Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Семен Чарный. ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ. СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, МНЕНИЯ


Информационный Канал Subscribe.Ru


      справочно-информационный портал
  РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru

Интернет-портал "Религия и СМИ" создан по инициативе Гильдии религиозной журналистики МедиаСоюза
и при финансовой поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #39, /2003-10-07/


     Аналитика

ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ. СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, МНЕНИЯ
Семен Чарный
06.10.2003


1 октября в Арбитражном суде Москвы состоялось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Истцами выступили Московское бюро по правам человека и Региональная общественная организация Общество еврейской культуры "Еврейский мир". Ответчиками - Торгово-ярмарочный комплекс "Москва", рекламные агентства "Огниво", "Альмида" и ЗАО "Экстра-М Медиа".
Московское бюро по правам человека и "Еврейский мир" были вынуждены обратиться в суд в защиту верующих евреев, так как в Москве весной 2003 года распространялась неэтичная, по мнению истцов, реклама торгово-ярмарочного центра "Москва" в виде плаката, изображающего человека, исповедующего иудаизм, с текстом: "Москва работает и по субботам". Плакат был опубликован в рекламной газете "Экстра-М", размещался на стендах наружной рекламы и расклеивался по вагонам московского метро. Общеизвестно, что для иудеев суббота (шаббат) является днем отдыха, посвященным Богу, в который запрещено совершать любые дела, в том числе и торговые операции. Поэтому, как подтвердили истцы на судебном заседании, подобная реклама оскорбляет честь и достоинство каждого верующего еврея, умаляет деловую репутацию религиозных еврейских организаций, а также истцов.
Федеральный Закон "О рекламе" определяет ненадлежащей и недобросовестной рекламу, содержащую образы, высказывания, задевающие честь, достоинство или деловую репутацию граждан и юридических лиц. Данная реклама торгового центра "Москва" оскорбляет каждого верующего еврея, что подтвердили заключения Института изучения иудаизма в СНГ (Иерусалим, Израиль), директор Д.Палант; Федерации еврейских общин России (Москва), исполнительный вице-президент А.М.Борода; Московской еврейской религиозной общины в Отрадном (Москва), руководитель - раввин Д.Карпов; Саратовского областного еврейского религиозного общества (Саратов), председатель - профессор А.Г.Лазерсон. Все эксперты делают выводы, что данная реклама абсолютно неэтична, она создает искаженное представление о евреях, как о людях, нарушающих религиозные предписания, задевает религиозные чувства верующих евреев, и, следовательно, оскорбляет еврейские духовные ценности. При этом Институт изучения иудаизма в СНГ не исключает, что появление данной рекламы было рассчитано на скандал в рамках распространенного в России т.н. "черного" пиара.
В рамках рассмотрения этого гражданского иска состоялась рабочая встреча и переговоры истцов с представителями ЗАО "Экстра-М Медиа". В результате участники встречи пришли к общему мнению по следующим вопросам: в рамках рекламной деятельности имеют место случаи, когда права отдельных групп населения России могут быть нарушены. Так реклама торгового центра "Москва", вероятно, явилась досадной оплошностью, которую можно было бы предупредить. Участники встречи высказали идею о целесообразности создания Открытого общественного Совета по проблеме предупреждения неэтичной рекламы.
В настоящее время реклама торгового центра "Москва" с изображением верующего иудея не распространяется. С учетом достигнутого взаимопонимания участники встречи сочли возможным прекратить дальнейшее рассмотрение иска в отношении ЗАО "Экстра-М Медиа".
Арбитражный суд Москвы при рассмотрении иска отметил факт неэтичной рекламы, но по формальному признаку отказал истцам, так как, по мнению суда, данная реклама затрагивает права и интересы физических, а не юридических лиц. В этой связи истцы решили продолжить отстаивать интересы верующих евреев в судах общей юрисдикции и направили претензии в Антимонопольный комитет Москвы.
Директор МБПЧ Александр Брод считает, что уже в Арбитражном суде удалось добиться главного: привлечь общественное внимание к негативным последствиям некорректной рекламы.
Председатели религиозных общин евреев Азербайджана: Семен Ихиилов - горских, Геннадий Зельманович – ашкеназских и Моисей Карелашвили – грузинских заявили, что они призовут евреев республики поддержать президента и отдать свои голоса за единого кандидата партии "Ени Азербайджан" Ильхама Алиева. По словам Моисея Карелашвили, евреи хорошо жили и при шахах, и при первых секретарях, однако сама история показала, что за последние 10 лет, когда главой государства был Гейдар Алиев, отношение в Азербайджане к национальным и религиозным меньшинствам заметно улучшилось. "Мы впервые поняли, что такое истинная свобода совести. Евреи должны бояться Бога и страшиться резких перемен. Это в тысячелетних традициях народа Израилева. Евреи Азербайджана хотят стабильности, и поэтому будут голосовать за Ильхама Алиева, который, несомненно, продолжит политику, проводившуюся его отцом", - подчеркнул Моисей Карелашвили.

