Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Петров. ОБЗОР СМИ. ЦЕРКОВЬ И ВЫБОРЫ. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ОИК. ВСТРЕЧА ПУТИНА С МИТРОПОЛИТОМ ЛАВРОМ В НЬЮ-ЙОРКЕ.


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #41, /2003-10-08/


     Среда: А.Петров. Обзор СМИ

ОБЗОР СМИ. ЦЕРКОВЬ И ВЫБОРЫ. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ОИК. ВСТРЕЧА ПУТИНА С МИТРОПОЛИТОМ ЛАВРОМ В НЬЮ-ЙОРКЕ.
Александр Петров
08.10.2003


В своем очередном номере "НГ-Религии" опубликовала статью обозревателя интернет-портала "Религия и СМИ" Александра Морозова "Церковь лояльна "партии власти". Тем не менее лоббистские усилия Патриархии в Госдуме последнего созыва были не слишком удачными.

Автор констатирует, что верующие избиратели осуществляя свой политический выбор, как правило, не руководствуются конфессиональными симпатиями: Опросы традиционно показывают высокую степень доверия общества к Церкви, но это, как известно, не оказывает практически никакого влияния на результаты выборов в представительные органы власти в России .

В своем очередном номере "НГ-Религии" опубликовала статью обозревателя интернет-портала "Религия и СМИ" Александра Морозова Церковь лояльна "партии власти". Тем не менее лоббистские усилия Патриархии в Госдуме последнего созыва были не слишком удачными.

Автор констатирует, что верующие избиратели осуществляя свой политический выбор, как правило, не руководствуются конфессиональными симпатиями: Опросы традиционно показывают высокую степень доверия общества к Церкви, но это, как известно, не оказывает практически никакого влияния на результаты выборов в представительные органы власти в России .

Незначительность конфессионального фактора на выборах, как "православного", так и любого другого, объясняется с одной стороны тем, что Россия - сильно секуляризованная страна, а с другой, - тем, что в постсоветский период не сложилось ни православного общественного движения, ни консервативной партии. А то, что сложилось, до сих пор было совершенно маргинальным явлением .

По сравнению с другими государствами, где уровень секуляризации гораздо ниже, а политическая роль религии гораздо значительней, скромная политическая риторика "православного фактора в России обуславливается, по мнению автора, прежде всего, политической позицией Патриархии, точнее, политическим курсом самого Алексия II. Подробный анализ выступлений Патриарха, обращенных как к массовой аудитории, так и к клирикам на собраниях духовенства, показывает, что в течение более чем десятилетия последовательно проводилась линия, препятствующая политизации православных .

Патриарх Алексий по убеждению продолжает политику патриархов Тихона (Белавина) и Сергия (Страгородского). Эта позиция покоится на достаточно продуманном отношении к трагическим результатам истории Церкви в России: например, никоновским реформам и синодальному периоду. Несомненно то, что Патриарх выстроил дистанцию по отношению к власти, а не наоборот, как зачастую пишут ультралиберальные журналисты, - продолжает Александр Морозов.

Кроме того, в условиях предвыборных кампаний Предстоятель РПЦ, епископат и зрелая часть духовенства руководствовались не личными взглядами и пристрастиями, а необходимостью выразить минимальную поддержку (лояльность) наиболее крупной, системной партии, так называемой "партии власти", которая в состоянии обеспечить преемственность политического курса в стране и тем самым избежать масштабного гражданского конфликта .

На основании анализа заявлений и акций Московской Патриархии в материале приводится список интересов РПЦ в качестве религиозной организации. Среди них такие как: гарантии невмешательства (не создавать Министерство культов, не принимать законов, нарушающих права религиозной организации как корпорации публичного права, то есть не вторгаться в вопросы канонического права); налоговые льготы (то есть освобождение от НДС на пожертвования, льготный тариф на электроэнергию и т.п.); получение в собственность зданий и земель; получение из музейных хранилищ предметов культа; возможность преподавания основ веры в светской школе; возможность беспрепятственно вести воспитательную работу в армии, местах лишения свободы; ограничение иностранных миссий в России; поддержка государством приходов и епархий Московской Патриархии за пределами России в рамках поддержки соотечественников за рубежом и др.

Главное событие на предстоящих выборах с точки зрения "религиозного фактора" заключено в том, что часть политической элиты за последние три-четыре года сжилась с православием. Это почти органический, природный процесс. И вопрос заключен в том, какую политическую форму это теперь приобретет. Общество в целом уже не смотрит на проявления религиозности крупнейших политических игроков, как на маргинальность. Поэтому появление референта Патриарха Алексия II Николая Державина в списке Народной партии смотрится уже совершенно по-другому, чем если бы это происходило четыре года назад, - подводит итог своей статьи Александр Морозов.

