9Уйдя оттуда, Иисус пришел в синагогу. (10)Там был
человек с сухой рукой.
—
Разрешено ли в субботу лечить? — спросили у Иисуса. На самом
же деле они искали, в чём Его обвинить.
11 —
Найдется ли среди вас человек, который, имея одну-единственную овцу, не вытащит
ее, если она в субботу упала в яму? — ответил Иисус. —
(12) А человек ведь много дороже овцы́.
Так что делать добро в субботу разрешается. — (13) Потом
Он говорит тому человеку: — Протяни руку. Тот протянул —
и рука стала здоровой.
14 А фарисеи
ушли и стали думать вместе, как им погубить Иисуса.
15 Узнав
об этом, Иисус оттуда ушел. За Ним пошло много народу. Он всех
исцелил, (16) но велел им никому
не говорить о Нём. (17) Всё это
произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка Исайи:
18 "Вот
Служитель* Мой, которого Я избрал, Возлюбленный
Мой, отрада Моей души. Ему Я дарую Мой Дух, и Он
возвестит Мой Суд народам. 19 Не будет
спорить Он, не будет кричать, речей на улицах
произносить не будет, 20 не переломит
надломленного тростника и фитиля курящегося*
не загасит, пока не приведет к победе справедливость. 21 И на имя Его будут
уповать народы".
22 Потом
к Иисусу привели одержимого бесами, он был слепым и глухонемым.
Иисус исцелил его, и человек стал говорить и видеть. (23)Люди
были вне себя от изумления.
—
Разве Он потомок Давида? — спрашивали они.
24 —
Он не изгнал бы бесов без помощи Вельзевула, старшего над бесами, —
сказали, услышав это, фарисеи.
25 Иисус,
зная, о чём они думают, сказал им:
—
Всякое царство, если его раздирают распри, запустеет, и всякий
город или дом, где есть распря, не устоит. 26 И если
Сатана изгоняет Сатану, значит, он в распре сам с собою.
Разве устоит его царство?
27 Если
Я изгоняю бесов силой Вельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши соплеменники?
Поэтому пусть они будут вам судьями! (28) А если
Я Духом Божьим изгоняю бесов, значит, Царство Бога уже пришло к вам.
29 Разве
может кто войти в дом силача и разграбить его имущество, если
прежде не свяжет силача? Только тогда он сможет разграбить его дом.
30 Кто
не со Мной, тот против Меня. Кто не собирает со Мной,
тот расточает. 31 И поэтому
Я говорю вам: все простятся людям грехи и кощунства*,
но кощунство на Дух*
не простится. 32 Если
кто скажет хулу на Сына человеческого, будет прощен.
А кто скажет хулу на Дух Святой*,
не будет прощен ни в этом мире, ни в будущем.
33 Если
дерево у вас будет хорошее, то и плоды будут хорошие.
Если дерево будет гнилое, то и плоды будут с гнилью.
Ведь деревья узнают по плодам.
34Змеиное отродье! Как вы можете говорить доброе, будучи злыми?! Ведь из уст
человека исходит то, чем полно его сердце. (35) Добрый
человек выносит доброе из хранилища добра, а злой человек выносит злое
из хранилища зла. (36) Говорю вам, за всякое
праздное* слово ответят люди в День
Суда. (37) Потому что словами своими будешь
спасен и словами своими осужден.
38 Тогда
несколько учителей Закона и фарисеев сказали Ему:
—
Люди злого и безбожного поколения требуют знака, но не будет
дано им знака, кроме знака пророка
Ио́ны. 40 Как Иона пробыл в чреве
морского чудища три дня и три ночи, так
и Сын человеческий пробудет в недрах земли́ три
дня и три ночи. 41 Жители
Ниневи́и встанут в день Суда с людьми этого
поколения и обвинят его: ведь они отвратились от грехов*,
услышав проповедь Ионы. А здесь нечто большее, чем Иона! 42 Царица Юга встанет в День
Суда с людьми этого поколения и обвинит их:
ведь она с другого конца света пришла послушать мудрость
Соломона. А здесь нечто большее, чем Соломон!
43 Когда
нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводной пустыне,
ища себе пристанища, но не находит. (44) Тогда
он говорит: "Вернусь-ка я в свой прежний дом". И, возвратившись,
находит его незанятым, подметенным и прибранным. (45) И тогда
отправляется он, берет с собой семь других бесов, еще худших, чем он,
и они, войдя, там поселяются. И в конце концов человеку тому
становится еще хуже, чем было вначале. Так будет и с людьми
этого негодного поколения!
46 Когда
Иисус разговаривал с народом, Его мать и братья стояли перед домом:
они хотели с Ним поговорить. (47) Какой-то
человек сказал Ему:
—
Там на улице Твои мать и братья, хотят с Тобой поговорить.
48 —
Кто Моя мать и кто Мои братья? — ответил этому человеку
Иисус и, (49) указав рукой на учеников,
сказал: — Вот Мои мать и братья. (50) Кто исполняет
то, что велит Мой Небесный Отец, тот Мне и брат, и сестра,
и мать.
9.5 В еврейской
антропологии сердце являлось органом ума.
9.27
Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном,
т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть
из рода Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).
12.10с сухой рукой — т.е. с парализованной. В субботу
запрещалось лечение, кроме случаев, требовавших оказания срочной помощи.
12.23потомок Давида — см. прим. к 9.27.
В некоторых рукописях: "Помазанник, потомок Давида".
12.27ваши соплеменники — дословно: "ваши сыновья". Иосиф
Флавий утверждает, что родоначальником экзорцистов был Соломон, передавший
следующим поколениям особые способы изгнания бесов, когда те, будучи изгнаны,
уже не смогут вернуться назад. Еврейские экзорцисты изгоняли бесов, взывая
к Богу.
12.30Кто не со Мной, тот против Меня — здесь речь идет
о врагах Иисуса, с которыми Он вел спор. Ср. противоположное
высказывание, произнесенное при других обстоятельствах: "Кто не против
нас, тот за нас" (Мк 9.40).
12.32
Евреи делили мироздание и историю на два века, или мира. Под будущим
миром понимается Царство Бога.
12.33
Возможен иной перевод: "Либо признайте дерево хорошим и плоды его хорошими,
либо дерево – плохим и плоды его – плохими".
12.39безбожного — буквально: "неверного, прелюбодейного".
В ВЗ отношения между Богом и Израилем сравнивались с отношениями
супругов; Израиль часто изображался неверной женой, изменявшей Ему с богами
других стран (см. Ос 3.1).
12.39-40
Ср. Лк 11.30,
где под знаком Ионы понимается его проповедь.
12.41Ниневия во времена пророка Ионы была столицей Ассирийской империи,
злейшего врага Израиля. Бог послал туда Иону, чтобы жители ее, услышав
его проповедь, могли раскаяться и спастись. Нечто большее —
в некоторых рукописях: "Некто больший".
12.42Царица Юга — в 3Цар 10.1-10 рассказывается о посещении
Соломона царицей Савской. Сава, или Шева, вероятно, страна в южной Аравии.
Нечто большее — в некоторых рукописях: "Некто больший".