14
1 В это время до тетрарха
Ирода дошли слухи об Иисусе. (2) Он сказал
своим придворным: "Это Иоанн Креститель. Он встал*
из мертвых, вот откуда у него сила творить чудеса". (3)Этот
самый Ирод схватил Иоанна, заковал в цепи и бросил в тюрьму из-за
Иродиа́ды, бывшей жены своего брата Филиппа, (4)потому
что Иоанн говорил ему: "Нельзя тебе жить с нею". (5) Ирод
бы его убил, но боялся народа, который считал Иоанна пророком.
6
В день рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед гостями и так понравилась
Ироду, (7) что он клятвенно обещал ей дать
всё, что она попросит. (8) Она, наученная
матерью, говорит: "Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя".
9 Царь
опечалился, но из-за клятвы, данной перед гостями, приказал исполнить ее просьбу
(10) и послал палача, который обезглавил
Иоанна в тюрьме. (11) Принесли на блюде
голову и отдали девочке, а та отнесла матери. (12) Ученики
Иоанна пришли, забрали тело и похоронили, а потом пошли и сообщили
об этом Иисусу.
13
Иисус, узнав это, отправился оттуда один на лодке в пустынное место.
Но люди об этом узнали, вышли из своих городов и двинулись
за Ним пешком. (14) Иисус, выйдя на берег,
увидел большую толпу. Ему стало жалко их, и Он исцелил тех, кто
был болен.
15
Когда наступил вечер, подошли к Нему ученики.
—
Место здесь пустынное, — сказали они, — а время уже
по́зднее. Отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и купят
себе поесть.
16
— Им незачем уходить, — ответил Иисус. —
Накорми́те их вы.
17
— У нас ничего здесь нет, только пять хлебов и две рыбы, —
говорят они Ему.
18
— Принесите Мне их сюда, — сказал Он.
19 Иисус
велел людям рассесться на траве, взял пять хлебов и две рыбы и, подняв
глаза к небесам, произнес молитву благодарения, разломил
и дал хлеб ученикам, а ученики — народу.
20
Все ели, насытились и еще набрали двенадцать полных корзин оставшихся
кусков. (21) А едоков было пять тысяч
человек, не считая женщин и детей.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой
берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
23
Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве.
Когда наступил вечер, Он был там один. (24) А лодка
была уже в нескольких милях* от берега,
она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. (25) На рассвете
Иисус направился к ним — Он шел по морю. (26) Когда ученики
увидели, что Он идет по морю, они перепугались.
—
Это призрак! — закричали они в страхе.
27
— Успокойтесь, это Я! Не бойтесь! — тотчас заговорил
с ними Иисус.
28
— Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде.
29
— Иди, — сказал Он.
Петр
вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, (30) но,
ощутив силу ветра*, испугался и стал
тонуть.
—
Спаси меня, Господь! — закричал он.
31
Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал:
— Маловер, зачем ты усомнился?
32
Когда они вошли в лодку, ветер стих. (33) Ученики
в лодке склонились ниц перед Иисусом.
—
Ты воистину Сын Бога! — сказали они.
34
Переплыв море, они вышли на берег в Геннисарете. (35) Узнав
Его, местные жители дали знать об этом всей округе и понесли к Нему
всех больных. (36) Они просили Его разрешить
им хотя бы прикоснуться к краю одежды. И все те, кто прикасались,
выздоравливали.
15
В то время приходят к Иисусу из Иерусалима фарисеи и учителя́
Закона.
2
— Почему Твои ученики нарушают предания отцов? Не омывают рук
перед едой... — спрашивают они.
3
— А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания? —
возразил Он. — (4) Бог сказал:
"Почитай* отца и мать" и "Оскорбивший отца или мать карается смертью*".
(5) А вы говорите:
"Если кто скажет отцу или матери: "Что ты мог бы иметь
от меня — то мой дар Богу", (6) ему
уже не нужно почитать отца". Этим вы отменяете слово Бога ради
вашего предания. (7) Лицемеры! Хорошо сказал
о вас пророк Исайя:
8 "Этот
народ чтит Меня устами, но сердце его далеко от Меня. 9Тщетно их поклонение: они
учат человеческим заповедям, как Моим".