Французский католический институт еврейских исследований, открывшийся 2 октября в Изариле, станет новым центром для христиан, желающих ближе познакомиться с основами иудаизма. После закрытия в июне 2001 года всемирно известного "Центра Ратисбонна" возможности для создания нового учебного заведения до сих пор не представлялось.
Новое учреждение носит имя покойного кардинала Альбера Декуртрэ, архиепископа Лионского, сыгравшего решающую роль в сближении между евреями и христианами. К открытию был приурочен ряд конференций, связанных с осенними еврейскими религиозными праздниками. По замыслу основателей, новый центр будет "французским институтом практического изучения литературных источников иудаизма, а также истории и богословских аспектов иудео-христианских отношений". Он является органическим продолжением предшествовавшего "Центра Ратисбонна" — возникшего на волне Второго Ватиканского собора и в течение 30 лет остававшегося уникальным местом изучения раввинистической традиции.
Институт тесно связан как с иерусалимским Еврейским университетом, так и с богословским факультетом католического университета в Лионе. Слушатели прибывают сюда из разных стран: не только из Франции, но из Италии, Германии, Польши, Буркина-Фасо и других.

Главный раввин израильской армии бригадный генерал Исраэль Вайс издал специальное галахическое постановление, в котором обмен тел погибших евреев на живых террористов "с кровью на руках" или лиц, способных возобновить убийство евреев, объявляется запретным, с религиозной точки зрения, деянием. Подчеркивая галахическую обязанность израильского правительства вернуть тела всех погибших за пределами страны для погребения в земле Израиля, главный раввин ЦАХАЛ И.Вайс в своем постановлении подчеркивает, что "выполнение заповеди о погребении отступает на второй план перед необходимостью соблюдения заповеди о спасении жизни – "пикуах нефеш". Следует отметить, что главный раввин Израиля генерал И.Вайс, перед вынесением галахического постановления имеет обыкновение консультироваться с крупными знатоками Торы и свода иудейских законов (Галахи) раввинами Овадией Йосефом (духовным лидером движения ШАС) и раввином Эльяшивом (духовным лидером ультрарелигиозного движения "Еврейство Торы"). Учитывая, что главный армейский раввин однозначно признает, что амнистируемые террористы "с кровью на руках" представляют собой угрозу для жизни еврея (а, именно, это следует из его галахического постановления), израильскому правительству запрещено освобождать из тюрем террористов не только в обмен на тела погибших израильских граждан, но и по политическим причинам типа "жестов доброй воли" и "шагов по укреплению взаимного доверия".

Президент России Владимир Путин наградил памятной медалью главного раввина Санкт-Петербурга, посланника Любавичского Ребе Менахема Мендла Певзнера и председателя еврейской общины "северной столицы" Марка Грубарга. В поздравительном послании президента говорится, что раввин Певзнер и Марк Грубарг удостоены высокой награды за большой личный вклад в решение гуманитарных и социальных проблем. Медали были вручены в связи с 300-летием города и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым на торжественном обеде, организованном движением ХАБАД-Любавич и еврейской общиной в здании хоральной синагоги в честь наступления нового года. В своей речи Александр Беглов дал высокую оценку роли евреев и еврейской общины в развитии Санкт-Петербурга за последние годы. На обеде присутствовали также председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, консул Израиля Миха Штернберг, консулы Германии и США в Санкт-Петербурге и несколько сотен активных членов и спонсоров еврейской общины – художников, артистов, бизнесменов. Начальник прокуратуры Душанбе Фаррух Раупов заявил на прошедшем 2 октября совещании сотрудников правоохранительных органов и представителей духовенства, что в последнее время резко возросла активность радикалов исламской группировки "Хазб-ут-Тахрир". В частности, распространяются листовки антигосударственные и антисемитского содержания. Число исламских фанатиков уже превысило три тысячи человек. Обнаружены и ликвидированы шесть домашних школ, где 77 мальчикам пропагандировали идеи "Хизб-ут-Тахрир", сообщает Агентство еврейских новостей.

