Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... божественная сеть


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 495399 from CIS]

http://religion.ng.ru/people/2004-11-03/6_internet.html

"БОЖЕСТВЕННАЯ СЕТЬ"

Российский интернет ожесточенно делят между собой представители разных
религий

Юлия Глезарова

В октябре исполнилось 35 лет всемирной компьютерной сети интернет. Вот уже
не одно десятилетие человечество использует компьютер не только как
калькулятор, пишущую машинку или игровую приставку, но и как средство
коммуникации и универсальную справочную систему.

История российского интернета насчитывает всего около 20 лет. За эти годы
для многих людей всемирная компьютерная сеть превратилась в ежедневный
рабочий инструмент вроде телефона или факса.

В последние годы, когда телевидение и печать становятся все более
официозными, интернет зачастую оказывается единственным альтернативным
источником информации. Тут можно найти новости, о которых не сообщают другие
электронные или печатные массмедиа, высказать свое собственное,
неподцензурное мнение о происходящем, найти соратников по борьбе,
единомышленников или товарищей по несчастью. В условиях огромной и
малонаселенной страны, где "хоть год скачи - ни до какого государства не
доскачешь", интернет становится таким "коллективным организатором и
агитатором", какой и не снился главному редактору большевистской газеты
"Искра".

Эксперты прогнозируют, что, несмотря ни на какие экономические трудности и
политические потрясения, интернет в России в ближайшие годы будет играть все
более важную и заметную роль в общественной жизни, а число его пользователей
будет неуклонно расти.

На первый взгляд может показаться, что в интернете нет "ничего святого" и
человеку искренне верующему там нечего делать. Однако это далеко не так. В
интернете, как в жизни, есть все. Свои сайты имеют в сети практически все
религиозные организации России. На их страницах обычно присутствуют новости,
минимальная информация об основах вероучения, фотоальбомы с изображением
святынь, статьи и тексты книг на соответствующую тему. На многих сайтах есть
места для общения - гостевые книги и форумы. Часто на сайтах присутствуют
священнослужители, которым можно задать вопрос и иногда даже получить ответ.

Но, к сожалению, при внимательном изучении религиозного сегмента интернета
становится заметна одна тревожная тенденция. Чем крупнее религиозная
организация, тем неохотнее вступает она в общение с рядовыми верующими.
Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ
МП) не имеет ни форума, ни гостевой книги. Это скорее электронный сборник
официальных документов и адресов, чем место, куда может прийти верующий
человек со своими вопросами и проблемами. То же самое можно сказать об
официальных сайтах других конфессий и религиозных организаций.

Не очень охотно вступают в диалог мусульмане. Самый популярный исламский
сайт рунета islam.ru несколько лет назад закрыл свой форум, оставив для
обратной связи только гостевую книгу. Вероятно, это было связано с волной
исламофобии, которая прокатилась по интернету после крупных террористических
актов последних лет со стороны исламистов. Так как интернет является
свободным информационным пространством, в нем всегда хватает
неуравновешенных, агрессивно настроенных личностей, готовых выплеснуть в
сети свой страх и ненависть по отношению к кому бы то ни было. Несомненно,
русскоязычные мусульмане в последние годы оказались в центре тайфуна
отрицательных эмоций, что, видимо, и вынудило их максимально сократить
контакты с внешним миром.


Но без этих контактов даже хорошо продуманный и сделанный сайт остается
просто местом хранения информации. Более того, отсутствие на сайте "места
для общения" часто обижает пользователя, вызывает у него подозрения, что
создатели ресурса ему не доверяют или по каким-то причинам боятся гласа
народа. Интернет-народ не безмолвствует. Он говорит и хочет быть услышанным.
Вероятно, именно поэтому наибольшей популярностью в сети пользуются сайты,
где есть возможность живого общения на любые (в том числе религиозные) темы.

Понятно, что те конфессии, религиозные организации и секты, которые не
уклоняются от прямого диалога, ставят себя в более выгодную позицию по
отношению к тем, кто этого разговора избегает. И если на сайт какой-нибудь
очередной секты приходит больше людей, чем на страницу РПЦ МП, это
свидетельствует лишь о том, что высшим церковным иерархам давно пора пойти
на виртуальный контакт со своей паствой.

