Письмо Иакова, гл. 3-4: истинная мудрость (1) / 26.X.17 чт
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
31 Братья, не стремитесь все стать учителями!
Знайте, что нас, учителей, будут судить более строго. (2) Ведь все мы много грешим. Кто не грешит
словами, тот уже человек зрелый, способный держать в узде
всё тело. (3) Так, вложив лошади в рот удила, чтобы
подчинить ее себе, мы управляем всем ее телом. (4) Или вот, к примеру, корабли: они такие
огромные, ими движут могучие ветры, а направляет их воля
кормчего с помощью такого маленького руля. (5) Так и с языком: это совсем небольшой
орган в теле, а какие непомерные у него претензии!
Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает! (6)И язык это тоже огонь. Среди
остальных органов нашего тела он воплотил в себе весь
неправедный мир и оскверняет всё тело. Он воспламеняет
всё течение жизни, а его самого воспламеняет геенна!
7 Каких только зверей, птиц, змей, морских
животных и рыб не укротил уже или не укрощает человеческий
род! (8) А язык не дано укротить никому из людей.
Это необузданное зло, полное смертоносного яда! (9)Языком мы благословляем Господа и Отца,
и тем же языком проклинаем людей, созданных по подобию
Бога. (10) Из одного и того же рта
исходит и благословение, и проклятие! Братья, такого не должно
быть! (11) Может ли из одного родника бить струя
и пресной, и соленой воды? (12)Братья, может ли смоковница приносить маслины
или виноградная лоза смоквы? Скорее соленый источник
даст пресную воду!
13 Неужели среди вас нет людей мудрых и понимающих?
Пусть они докажут это доброй жизнью и делами, которые
совершают со скромностью, свойственной мудрости! (14) А если в сердце у вас черная
зависть и своекорыстие, то не хвастайтесь, не извращайте
истины! (15) Это не та мудрость, что нисходит
с небес. Это мудрость земная, бездуховная, бесовская!
(16) Ведь где зависть и своекорыстие,
там неурядицы и всякие некрасивые дела. (17) Та же
мудрость, что свыше, во-первых, чиста, а во-вторых, миролюбива,
кротка, сговорчива, исполнена милосердия и плодов добрых дел,
непристрастна, нелицемерна. (18)А те, которые созидают мир вокруг
себя, мирно сеют, чтобы пожать плод праведности.
41 Откуда у вас стычки и ссоры?
Не от того же ли самого от страстей,
что борются в вашем теле? (2) Вы чего-то жаждете, но у вас
этого нет. И вот вы убиваете. Вы страстно чего-то
добиваетесь, но не можете получить. И вот вы ссоритесь
и деретесь. Но у вас ничего нет, потому что вы не про́сите.
(3) А даже если про́сите, то не получаете,
потому что не о том про́сите: вы хотите лишь
удовлетворения своих страстей.
4Неверные люди, разве вы не знаете,
что приязнь* к миру означает
вражду к Богу? Тот, кто хочет быть другом миру, становится
врагом Богу. (5)А может быть, вы думаете, что Писание
напрасно говорит: "Жаждет Он духа, что поселил в нас,
жаждет ревниво"? (6) Но Он дал нам еще большую милость.
Ведь Писание говорит:
7 Так покоритесь Богу! Воспротивьтесь
дьяволу, и он убежит от вас. (8) Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится
к вам. Омойте руки, грешники, очистите сердца́, двоедушные
люди! (9) Скорбите, рыдайте и плачьте! Пусть ваш смех
обратится в рыдание, радость в уныние. (10) Принизьте себя перед Господом, и Он
вас возвысит.
11 Не оговаривайте друг друга, братья!
Кто оговаривает или осуждает брата, тот говорит против Закона
и осуждает Закон. А если ты осуждаешь Закон, ты уже
не исполнитель Закона, а судья. (12) Но есть лишь один Законодатель
и Судья, который может и спасти, и погубить. А кто
ты такой, чтобы судить ближнего?
13 Теперь послушайте меня вы, те, кто говорит*:
"Сегодня или завтра мы отправимся в такой-то
город, проведем там год, будем торговать и заработаем
много денег". (14) Вы
не знаете даже, что будет с вашей жизнью завтра!
Ведь вы как дымка, что возникла на миг и тут же
пропала.
15 Вам бы говорить вместо этого: "Если
захочет Господь, то поживем и сделаем то-то и то-то".(16) А вы теперь хвастаетесь,
зано́ситесь. Всякое такое хвастовство порочно! (17) Итак, тот, кто знает, что должен
делать добро, но не делает, повинен в грехе.
3.6всё течение жизни дословно: "колесо
становления", что напоминает орфическое понятие "круг
становления". Хотя точное значение этого словосочетания
у Иакова неизвестно, вероятно, оно значит "течение
жизни", "ход бытия". Геенна
так первоначально называлась место в долине Гинном,
где сжигали мусор; позже слово стало означать место окончательного
наказания грешников, а также местонахождение дьявола.
3.9Господа в некоторых рукописях:
"Бога".
3.12Скорее соленый источник даст
пресную воду! в некоторых рукописях: "Не может
из одного родника бить струя и пресной, и соленой
воды".
3.18 Ср. 1Кор 13.4-7.
4.4Неверные люди в некоторых
рукописях: "Неверные мужчины и неверные женщины".
Приязнь к миру т.е. жизнь по стандартам
этого мира; слово мир означает здесь не вселенную,
а грешное человечество, отказывающееся исполнять волю Бога.
4.5 Источник цитаты неизвестен. Возможно, Иаков
цитирует Исх. 20:5 в неизвестном нам переводе или же
какой-то апокрифический текст, не вошедший в канон.
Неизвестно также точное значение слова дух в этой
цитате это или Святой Дух, или дух человеческий.