2
Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Помазанник, он послал
своих учеников (3) спросить
у Него: "Ты — Тот, кто должен прийти, или ждать
нам другого?"
4
Иисус ответил им:
—
Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите:
7
Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:
—
Зачем вы ходили в пустыню? Посмотреть на тростник,
как он под ветром колышется? 8
Так зачем вы ходили в пустыню? Думали увидеть
человека в пышной одежде? Но люди
в пышных одеждах живут во дворцах. 9
Кого же вы думали увидеть? Пророка?*
Да, вы видели пророка, и,
говорю вам, он больше, чем пророк, 10
Он тот, о ком сказано в Писании:
"Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою, который
впереди Тебя проложит Тебе путь".
11
Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше
Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он.
(12) Со дней Иоанна
Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба, и его разоряют
насильники. (13) Все пророки
и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. (14) Он,
если знать хотите, и есть сам Илья́*,
который должен вернуться. (15) У кого
есть уши, пусть услышит!
16
С кем сравнить Мне людей нашего времени? Они похожи
на детей, которые сидят на площади и одни
кричат другим: 17"Мы хотели
играть с вами в свадьбу*, а вы
не плясали". — "А мы хотели
играть в похороны*, а вы
не плакали".
18Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: "В нём
бес!" (19) Пришел
Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: "Смотри́те,
вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!"
Но Божья мудрость своими делами оправдана.
20 Затем Иисус стал укорять города,
где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились
от грехов*:
21 Го́ре тебе, Хорази́н!
Го́ре тебе, Вифсаи́да! Если бы в Тире и в Сидо́не свершились те чудеса, какие
свершились у вас, они давно бы, в рубище и пепле,
отвратились от грехов*. 22 И потому, говорю вам, Тиру
и Сидону будет легче в День Суда, чем вам! 23И ты, Капернаум, думаешь,
до небес тебя превознесут? Нет, до недр земных низвергнут!
Если бы в Содоме свершились те чудеса, какие
свершились у вас, он бы стоял и поныне. 24 И потому, говорю вам,
земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе!
Отец, Владыка неба и земли́!
Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым
и малым сокрытое от мудрых
и разумных! 26 Да, Отец, такова была Твоя
благая воля! 27 Мой Отец всё вверил Мне. Никто не знает
Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме
Сына и того, кому Сын пожелает открыть. 28Придите все ко Мне, измученные тяжкою
ношей! Я дам вам отдых! 29Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
и у Меня учи́тесь: потому что Я мягок
и кроток сердцем, и вы наконец отдохнете, 30 ведь заповеди Мои просты и ноша
Моя легка!
12
1Однажды Иисус шел в субботу через
поле. Его ученики проголодались и стали срывать колосья и есть.
(2)Фарисеи, увидев это, сказали Ему:
Смотри, Твои ученики делают
то, чего нельзя делать в субботу!
3 А разве вы не читали,
что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали? спросил
их Иисус. (4)Что он вошел в дом Божий и ел жертвенный
хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни его людям, а одним только
священникам? (5)Или вы не читали в Законе Моисея, что
по субботам священники в Храме нарушают субботу, но это не считается
виной? (6)Говорю вам: здесь нечто большее,
чем Храм! (7) А если бы вы знали, что значат
слова: "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений", вы бы
не стали осуждать неповинных. (8) Ведь
Сын человеческий господин над субботой.
5.3Бедные это прежде всего те, кто слаб, угнетен, лишен средств
к существованию и поэтому особенно нуждается в помощи Божьей. В отличие
от большинства богачей, они кротки, не заносчивы, понимают свою
слабость и незначительность, поэтому возлагают все свои надежды только
на Бога (см. Ис 61.1). Слово "духом" может быть понято
также, как "добровольно". В междузаветный период "бедняками
Божьими" называли себя люди, сознательно отказывавшиеся от богатства
ради Бога. Вероятно, все, названные счастливыми в ст. 4-9,
входят в категорию "бедных".
5.17Закон и Пророки т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон
Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное
Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества
Своей жизнью и смертью.
5.46Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали
подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями
своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками,
потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми,
в том числе и с нечистыми.
8.20Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека)
в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек,
смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе
и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий это возвышенная
и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие
от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам,
и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает
Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была
широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он
Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно
время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом
(их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах
так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны
после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание
означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях,
когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих
ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем
лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор
12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека",
имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем
лице Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём:
1) о Его земной жизни (8.20;
9.6; 11.19;
12.8; 16.13);
2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12,22;
20.18; 26.2,24);
3) о Его грядущей славе (16.27,28;
17.9; 19.28;
24.27,30,44;
26.64). Таким образом,
этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее
всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный
Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший
пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).
10.15Содом
и Гоморра во времена Авраама Бог разрушил эти города
за отвратительные грехи их жителей, наслав на них дождь с огнем
и серой.
11.2своих учеников в некоторых рукописях: "двух своих
учеников".
11.3Тот, кто должен прийти т.е. Помазанник, так как это один
из мессианских титулов. Вероятно, Иоанн, будучи пророком гнева, ожидал от Мессии
иных действий, чем те, что совершал Иисус.
11.5бедным возвещают хотя греческий глагол "эвангели́дзомай"
может быть понят как медиальный ("бедные возвещают"), в данном
контексте предпочтительнее понимать его как глагол пассивный (ср. Ис 61.1).
Бедные см. прим. к 5.3. Всё, что совершает
Иисус, является исполнением пророческих слов Исайи, говорившего о том, каким
будет мессианский век.
11.7тростник символ слабости и бессилия. Но Иоанн таким
не был.
11.9
В отличие от современного значения этого слова, в Библии пророк
это человек, говорящий от имени Бога как Его вестник и представитель.
Предсказание будущего может, хотя и необязательно, являться частью его вести,
которую Бог поручил ему нести людям.
11.11во всём роде человеческом дословно: "среди рожденных
женщинами"; это еврейское выражение, означающее: "среди смертных
людей" (ср. Гал 4.4).
Иоанн величайший из людей, потому что ему доверил
Бог весть о приходе Помазанника. Кто всех меньше вероятно,
любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство, больше Иоанна.
Но возможно также понимание, что Иисус говорит о себе самом: Он пришел
в мир как слуга (ср. 20.28;
Флп 2.7), но Он больше
Иоанна.
11.12
Один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований:
если глагол "биа́дзетай" стоит в пассивном залоге, он может
означать, что "с Царством ведется ожесточенная борьба", так как
против него выступают Сатана и бесы, или Ирод, или фарисеи и другие
враги Иисуса. В данном контексте вероятнее всего, что речь идет о смерти
Иоанна от рук Ирода. Если же понимать этот глагол как медиальный,
то смысл будет следующим: "Царство стремительно прокладывает себе путь"
или "Царства добиваются всеми силами". Насильники (греч.
биаста́й) перевод этого слова зависит от того, как был понят
глагол "биадзетай": а) Ирод и его приспешники; б) злые
духи; в) фарисеи и другие враги Иисуса; г) или зелоты, желавшие
силой установить Царство на земле; д) люди, устремляющиеся к Царству.
11.14
Люди верили, что, во исполнение пророчества Малахии, перед приходом Помазанника
Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить к этому
народ.
11.15уши в некоторых рукописях: "уши, чтобы слышать".
11.17играть...
в свадьбу дословно: "играть на свирели", т.е.
играть веселые свадебные напевы. Играть в похороны дословно:
"петь погребальные песнопения".
11.18-19
Люди легкомысленны и переменчивы, как дети, им ничем не угодить:
они отвергли Иоанна из-за его аскетизма, а Иисуса из-за
того, что Он не был аскетом.
11.21Хоразин и Вифсаида города неподалеку от Капернаума.
Тир и Сидон ветхозаветные пророки гневно обличали жителей
этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. В рубище
и пепле в знак раскаяния и сокрушения о своих
грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали
голову пеплом.
11.23И ты, Капернаум... жителям этого города не надо рассчитывать
на то, что они взойдут на небо благодаря тому, что Иисус избрал
их город Своим местопребыванием и совершил здесь много чудес. Суд Божий
беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум не раскается,
его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.12-15). Содом
см. прим. к 10.15. Если для Содома нет надежды,
еще меньше ее для тех, кто из гордости и упрямства отвергает Весть
Бога о прощении грешников.
11.25простым и малым буквально: "детям", т.е. тем,
кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.),
и стали Его учениками. Мудрые и разумные это фарисеи
и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29.14
и 1Кор 1.19).
11.28Я дам вам отдых субботний отдых, предписанный Законом
Моисея, понимался как предварение вечного отдохновения в мессианском
Царстве (см. Евр 3.11;
4.1-11; Откр
14.13).
11.29
Ярмо надевалось на шею рабочему скоту; в переносном же значении оно является
символом покорности и тяжелого труда. Но у евреев также широко
употреблялись выражения: "надеть на себя ярмо заповедей, ярмо Закона,
ярмо Царства, ярмо мудрости". В отличие от Закона Моисея ярмо
"нового закона" Христа легко (Рим 13.9).
12.1
Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть
зерна (см. Втор 23.25).
12.2
Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.
12.4жертвенный
хлеб согласно Лев 24.5-7, каждую субботу первосвященник клал
на алтарь двенадцать хлебов в знак благодарности Богу за Его милость
к Израилю, а старые хлебы снимал. Во времена Давида их можно
было есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже их разрешалось
есть только священникам.
12.5нарушают субботу так как они совершали жертвоприношения,
но Храм считался важнее субботы, а законы, касающиеся храмового богослужения,
важнее законов о субботнем покое.
12.6нечто большее, чем Храм т.е. приход Сына человеческого.
В некоторых рукописях: "Тот, кто больше Храма".
*Заглавие
В СРП: "Евангелие от Матфея" (эти и нижеследующие
примечания сделано редактором рассылки). *11:9
Это слово отсутствует в издании "Радостной Вести" (авторской версии
пер. В.Н. Кузнецовой), но по всей видимости, это опечатка. *11:14 В СРП:
"Илия́". *11:17a
В СРП: "Мы играли вам на свирели". *11:17b
В СРП: "А мы пели вам печальные песни". *11:20,21
В СРП вм. "отвратились от грехов" –
"покаялись".
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке. Как это можно сделать, можно узнать
на странице messia.ru/pomoch.htm.