Интервью с Александром Крайневым, под заголовком Вера - удел слабых. Атеизм представляет собой реальную оппозицию нынешней власти также опубликовано в последнем номере "НГ-Религии. Что такое современный атеизм? Чем живут атеисты в наши дни и для чего они создали свое общество? На эти вопросы корреспонденту "НГ" Андрею Зайцеву отвечает председатель Атеистического общества Москвы (АТОМ), Александр Крайнев.

- Последние десять лет со стороны Церкви идет серьезная атака на науку и здравый смысл. Прежде всего это связано с деятельностью Русской Православной Церкви, которая входит в коалицию с государственными чиновниками и пытается навязать свои взгляды большей части нашего общества. После распада общества "Знание" у атеистов не было своей организации, мы практически не могли выступать в средствах массовой информации, а наши оппоненты постоянно называли нас дегенератами и людьми безо всяких моральных принципов. В последние годы ситуация несколько улучшилась, в том числе и благодаря деятельности нашего общества. Мы отстаиваем права атеистов и призываем к соблюдению Конституции, в которой ясно написано, что Церковь отделена от государства и школы. Мы также ведем просветительскую работу, чтобы люди могли свободно выбирать религию или атеистическое мировоззрение , - заявляет в своем интервью Александр Крайнев.

В связи с приближением октябрьского саммита Организации Исламская конференция "Утро.ru" в материале Исламская республика... Россия. Ход конем по-русски... возвращается к дискуссии, вызванной заявлением В. Путина о возможном вступлении России в Организацию Исламская конференция (ОИК).

Становятся ли в данном случае конфессиональные интересы частью государственной политики? Какие же конфессиональные интересы готова разделить Россия, заявляя о своем желании вступить в ОИК? И согласна ли Россия принять политический курс ОИК? вот круг вопросов затрагиваемых автором статьи Андреем Миловзоровым.

Кроме того, что же побудило российское руководство прибегнуть к такому неожиданному маневру во внешней политике?

Автор обращает внимание читателей на предвыборный и экономический аспекты малазийской инициативы В. Путина, уже, как известно, озвученные целым рядом печатных изданий.

В статье также приводится позиция эксперта международного Центра Карнеги Алексей Малашенко: ОИК это "естественный поиск геополитической идентичности России, который продолжается и, думаю, будет еще вестись не один год". Автор подчеркивает, что сближаясь с мусульманским миром, Россия хочет создать еще один потенциальный противовес доминированию США в мире .

Страны, в круг которых хочет войти Россия, именно из другой системы. Причем они гораздо более сплоченны в своем "иррациональном", чем наша "экс-христианская" цивилизация в достижениях своего разума. В этом кругу Россия не станет до конца "своей" ни при каких условиях. Вот и выходит, что за внешне очень эффектным и многообещающим маневром российского руководства кроется большой риск: остаться "чужим среди чужих" в мусульманском мире и потерять себя и "своих" в "своей" цивилизации, как там ее ни назови , - заключает свой материал Андрей Миловзоров.

"Православные Церкви решили объединиться" под таким заголовком газета "Газета" в статье Надежды Кеворковой рассказывает о личной встрече Президента России с главой Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в США, где речь шла об объединении российской и зарубежной Православных Церквей. Президент передал митрополиту Лавру патриаршее приглашение посетить Россию. Патриарх откликнулся на инициативу президента уже на следующий день: находясь с визитом в Эстонии, он заявил о необходимости объединения с РПЦЗ .

Президент пригласил митрополита Лавра в Россию не только для примирения, но и для установления контактов с его паствой, разбросанной по миру. Путин узнал, как они себя ощущают, как себя ощущают те, кто приходит в их церкви . А после переговоров президент констатировал, что Россия открывается миру, интегрируется в него , и предположил, что и для Русской Православной Церкви За границей это тоже имеет определенный смысл, потому что нет большего блага для Церкви, чем служение родине , отмечает "Газета".

Также в материале Надежды Кеворковой речь идет об обстоятельствах и причинах раскола Церкви и дается краткое описание собственности РПЦ в России и за рубежом.

Тему продолжает в "Московских Новостях" Александр Солдатов статьей озаглавленной "Лавр для президента".

Как сообщили МН на встрече президента Путина с руководством РПЦЗ, состоявшейся 24 сентября в Нью-Йорке, российского президента сопровождал "ревнитель православной государственности и убежденный монархист архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря”.

