Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Филипп Щипков. АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО: ЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ – ЭТО ФИРМЕННОЕ КАЧЕСТВО ТАССА


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #71, /2003-10-31/


     Пятница: Ф.Щипков. Интервью

АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО: ЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ – ЭТО ФИРМЕННОЕ КАЧЕСТВО ТАССА
Филипп Щипков
31.10.2003


Родился в 1959 году. Закончил факультеты журналистики Московского Государственного и Гаванского Университетов. В ТАССе работает с 1986 года. В 80-90 годы - корреспондент ТАСС, зав отделением ИТАР-ТАСС в Латинской Америке, работал в Гаване и Мексике. В настоящий момент главный редактор Объединённой редакции общественно-политической информации ТАСС-ЦЕНТР.

Алексей Андреевич, по какому принципу ИТАР-ТАСС отбирает религиозные новости? И как у вас возникла религиозная лента?

ИТАР-ТАСС – государственное информационное агентство, крупнейшее в стране и одно из пяти крупнейших по классификации ЮНЕСКО информационных агентств в мире. Мы пытаемся освещать жизнь страны в её полноте, сущностных оттенках и даже противоречивости. Религиозная тема, жизни конфессий и религиозных сообществ, взаимосвязи между религиями, между конфессиями и государством – это неотъемлемая часть целостной картины жизни современного российского общества.

Как вы добываете религиозную информацию?

Как и любой шахтёр - при помощи кайла и отбойного молотка. Если серьёзно, то прежде всего это официальные органы при религиозных организациях по связям с общественностью. Мы тесно работаем с ОВЦС МП, с соответствующими службами мусульман и других религиозных организаций. Мы также сотрудничаем с некоторыми СМИ, с экспертами, которые работают в этой теме. Работаем на профильных форумах, конференциях и "круглых столах", освещаем визиты религиозных деятелей, и, наконец, достаточно тесно и по разным поводам общаемся с верующими и священнослужителями.

В чём специфика специализированной ленты? И на какого читателя она ориентирована?

Нашу религиозную ленту получает небольшое число подписчиков, в основном это люди профессионально связанные с это темой. Новости с этой ленты предназначены для людей сведущих в религии. Часть материалов, которые есть на религиозной ленте, не попадают на так называемую единую ленту.

Совокупный интерес нашей аудитории шире, чем тот спектр информации, который интересен и любопытен для людей профессионально причастных к религии. Мы ориентируемся на широкую аудиторию, на обывателя, который, как известно, сформирован в основном в безбожное время. Религиозная информация, которая идёт в общую ленту, имеет и просветительскую функцию. Многие термины, понятия и подходы к различным явлениям духовной жизни, которые понятны профильной аудитории, не будут понятны общей аудитории агентства. Мы пытаемся объяснять, понять сами и сделать понятными для подписчика суть религиозных проблем так, чтобы это было интересно для него интересно. Здесь мы вступаем в неизбежный конфликт с формой подготовки материалов для людей сведущих в религиозных вопросах. Поэтому я ориентирую своих корреспондентов, которые работают в этой тематике, на подготовку как правило двух видов материалов, один из которых идёт на религиозную ленту, а второй, более общий, более светский, содержащий справочный аппарат, – на общенациональную.

Есть разного рода ограничители, которые не позволяют материал с религиозной ленты передавать в том же виде в рамках единой ленты всем подписчикам. Одно из препятствий – наличие большого количества специальной терминологии. Материалы, которые нам предоставляют пресс-службы конфессий, сформированы для внутреннего употребления. Мы стараемся делать информацию для тех читателей, которые сами об этом ничего не узнают, и даже не поинтересуются этим без нас. Правильная подача, содержащая в том числе элемент интриги, позволит нам заставить наших читателей прочитать этот материал или обратить на него внимание.

Вот конкретный пример. У нас проходила информация о том, что из сана извергнут священник обвенчавший гомосексуалистов. Для религиозной ленты слово "извергнут" в заголовке звучит нормально, но оно не проходит для общенациональной. Этот термин имеет специфическую окраску, мы специально подбирали другое слово – "отринут", "расстрижен", "отлучён". Термин должен привлекать, не возбуждая в нашем читателе недоверия, который зыбок в вопросах веры, а нередко и моральных устоев. Он представляет из себя смесь предрассудков и недоверия, особенно к тем, кто декларирует какие-то моральные постулаты, и вместе с тем в нём присутствует жажда веры. Это странная смесь и именно в ней мы вынуждены искать осторожную позицию светского освещения жизни современной церкви и традиционных для страны конфессий. Мы пытаемся сформировать адекватный светский взгляд на религиозную проблематику в средствах массовой информации.

На прошлой неделе Методический совет по освещению религиозной тематики в СМИ при Минпечати выступил с инициативой организовать Пул конфессиональных пресс-служб. Как вы относитесь к этой идее, поможет ли вам это в работе?

Думаю, это было бы полезно и среди прочих вещей позволило бы выявить и укрепить связанную с общенациональным интересом составляющую деятельности религиозных институтов, епархий и других соответствующих общественных структур и организаций.

Каково процентное соотношение новостей о разных религиях в ТАССе?

Значительно больше половины новостей посвящены жизни Православной Церкви – она и самая большая и наиболее активная конфессия, имеющая отношение к жизни наибольшего числа россиян. Процентов 20-25 у нас занимают известия о жизни мусульманских организаций. Это и дискуссионный материал, и внутренняя жизнь мусульманских общин, и события имеющие косвенное отношение к ним – например, вступлении России на правах наблюдателя в Организацию Исламская Конференция.

Сам ТАСС не участвует непосредственно ни в каких интригах, ни в каких конфликтах, но мы придерживаемся той точки зрения, что не все проблемы между православной и католической церквами сняты в едином христианском теле. Нам понятна позиция Московского патриархата, который исходит из того, что излишне агрессивно ведёт себя католический "собрат", создавая параллельные православным епархии в традиционно православной стране на территориях находящихся в юрисдикции Московского Патриархата, и делая это в тот момент, когда официальных отношений между двумя церквами практически нет. Мне кажется, что это был вызов со стороны какой-то силы в католическом руководстве, не обязательно самого Папы Римского, но кто-то из его окружения за этим стоит. Скорее всего это была ошибка.

Испытываете ли вы конкуренцию с другими информационными агентствами в религиозной тематике?

Да, мы испытываем достаточно жёсткую конкуренцию, особенно в новостях. Для себя мы считаем очень важным, чтобы наша информация не шла в ущерб той ситуации стабильности, которая у нас сложилась между разными конфессиями. Здоровый консерватизм – это фирменное качество ТАССа. Мы не очень верим на слова, мы пытаемся скрестить чьё-то сообщение о каком-то важном событии с другими источниками, поэтому наши новости нередко выходят не первыми, но ТАСС всегда уверен в качестве своей информации. У наших конкурентов очень серьёзные позиции. Одно из них полностью коммерческое агентство – "Интерфакс", другое – РИА "Новостей" частично коммерческое. В целом ТАСС как государственная структура во многом ограничен в своих возможностях.

Можно ли сказать, что религиозная лента ИТАР-ТАССа отражает политику государства в религиозном вопросе?

Мы бы хотели ей соответствовать. Но я должен сказать, что ТАСС не получает непосредственных указаний от каких-то государственных кураторов как нужно освещать религиозную тематику. Высший орган, который решает эти вопросы – это Коллегия ИТАР-ТАССа. Случаются спорные моменты, мы обсуждаем, принимаем коллегиальные решения.

Ставите ли вы перед своей религиозной лентой какие-то социальные задачи, пропагандируете ли вы идеи толерантности и веротерпимости?

Да, безусловно. В чём особенность нашего подхода в освещении религиозной жизни? Нам очень важно прививать читателю терпимость в вопросах веры. Но терпимость в широком, в цивилизационном смысле – как возможность иной точки зрения. Логическая цепочка позиций непримиримости обязательно приводит к насилию и кровопролитию. В каждой части общества есть горячие головы, в том числе и в сфере религии тоже. Там, где вера, всегда присутствуют люди, верящие фанатично. И часть из них для обоснования подлинности своей веры готова применить все методы, что идёт в разрез с постулатами любой религии, любой мировой религии. Мы пытаемся отслеживать и показывать эти проблемы.

Религия имеет довольно глубокое содержание, а информационное сообщение очень короткое – не пропадает ли какое-то смысловое содержание?

Такое бывает, но я не вижу здесь большой проблемы. Действительно не всё, чем живёт религия или религиозные институты ограничивается словами. Сама жизнь и деятельность людей связанных с религией представляет значительный интерес. Их служение – важная часть жизни общества, которая требует изучения.