Российское интернет-сообщество, состоящее из нескольких миллионов человек,
весьма неоднородно по своему составу. Среди российских пользователей
интернета можно встретить самых разных людей - от ортодоксальных иудеев до
неоязычников, от сторонников канонизации Ивана Грозного до масонов. В
принципе через интернет можно выбрать себе веру и даже принять ее одним
щелчком мышки (см. http://www.islam.ru/addis/). В этом многообразии легко
растеряться, запутаться, попасть совсем не туда, куда стремился на самом
деле. То есть всемирная паутина таит и свои опасности.

Всякому, заходящему в сеть не с желанием познакомиться с симпатичной
блондинкой, а с мировоззренческими вопросами, стоит помнить о том, что
наибольшую активность в сети развивают обычно тоталитарные секты,
религиозные экстремисты и маргинальные группы, исповедующие экзотические, а
иногда весьма зловещие культы. Именно они (в отличие от традиционных
конфессий) активно идут на контакт с человеком, который пытается найти Бога,
щелкая по левой кнопке мыши. Не имея иного выхода к широкой публике, кроме
интернета, они используют все его возможности в отличие традиционных
конфессий, для которых интернет - это всего лишь дополнение к
конфессиональным бумажным СМИ.

Пару лет назад медики объявили о появлении новой болезни -
интернет-зависимости. В условиях кризиса доверия в официальных СМИ в России
с большой долей вероятности можно предсказать эпидемию этой новой хвори. В
принципе она уже началась: 10% населения страны не могут представить себе
жизни без интернета.

Диакон Андрей Кураев в одном из своих интервью назвал интернет "средством
нашего собственного воспитания". Он считает, что главное преимущество
виртуальных дискуссий в том, что можно взять паузу, погасить свои эмоции,
найти нужную информацию, продумать форму реакции и содержание ответа. Более
того, создатель сайта kuraev.ru считает, что "усиленная нагрузка на разум,
которая дается в интернете, как раз способствует развитию тех мышц, которые
оказались сильнее всего атрофированы в церковной жизни в XX веке, - мышц
богословия".

Возможно, создавая свой миссионерский православный форум, Андрей Кураев
мечтал о том, что на нем будут вестись богословские споры, однако наряду с
отвлеченными темами на форуме бушуют взаправдашние человеческие страсти,
раздаются крики о помощи, на которые откликаются не только православные, но
и верующие других конфессий. Несколько дней назад бывший сектант Илья Р. из
Саранска покончил с собой, вывесив в интернете прощальную записку. Участники
форума пытались спасти его, им удалось дозвониться в Саранск, но, к
сожалению, они опоздали всего на 10 минут. Возможно, Илью, находившегося в
тяжелой депрессии, можно было спасти с помощью интернета, хотя вернее было
бы обратиться к профессиональной помощи психолога или психиатра. Сейчас на
форуме активно обсуждается вопрос, как в дальнейшем предотвращать подобные
трагедии. И в отличие от богословских споров, в этом вопросе даже самые
непримиримые противники находят общий язык. Так что у российского интернета
есть и свои жертвы. Впрочем, обо всех ли подобных жертвах мы знаем?

Верующий человек в интернете - это не только богословская проблема. Среди
православных священников есть и те, кто "не благословляет" своих духовных
чад работать на компьютере, а уж тем более бродить по интернету, где так
много всяческих соблазнов. Но наряду с противниками новых информационных
технологий растет число тех, кто понимает, что в XXI веке невозможно жить и
веровать по образцу века XIX. Кстати, одной из самых широко представленных в
русском интернете Церквей является Русская Православная Старообрядческая
Церковь, которая, сохраняя верность древней традиции, активно использует
современные технологии.

Единое мировое информационное пространство, превращающее мир в "глобальную
деревню", где можно чихнуть в Австралии и услышать "Будь здоров!" из Европы,
предъявляет свои требования как к верующим, так и к религиозным деятелям. У
интернета уже есть свои святые покровители - католический святой Исидор
Севильский, составитель первой в мире энциклопедии, и православный Феофан
Затворник, святой, просидевший много лет в затворе, но активно общавшийся с
миром посредством писем. Похожий образ жизни ведут сейчас многие российские
пользователи всемирной сети, особенно сами его создатели и жрецы:
программисты, веб-мастера, модераторы. Ведь интернет - это прежде всего дело
человеческих рук, а, как известно, в Писании сказано: "Не сотвори себе
кумира". Впрочем, и бояться его чрезмерно не следует, ведь сравнительно
недавно и паровоз считался шайтаном.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться

В избранное