Этот эпизод, незначительный с первого взгляда, комментируется достаточно подробно: "Конечно, никому еще не удалось получить подтверждения слухов о "президентском духовнике" у самого первого лица: сфера личной духовной жизни глубоко интимна. Отсюда в церковной среде, где у амбициозного о. Тихона есть немало недоброжелателей, возникло предположение, будто лубянский архимандрит попросту занимается "самопиаром", имея весьма далеко идущие планы (правда, красиво было бы, если б преемником Алексия II стал Тихон II?)". Заметим, что митрополит Кирилл (Гундяев), которого почти официально титулуют министром иностранных дел РПЦ, в это же самое время довольствовался ролью участника поездки Патриарха Алексия II в Эстонию..., - далее отмечается в тексте.

Ключевым местом материала, являются размышления Александра Солдатова о том, что же конкретно заставляет руководство "зарубежников" идти на объединение (фактически - на подчинение) со столь долго обличавшейся ими "продажной" Московской патриархией? .

Для них храм - это русский клуб "на чужбине", а вера - в лучшем случае, способ решения моральных и психологических проблем. Никакого смысла в разделении с Московской патриархией - в храмы которой, быть может, ходили до выезда и они сами - эти люди не видят. Более того, единство с РПЦ для них - это единство с родиной , - отмечается в тексте.

"Зачем встречались иерархи РПЦЗ с Путиным, - более или менее ясно заключает Александр Солдатов. Но зачем же понадобилась такая встреча самому российскому президенту? Очевидного ответа на этот вопрос не просматривается. Самый примитивный вариант: Путин хочет вернуть России ее имущество за рубежом. Другой вариант ответа - более "конспирологический": Путин присматривается к разным возможным кандидатурам на патриарший престол, чтобы с новым Патриархом выстроить нужную ему модель церковно-государственных отношений (не секрет, что нынешняя модель власть во многом не устраивает). Сторонники этой версии утверждают, что не за горами "воссоединительный" Собор РПЦЗ и РПЦ (возможно, он состоится уже в 2004 году)".

"НГ-Религии" в материале Олега Недумова Президент объединяет православных. Диалог между двумя Русскими Церквами обретает государственное значение также комментирует встречу Президента с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

"Россия возвращается в семью цивилизованных наций, возвращается и для Русской Православной Церкви Заграницей", - сказал В. Путин. В ответной речи митрополит Лавр подчеркнул, что для РПЦЗ "нет большего блага, чем служить родине, работать на благо Русской Церкви, русского народа, русской культуры", - приводятся в статье некоторые важные подробности самой встречи.

Присутствие на встрече В.Путина с "зарубежниками" неофициального представителя, архимандрита Тихона (Шевкунова) - активного сторонника сближения церквей, объясняется тем, что митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) не разделяет энтузиазма архимандрита Тихона .

И на это есть вполне конкретные причины, – продолжает Олег Недумов, - дело в том, что главным "камнем преткновения" между РПЦЗ и Московским Патриархатом является проблема экуменизма. Совершенно очевидно, что, несмотря на вполне лояльное отношение к Московскому Патриархату со стороны нынешнего главы РПЦЗ митрополита Лавра, "зарубежники" вряд ли смягчат свою позицию в отношении экуменической деятельности. Столь же очевидно, что Московский Патриархат не станет в угоду РПЦЗ отказываться от контактов с другими христианскими конфессиями. Так что, несмотря на вполне заметное потепление в отношениях между двумя Православными Церквами, их реальное объединение пока вряд ли возможно", - делает вывод НГ-Религии .

Статья Евгения Шестакова "Папе плохо". Состояние здоровья понтифика вызывает беспокойство кардиналов откликнулись "Известия" на сенсационное заявление, сделанное в эфире национального радио, австрийским кардиналом Кристофом Шенборном. Как известно, в нем он заявил, что "глава римско-католической церкви доживает последние дни, недели или месяцы. Даже такая интенсивная и наполненная событиями жизнь, какую вел папа, подходит к концу. Австрийский кардинал стал третьим высокопоставленным представителем Ватикана, который за последние несколько дней выразил серьезную озабоченность здоровьем понтифика. Ранее на эту тему уже высказался немецкий кардинал Ратзингер, предложивший "молиться за папу", и французский кардинал Барбарен, сообщивший соотечественникам, что "понтифик находится в плохой форме", - сообщается в Известиях .

Как полагает автор эти заявления духовных лиц следствие той нешуточной борьбы за власть, которая разворачивается у трона увядающего Папы Римского . "О том, какие интриги в реальности плетутся вокруг здоровья понтифика, можно только догадываться. Но одно очевидно - причиной столь бурных по ватиканским меркам обсуждений стало принятое на днях папой решение назначить 31 нового кардинала. Этот шаг, судя по всему, изменил привычный расклад сил в конклаве (собрании), которому предстоит после смерти понтифика избрать нового главу римско-католической церкви", - делает вывод автор статьи .

[http://www.religare.ru/article6805.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное