6 Я услышал
словно бы гул огромной толпы, или шум водопада, или грохот могучих громов,
говоривший:
– Аллилуйя! Воцарился Господь, наш
Бог Вседержитель! 7 Будем
радоваться и ликовать, воздадим Ему славу, потому
что свадьба у Ягненка! И невеста Его уже подготовилась: 8 ей одежда дана –
тонкий лен, блестящий и чистый!
(Тонкий
лен – это праведные дела святого народа Божьего.)
9 Потом
он говорит мне:
– Запиши: “Счастливы
те, кто позван к Ягненку на свадебный пир!"
И говорит мне:
– Вот истинные
слова Бога!
10 Я пал
ниц к его ногам, чтобы преклониться. Но он говорит мне:
–
Смотри, не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои братья,
что свидетельствуют об Иисусе! Поклонись Богу! Ведь свидетельство
Иисуса – это дух пророчества.
11 И я увидел
раскрытое небо – и вот белый конь и Всадник на нём.
Его называют Верный и Истинный, Он судит и воюет по справедливости.
(12) Его глаза как пылающий
огонь, на голове у Него множество корон. У Него имя, написанное
на Нём, которого никто не знает, кроме Него самого. (13) На Нём
плащ, окрашенный кровью; и имя, которым Он зовется – Слово
Божье. (14) Небесное воинство следовало за Ним
на белых конях, одетое в тонкий лен, белый и чистый. (15) Из уст
Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы; Он будет пасти
их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя.
(16) У Него на плаще и на бедре
написано имя:
ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ
ГОСПОД
17 И я увидел
ангела, стоявшего на солнце, он громким голосом кричал всем птицам, что летали
в поднебесье:
– Эй,
собирайтесь сюда на великий ужин у Бога! (18) Будете
есть мясо царей, военачальников, воинов, мясо коней и их всадников,
мясо свободных и рабов, малых и великих.
19 И я увидел,
что зверь, цари земли и их войска собрались, чтобы вступить в войну
со Всадником и Его войском. (20) Зверь
был схвачен, а с ним лжепророк, совершавший перед ним знамения,
которыми он ввел в обман тех, кто поставил себе клеймо зверя
и поклонялся его изображению. Оба они были брошены живыми в озеро
с горящей серой. (21) Остальные были
убиты мечом Всадника, исходящим из Его уст, и все птицы насытились
их мясом.
20
1 И я увидел, что с неба спускается
ангел с ключом от Бездны, в руке у него большая цепь. (2) Он схватил
дракона – это древний Змей, то есть Дьявол и Сатана, –
связал его на тысячу лет, (3) бросил в Бездну,
запер и сверху запечатал печатью, чтобы он не вводил народы в обман,
пока не пройдет тысяча лет. Потом его надо будет освободить ненадолго.
4 И я увидел
престолы, на которых сели те, кому дана власть судить. Это души обезглавленных
за свидетельство об Иисусе и за Слово Божье; они не поклонились
зверю и его изображению и не поставили себе клейма на лоб
и на руку. Они возвратились к жизни и царствовали с Христом
тысячу лет. (5) А остальные мертвые не возвратились
к жизни, пока не пройдет тысяча лет. Это первое воскресение. (6) Счастлив
и свят тот, кто получит жизнь при первом воскресении! Над ними
вторая смерть не имеет власти, и они будут священниками Бога и Христа
и будут царствовать вместе с Ним тысячу лет.
7 А когда
пройдет тысяча лет, Сатану выпустят из тюрьмы, (8) и он опять
отправится обманывать народы со всех четырех концов земли, то есть Гога
и Магога, чтобы собрать их всех на войну. Число их как песок
морской. (9) Они покрыли
собой всю землю и окружили стан святого народа и любимый город
Божий. Но с неба сошел огонь и пожрал их. (10) Дьявол,
обманывавший их, был брошен в озеро с горящей серой, где уже находится
зверь с лжепророком. И будут их мучить днем и ночью во веки
веков.
11 И я увидел
огромный белый престол и Сидящего на нём. От лица Его земля и небо
обратились в бегство, и уже не найти их! (12) Я увидел
мертвых, великих и малых, стоявших у престола. Открыли книги, затем
была открыта еще одна книга. Это книга жизни. И судили мертвых
по их делам, согласно записям в книгах. (13) Море
отдало мертвецов, что были в нём, а смерть и ад отдали мертвецов,
что были у них, и каждого судили по его делам. (14) Затем
смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это и есть вторая смерть –
огненное озеро. (15) Кого не нашли записанным
в книге жизни, того бросили в огненное озеро.
