Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вопрос Пастору

  Все выпуски  

Вопрос Пастору Предание


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Вопрос пастору

Предание

From: Роман Аяпергенов
Date: 21 Feb 2005
Time: 23:13:14 -0500

 

Question:

Мир вам! У меня вопрос по поводу роли священного Предания. Как известно, протестанты не признают его как авторитет в вопросах веры, так как это делают католики и православные. Тем не менее мы обрастаем многими дополнительными документами, которые определяют нашу жизнь: внутрицерковные правила, символы веры, вероучения, уставы. А на теории утверждаем, что держимся только Писания. Вы конечно можете возразить, что все эти документы основаны на Писании, но проблема в том, что они выражаются в искуственной системе и форме, что неизбежно приводит к несогласию и разномыслиям. Вы опираетесь на символ веры, который является частью Священного Предания, а это уже не Solo Scriptura. Как вы думаете возможно ли обойтись без предания?

Благодать с вами.

 Reply:

I.   Начну с последнего вопроса.

     Возможно ли обойтись без предания?

     Ответ однозначен — НЕТ.

     Абсолютно все христиане используют предание. Вопрос заключается в том, какое именно предание? И в какой форме?

1)       Нравится нам  или нет, но Библия не упала к нам с небес в готовом виде. Именно церковь решила, какие книги включить в канон, а какие отбросить. Мы, протестанты, часто говорим, что Бог чрез Духа Святого руководил работой Отцов Церкви, поставивших печать на окончательном списке новозаветных книг, уже принятых практически везде в христианском мире и соответствующим определённым требованиям.

Однако именно так и звучит простейшее определение предания.

2)       Понимаем мы или нет, но все  христиане следуют определённой части предания.

Как Вы знаете, новозаветные автографы были написаны текстом, в котором не было промежутков между словами, разделительных знаков, да и личные имена не писались с заглавной буквы. Не стоит упоминать "казнить нельзя, помиловать", чтобы понять , насколько в связи с этим важна общепринятая традиция толкования определённых текстов Св.Писания .

Один из часто употребляемых примеров: "…неверующих бог века сего ослепил умы,.." 2Кор.4:4.

А)Почему "бог " мы пишем не с большой буквы? Контекстом не установить, да и оригинал не поможет. При этом Ириней Лионский трактовал, что под "богом " Ап.Павел подразумевал Бога Отца и приводил параллель с фараоном или с "покрывалом" для евреев. Толкование вполне библейское и никакой экзегет не придерется. Однако Синодальный Перевод употребляет существительное "бог" в данном месте с маленькой буквы и мы , протестанты, все подразумеваем здесь Диавола благодаря общепринятой традиции.

Б) Второй пример, значительно попроще.

 При крещении Иисуса " и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него". Ев.Матф.3:16

Во первых , допуск в этом предложении  "Иоанн" является результатом предания.

Во вторых, "Него" с большой буквы подразумевает Христа, хотя текст в силу тех же причин не исключает , что Дух Божий спустился на самого Иоанна.

Ответ на вопрос, почему мы трактуем это место именно так как мы трактуем ( простите за тавтологию), один — предание.

3)      А) Немного существует христиан, могущих читать текст Библии в том виде, в котором мы имеем наидревнейшие манускрипты. Те из нас, кому пришлось изучать языки оригиналов в семинарии или, в основном, как приреквизиты до семинарии, читали и читаем как Ветхий, так и Новый Завет в совершенно ином тексте, разбитом на отдельные слова и предложения, или озвученный условными гласными.

А это уже чья-то трактовка. А значит – предание.

Я уже не упоминаю переводы на современные языки, которые вне зависимости  от типа, абсолютно все являются интерпретацией. (Читай –преданием ).

 

 Б)Абсолютно все, выходящие за кафедру, не просто зачитывают Евангелие, но предлагают своё понимание , интерпретацию прочитанных мест. И это понимание происходит от : а) кто-то научил, где-то прочитал (предание); пришёл к определённой доктрине самостоятельно( что случается довольно редко) и передал другим ( предание ).

