Письмо Иакова, гл. 1: истинное благочестие / 24.X.17 вт
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к содержанию рассылки (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
11Иаков,
служитель Бога и Господа Иису́са Христа, приветствует
двенадцать племен, рассеянных по миру!
2 Братья
мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте
это великой радостью. (3) Ведь
вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера,
вырабатывают у вас стойкость. (4) А стойкость
должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали
зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас
никаких недостатков.
5А если
кому-то из вас недостает мудрости, пусть попросит у Бога,
который всем дает щедро, без попреков и ему
будет дано. (6) Но пусть
просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто сомневается,
подобен морской волне, которую ветер гонит и швыряет из стороны
в сторону. (7/8) Пусть
такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках,
не надеется что-то получить от Господа.
9Пусть
неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает, (10) а богач
гордится, когда Бог его унижает, потому что богатство его так
же мимолетно, как полевой цветок.
11 Солнце взошло,
опалило зноем
и увял стебелек,
цвет опал,
и погибла прелесть цветка.
Так и богач увянет в самый разгар
своих дел.
12Счастлив
человек, который стойко переносит испытания, потому что он, выдержав
их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его любит.
13И пусть
никто не говорит, подвергшись испытанию: "Это Бог меня
искушает". Бога нельзя искусить злом, и Он никого
не искушает, (14)но каждый
человек искушает себя сам: его увлекают и манят собственные
желания. (15) А желание,
зачав, рождает грех. Грех же, созрев, производит на свет смерть.
16 Братья
мои любимые, не обманывайте себя!
17Всё,
что дается во благо, и всякий дар совершенный
свыше, исходят от Отца Светил, у которого
нет ни перемен, ни затмений. (18)Это
Он по Своей воле родил нас словом истины, чтобы сделать
нас начатком Своего творения.
19Так помните,
братья мои любимые: пусть каждый человек торопится слушать, но медлит
с ответом, медлит с гневом. (20)Гнев человеческий
не способствует праведной жизни, какой хочет Бог. (21)И поэтому
избавьтесь от всякой грязи и обилия пороков. С кротостью
принимайте Слово, которое укоренил в вас Бог, потому что оно может
спасти вас.
22Будьте
исполнителями Слова, а не только слушателями
такие люди сами себя вводят себя в заблуждение*.
(23) Ведь если кто-то слушает
Слово, но не исполняет его, он похож на человека,
смотрящего на себя в зеркало: (24) он рассмотрел
себя, но сто́ит ему отойти от зеркала
и он уже не помнит своего лица. (25)Только
тот, кто пристально всмотрелся в совершенный закон, несущий
свободу, и уже не отступился от него, то есть
не забывчивый слушатель, а делатель дела,
будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях.
26Если
кто-то считает себя набожным, но не умеет держать в узде
свой язык, то он обманывает себя и набожность
его не более чем пустой звук. (27)Вот если
ты заботишься о сиротах и вдовах в беде, если хранишь
себя не запятнанным грязью мира, тогда твоя набожность
чиста и безупречна в глазах Бога и Отца.
1.1Иаков вероятно, брат Господа Иисуса. Служитель
греч. слово "ду́лос" может быть переведено как "раб".
Приветствует букв. "[желает]
радоваться"; в отличие от остальных пизем НЗ, автор
этого письма обращается к своим адресатам с типично
греческим приветствием.
1.5 Ср. Сир 18.15-18.
Щедро возможно иное понимание: "искренне,
без колебаний".
1.9 неимущий
греч. "тапейно́с" (буквально: "низкий";
"незначительный"; "смиренный") в данном
контексте скорее всего значит "бедный".
1.12венок жизни в древности победителю в состязаниях
давался в награду венок (из дуба, лавра, петрушки и т.п.);
здесь такой наградой является вечная жизнь (ср. 1Петр 5.4;
2Тим 4.8 и др.). Богом в некоторых
рукописях: "Господом".
1.13Бога нельзя искусить злом т.е. Бога нельзя
подвигнуть на зло. Возможны также другие варианты понимания:
"Бог неопытен во зле", "Бог не способен
делать зло" и "Злые люди не должны искушать
Бога". В ВЗ и НЗ Бог испытывает людей, но Иаков
разделяет убеждение позднейшего иудаизма, утверждавшего, что испытывает
или "искушает" Сатана, но не Бог (ср. 2Цар
24.1 и 1Пар 22.1).
1.14желания здесь находит отражение еврейское представление
о двух импульсах в человеке добром и злом
(Е́ЦЕР ХА-ТО́В и Е́ЦЕР ХА-РА́).
Злой импульс (ЕЦЕР ХА-РА) часто назывался желанием,
которое само по себе не является злом, так как
человеческая жизнь без него не возможна, но если
это желание не контролировать, оно обязательно
перейдет границы Закона и приведет к греху. По одним
представлениям, Бог сам вложил в человека ЕЦЕР ХА-РА,
но дал ему также Закон и ЕЦЕР ХА-ТОВ, чтобы человек
мог держать ЕЦЕР ХА-РА в узде, по другим
же, его вложил в человека Сатана.
1.15
Здесь желание персонифицируется и уподобляется распутной
женщине (ср. Притч 1–9), так как ЕЦЕР ХА-РА
часто отождествлялся с сексуальным желанием. О связи
смерти с грехом см. Рим 5.12.
1.17
Вероятно, это пословица ("всякий подарок хорош и всякий
дар совершенен"), значившая примерно то же, что и русское
"дареному коню в зубы не смотрят". Иаков же
придал ей иной смысл: "всякое добро исходит от Бога".
Отец Светил это Бог, Творец солнца, луны
и звезд (Быт 1.14-18; Пс 136(135).7; Сир 43.1-12).
1.18 В НЗ
под словом истины всегда понимается Радостная Весть
о спасении (см. 2Кор 6.7; Еф 1.18; Кол 1.5;
2Тим 2.15; 1Петр 1.25). Начатком в древности
называли первинки урожая; первинки, а также первородные дети
и животные посвящались Богу и принадлежали только Ему.
Теперь это относится прежде всего к христианам.
1.19 Вероятно,
это пословичное выражение. Ср. Притч 13.3; 15.1; 29.20;
Екк 7.9; Сир 1.22 и др. Так помните
в некоторых рукописях: "Итак, братья".
1.20праведной
жизни, какой хочет Бог дословно: "праведности
Бога"; возможны другие переводы: "праведности перед
Богом" или "праведности, которую дает Бог".
1.21 спасти
вас дословно: "спасти ваши души". Душа
здесь не противопоставляется телу, а означает человека
в его целокупности.
1.22 По мнению
Оригена, эти слова принадлежат Господу Иисусу. Ср. также
Мф 7.21-27; Лк 6.46-49.
1.25совершенный закон, несущий свободу согласно
Филону, таким законом был Закон Моисея. Иаков, вероятно,
имеет в виду "новый закон Христа", данный Им в Нагорной
проповеди (ср. также Гал 5.13; 6.2; 1Кор 9.21).
1.26обманывает себя дословно: "обманывает
свое сердце". См. также Иер 8.9.
1.27 О помощи
вдовам и сиротам см. также Ис 1.10-17; Втор 14.29;
24.17-20; Иер 5.28; Иез 22.7; Сир 4.10; 1Тим 5.3-10.
О незапятнанности см. 2Петр 3.14; 1Тим 6.14.