10
Подозвав к себе народ, Иисус сказал:
—
Послушайте и постарайтесь понять. (11) Человека
делает нечистым не то, что входит в уста, а то, что исходит
из уст.
12
Тогда ученики подошли к Нему и говорят:
—
Знаешь ли Ты, что Твои слова́ вызвали негодование у фарисеев?
13
— Всякий саженец, не Моим Небесным Отцом посаженный, будет вырван
с корнем, — ответил Он. — (14) Оставьте
их! Это слепые поводыри слепых. А когда слепой ведет слепого, то оба
угодят в яму.
15
— Объясни нам эту притчу, — обратился к Нему
Петр.
16
— Как, и вы такие же бестолковые? (17) Не понятно
вам, что то, что входит в уста, идет в желудок, а оттуда
выбрасывается в отхожее место? (18) А нечистым
делает человека то, что исходит из уст*.(19) Ведь из сердца
человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским
изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию. (20) Вот что
делает человека нечистым. А есть неомытыми руками — это не делает
человека нечистым.
9.5
В еврейской антропологии сердце являлось органом ума.
14.1Тетрарх Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правитель
"четвертой части", т.е. небольшой территории, зависимой от Рима.
Он правил Галилеей и Переей с 4 по 39 гг. I в.
14.3Иродиада — дочь Аристобула, сына Ирода Великого и Мариамны
I, племянница Ирода Антипы. Согласно Иосифу Флавию, тетрарх Филипп, сын Ирода
и Клеопатры Иерусалимской, был женат на Саломее, а не на ее матери
Иродиаде. Возможно, имеется в виду еще один сын Ирода Великого
(от Мариамны II), тоже Ирод — у него могло быть второе имя
Филипп. Известно, что Иродиада покинула мужа сама, в то время как
по еврейскому закону право на развод имел только муж. Иосиф Флавий сообщает,
что аравийский царь Арета, отец первой жены Ирода Антипы, с которой
он развелся, чтобы жениться на Иродиаде, разгневавшись, начал против
него войну и разгромил его армию, и в этом поражении люди
видели Божье наказание за убийство Иоанна.
14.4
Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак
как кровосмешение (Лев 18.16; 20.21).
14.19подняв глаза к небесам, произнес молитву благодарения (буквально:
"благословил") — перед началом еды евреи всегда произносили
благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами: "Благословен Ты,
Господь, Царь вселенной", а затем хозяин разламывал хлеб и раздавал
его остальным. Иисус поступает так же, но, если обычно читали молитву,
глядя на хлеб, Иисус поднимает глаза к небу. Возможно, в Эммаусе
ученики узнали Иисуса по этой характерной черте (Лк 24.30-31).
14.24в нескольких
милях от берега — в самом широком месте озеро достигало
одиннадцати, а в длину девятнадцати километров. В некоторых рукописях:
"посреди моря".
14.25На рассвете — дословно: "В четвертую стражу",
т.е. в период времени между 3 и 6 часами утра. Римляне делили время
с 6 часов утра до 6 часов вечера на четыре равных промежутка,
которые назывались стражами.
14.34Геннисарет — от евр. Генниса́р; так называется
плодородная долина на западном берегу озера. Возможно, там был и поселок
с таким же названием.
15.2
Имеется в виду ритуальное омовение рук с целью очистить их от возможного
прикосновения к какой-либо скверне.
*Заглавие
В СРП: "Евангелие от Матфея". (Это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки.) *14:2
В СРП: "воскрес". *14:24
В СРП: "уже на расстоянии многих стадий". *14:27 В СРП:
"Тогда Петр сказал Ему". *14:30
В СРП: "но увидев, как силен ветер". *15:4a
В СРП: "Чти". *15:4b
В СРП: "Всякий, кто оскорбит отца или мать, должен
быть предан смерти". *15:18
В СРП: "А то, что исходит из уст, исходит из сердца,
– вот оно-то и делает человека нечистым".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.