Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (46:1–47:11).
Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную
и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе
Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
46
1Иисус Навин могучий в битвах, преемник
Моисея по дару пророческому. Имя свое он заслуженно носит: он великий
спаситель избранников Господа. Он отомстил восставшим противникам, он
ввел Израиль в его наследие. 2 Как славен он был, воздев руку,
на города простерши меч свой! 3 Кто стоял до него так твердо?
Ведь вел он битвы Господни! 4 Не его ли рукой остановлено солнце
и день один, как два, длился? 5 Он призвал Владыку Всевышнего,
врагами со всех сторон окруженный, И великий Господь его услышал
и явил Свою силу в каменном граде. 6 Превозмог Иисус
народ враждебный, истребил на склоне горы наступавших, чтобы узнали
народы, откуда в нём сила, что ведет он бой от имени Господа, 7 а сам лишь следует за Властителем.
В дни Моисея явил
свою верность он и Халев, сын Иефонии, твердо противостав
всему собранию, они народ от греха удержали и прекратили их злобный
ропот. 8 И эти двое одни лишь выжили из шестисот тысяч воинов,
чтобы ввести народ в наследие в землю, текущую молоком
и медом. 9 И дал Господь силу Халеву, даже в старости
его не оставившую, так что он захватил горную землю, завоевал наследие
для своих потомков. 10 И увидели все сыны Израиля: следовать
за Господом доброе дело!
46.1-10 Иисус Навин и Халев.
46.1 Иисус Навин евр. Иешуа бен Нун
(т.е. сын Нуна). Преемник Моисея см. Втор 34.9-10. Он,
как и Моисей, считался пророком. В евр. Библии Книга Иисуса Навина
входит в число пророческих писаний. Спаситель имя Иешуа
значит "Яхве мое спасение" или "Яхве спасает".
ИзбранникиГоспода народ Израиля. Он отомстил... в его
наследие см. Нав 11.23. Наследие ханаанейская
земля, отданная Богом Израилю. 46.2 города в евр.:
"город". Это описание захвата города Гай (см. Нав 8; см. также
10.28-39). 46.4-6 Взятие городов Иерихона и Гаваона (см. Нав
6; 10.6-14). 46.7-10 Иешуа
и Халев поддержали Моисея и Аарона (Числ 13-14). 46.7
явил свою верность дословно: "совершил милость";
ср. 44.1,10; 45.1 и прим. В некоторых изданиях ст. 7: "В дни
Моисея..." 46.8 Только они двое из шестисот тысяч,
вышедших из Египта, смогли войти в обещанную землю (ср. 16.10;
Числ 11.21; 14.38; 26.65). 46.9 горную землю гористую
местность вокруг города Хеврон, ставшую уделом Халева и его потомков.
46.11-12
Судьи. Так назывались правители
Израиля после смерти Иешуа и до установления монархии. 46.11
которые не отвратились от Господа вероятно, Сирах
прославляет не всех, а исключает из их числа Гедеона, впавшего
в идолопоклонство (Суд 8.27). 46.12 костиих
процветут измогилы образ молодых побегов от старого корня;
типичный для Востока пышный способ пожелать, чтобы их потомки были достойными
своих великих предков (ср. 1.18; 11.22; 49.10).
11 Потом были судьи,
у каждого славное имя, сердца которых не развратились, которые
не отвратились от Господа, да будет благословенна их память! 12 Пусть кости их процветут из могилы! Пусть славой с ними сыны их сравнятся!
13 Самуил был любим
Господом, пророк Господень, учредивший царство: он помазал правителей
над народом, 14 он вершил правосудие по Закону Господа, и Господь
посетил Иакова. 15 Свой пророческий дар доказал он верою, в словах
явил себя тайновидцем истинным. 16 Он призвал Владыку Всевышнего,
врагами со всех сторон окруженный, и молочного ягненка принес в жертву. 17 И Господь с небес возгремел громом, в мощном гуле
раздался Его голос, 18 истребил Он предводителей Тира и всех
вождей филистимских. 19 Прежде чем на век упокоиться,
Господа и Его помазанника призвал в свидетели: "Ни имуществом,
ни даже парой сандалий ни у кого из людей не поживился
я". И никто не возвел на него обвинений. 20
Он и потом, упокоившись, дал пророчество, указав царю на его судьбину,
из земли свой голос он возвысил, чтоб грехи народа истребить пророчеством.
