Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Fwd: история гонений


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 501753 from CIS]

"Город на Цне" Александр Нежный. К Христу не ведут в наручниках

Иногда кажется, что против сектантов ополчилась едва ли не вся Россия, от средней
руки кандидатов философии до важных государственных чиновников. У 
всех у них ужасное мнение о сектантах: изверги, насильники,  извращенцы.
Ударил по сектам даже аналитический центр коммунистов, партии, всегда
боровшейся с "опиумом для народа" и беспощадно каравшей священнослужителей. 
Нынче ситуация изменилась, и аналитический центр глядит на нее 
по-большевистски широко, указывая, что дело не в опиуме как таковом, а  в 
том, что он у сектантов другого сорта - не тот, который вот уже тысячу  лет с

пользой для здоровья потребляют русские люди. Отсюда (цитирую) - "подрыв 
духовных основ русского народа".

Коли возник такого рода социальный заказ, не замедлили появиться и его
исполнители. Сколько сейчас на Руси антисектантов разного сорта, сказать не 

может никто. Замечательно их умение возбуждать общественную истерию без  
всяких к тому внятных оснований. Как привидением в ночи; они пугают 
обывателей словцом "секта": то и дело общество с ужасом узнает о  подлом
обычае сектантов присваивать чужое добро, об их склонности к  изнасилованиям

и тяге к убийствам. Ну и, само собой, об их леденящем кровь замысле
государственного переворота для захвата власти в России. 

Между тем во всем этом нет ни единого слова правды. Ни единого факта, ни  
единого свидетельства, ни одного уголовного дела - лишь убогий и злобный 
вымысел. Его востребованность - еще одно свидетельство трагического перекоса
 
нашей исторической судьбы.

Так последовательно и жестоко церковь и государство рука об руку веками 
старались вытравить из народной души склонность к религиозному  инакомыслию,

будто важнее заботы Россия не знала. Какие силы брошены были против
староверов и сектантов! Две власти - светская и духовная - выпалывали этот  
чертополох из православной земли огнем и мечом, армией и полицией, ссылкой и
 
каторгой. Но вся эта кровавая работа, в течение столетий нравственно
истощавшая Россию, оказалась совершенно бесплодной. В начале XX века в
стране насчитывалось от 20 до 35 миллионов раскольников - людей, порвавших с
 
государственным православием и принадлежавших к старообрядчеству или к
какой-либо из сект.

Ни одно государство, даже СССР, не могло истребить в человеке стремления к  
богу. Возможно, человек и появляется на свет главным образом для того, чтобы
 
обрести Истину. Этот поиск в иных случаях может принимать непривычные формы,
 
и мышление, подавленное грузом общепринятых мнений, не в состоянии постичь  
то высочайшее духовное напряжение, с каким в России всегда искали и смысл  
жизни, и личное спасение. Любую цену подчас готов заплатить алчущий странник
 
за ключи от рая.  

Но вот что странно. Мы немало знаем про борьбу с духовным поиском в империи 

царской, про почти трехсотлетнее преследование староверов, расколовшее
прежде единый народ надвое, на гонимых и гонителей, про суды над баптистами,
 
про ссылку духоборов и стремление власти наперекор их религиозным убеждениям
 
навязать им солдатчину, когда в их защиту выступил Лев Толстой, - и очень  
смутно представляем, как это было в империи советской.

Между тем для уроков нравственного, если желаете, сектоведения история
отношений советской власти с иначе верующим народом представляет немалый  
интерес. Громя "тихоновскую" церковь, уничтожая "попов" (как учил Владимир  
Ильич, в возможно больших количествах), разоряя храмы и монастыри,
большевики не могли спустить каким-нибудь толстовцам их сознательного
непротивления и отказа сражаться в рядах Красной Армии за счастье
человечества. Отказников ставили к стенке. В одном архиве мне выпало горькое
 
счастье прочитать предсмертные письма этих мучеников. "Когда Христа вели на 

смерть, то Он говорил: Отче, прости, им, ибо они не знают, что делают; так и
 
я, что хотят, то пущай со мной и делают, а я прощу им и буду терпеть за имя 

Христово", - так за несколько часов до казни написал девятнадцатилетний  
крестьянский сын С. Драгуновский, расстрелянный 24 декабря 1919 г. за отказ 

от военной службы по религиозным убеждениям.

В большевистской верхушке в то же время нашлись люди (В. Бонч-Бруевич прежде
 
всего), попытавшиеся соблазнить партийных вождей заманчивыми картинами
участия миллионов сектантов разного толка в строительстве коммунистического 

общества. Резон, похоже, был. Преследуемый в прошлом властью и церковью  
сектант, обретя дарованную ему свободу совести, засучит рукава и в несколько
 
лет устроит в советской России десятки, сотни образцовых сельских коммун.  
Непьющий, честный, трудолюбивый народ - да он горы свернет! От имени власти 
 
был даже брошен клич ко всем покинувшим царскую Россию сектантам:
возвращайтесь!