Некоторые из нас в богослужении следуют лекционарию, что является плодом предания. Другие сами выбирают места Св.Писания, которые, в их понимании нужны для паствы. Однако  сам выбор зачитываемых мест является интерпретацией, ведущей к тому же результату – установлению определённого предания.

4)       " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удалятся от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас." 2Фес.3:6

" Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам" 1Кор.11:2

 

II.   Православная Церковь делит предание на две части: Предание с большой буквы и предание с маленькой.

К первой категории относятся решения 7 соборов, основные Символы Веры. Ко второй — всё то, за что мы их критикуем.

Мы также относимся по-разному к наследию , переданному нам. Просто немудро будет отказаться от богатейшего духовного наследия, да и никто этого в действительности не делает. Ведь нет ничего нового под солнцем. Вопросы и проблемы , над которыми мы бьёмся , уже не один раз поднимались Церковью. И нам абсолютно не помешает узнать, что когда-то по этому же вопросу решили наши отцы.

Простейшая иллюстрация: Свидетели Иеговы возникли в среде, где никто не слышал(потому что не хотел) об Арии и не читал каждое воскресенье Никео-Цареградский Символ Веры.

Наши "новые " ереси – повтор уже пройдённых Церковью уроков. Не изучая их, мы просто вынуждены повторять давно прошедшее. И такой феномен , к сожалению, встречается сплошь и рядом среди "low church" протестантизма.  

Относительно Solo Scriptura . Ни Лютер, ни другие реформаторы( в том числе и лидеры анабаптизма) никогда не подразумевали под этим  Nuda Scriptura. Они все использовали часть предания, каждый выбирая из него то, что, по их мнению не противоречило Св.Писанию.

III. Безусловно, для нас предание ни в коем случае не обладает тем же авторитетом, как Св.Писание. Здесь вопросов нет и не может быть. Но так как мы все его имеем (пункт I ), то уж лучше знать, что откуда происходит, и выбирать то, что нам нужно\необходимо.

Роджер Олсон, один из моих любимых авторов ( я не уверен, что его труды переведены на русский ) часто иллюстрирует парадигм Предания vs. Св.Писания моделью юриспунденции США.

Существует Конституция Соединенных Штатов, своего рода"библия" юристов. В то же время , существует определённая "традиция" истолкования конституция, основанная на здравом смысле и прецедентах. В зале суда все эти прецеденты играют огромную роль, и на их основании выносятся приговоры. В то же время, в силу  определённых факторов, любой прецедент может быть "overturn" , но Конституцию никакой суд, даже Верховный, изменить не может.

Более на тему "Традиция vs. Библия " предложу почитать на нашем сайте: http://www.fsbc-okc.org/sermons-tradition.htm и http://www.fsbc-okc.org/sermons-tradition2.htm  .К сожалению, обе статьи написаны на англ.(буду благодарен, если кто-то возьмёт на себя труд перевести их для того, чтобы сделать  доступными для русскоязычных).

IV. Существует еще одна категория, определённая реформаторами как адиафора ( с латыни – несущественное) . Это то, что не противоречит Евангелии, не может быть найдено в ней,  но и огромной роли в нашей духовной\церковной жизни не играющее ( одеяния для служителей, архитектура храма, внутреннее устройство, символика, чин богослужение, етс.) Здесь мы уже вольны выбирать то, что нам нравится\подходит в силу определённых культурных, этнических, эстетических факторов.

 

Вывод: глупо отбрасывать традицию—она полезна; мы все следуем преданию до определённой степени. Однако предание, противоречащее Св.Писанию, должно быть отброшено.

 

 

 

С вопросами, предложениями и запросами обращайтесь по e-mail:  pastor@fsbc-okc.org или зайдите на  наш церковную страничкуwww.fsbc-okc.org, с которой Вы можете подписаться на одну из наших рассылок: "Вопрос Пастору" и "Воскресная Проповедь"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.question
Отписаться

В избранное