Число приверженцев ортодоксального иудаизма растет. Удельный вес приверженцев ортодоксального иудаизма среди евреев Нью-Йорка вырос с 13% до 19% за период с 1991 по 2003 год. Об этом свидетельствуют данные демографического и социологического исследований еврейского населения Большого Нью-Йорка, проведенные научным центром под руководством профессора Джейкоба Укелиса. Исследователи связывают это явление как с более высокой рождаемостью и почти полным отсутствием ассимиляции в ортодоксальных кругах (в отличие от консервативной и особенно реформистой "когрегаций"), так и с появлением мощной русскоязычной общины, в которой традиции ортодоксального иудаизма не были до конца искоренены. По данным центра Укелиса, русскоязычная еврейская община города объединяет 223000 человек - примерно 20% всего еврейского населения. Наибольшее количество русскоязычных евреев живет в Бруклине (62%) и Квинсе (19%) и составляет в этих районах соответственно 27% и 21% всего еврейского населения. Вот еще несколько результатов проведенного исследования. За 12 лет количество евреев в Большом Нью-Йорке не изменилось и составляет 1.412.000 человек. В самом же городе евреев впервые стало меньше миллиона, зато выросло еврейское население пригородов. Более половины евреев Нью-Йорка живут в Бруклине и на Манхэттене, причем в Бруклине живет 32%. 34% евреев Нью-Йорка принадлежат к консервативному течению, 36% - к реформистскому и 3% объявили себя абсолютно неверующими. 22% евреев Нью-Йорка моложе 18 лет, около 20% - старше 65 лет. 57% были женаты на момент опроса, 20% не были женаты никогда. 27% евреев Нью-Йорка родились за пределами США. Количество евреев, которые жили в 2002 году за чертой бедности, возросло вдвое по сравнению с 1991 годом и составляет 21,2%.

Руководители самой большой консервативной синагоги Балтимора приняли решение позволить раввинам совершать в ней церемонии бракосочетания однополых пар. Первыми нововведением воспользовались две женщины, которые сочетались браком в синагоге Бет Эль, расположенной в районе, больше известном ультра-ортодоксальными семинариями и кошерными ресторанами, нежели проживающими там гомосексуалами. Церемонию провели раввины Марк Лоеб и Стивен Шварц. Поступок раввинов, как и решение синагоги, противоречит заключению Комитета еврейских законов и стандартов, сделанному в 1992 году, которое запрещает подобные союзы, поскольку гомосексуальность противоречит Галахе. Таким образом, речь идет об открытом неприятии существующего положения, хотя Лоеб и другие раввины, совершавшие подобные церемонии, указывают на пункт заключения, который позволяет раввинам в большинстве случаев делать собственный выбор. Некоторые религиозные лидеры настоятельно советуют раввинам подождать пересмотра существующего решения, прежде чем совершать подобные действия. Но пока продолжается обсуждение этого вопроса - а оно может занять около двух лет - все больше консервативных синагог по всей стране принимают собственные решения. Надо, впрочем, отметить, что подобные "вольности" вряд ли возможны в России. По крайней мере, председатель исполкома КЕРООР раввин Зиновий Коган, отвечая на вопрос корреспондента "Религии и СМИ" о возможности подобных браков в России, жестко высказался в том смысле, что прогрессивный иудаизм подобные браки не одобряет, и "пока я на этом посту, подобных церемоний проводится не будет".

[http://www.religare.ru/article6765.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное