Продолжаем
читать новый перевод с древнегреческого библейской
книги, которую обычно называют "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" (45:6-26).
Этой книги нет в протестантском каноне Библии, но в православную
и католическую Библии она входит. [Подробнее о различиях в составе
Библии — здесь.]
Перевод
и комментарии В.Н.Кузнецовой. // Мудрость Иисуса Сираха /
М.: 2006.
6 Аарона возвысил
Он, равного в святости, брата его, из племени Левия; 7
с ним заключил договор навеки, дал ему в народе священство; даровал ему
почесть и разукрасил: облачил его в одеяния славы. 8 Он
одел его в покровы прекрасные, укрепил его знаками силы: исподней одеждой,
подиром, эфодом, 9 подол одежды окружил камнями
гранатовыми, подвесил множество золотых колокольчиков, чтобы шел он и
звучала музыка, чтобы звон стоял по всему храму в напоминание всему
народу. 10 Он облек его в святые одежды, шитые золотом,
гиацинтом и пурпуром, оракул суда на нём, свидетельство истины, заткан
алыми нитями искусной работы; 11 с драгоценными камнями,
вырезанными, как печати, в золото оправленными
искусным резчиком, с надписями, чтобы служить напоминанием, по
числу племен Израиля. 12 Золотой венец поверх кидара,
вырезанный как печать посвящения Господу, какая пышность и великолепие,
искусство, для глаз вожделенное! 13 Такой красоты до него
не было, никто из чужих так не одевался, только его сыновья и потомки
вовеки. 14 Жертвы его полное приношение, дважды
в день совершаются непрестанно. 15 Это Моисей его поставил
и помазал его святым елеем В знак вечного договора навечно, до дней скончания
неба, чтобы служил священником он и потомки и благословлял народ
именем Господа. 16 Он избрал его из всех живущих, чтобы
Господу приносить жертвы, благоуханный фимиам как знак напоминания о милости
к Твоему народу. 17 Он дал ему Свои заповеди и власть
выносить суда решения, чтобы учить Иакова Своим повелениям, просвещать
Израиль Своим Законом. 18 На него чужаки восстали, позавидовав
ему в пустыне, примкнувшие в Дафану и Авирону и скопище Корея,
пылавшее гневом. 19 Господь увидел и не одобрил:
погибли они от ярости гнева, Он явил им Свое знамение, истребив их пламенем
огненным. 20 Он прибавил Аарону еще славы, Он ему даровал
наследие, уделив ему лучшее из всех начатков, обеспечив его изобилием
хлеба, 21 Ведь едят они жертвы Господа, их Он дал ему
и его потомкам. 22 Но земли в удел он не получит,
нет участка для него среди народа, сам Господь удел его и наследие.
45.6-22 Аарон. Этот длинный
отрывок, как и 50.1-24, свидетельствует об огромной важности, которую Сирах
придавал священству и особенно первосвященникам. 45.7 договор
о том, что только потомки Аарона могут быть священниками. 45.7-13
Описание первосвященнических одежд Аарона. См. Исх 28; ср. также Прем
18.24. Одежды были описаны и аллегорически истолкованы Иосифом Флавием,
Филоном Александрийским и Климентом Александрийским. 45.8 Исподняя
одежда короткие льняные штаны, надеваемые под рубаху (Исх 28.42);
подир нагрудник (Исх 28.15-29); эфод
короткая одежда, род мантии (Исх 28.5-14), в греч. тексте
он назван "наплечником". 45.9 См. Исх 28.33-35.
45.10 Святыми одежды названы потому, что в них совершается
служение Святому Богу. Гиацинт см. прим. к 6.30.
[Гиацинтовые темно-синего или фиолетового цвета.] Оракул
суда урим и туммим; см. прим. к 33.3.
[(Числ 27.21; 1Цар 14.42; 28.6; ср. также Сир 45.10)
какие-то предметы в эфоде (нагруднике) первосвященника, некогда служившие
для того, чтобы получать ответы на задаваемые Богу вопросы. Неизвестно,
пользовались ли ими после царствования Давида. По мнению Сираха, оракулы
уже не нужны, так как мудрый и боящийся Бога найдет все ответы
в Законе.] В евр. тексте: "эфод и пояс". 45.11 См. Исх 28.17-21. 45.12 Кидар
головной убор наподобие тюрбана; см. Исх 28.36-38. 45.13 никто из чужих т.е. не из рода
Аарона. 45.14 Вероятно, это хлебное приношение (Лев 6.19-26).
45.15 О помазании Аарона см. Лев 8.1-13. Благословлял
народ... содержание благословения см. в Числ 6.24-26.
45.16 Здесь, вероятно, идет речь о всесожжении и хлебном приношении
за народ (Лев 1–2). 45.17 Кроме храмовой службы, у священников
были и другие права и обязанности, перечисленные здесь (Втор 31.9-13;
33.10). 45.18 О бунте против Моисея и Аарона, зачинщиками
которого были Дафан, Авирон и Корей, см. Числ 16.1-50;
Иуд 11. Чужаки см.прим. к 45.13. 45.20-22 Так как священники
не имели земли, они должны были жить за счет жертв и приношений (см. Числ 18.8-21;
1Кор 9.13).
23 Финеес, сын Елеазара третий
в славе, за ревность о страхе перед Господом, за мужество во время
отпадения народа, и так благим души своей порывом он умилостивил Господа
к Израилю. 24 Поэтому с ним заключен завет о мире: ему святилище и весь народ доверен, ему навечно и его потомкам принадлежит
отныне первосвященство. 25 Как в договоре с сыном Иессея,
с Давидом, что из племени Иуды, наследуется трон от сына к сыну,
так сан священника Аарону с потомками. 26 пусть
даст Господь вам мудрость сердца Его народ судить по правде, чтобы вовеки
не исчезло процветание, чтобы их слава пребывала в поколениях.
45.23-26 Финеес. 45.23 третий в славе
после Моисея и Аарона. См. также 1Мак 2.26,54. 45.23-24 См.
Числ 25.6-13. 45.24-25 Финеес внук Аарона. То, что Сирах
настаивает на исключительном праве потомков Финееса на первосвященство,
может указывать на смену первосвященнической династии в его время.
Иессей – отец Давида. 45.26 В евр. тексте стих начинается словами: "Теперь молитесь Богу Он добр
и дает вам венец славы".
Буду
очень благодарен за материальную поддержку. О том, как это сделать,
можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.