Милость и мир
да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа
нашего! (2Пе.1:2)
Здравствуйте, дорогие читатели!
Это выпуск
рассылки за 19 января 2021 года,
вторник.
В этот день православные
христиане (точнее, те из них, кто пользуется юлианским
календарем) празднует Богоявление,
или Крещение нашего Господа Иисуса Христа (этот день православные также называют
Богоявлением).
@
– эти ссылки в РФ доступны через VPN (или в режиме VPN в браузере
Опера).
Евангелист
Лука
РАДОСТНАЯ
ВЕСТЬ
3 1 В пятнадцатый
год правления императора Тиберия, когда Иудеей управлял Понтий Пилат, и Ирод
был тетрархом Галилеи, а его брат Филипп — тетрархом
областей Итурея и Трахонитида, Лисаний — тетрархом Абилены, 2 при первосвященнике
Анне и Кайафе, Бог в пустыне обратил Свое слово к Иоанну, сыну
Захарии. 3 И тот стал
обходить земли вдоль Иордана, призывая людей обратиться к Богу и в знак
этого омыться, чтобы получить прощение грехов. 4 В книге
пророка Исайи написано так:
"Голос глашатая в пустыне:
'Проложите путь Господу, прямыми сделайте
Его тро́пы: 5 пусть засыплют
ущелье, а холм и гору сровняют
с землей, пусть выпрямят повороты, пусть сгладят ухабы — 6 тогда
увидят все живущие спасение от Бога'".
7 Иоанн
говорил людям, которые толпами приходили к нему для омовения:
—
Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего
возмездия? 8 Докажите на деле,
чего сто́ит ваше обращение! Только не вздумайте говорить в душе:
"Наш отец — Авраам"! Говорю вам, Бог из этих камней
может сделать детей Аврааму. 9 Уже лежит
наготове топор у ствола деревьев: дерево, которое не приносит хороших
плодов, срубают и бросают в огонь.
10 —
Что же нам делать? — спрашивал его народ.
11 —
Тот, у кого есть две рубашки, — отвечал Иоанн, —
пусть поделится с тем, у кого нет. И у кого есть пища,
пусть поступает так же.
12 Пришли
омыться и сборщики податей. Они спросили его:
—
Учитель, что делать нам?
13 —
Не требуйте больше того, что вам положено, — ответил он.
—
Не грабьте и не вымогайте. Довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Народ
напряженно ждал Помазанника, и все гадали в душе, не Помазанник
ли Иоанн. 16 Но Иоанн
заявил перед всеми:
— Я вас омываю
водой. Но идет Тот, кто сильнее меня, я недостоин развязать у Него
ремни сандалий. 17 В руках
у Него лопата, чтобы сеять зерно на току, и пшеницу Он соберет
в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом.
18 Этими
и многими другими словами Иоанн увещевал народ в своей проповеди. 19 Но тетрарх
Ирод, которого он обличал за Иродиаду, жену его брата, и за все
другие преступления, им совершенные, бросил Иоанна в тюрьму, 20 прибавив
к прежним преступлениям еще и это.
21 После
того, как омылся весь народ, Иисус тоже принял омовение. 22 И когда
Он молился, раскрылось небо, и на Него сошел Дух Святой —
в телесном виде, в образе голубя, — и с неба раздался
голос: "Ты — Мой любимый Сын, в Тебе Моя отрада".
3.1пятнадцатый год правления — вероятнее всего, это 28 г.
Император Тиберий с 11/12 г. правил совместно с Августом, а после смерти
Августа в 14 г. единолично по 37 г. Понтий Пилат был префектом,
т.е. римским наместником Иудеи с 26 по 36/37 гг. I в. Остальные
области Палестины были поделены на четыре части, или тетрархии,
и ими управляли сыновья Ирода Великого, которые назывались тетрархами,
т.е. правителями четвертой части страны. Ирод — Ирод Антипа,
сын Ирода Великого, правивший Галилеей и Переей с 4 г. до н.э.
по 39 г. н.э. Ирод Филипп — сын Ирода Великого,
правивший Итуреей и Трахонитидой с 4 г. до н.э. по 33/34
г. О Лисании почти ничего не известно; Абилена в 37 г.
