Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ



[Text 653531 from CIS]

Нашёл текст в интернете, в котором много вспомогательного материала для
углубления понятия гордости. Текст написан в Христианской терминологии,т.к.
автор - священник (Александр Ельчанинов). Когда-то была в CIS-е его хорошая
статья "Демонская твердыня".
В-общем, если кому-то интересно - читайте на здоровье.
Кому нужно больше на эту тему - пишите, я зашлю. Вс ЯК дас
==========================================================================

ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ

В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений.
Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его
поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее
духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре
Даля, есть такое определение «Гордый - надменный, высокомерный, кичливый;
надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая
«гордыня» и является предметом этого труда.

Содержание: (1) Словарь Даля о гордости. (2) Священное Писание о гордости.
(3) Святые Отцы о гордости. (4) Рассуждение о гордости. (5) Грех и степени
греховности. (6) Восемь страстей. (7) Что делать чтобы не грешить гордостью.
Библиография. Примечания.

1. Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый;
надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).

2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает
гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова
сказано:

Начало греха - гордость, (Сир. 10:15 рс).
Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из
этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть
начало всех добродетелей.
3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема
Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно
описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения:

Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое
подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и
конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А
этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия
усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном
сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством,
благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший
голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию.
А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и
ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании,
безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в
учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем
истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех
старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо
как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь
труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы»
(Луки 17, 10) (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).
У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о
гордости:

Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в
сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие
незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек
познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы
не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает
бедности и окаянства своего Гордость от дел, как древо от плодов, познается
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга
1-2, стр. 246).
Знаки гордости
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга
1-2, стр. 34).
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во
Христе» пишет так:

Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к
предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет
всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее
дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно,
особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных
причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя
судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это
нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894
г., Том 2-й, стр. 251).
4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как
грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных,
других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других
презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может
простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет
быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не
только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто
не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается
в глупца.

5. Грех и степени греховности. Каждый человек грешен, и только Господь Бог
безгрешен. Человек постоянно грешит и имеет много греховных привычек, и все
это ему и другим портит жизнь. Чем греховнее он, тем труднее ему жить, тем
более он закоснел в зле и не понимает это, а если знает, то не умеет из него
выбраться. Чем более он грешный, тем труднее ему нормально общаться, любить
по настоящему, да и быть любимым. Православная вера призывает нас жить по
Заповедям Закона Божия, которое включает духовное самовоспитание - борьбу с
нашими греховными привычками и воспитанием в себе положительных качеств.
Соответствующий духовный рост достигается постепенно.

Грехопадение человека происходит постепенно. Он не сразу впадает в большой
грех, а постепенно. От первого маленького, и кажется, безобидного действия
он может падать все дальше и дальше, покамест грех не станет привычкой.
Святые отцы подвижники христианского аскетизма и благочестия различают пять
стадий (степеней) греха: (1) прилог, (2) сочетание, (3) сложение, (4)
пленение и (5) страсть. Эта постепенность относится ко всем грехам,
маленьким и большим: скажем, лень, ложь, обман, кража или алкоголизм и
наркомания - все они могут стать страстью.

(1) Прилог - это когда без желания и против воли человека у него появляются
греховные мысли или даже представления. Если мы эту греховную мысль сразу
отгоним, то мы еще не совершили грех. В этой степени грех легче всего
преодолеть. При появлении прилога, его нужно решительно отвергнуть.
(2) Сочетание - это добровольное размышление о грехе. Человек не совершает
грех, но только думает о грехе, это уже грех.
(3) Сложение - это желание греха. Человек иногда грешит, но все еще сознает
свою греховность.
(4) Пленение - это частое исполнение греха, но человек все еще сознает свою
греховность.
(5) Страсть - это когда грех стал привычкой, это уже рабство греху. Грех
совершается легко и человек не чувствует что он грешит и даже может этим
гордиться. В этой степени труднее всего преодолеть грех. Нужен пост,
церковная молитва и напряженная борьба. В Евангелии на эту тему сказано так:
«сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Мат.17:21).

6. Восемь страстей. Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых
рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревообъядение (30)2, блуд,
сребролюбие (35), гнев (7), печаль, уныние (15), тщеславие (32) и гордость
(4).

7. Что делать чтобы не грешить гордостью. Чтобы не грешить гордостью нужно
знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может
действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить что все что у
нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме
того нужно помнить что мы на земле временно и все наши достижения здесь -
знания, слава, богатство - у Господа Бога не имеет никакой цены.

Конкретно нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом
месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего
не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на
своем.

В избранное