Например, мне кажется важным освещение жизни современного монашества в России, о котором практически ничего не известно. ТАСС первый, кто поднял и продолжает вести эту тему. Монастыри – это исторические очаги или оазисы духовности, которые сыграли значительную роль в распространении грамотности в России, а, кроме того, и первая отечественная "академия" аграрного хозяйства. Монашество сегодня – это отряды вчерашних атеистов, воспринимающих достаточно истово своё служение. Очень любопытно какое преломление в современной России получает это духовное наследие – мы пытаемся разобраться в том, как монастыри сегодня хозяйствуют, это важно особенно для нашего спившегося села, мы ищем и находим примеры того, как можно без особых новаций и больших капиталов, без гидропоники, капельного орошения и компьютеров, успешно вести хозяйство и получать достойный урожай. Полагаю, если изъять эту часть жизни церкви /от подвижнического служения до трезвого хозяйствования/ из нашей культуры, то сегодня опираться нам было бы практически не на что.

С другой стороны у Церкви есть и свои проблемы – это серьёзное отставания её развития от мирового уровня богословского анализа и богословских исследований, которые имеют место сегодня. На мой взгляд, существует проблема конфликта между тем благотворным началом, которое несёт трезвое духовное служение, и развитием богословской мысли в сегодняшней России.

Мы принципиально пытаемся разобраться в жизни церкви более глубоко, чем многие коллеги. Нас, в частности, интересуют и взаимоотношения между производственной частью церкви и рынком. Вместе с тем, мы серьёзно относимся к проблемам Церкви и нас не интересует "жареная" информация.

Как будет развиваться ваша лента, какие вы видите перспективы её развития?

Мы расширяем охват в религиозной теме, приноравливаем развитие ленты к процессам, происходящим в жизни церкви, но делаем это, разумеется, с позиции внимательного, но осторожного светского наблюдателя,

Недавно в Москве состоялась представительная дискуссия о том, нужна ли церковь в современном обществе. Нас очень интересовала эта дискуссия, мы осветили эту конференцию. Я считаю, что в религиозной теме ИТАР-ТАСС нужно переходить на новый уровень. Слишком много важных аспектов жизни церкви сегодня упускаются из виду, и наоборот слишком много второстепенных высказываний бездумно предлагается вниманию читателей. Я считаю, что должно быть иначе.

Нужно внимательно следить за жизнью церкви и не торопиться озвучивать всё, что высказывают представители церкви. Например, кадровые противоборства внутри православной церкви – это совершенно не наша тема, мы её не освещаем. Мы намерены идти глубже к жизнедеятельности местных епархий, в глубинку, нам интересно показать поведение представителей церкви в критических ситуациях, в горячих точках. Нас, в общем, интересуют конфликты, в которых участвует Церковь на территории стран СНГ, в которых она чаще всего становится жертвой, вместе с тем мы хотели бы помещать это в серьёзный исторический контекст.

Нам не хватает освещения внутрицерковной полемики, теологической борьбы, за которой стоит что-то серьёзное. Сегодня продолжается развитие богословских дисциплин, худо-бедно продолжаются теологические дискуссии. Но у нас нет достаточных ресурсов, чтобы адекватно освещать эту часть религиозной жизни, да и если честно, не совсем этот пласт по профилю информационному агентству, пусть и государственному.

Чего не хватает, с вашей точки зрения, в освещении религиозной темы российским средствам массовой информации?

СМИ уделяют внимание только тому, что связано со злобой дня. Есть, например, тема конфликта Папы Римского и Патриарха. СМИ при малейшей возможности его муссируют – это просто. Я считаю, что СМИ очень слабо представляют реальное положение религии в жизни нашего общество. В основной части СМИ работают люди, часто не слишком сведущие и, может быть, не совсем исторически подготовленные для того, чтобы освещать эту тему. Слишком много для Росси сегодня означает институт Церкви и веры. СМИ, наверное должны освещать его возрождение в той мере, в какой это возможно в светском обществе, способствовать формированию атмосферы уважения к этому институту со стороны не верующих людей. Важно, на мой взгляд, утверждение точки зрения о необходимости сосуществования разных конфессий не просто мирного, но взаимообогащающего.

Повторю, что мы не должны пропагандировать необходимость церкви, но работать по теме так, чтобы внушать уважение к этому общественному институту. Россия – страна в общем-то духовная, не скажу, что глубоко религиозная, но склонная к духовному поиску. Может быть какая-то часть нашей аудитории естественным образом приблизится к вере, в том числе и после ознакомления с нашими материалами бы правильно, но мы, по законодательству, и не можем ставить перед собой такую задачу. Достаточно, если мы просто привьем читателю внимательное, достойное отношение к развитию традиционных для России конфессий.

Практический вопрос: как журналист может получат вашу религиозную ленту?

ТАСС работает со своими клиентами через службу маркетинга. Сейчас есть масса Интернет-сайтов, которые занимаются опосредованным распространением информации, производимой ТАССом. А если нужна какая-то конкретная информация, можно позвонить нам и мы без проблем её предоставим.

[http://www.religare.ru/article7161.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное