1Иуда,
служитель Иисуса Христа, брат Иакова, приветствует тех, кто призван Богом
Отцом жить в Его любви и под защитой Иисуса Христа.
2 Милость,
мир и любовь да будут с вами во всей полноте!
3Любимые
мои, хотя я очень хотел написать вам о нашем общем с вами спасении,
я всё же счел необходимым написать вам письмо, которое бы побуждало вас сражаться
за веру, что была раз и навсегда передана народу Божьему. (4)Дело
в том, что к вам незаметно вкрались некие люди, издавна предназначенные
для Суда. Они, эти безбожники, искажают Весть о милости нашего
Бога, толкуя ее как вседозволенность, и тем самым отказываются от Иисуса
Христа, нашего единственного Владыки и Господа.
5 Я хочу
вам напомнить, хотя вы и так всё знаете, что Господь, некогда спасший
Свой народ, выведя его из Египетской земли, потом погубил тех из них,
кто не поверил. (6)И ангелов,
не сохранивших данной им власти и оставивших собственное жилище, Он стережет
в вечном мраке в цепях ада для суда великого Дня. (7)Как
и эти ангелы, Содо́м, Гомо́рра и окрестные города, такие
же распутники и извращенцы, тоже являют собой пример тех, кто получил
в возмездие вечный огонь.
8Однако
и эти люди подобным образом, на основании своих сновидений, оскверняют
свои тела, а власть Господа отвергают и бранят небесные силы. (9)Даже
архангел Михаил, споря о теле Моисея с дьяволом, не осмелился осудить
его бранными словами и только сказал: "Пусть Господь тебя укорит!"*(10) Эти же люди бранят то, чего не понимают.
А то, что они, как неразумные животные, понимают благодаря инстинкту,
их губит.
11Го́ре
им! Они пошли путем Ка́ина; из-за денег они погрязли в заблуждениях
Валаа́ма; восстав, как Корей, они так же погибли.*(12)Эти люди —
как подводные рифы на ваших трапезах любви; они сидят за столом
без всякого страха — пастыри, которые пекутся только о себе.
Это тучи без дождя, гонимые ветром; бесплодные деревья, выкорчеванные
осенью, дважды умершие; (13)свирепые
волны моря, покрытые грязной пеной их постыдных дел; блуждающие звёзды, которым
уготована навеки мрачная тьма.
14Это
о них пророчествовал Енох, седьмой патриарх после Адама, сказавший:
Вот пришел Господь, и с Ним
тысячи тысяч святых Его, — 15 суд совершить
над всеми, уличить всех безбожных*
в их безбожных* делах,
что они натворили, и в их наглых словах,
что сказали о Нём безбожные*
грешники.
16 Они
всё время брюзжат, жалуются на судьбу, потакают своим желаниям, хвастаются
собой и льстят другим ради собственной выгоды.
17 А вы,
любимые мои, помните то, что предсказали апостолы Господа нашего Иисуса Христа.
(18)Они говорили вам:
"В последние времена появятся насмешники, готовые во всем потакать
своим безбожным* желаниям". (19)Они —
причина расколов, это люди, которыми управляют природные инстинкты, они лишены
Духа.
20А вы,
любимые мои, созидайте себя святейшей вашей верой, молитесь в единении со Святым
Духом, (21) храните себя в любви Бога,
дожидаясь, когда Господь наш Иисус Христос в Своей милости дарует нам вечную
жизнь.
22Будьте
милосердны к тем, кто колеблется; (23)одних
спасайте, выхватывая их из огня; к другим же будьте милосердны,
но опасайтесь их, ненавидя даже их одежду, скверную от развратной
плоти.
24 Тому, кто способен
уберечь вас от падения и поставить незапятнанными и ликующими перед
лицом Своей Славы, — (25)единому
Богу, спасшему нас через Иисуса Христа, Господа нашего, да будет слава, величие,
могущество и власть и до начала веков, и теперь и вовеки!
Аминь.
1 служитель —
греческое слово "ду́лос" может быть переведено как "раб".
Тех, кто призван Богом Отцом жить в Его любви — в некоторых
рукописях: "тех, кто освящен Богом Отцом".
3святому народу Божьему — буквально: "святым".
4 вседозволенность —
об опасности такого ложного понимания христианской свободы писали апостолы
Павел (Рим 3.8; 6.1, 15; Гал 5.13) и Петр (1Петр 2.16). Владыки —
в некоторых рукописях: "Владыки Бога".
6
Рассказы о падении ангелов, в еврейской традиции носивших имя
небесных Стражей, были в древности очень популярны. В 1 Книге Еноха
619 (начало II в. до н.э.) рассказывается, как в дни Иареда
(Быт 5.18) двести ангелов Шемихаза и Азаэля, плененные красотой земных
женщин, спустились на гору Гермон и взяли их себе в жены. Они научили
женщин колдовству и употреблению косметики. Их дети, Исполины, разоряли
землю. Падение ангелов и явилось, по мнению многих древних еврейских
толкователей, первопричиной греха. Хотя в Библии ничего не говорится
об их участи, в 1 Книге Еноха рассказано, что Бог заточил
их в мрак бездны до Суда. Одним из обвинений ангелам было то, что
они покинули "высшие, святые и вечные небеса", предназначенные
им Богом. В вечном мраке — их заточение будет длиться
до Дня Суда, когда они будут брошены в огонь геенны. Вечными цепи
названы потому, что они будут на них весь этот век — до самого
Суда.
7окрестные
города — Адмах, Зебоиим и Зоар, который был пощажен Богом
(Быт 19.20-22). Извращенцы — дословно: "пошедшие за чуждой
плотью"; в еврейской традиции грех содомитов заключался главным образом
в их негостеприимстве, и лишь позже их стали обвинять в гомосексуализме.
Здесь же, вероятно, имеется в виду их желание вступить в сексуальные
отношения с ангелами.
8 на основании
своих сновидений — вероятно, лжеучителя утверждали, что получили
свое учение, оправдывавшее разврат, в пророческих сновидениях. Власть
Господа — буквально: "власть, господство"; возможно,
это слово означает ангельский чин Господств. Небесные силы —
буквально: "славы". Несомненно, имеются в виду ангельские существа,
вероятно, стоящие на страже установленного Богом миропорядка.
9
Вероятно, здесь отражена одна из еврейских легенд о смерти и погребении
Моисея, изложенная в так называемом "Завещании Моисея".
Архангел Михаил, действующий от лица Бога, пришел на гору Нево,
чтобы забрать тело Моисея и перенести его в другое место и там
похоронить. Сатана хотел бы отнести тело к израильтянам, чтобы они поклонялись
Моисею. Будучи ангелом-обвинителем, Сатана обвиняет Моисея в совершении убийства
(Исх 2.12) и утверждает, что он недостоин высокой чести быть погребенным
самим Богом. Михаил, не в силах терпеть клевету Сатаны, сказал ему:
"Пусть Господь тебя укорит!", т. е. архангел, не будучи
судьей, каковым является один только Бог, не осмелился даже запретить
Сатане клеветать на Моисея, а обратился к Господу, после чего Сатана
умолк и бежал.
11 В еврейских
легендах Каин предстает не только как первый убийца, но и как прототип
грешника, воплощение жадности, насилия и похоти, а также развратитель
других людей. Согласно таргумам, Каин является и первым еретиком, сомневающимся
в Божьей справедливости и в реальности Его Суда. В еврейской
традиции Валаам изображен как один из главных врагов народа Божьего
Израиля; он согласился исполнить просьбу Валака из жадности, потому
что тот обещал ему большую сумму денег, кроме того, он научил его, как вовлечь
Израиль в грех разврата и отступничества, велев провести перед израильтянами
прекрасных обнаженных чужестранок (Числ 25.1-3). В Числ 31.8 и Ис Нав 13.21-22
говорится о том, что он был убит вместе с мадиамскими царями, к которым
он якобы пришел за наградой. Корей — человек, восставший
против власти Моисея и Аарона. В еврейской традиции прототип еретика,
выступающего против Закона, и раскольника.
12без всякого страха — т. е. без должного благоговения,
воспринимая трапезу Господню как обычную пирушку. Это тучи без дождя... —
ср. Притч 25.14. Дважды умершие — вероятно, аллюзия на "вторую
смерть" (Откр 2.11; 20.6, 14; 21.8).
13свирепые волны моря... — ср. Ис 57.20. Блуждающие звезды —
согласно апокалиптическим легендам, небесные тела находились в ведении ангелов;
движущиеся же планеты воспринимались как вышедшие из подчинения небесные
существа. В 1 Книге Еноха, например, Стражи названы звездами, нарушившими
повеление Господа всходить в положенное им время.
14Енох,
будучи седьмым (семь — число совершенства), согласно Быт 5.24,
был особенно близок Богу. Люди верили, что он был взят на небо
живым. Книга, приписываемая Еноху, пользовалась большим авторитетом среди христиан
I в., но всё же не была включена в канон. Цитата взята из 1Енох
1.9.
18насмешники — в ВЗ так называются люди, отвергающие Бога
и нравственность (Пс 1.1; Притч 1.22; 9.7-8; 13.1 и др.). В НЗ
см. 2Петр 3.3.
19это люди, которыми управляют природные инстинкты — буквально:
"душевные"; так названы в НЗ люди, живущие чисто физической
жизнью, отвергающие Божий дар Духа (1Кор 2.14; 15.44; Иак 3.15).
20созидайте себя — в НЗ очень част образ "строительства"
христианской общины как созидания эсхатологического Храма (Рим 14.19;
1Кор 3.9-15; Мф 16.18; Деян 9.31; 1Петр 2.5 и др.). Святейшей вашей
верой — вера здесь то же, что и Радостная Весть от Бога,
поэтому она названа святой.
22к тем, кто колеблется — возможно
иное понимание: "к тем, кто возражает" или "к тем,
кто под судом".
23спасайте — в некоторых рукописях: "в страхе спасайте".
Выхватывая их из огня — вероятно, это аллюзия на Зах 3.1-5.
Речь идет о тех христианах, которые под влиянием лжеучителей живут в грехе,
но могут раскаяться, если указать им на их грех. Будьте милосердны —
в некоторых рукописях: "обличайте". Опасайтесь их —
дословно: "в страхе", так как грехи их опасны.
25единому Богу — в некоторых рукописях: "единому мудрому
Богу".
*10-11
В СРП стт. 10-11 составляют отдельный абзац (примечания
сделаны редактором рассылки). *15
В СРП: "нечестивцев", "нечестивых", "нечестивые". *18 В СРП:
"нечестивым".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.