавительница" до того, как была принесена в Ново-АфонскийСимоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась
на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова
монастыря схимонаха Мартиниана (+ 1884). Благочестивый
схимник получил эту икону от подвижника Феодула.
Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой
иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандритаМакария, эта икона 20 июля 1889 года была передана Ново-Афонской обители, и было установлено празднество в
честь ее 17 октября. Когда в Симоно-Кананитской
обители впервые совершилось празднество в честь этой иконы, буря выбросила на
берег у монастыря более тонны рыбы. На иконе Пресвятая Богородица изображена
держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего десницей.