Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Филипп Щипков. АЛЕКСАНДР МОСТОСЛАВСКИЙ: МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ, РАДЗИНСКИЙ, ВУЛЬФ – ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫХ ХОЧЕТСЯ СЛУШАТЬ


Информационный Канал Subscribe.Ru


    справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #49, /2003-10-17/


     Пятница: Ф.Щипков. Интервью

АЛЕКСАНДР МОСТОСЛАВСКИЙ: МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ, РАДЗИНСКИЙ, ВУЛЬФ – ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫХ ХОЧЕТСЯ СЛУШАТЬ
Филипп Щипков
17.10.2003


Александр Мостославский. Родился в 1968 г. Закончил Полиграфический институт в Москве. Работал на должностях редактора и корректора в ряде издательств. С 1993 года работает на телевидении. Корреспондент "Времечка", канала "Свежий ветер", ТК "Россия". С 1997 года – корреспондент программы новостей REN-TV.

Александр Маркович, какие религиозные программы на REN-TV есть и как религиозная тема представлена, в каких форматах?

Специальных постоянных передач о религии на REN-TV нет. Религия на телевидении – это разовая вещь. Есть два формата на канале, в которых периодически появляется религиозная тема. С одной стороны – это документальные проекты. Например, один из выпусков программы "Такая профессия" был посвящён профессии "священник". Другой вариант – это то, чем занимаюсь я, сюжеты для выпусков новостей. Продолжительность сюжета составляет 2,5-3 минуты, что заставляет говорить коротко и по существу. Мы стараемся как можно аккуратнее и деликатнее подавать религиозную тему, поэтому отражаем все события связанные с религиозной жизнью – всё, что происходит постоянно во всех религиях. Отражаются все события, все тенденции. Мы придерживаемся позиции, что говорить о религиях нужно равноудалённо, отстранённо, без личных комментариев. Сам зритель должен делать выводы из того, что он видит.

Есть ли в редакции специальная должность корреспондента, занимающегося религиозной темой?

Такой должности нет, но на REN-TV всегда приветствовалась специализация. Очень трудно работать корреспонденту в новостях, когда он занимается сегодня одной темой, завтра – другой. Сегодня – клоунами, завтра – религией. Помимо общих для всех обязанностей у каждого есть своя собственная тема, которой занимается только он. У нас есть, например, девушка, которая занимается самолётами, кто-то занимается техникой, кому-то ближе история, кому-то социальная теме. В своё время получилось так, что религиозный формат попал на меня.

Есть ли отличие в том как представлена религия на REN-TV, от того как она представлена на других каналах?

На других каналах берутся очень яркие, выигрышные сюжеты, что-то, о чем невозможно не сказать. Мы же стараемся наблюдать все события вне зависимости от их яркости. Кому решать, что имеет значение?Решаем не мы, решает зритель. Мы представляем информацию о полной гамме религиозной жизни.

Религиозные деятели должны иметь доступ на телевидение?

Россия – светское государство, поэтому все религии как организации должны иметь равный доступ на телевидение на общих основаниях. Совсем другая ситуация была бы, если бы у нас было не светское государство, против чего я, кстати, не выступаю. Тем немногим религиозным программам, которые существуют сейчас на российском телевидении, очень трудно совместить веру с профессионализмом. Одно часто мешает другому. Беда религиозных программ в том, что в них редко попадают настоящие профессионалы. Как телевизионщик я вижу, что конфессиональные программы – очень искренние по своему характеру, но они не соответствуют элементарным телевизионным нормам. Многие конфессиональные программы балансируют на грани конфессиональности, эпатажа и спекулятивности. Я могу назвать только одну достойную программу – "Православная энциклопедия". В ней присутствует правильное соотношение каноничности, академичности и профессионализма.

Возможно ли создание конфессионального телеканала?

А надо ли? Россия позиционируется как православная страна с православными корнями, но религия это только часть жизни общества. Так же и телевидение, в нём должна быть программа здоровье, новости, спорт. Религия должна быть представлена ровно на столько, на сколько она присутствует в обществе. Каждый канал считает делом чести иметь собственную службу новостей. Мне бы очень хотелось, чтобы признаком "продвинутости" телевидения было бы наличие духовных программ на канале.

Я сомневаюсь, что одна религия, сможет заполнить собой эфир целого телеканал (20 часов в сутки). Происходит снижение качества из-за высокой частоты выхода программ в эфир. Мне кажется, что лучше не делать никакой канал, чем делать плохой канал о религии. Есть ещё один вариант – создать межконфессиональный канал. На таком канале была бы внутренняя конкуренция между религиями. Это тоже неправильный подход. Мне кажется, что лучшим вариантом было бы наличие большого количества разнообразных качественных религиозных программ на разных каналах. В таком случае конкуренция была бы уместна и эффективна.

Как ваш канал работает с темой религиозного экстремизма?

Что такое религиозный экстремизм и чем он отличается от обыкновенного экстремизма? Мне кажется, что это одно и тоже. Мы просто не окучиваем этот формат, мы вообще не разговариваем с экстремистами. Это определяется на уровне того, что такое хорошо и что такое плохо. Если мы сталкиваемся с экстремизмом – у нас не возникает вопроса чью сторону принять, мы, конечно, на стороне здравомыслящих людей.

Какова сегодня потребность общества (телезрителей) в религиозной теме? На какую аудиторию вы работаете?