19.6 наш
Бог — в некоторых рукописях: "Бог". 19.7-8 У ветхозаветных
пророков Израиль часто изображался как жена или невеста Бога
(см. Ис 62.4-5; Иер 2.2; Иез 16.8; Ос 2.16,19-20).
В НЗ невестой названа Церковь Христова (Еф 5.25-31; 2Кор 11.2). Свадьбу
считали самым радостным событием в жизни, поэтому жизнь в мессианском
веке часто изображается в виде свадебного пира. 19.10 Вероятно,
здесь полемика против зарождающейся тенденции почитания ангелов. Ангелы и христиане
равны по положению, так как и те, и другие — слуги
Бога. Ангелы не могут дать человеку никаких новых откровений, кроме "свидетельства
Иисуса" (см. 2.1 и прим.;
22.8-9; ср. Деян 10.25-26). 19.12 имя...
которого никто не знает, кроме Него самого — так как
в древности считали, что в имени заключена сама сущность личности,
это значит, что природа Христа, Его взаимоотношения с Отцом
и человечеством недоступны для человеческого понимания. 19.13 окрашенный
кровью — здесь имеется в виду кровь Его врагов, а не Его собственная
жертвенная кровь. 19.17 на солнце —
т.е. на самой верхней точке неба, откуда ему всё видно. Птицам —
т. е. стервятникам, сопровождавшим идущие в битву войска. 20.4 царствовали
с Христом тысячу лет — учение о тысячелетнем царствовании
Христа на земле в НЗ нигде больше не встречается, кроме Откровения,
нет также никаких указаний на него и в ВЗ (только в двух
еврейских апокалипсисах говорится о некоем промежуточном царствовании Мессии:
в 4 Книге Ездры (где говорится о 400 годах правления
Мессии, после чего Он умрет) и 2 Апокалипсисе Варуха). Но оно было
очень широко распространено в ранней Церкви; его разделяли Папий, Юстин,
Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Климент Александрийский и др. Были христиане,
полагавшие, что это будет время необыкновенного плодородия и необузданных
плотских наслаждений. Против него резко выступили Евсевий, Иероним, Августин,
и сейчас это учение в целом отвергнуто Церковью. 20.8 В Иез 38 —
39 Гог — это правитель земли Магог (Иосиф Флавий
считал, что пророк имел в виду скифов); здесь это символические
фигуры, представляющие народы земли, объединившиеся для последней битвы с Богом.
20.9с неба — в некоторых
рукописях: "с неба от Бога". 20.11 земля
и небо — так в Библии называется вся вселенная.
И уже не найти их — эти слова могут указывать
на уничтожение старой вселенной и начало творения Богом "нового
неба и новой земли" (21.1), но могут быть и поэтической
метафорой, говорящей о благоговейном ужасе, который испытывает всё творение,
встречаясь лицом к лицу с Творцом. 20.12 Открыли
книги — в еврейской апокалиптической литературе говорилось
о двух ангелах: один записывал все добрые дела, а другой —
все дурные. Кроме того, еще один ангел взвешивал человеческие поступки,
другой же испытывал их огнем: чьи дела сгорали, тех отправляли
для наказания, а чьи выдерживали огонь, те признавались праведными.
Книга жизни — см. прим.
к 3.5 [— люди верили, что на небесах
есть книга, в которой записываются имена праведников (см. Дан 12.1)].
20.13 Море отдало мертвецов —
в древности люди верили, что посмертная участь людей во многом
зависит от правильности их погребения. Но на Суд встанут все, даже
утопленники, лишенные погребения. См. также прим.
к 13.1. [Море в еврейской
традиции понималось как место обитания чудовищ хаоса, противящихся воле Бога
(Левиафан, Рахав и т.д.). Иногда было синонимом Бездны.] 20.14 смерть
и ад — см. прим.
к 1.18. [Ад (греч. Аи́д, евр.
Шео́л) — так назывался подземный мир, местопребывание умерших.
Здесь это не только место, но и демоническая сила (ср. 6.8;
20.14), правящая миром мертвых. Теперь же ключи от смерти
и ада у Иисуса, это значит, что Он победил их и скоро
уничтожит эти демонические силы.]