была передана Ироду Агриппе I, а в 53 г. — Ироду Агриппе
II. 3.2Анна (евр. Хананья́
или Хана́н) был первосвященником с 6 по 15 гг.,
а его зять Кайафа — с 18 по 37 гг.
Но и после своего смещения Анна продолжал быть очень влиятельным, и поэтому
евангелист Лука называет его первосвященником. 3.3обратиться к Богу — буквально: "раскаяться".
Греческий глагол "метаноэ́о",которым переводится еврейский глагол
"шув", означает полную перемену мыслей, но "шув" ("повернуться,
возвратиться") гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление
от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное
изменение всей жизни, а не только мыслей. Омыться —
нам известны разные ритуалы очищения водой в еврейской религиозной практике.
Например, евреи омывали руки, посуду, одежду и т.д. после каждого случая
ритуального осквернения. В Кумране каждый день совершалось полное омовение.
Возможно, в I в. прозелиты (язычники, принимавшие веру Израиля и обрезание)
были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду,
что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой.
В таком случае Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение,
не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения
принадлежал к Божьему народу. В этом переводе греческий глагол "бапти́дзо"
и существительное "ба́птисма" переводятся как "омыть"
и "омовение", когда речь идет о дохристианском ритуале
очищения грехов через погружение в воду, потому что "крестить"
и "крещение" в русском языке семантически связаны со словами
"Христос" и "крест" и такой перевод верен лишь в отношении
христианской практики. 3.7 Иоанн говорит
так резко потому, что некоторые, возможно, думали, что одного омовения
достаточно для вступления в грядущее Царство Бога (см. 4.43).
3.8Авраам — люди верили в то,
что они избранный народ Божий, потому что их предком был Авраам,
которому Бог дал свои обещания. Кроме того, считалось, что у Авраама
было столько заслуг перед Богом, что их было достаточно, чтобы искупить прегрешения
множества его потомков. 3.12Сборщики податей были, как правило, из евреев; одни собирали
таможенные сборы, другие же — подати для римских властей, и их ненавидели,
считая предателями своего народа и грешниками, т.е. людьми, нарушавшими правила
ритуальной чистоты. Некоторые из них были откупщиками: они заранее вносили
в казну всю сумму податей, а потом поручали своим помощникам
собрать деньги с населения. Известно, что при сборе податей было множество
злоупотреблений. Но Иоанн не призывает их бросить свою работу
(без налогов государство не может существовать), но лишь исполнять
ее честно. 3.14воины — это были
не римские воины, а скорее всего, евреи-наемники, служившие во вспомогательных
частях. В их обязанности входило сопровождать сборщиков податей. 3.15Помазанник — см. прим.
к 2.11. [Помазанник, или греч.
"Христос" (евр. Маши́ах) — долгожданный царь
из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное
иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного
могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом
свете: Он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога,
и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего,
но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское
царство мира с Богом, счастья и изобилия.] 3.16развязать ремни сандалий — снимать обувь не входило в обязанности
слуги и даже раба из евреев. 3.17
Так некогда очищали зерно: оно рассыпалось на току, затем его черпали
большой деревянной лопатой и подбрасывали в воздух, ветер отвевал мякину
в сторону, а чистое зерно потом собиралось в амбар. 3.19
Ирод Антипа развелся с женой (дочерью Ареты IV, царя арабского царства Набатея),
чтобы жениться на своей племяннице Иродиаде, жене одного из сводных
братьев, что было запрещено законом Моисея. 3.22любимый — когда это слово относится к сыну или дочери,
оно означает "единственный". Дарование Святого Духа в ВЗ
значило, что Бог наделял избранных Им людей (обычно царей, пророков
и священников) силой, необходимой для выполнения возложенной на них
миссии. Теперь исполнилось пророчество Исайи (Ис 42.1), и с момента
сошествия Святого Духа Иисус, единственный Сын Божий, начинает Свое мессианское
служение в полноте силы Своего Отца. Ему предназначено стать Мессией,
но не победоносным воителем народных чаяний, а страдающим Служителем
Господним (см. Ис 53).