И верили. И возвращались. И трудились не покладая рук подчас на бросовых  
землях, превращая их в процветающие хозяйства, - молокане и   новоизраильтяне
на Северном Кавказе, в Сапьских степях, меннониты в Крыму, Омской   области,
Минусинске, Армавире, духоборы на Дону, трезвенники под Москвой, в  
Коломенском уезде. Бывший студент Московской духовной академии,   ставший
убежденным толстовцем, в советское время - инструктор сельскохозяйственных  
коммун Наркомзема Иван Трегубое не уставал убеждать свое начальство, что 
"коммунизм гораздо успешнее и прочнее насаждается сектантскими коммунами,  
чем советскими коммунами". Но власть и московская, и местная звериным своим 

нутром безошибочно чуяла, из какого источника черпают сектанты творческую  
силу и кто помогает им одолевать тяготы освоения новых земель и матереющую  
день ото дня советскую бюрократию. Сектантский Христос вызывал у большевиков
 
такую же ненависть, как и православный. Хозяйственные же успехи общин и  
крепкий быт трезвенников или молокан пробуждали первородный революционный  
инстинкт: отнять и поделить. В Минусинске и Крыму у сектантов принялись  
отбирать землю, писать о них в газетах всякие гадости (наподобие нынешних), 

объявлять скрытыми врагами рабоче-крестьянского государства. В Сальских  
степях стали душить хозяйства молокан. Двадцать два построенных ими в
короткие сроки завода, производивших десятки тысяч пудов отменного масла и  
русско-швейцарского сыра, стада породистого и продуктивного скота, ухоженные
 
пастбища - все рушилось. "Если вы, - отчаявшись, писали молокане в
правительство, - не можете признать наши общины полезными для
социалистического строительства и дать им полную свободу в делах веры и  
общественного Богомоления, то разрешите нам вернуться на старое
местожительство". До возвращения на Родину они жили в Турции. Теперь Турция 

снова звала их к себе - русских людей, христиан, великих тружеников и
примерных граждан.

Назад, в Уругвай, просилась и община "Нового Израиля". При царе, спасаясь от
 
произвола светских и церковных властей, новоизраильтяне по примеру духоборов
 
решили уехать в Америку. Так они оказались в Уругвае - триста семейств,  
полторы тысячи едоков со скудным скарбом: почти голые люди на совершенно  
голой земле. Тринадцать лет спустя, пустившись в обратный путь, они
оставляли у себя за спиной двадцать тысяч гектаров ухоженных полей и
пастбищ, табуны лошадей, стада крупного рогатого скота, десятки тракторов,  
молотилок, сеялок, автомобилей, два парохода и много всякого иного добра. В 

России они получили землю в шестидесяти верстах от железной дороги - и в  
поте   лица принялись обустраивать доставшуюся им для новой жизни степь. За три
года тяжелейшего труда без всяких Давыдовых и Нагульновых они подняли
здешнюю целину и заложили прочные основы высокодоходного хозяйства. Но тут  
новые, уже советские власти взялись вешать на новоизраильтян всех собак,  
изображая их кулаками и контрреволюционерами. "Самые справедливые в мире  
суды" выносили пока еще довольно мягкие приговоры, но зато лишали
проповедников избирательных прав. К двуединому классовому врагу, поп и
кулак, прибавилось третье лицо: сектант.

Дальнейшая судьба молокан, трезвенчиков, новоизраильтян и прочих обманом  
завлеченных на Родину сектантов, мне, к сожалению, неведома. Скорее всего - 

сгинули в тюрьмах, лагерях, на этапах, как погиб в тридцать первом их
бескорыстный радетель Иван Трегубое. Запущенная машина с тех пор не
останавливалась. Государство выкашивало сектантов на всей территории СССР.

Беда наша в том, что мы всех вокруг хотели бы видеть похожими на себя. Но  
стричь всех под одну гребенку принято либо в армии, либо в лагере. Свободный
 
человек и должен быть другим, а разнообразие и есть почва, питающая высокую 

культуру. То, что для правоверных католиков некогда знаменовалось ересью,  
стало протестантизмом, создавшим великую промышленность и выпестовавшим  
бесстрашную мысль и большую литературу. Пока стоит Россия, "Житие" опального
 
Аввакума будет потрясающим примером русского слова. Религиозный бунт Льва  
Николаевича Толстого побудил очень многих задуматься о смысле жизни и
поставил на тропу, которая, в конечном счете, привела их к богу.

Христианское преодоление есть дело творчества, свободы и любви, и к нему ни 

малейшего отношения не должны иметь ни Государственная дума с ее
политическим своекорыстием, ни казенные ведомства с их стремлением немедля  
поделить всех и вся на своих и чужих, ни современная инквизиция, в какие бы 

благородные одежды она ни рядилась. Гибелен путь подавления свободы.

Гонители религиозного инакомыслия утверждают, что служат православной
церкви, то зря. Кому и чему угодно: епископам, которых подчас невозможно  
отличить от самых оголтелых политиков, политикам, в иные минуты похожих на  

обезумевших епископов, собственном карману - только не церкви. Хорошо бы  
всем им помнить, что Иуда тоже послужил священноначалию, заработал и
прославился. Если они полагают, что указывают людям дорогу к Христу, то это 

всего лишь прискорбная ошибка - к Христу не волокут в наручниках...

15.12.2004

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться

В избранное