Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Нелицемерный пост


“Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф.6:16-18)

Лицемерный пост это третий грех, в котором Христос обличил книжников и фарисеев. Первыми двумя были лицемерная жертва (6:2-4) и лицемерная молитва (ст. 5-15). В каждом из случаев искажение Божьего учения руководилось непреодолимым желанием почёта и славы (ст. 1).

На протяжении истории человечества пост практиковался по разным причинам. В древности язычники верили, что через пищу в них могут войти злые духи. Когда им казалось, что они подверглись нападкам злых сил, они постились, чтобы остановить других духов от проникновения в их тела.

Йоги большинства восточных религий и культов во все времена придавали посту большое значение и считали длительный пост средством получения сверхъестественных видений и откровений. В современном обществе пост стал популярным просто как средство для похудения или восстановления здоровья.

В Библии нет ни одного повеления или примера совершения поста по каким-либо практическим причинам. Истинный, богоугодный пост всегда имел духовные цели, а отказ от пищи сам по себе не представляет никакой ценности.

Многие истинные верующие Ветхого Завета такие как Моисей, Самсон, Самуил, Анна, Давид, Илия, Ездра, Неемия, Есфирь, Даниил и другие в тот или иной период своей жизни постились. В Новом Завете говорится, что постились Анна, Иоанн Креститель со своими учениками, Иисус Христос, Павел и многие другие. Известно также, что постились и Отцы первоапостольской Церкви, а также многие выдающиеся лидеры христианства, такие как Лютер, Кальвин, Веслей, Уитфильд.

В Писании есть лишь одно постановление о посте, и относится оно ко Дню Очищения. В этот день народ израильский был призван смирять души свои (Лев. 16:29; ср. 23:27) данное еврейское выражение означало отказ от пищи как акт самоотречения. Это был день всенародного поста, в котором участвовали все жители Израиля мужчины, женщины и дети. Совершался пост лишь раз в году и только как неотъемлемая часть Дня Очищения.

В отличие от пожертвований и молитвы, о которых дано много повелений как в Ветхом, так и в Новом Завете, о посте в Библии никаких больше постановлений не дано. Многочисленные примеры в Писании свидетельствуют о том, что Бог одобряет пост. Но, кроме вышеупомянутого ежегодного поста, пост нигде не упоминается как требование. Помимо этого, пост всегда совершался добровольно и никогда не был чем-то обязательным, наподобие духовного долга, обязательного для соблюдения.

Лицемерный пост

“Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Мф.6:16)

Фраза также, когда поститесь подтверждает мысль о добровольности поста. Но всякий раз, когда пост совершается, он должен соответствовать принципам, установленным здесь Христом.

Греческое слово нестейа (поститься) буквально означает не есть, воздерживаться от пищи. Пост мог сопровождаться как полным, так и частичным отказом от пищи, но обычно постящиеся позволяли себе пить воду.

Во дни Христа среди иудеев наблюдалось два крайних подхода к пище.

Многие, подобно упомянутым в этом разделе, постились напоказ. Другие же, напротив, считали, что, поскольку пища это дар Божий, этим даром нужно пользоваться сполна, чтобы в судный день не пришлось давать отчёт за недоеденные крохи. Приверженцы поста были гораздо многочисленнее и более склонны к гордости и лицемерию. Постились же они не по причине духовных убеждений, а с целью удовлетворения своей гордости.

К началу земного служения Христа учение о посте, как, впрочем, почти все остальные аспекты духовной жизни иудеев, было искажено и вышло за рамки Писания. Пост стал неким ритуалом, якобы позволяющим человеку приобрести благоволение от Бога и почтение от людей. Наряду с молитвой и даянием милостынь, пост стал религиозным спектаклем.

Многие фарисеи постились дважды в неделю (Лук. 18:12), обычно во второй и пятый день недели. Они заявляли, что эти дни были избраны потому, что именно в эти дни Моисей восходил на гору Синай за скрижалями Закона.

Но эти два дня совпали с двумя большими торговыми днями в Иудее, когда улицы городов и селений были буквально переполнены продающими и покупающими, купцами и торговцами. Таким образом, в эти два дня публичный пост открывался наибольшему количеству народа.

Те, кто хотел привлечь внимание к своему посту, принимали на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Они надевали ветхую одежду, иногда специально разорванную и запачканную, ходили с растрёпанными волосами, посыпали головы прахом и пеплом, и даже пользовались косметическими средствами, чтобы придать своим лицам болезненный, усталый вид. В предыдущих глава


В избранное