46.13-20 Самуил. Это последний судья. Самуил
был пророком. Он помазал на царство сначала Саула, а затем
Давида (1Цар 8-10; 16). 46.13 Евр. текст значительно длиннее
и утверждает, что Самуил был также священником. 46.14 посетил
Иакова проявил Свою милость к Израилю. 46.15
См. 1Цар 3.20; 9.6. 46.16-20 Победа над филистимлянами у Массифы
(евр. Мицпа); см. 1Цар 7.7-11. 46.18 Тира
вероятно, ошибка переводчика, так как финикийцы не участвовали в битве;
это слово в евр. языке созвучно со словом "враг".
46.19 Намек на сложение с себя звания судьи (см. 1Цар 12.1-5).
Его помазанника т.е. помазанного на царство Саула. 46.20 Хотя Сирах решительно выступает
против гаданий, он приводит пример некромантии в Аэндоре (евр. Эн-Дор) (1Цар
28.3-20). Вызванный из могилы Самуил предсказал Саулу, что он лишится престола,
а на Израиль нападут филистимляне.
47 1 После него Нафан явился,
чтобы пророчествовать в дни Давида. 2 Как от жертвы лучший
жир отделяется, так и Давид отделен от сынов Израиля. 3
Он со львами справлялся, словно с козлами, с медведями
словно с баранами. 4 Не он ли в юности убил великана,
с народа сняв поношение? Из пращи своей запустил он камень и поверг
надменного Голиафа. 5 Он призвал Всевышнего Господа, и Тот
дал деснице его силу поразить могучего в битвах воина, даровать победу
своему народу. 6 Прославили его как победителя воинств, восхвалили
за благословения, данные Господом, предложили ему венец славы. 7
И он истребил всех врагов окрестных, сокрушил противников филистимских,
доныне силы они лишились. 8 Во всех делах воздавал благодарность
Святому Всевышнему, Его прославляя, воспевал Его от всего сердца, являя
любовь к своему Создателю. 9 Он велел псалмопевцам стоять
у жертвенника вознося сладчайшие песнопения. 10 Он придал
красоту праздникам, круг священных времен назначив вовеки, чтобы они
восхваляли святое имя Его и с утра наполняли святилище звуками. 11 И простил Господь ему прегрешения, Он навеки ему даровал силу,
заключил с ним договор о царстве о престоле славном
в Израиле.
47.1-11 Нафан и Давид. 47.1 См. 2Цар
7.1-17; 12.1-15; 3Цар 1.5-48. 47.2 жир см. прим.
к 35.5. Избрание Давидасравнивается с мирной, или пиршественной,
жертвой, приносимой Богу (Лев 2.1-3; 3.3-5). 47.3
См. 1Цар 17.34-36. 47.4-5 Победа над Голиафом (см. 1Цар 17). Даровать
победу народу дословно: "возвысить рог народа"; рог
на Востоке символ могущества. 47.6-7 Победа над филистимлянами
(см. 2Цар 5.17-25; 8.1). 47.8-11 Благочестие
Давида, благоустройство им храмовых богослужений. 47.8 Краткое изложение
благодарственного псалма Давида см. в 1Пар 16.7-36. 47.9
См. 1Пар 16.4-6, а также 1Пар 15,16,23,25; Сир 50.18. 47.10
См. 1Пар 16,23, 25. 47.11 простил ему прегрешения
см. 2Цар 12.13; 24.10. Договор о царстве царский
престол всегда будут занимать его потомки (2Цар 7.12-16).
Буду очень
благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.