Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Не судите


“Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоём глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: Дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоём глазу бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас” (Мф.7:1-6)

Как и другие части Нагорной проповеди, данный отрывок противопоставляется учению книжников и фарисеев, чья лицемерная самоправедность представляла собой полную противоположность истинной праведности Бога (см. 5:20).

Здесь сравнение проводится в области человеческих отношений. В первых шести стихах рассматривается отрицательный аспект осуждение и лицемерие, а последующие шесть акцентируют наше внимание на положительном смирении, доверии и любви. Эти двенадцать стихов представляют собой божественную совокупность всех принципов правильных взаимоотношений между людьми.

Если человек или группа людей разрабатывает собственный эталон религии и нравственности, это неизменно приводит к тому, что они начинают судить всех окружающих согласно созданным ими нормам и верованиям.

Так поступали книжники и фарисеи. На протяжении веков они постепенно изменяли Божье Слово, подгоняя его под собственные измышления, наклонности и возможности. Ко времени рождения Христа традиции заняли такое авторитетное место в иудаизме, что в сознании многих евреев они фактически вытеснили Писание (Матф. 15:6; ср. 15:2).

Помимо всех прочих грехов, порождённых самоправедностью, книжники и фарисеи обладали ещё и духом жестокого осуждения. Они гордо взирали на всякого, кто не относился к их элитному обществу. У фарисеев не было ни капли сострадания, любви, прощения и благодати одни упрёки.

Они оценивали окружающих согласно своей лицемерной системе ценностей основываясь на внешнем и поверхностном (Иоан. 7:24; 8:15). Они жили так, чтобы оправдаться в глазах людей. Но Иисус сказал книжникам и фарисеям, что их суд мерзок в очах Бога и не соответствует Божьим требованиям (Лук. 16:15).

В притче о фарисее и мытаре, пришедших в храм помолиться, дана классическая иллюстрация лицемерного осуждения. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне грешнику!” Иисус даёт точную оценку этим двум молитвам: Говорю вам, что этот пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лук. 18:11-14).

За самооправданием и самовозвышением неизменно следует осуждение других. Когда кто-то возвышает себя в собственных глазах, все остальные, естественно, унижаются. Фарисеи делали всё для того, чтобы возвыситься в своих глазах. При этом они брали на себя роль духовных судей и порицали других.

Следует заметить, что данный отрывок часто ошибочно используется с целью призвать верующих не судить и не критиковать никого и ни при каких обстоятельствах. Наша эпоха не признаёт абсолютов, особенно богословских и нравственных, и такое упрощённое толкование очень удачно оправдывает нежелание обличать. Современное общество, в том числе и многие из тех, кто называет себя христианином, склонно противостоять догматизму и твёрдым убеждениям в том, что правильно и что неправильно. Большинство предпочитает говорить о всеобъемлющей любви, компромиссе, экуменизме и единстве. Для современного религиозного человека только эти доктрины истинны, только их надо защищать, а все остальные доктрины приносятся им в жертву.

Несколько лет назад я услышал о церкви, которая искала себе нового пастора с тем условием, чтобы этот человек учил святости, а не доктринам.

А однажды мне в руки попал интересный документ. Основная мысль этого документа заключалась в утверждении того, что доктрины разделяют церковь. И, развивая эту мысль, автор доказывал, что доктрины по крайней мере, спорные и способные стать основанием для разделения в церкви должны быть устранены ради более высокой цели единства и общения верующих. На самом же деле, истинная доктрина не просто совместима с настоящей святостью, единством и общением верующих, но абсолютно необходима для их существования. Только правильная библейская доктрина может научить нас тому, что есть святость, единство и общение, а что нет.

Во многих кругах, в том числе евангельских, сторонники твёрдых убеждений, высказывающие своё несогласие с обществом и церковью, считаются нарушителями общественного спокойствия, забывшими повеление Иисуса не судить, или, в лучшем случае, любителями поспорить. Тем не менее история Церкви и древнего Израиля не знает примеров, когда духовные и нравственные преобразования достигались бы без обличения и конфликтов.

Божьи пророки всегда были смелы в своих высказываниях и шли наперекор общественному мнению. И Божий народ часто не принимал их. Реформаторы Церкви в XVI веке были людьми жёстких принципов и убеждений, без которых протест


В избранное