41 Приведу
вам еще один пример: пока наследник в детском возрасте, он, хотя
и владеет всем, ничем не отличается от раба (2) и до наступления
срока, указанного отцом, находится под присмотром опекунов и управляющих.
3 Так и мы:
пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
(4) Но когда исполнилось назначенное время,
Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного Закону, (5) чтобы выкупить
на свободу подвластных Закону и усыновить нас. (6) И в подтверждение того,
что вы — сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего
Сына, Дух, взывающий: «Абба! Отец!» (7) Значит,
ты больше не раб, ты — сын. А если сын, то и наследник,
им тебя сделал Бог.
8 Некогда вы,
не зная Бога, были в рабстве у «богов», которые и не боги
вовсе. (9) Но теперь, когда вы узнали
Бога, вернее сказать, когда Бог узнал вас, неужели вы снова хотите
вернуться к этим бессильным и жалким стихиям, обратно к ним в рабство?
(10) Вы соблюдаете какие-то дни,
месяцы, времена и годы! (11) Боюсь, мои труды
у вас пошли насмарку...
12 Братья,
умоляю вас, станьте такими, как я! Ведь и я такой же,
как вы. Вы никогда не сделали мне ничего плохого. (13) Вы знаете:
когда я был у вас в первый раз, я смог возвестить
вам Радостную Весть только потому, что заболел. (14) Но моя болезнь
не оттолкнула вас. Вы не отвернулись от меня с презрением,
а приняли как Божьего вестника, как самого Христа Иисуса. (15) Так куда
теперь девался ваш восторг? Раньше, я уверен, вы бы глаз своих
не пожалели, если бы их можно было отдать мне! (16) Так что же?
Я стал вашим врагом — из-за того, что говорю
вам правду?
17 Эти люди
обхаживают вас, желая добиться вашей благосклонности, но у них дурная цель:
они хотят разлучить нас, чтобы потом вы обхаживали их. (18) В желании
добиться благосклонности нет ничего дурного, если хороша цель и если
так поступают всегда, а не только когда я с вами. (19) Дети
вы мои! Я снова в муках рождаю вас, пока вы не станете
подобием Христа! (20) Ах, если бы теперь
я был у вас! Тогда я знал бы, как с вами говорить,
а так ума не приложу...
21 Вы хотите
подчиниться Закону? Тогда скажите мне: а понимаете ли вы, что говорит
Закон? (22) Ведь там написано, что у Авраама
было два сына: один от рабыни, а другой от свободной. (23) Но сын рабыни
родился, как все дети, а сын свободной — по обещанию
Бога. (24) Рассказ этот имеет иносказательный
смысл: две эти женщины означают два договора. Один — тот,
что был установлен на горе Синай; это Агарь, и ее дети
рождаются для рабства. (25) Агарь —
гора Синай в Аравии, а также нынешний Иерусалим, который вместе
с детьми своими в рабстве. (26) А небесный
Иерусалим свободен. Наша мать — это он! (27) Ведь
это о нём сказано в Писании:
«Радуйся,
бесплодная и нерожавшая! Восклицай и ликуй, не знавшая родовых мук!
Ибо много детей у покинутой — больше, чем у замужней!»
28 И вы,
братья, подобно Исааку, дети, рожденные по обещанию. (29) Но как тогда
родившийся от плотского союза преследовал родившегося от Духа, так и теперь.
(30) Что же говорит Писание? —
«Прогони рабыню с сыном, чтобы сын рабыни не наследовал
вместе с сыном свободной».(31) Так вот,
братья, мы дети не рабыни, а свободной!
4.3стихии мира — вероятно, некие элементарные духи, которые,
по древним представлениям, влияли на человеческую жизнь и были
как-то связаны с движением звезд и планет.
4.6в наши сердца — в некоторых рукописях: «в ваши
сердца». Абб`а (арам.) — так называли отца дети и так обращался
к Богу Иисус Христос (см. Мк 14.36).
4.7наследник, им тебя сделал Бог — в этом стихе разночтения:
«наследник, им тебя сделал Христос (или Иисус Христос)»
и «наследник Божий, им тебя сделал Иисус Христос».
4.14не отвернулись от меня с презрением — дословно:
«не плюнули в мою сторону». Это может также означать,
что апостол страдал какой-то болезнью, которая в древности
рассматривалась как одержимость бесом (например, эпилепсия), и, чтобы предохранить
себя от нее, люди сплевывали в сторону.
4.25Агарь — гора Синай в Аравии — в некоторых
рукописях: «Синай — это гора в Аравии».