Нельзя подходить таким образом, что один сюжет вы делаете для православных людей, а другой – для неправославных. Это смешно. Смотрят все. Твоя аудитория зависит от тебя самого – насколько интересный, полезный и познавательный для зрителя материал ты сделаешь. Как и любой качественный продукт он будет интересен многим, вне зависимости от конфессий. Ни в коем случае не нужно идти на поводу популярности. Нужно держать хорошую профессиональную планку. Когда я занимаюсь религиозной темой, я ориентируюсь на то, чтобы к качеству моей работы не было претензий со стороны представителей религий, и чтобы она была понятна восемнадцатилетнему человеку, который два раза в жизни был в церкви.

Ваша кампания следит за развитием отношений между РПЦ и Ватиканом. Какие у вас сложились впечатления от этого конфликта?

С одной стороны я вижу, что у самих СМИ – ни у журналистов, ни у их начальства нет никакой заинтересованности в этом конфликте. С другой, выезжая на места по случаям прозелитизма, я понимаю, что действительное положение дел не всегда соответствует тому космическому размаху события, которое ему придают в московской прессе. Сам я так ни разу и не столкнулся ни с одним случаем католического прозелитизма в России. Освещая православно-католическое противостояние, я начал завидовать пишущим журналистам, которые могут необыкновенно красиво описать вопиющие случаи католического прозелитизма, а у телевизионщиков меньше возможности для вранья – всё подтверждается картинкой. Я при всём своём желании не могу снять сюжет о католическом прозелитизме. Например, заявляется, что в центре Пскова строится католический храм. Съёмочная группа выезжает на место, но храм оказывается, мягко говоря, очень далеко от центра. И такие случаи встречаются очень часто. Я думаю, что это даже не вина РПЦ, а вина тех людей, которые спекулируют на религиозной теме, преследуя какие-то свои предвыборные цели. Две уважаемые конфессии сталкивают между собой и вводят в заблуждение гражданина. Я спрашивал в Пскове у простых людей, выходящих из православного храма, о взаимоотношении православия и католицизма, они в ответ спрашивают: католики это христиане? Можно ли здесь говорить о прозелитизме – наверное нет.

Чему СМИ не уделяют внимания в религиозной теме?

Ликбезу. Многие обыкновенные люди не знают элементарных вещей. Я считаю, что не хватает образовательного формата. Нужно объяснять всё, начиная о того, как креститься, заканчивая тем, что не все мусульмане ваххабиты.

Если объяснять с экрана телевизора как человеку креститься – то это уже не образование, а проповедь.

А здесь присутствует и то, и другое. Что такое журналистика – это профессиональная некомпетентность. Хватаешь по верхам, а в глубину не хватает. Можно снять сюжет про ваххабитов, но чтобы снять про них фильм, нужно серьёзно погружаться в тему. Например, на недавнем открытии в Ивановской области первой мечети, Равиль Гайнутдин объяснил мне, что своим символом – полумесяцем, ислам обязан храму святой Софии в Константинополе. Когда турки завоевали Константинополь они срубили крест и остался полумесяц. Ставроведы, те кто изучает кресты, потом мне подтвердили, что это один из вариантов возникновения мусульманского полумесяца, т.к. до завоевания Константинополя в исламе не было символа полумесяца. Интересно, что православные часто интерпретируют крест с полумесяцем как победу христианства над мусульманством. Давать людям такие сведение в области религии – это то, чего сейчас не хватает в СМИ.

Не теряет ли религия, когда выходит на короткий телевизионный формат, свои внутренние смыслы?

Нет. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Достоинство телевидения в том, что мы всё подтверждаем видеорядом. Текст даёт информацию, но и картинка несёт информационное содержание тоже. Вот, например, Православная энциклопедия, лучший помощник телевизионного журналиста – небольшие статьи с емким и насыщенным содержание. Как только человек начинает интересоваться религией – он начинает заниматься всем. К религии автоматом притягивается и культура, и политика, и история, и наука.

Могут ли религиозные деятели иметь доступ на телевидение для проповеди?

Я думаю, что обязательно должны. Это то, чего сейчас не хватает телевидению. Проповедь имеет место в жизни, почему она не может присутствовать на телевидении? Проповедь может быть разной. Если она носит не деструктивный характер, то она конечно возможна. Если человек интересуется религией, но у него не хватает времени или попросту нет физической возможности идти в церковь, то ему должна быть предоставлена возможность получать информацию о религии, в том числе и телевидением. Человек свободен переключать каналы, он имеет возможность выбирать, что ему смотреть. Если проповедь появляется на телевидении, то возможность проповедовать должна быть предоставлена и христианам, и мусульманам, и иудеям и т.д. – всем религиям. Таинство по телевидению невозможно, а проповедь возможна.

В каком формате должна быть проповедь, чтобы она не превратилась в зомбирование?

Мы говорим об опасности, которой нет.

А вот вопрос о том, как выстроить проповедь на телевидении с профессиональной точки зрения – об этом надо серьёзно думать. Наиболее простой вариант – это пригласить "говорящую голову", человека, который заполняет собой кадр. Вот например митрополит Кирилл, он восхитительный оратор, это человек который заполняет кадр. Или Радзинский – неважно что он говорит, но на него просто нравится смотреть. Или Вульф. Есть такие люди, которых хочется слушать. Это наиболее простой и понятный формат проповеди. С какой-то стороны это и "зомбирование", потому что от таких товарищей как митрополит Кирилл или Эдвард Радзинский невозможно оторваться.

Чтобы не быть зомбированным нужна какая-то элементарная подготовка, тот самый ликбез, о котором я говорил выше. Если человек хочет быть обманутым, то его будут обманывать и МММ, и CNN. Всегда найдутся люди, которые будут увлечены и зомбированы. Всё зависит от сознательности и ответственности самого человека.

[http://www.religare.ru/article6939.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное