5 1 Царь
Валтасар устроил большой пир для тысячи своих вельмож и вместе
с ними пил вино. 2 Захмелев, Валтасар велел
принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор
привёз из иерусалимского Храма: царь, его вельможи,
жёны и наложницы будут пить из этих сосудов. 3 И когда
принесли золотые сосуды, привезенные из Храма, Дома Божьего
в Иерусалиме, царь, его вельможи, жёны и наложницы
стали пить из них. 4 Пили они вино и славили
своих богов золотых и серебряных, медных и железных,
деревянных и каменных.
5 И вдруг появилась кисть человеческой руки
и стала писать на выбеленной стене царского дворца,
напротив светильника. Увидел царь пишущую руку 6 и изменился
в лице, ужас охватил его, поджилки у него затряслись
и колени застучали одно о другое. 7 Царь
громко закричал, приказывая привести заклинателей, мудрецов-халдеев,
звездочетов, и сказал этим вавилонским мудрецам:
Кто прочтет и истолкует мне эту надпись, того
оденут в пурпур, он получит золотую цепь на шею
и станет третьим человеком в государстве.
8 Пришли царские
мудрецы, но не сумели ни прочесть надпись, ни истолковать
царю её значение. 9 Тогда царь Валтасар сильно испугался,
изменился в лице, и его вельмож охватило смятение.
5:1 Валтасар
арам. Белшаццар (от аккадского Бел-шарра-уцур,
т.е. "Бел, царя храни"). Сын и соправитель Набонида.
В тот период, когда Набонид удалился из Вавилона, реальная
власть в столице и командование войсками были в руках
Белшаццара (Валтасара).
5:7 ... и станет третьим человеком
в государстве. Почему "третьим"?
Возможно, предания, на которых основывается книга Даниила,
хранили память о том, что вторым был сам Белшаццар
(Валтасар) как соправитель отца.
10 Царица узнала, о чём говорят царь и его
вельможи, и явилась в покои, где был пир. Сказала царица:
Царь, жить тебе вечно! Напрасно ты так испугался и изменился
в лице. 11 Живет в твоем царстве человек,
в котором есть священный божественный дух. Ещё в правление
твоего отца в нём обнаружились светлый ум, прозорливость
и мудрость, подобная мудрости богов. Царь Навуходоносор,
твой отец, назначил его главой магов, заклинателей, мудрецов-халдеев
и звездочетов сам царь, отец твой! 12 У него,
у Даниила, которого царь назвал Белтешаццаром, был дух несравненный,
были знание и прозорливость в толковании снов, разгадывании
загадочного и распутывании запутанного. Пусть позовут
Даниила он даст толкование.
13 Привели к царю Даниила. Царь сказал
ему:
Ты ли тот самый Даниил, из переселенцев, которых
царь, отец мой, привел из Иудеи? 14 Я слышал,
что в тебе божественный дух, что ты обладаешь
светлым умом, прозорливостью и несравненной мудростью. 15 Так
вот, привели ко мне мудрецов и заклинателей, чтобы они прочли
эту надпись и объяснили мне ее значение, но не могут
они рассказать, что она означает. 16 А я слышал,
что ты умеешь давать толкования и распутывать запутанное.
Итак, если сможешь прочитать эту надпись и объяснить
мне её значение, тебя оденут в пурпур, ты получишь
золотую цепь на шею и станешь третьим человеком в государстве.
17 Даниил отвечал царю:
Подарки оставь себе, награды отдай другим. Я и так
прочитаю царю надпись и объясню, что она означает.
5:10 Царица
очевидно, царица-мать, а не жена царя: жены уже присутствуют
на пиру (см. выше, 5:2-3). На то, что реплика принадлежит
матери царя, указывает и ее упоминание о событиях, происходивших
при дворе его отца. Кроме того, на древнем Востоке царица-мать
это, пожалуй, единственная женщина, которая имеет право давать
царю советы: ср. Притчи, гл. 31, где царя Лемуэла поучает
мать.
5:11 Царь Навуходоносор, твой отец...
Отцом Белшаццара был Набонид. Очевидно, в образе Навуходоносора
здесь (как и в предшествующей главе) слиты образы нескольких
нововавилонских царей.
18 О царь! Навуходоносору, твоему отцу,
Бог Всевышний дал царство, величие, славу и почет.
19 Перед величием, которое Бог ему дал,
все народы, роды и племена дрожали в страхе: кого
хотел, царь казнил, кого хотел миловал,
кого хотел возвышал, кого хотел низлагал.
20 Но он превознесся, стал гордым
и чванливым, а потому низвергнут был с царского
престола и лишен всей своей славы. 21 С тех
пор не жил он среди людей и стал разумом как зверь;
с дикими ослами он обитал, питался травой, как скот, омывался
росой небесной пока не понял, что Бог Всевышний
властен над царством человеческим и возводит на царство,
кого пожелает.
22 А ты, Валтасар, сын его, не смирился
сердцем, хотя знал всё это. 23 Ты восстал
против Владыки Небесного: тебе приносят сосуды, взятые из Дома
Его, и ты со своими вельможами, женами и наложницами
пьешь из них вино. Ты восхваляешь богов серебряных и золотых,
медных и железных, деревянных и каменных, которые ничего
не видят, не слышат и не понимают, а Бога,
в чьей власти твоя жизнь и судьба, не славишь.
24 Потому от Него послана эта рука и написаны
эти слова.
25 Вот что здесь написано:
Мене́ Мене́ Теке́л у-Парси́н.
26 И вот что это означает:
Мене " И счислил Бог твоё царствование
и положил ему конец".
27 Текел "Взвешен ты на весах
и оказался слишком легким".
28 Перес "Разделено твоё царство
и отдано мидянам и Персам".
5:25 Мене Мене
Текелу-Парсин. В Септуагинте: Мане Текел
Фарес.
5:26-28 Исчислил... Взвешен... Разделено...
Персам. Буквы MN\ (МЕНЕ)
читаются Даниилом как мена́"исчислил"; TQL
(ТЕКЕЛ) как теки́л(та)
"(ты) взвешен". Конец надписи WPRSYN
(У-ПАРСИН)
в 5:25 или PRS (ПЕРЕС)
в 5:28 можно прочесть как пери́с "разделен",
Пара́с "Персия" или парсаи́н "персы".
Возможность разных чтений связана с тем, что арамейские
слова (как и древнееврейские) в то время записывались
одними согласными; гласные подставлял сам читающий.
В то же
время начертанные на стене слова наименования
трех древних ближневосточных единиц веса (и стоимости):
мина, шекель и полмины. Вероятно, это также
имеет символическое значение.
5:31 Возможно,
прообразом Дария Мидийского послужил Дарий I (522486 гг.
до н. э.) персидский царь, при котором Персидская
империя достигла вершины могущества. Он реорганизовал управление
империей, учредив военно-административные округа сатрапии.
Однако
Дарий Мидийский книги Даниила во многом отличается от своего
прообраза. Дарий I вступил на престол через восемь лет после
смерти Кира (559530 гг. до н. э.), основателя империи.
Дарий Мидийский, по хронологии книги Даниила, правит не после
Кира, а в промежутке между Валтасаром и Киром (см. 5:21
и 6:28). Он называется не персом, а мидянином
(согласно представлению о том, что мидийское царство
следует после вавилонского и перед персидским,
см. прим. к 2:37-40 [Представление об истории
как о череде мировых империй (Ассирия, Мидия, Персия) возникло
в персидскую эпоху и часто встречается у эллинистических
историков; иногда добавлялось четвертое звено греческая
держава, позднее пятое звено, Рим. Эта схема мировой
истории и отражена в книге Даниила, только с заменой
ассирийского царства вавилонским (в действительности, впрочем,
нововавилонское царство, которым правил Навуходоносор, существовало
более или менее одновременно с индийской державой).]).
Если отец Дария I носил имя Виштаспа (греч. Гистасп), то отец
Дария Мидийского в книге Даниила (9:1) носит излюбленное
имя персидской царской династии Ахашверош (Ксеркс;
в переводе Феодотиона Асуэр; в славянской
Библии и Синодальном переводе Ассуир).
29 Тогда Валтасар отдал приказ и Даниила
облачили в пурпур, надели ему золотую цепь на шею и провозгласили
его третьим человеком в государстве.
30 В ту же ночь Валтасар, царь халдейский,
был убит. 31 Царем стал Дарий Мидийский, и было
ему тогда шестьдесят два года.
61 Дарий
соблаговолил назначить сто двадцать сатрапов по всему
царству, 2 а над ними трёх правителей
(в том числе Даниила), чтобы те сатрапы отчитывались
перед ними и царю не было никакого ущерба. 3 Среди
этих правителей и сатрапов выделялся Даниил, потому что в нём
был дух несравненный, и царь намеревался поставить его
над всем царством.
4 Между тем правители и сатрапы следили
за тем, как Даниил ведет царские дела, и искали,
к чему бы придраться, но не могли его ни в чем
уличить: Даниил всё делал честно, и не найти было у него
ни промаха, ни обмана. 5 И сказали
они:
Не найти нам ничего против Даниила; разве лишь в том,
что он следует Закону Бога своего, мы отыщем за ним какую-нибудь
вину.
6 Тогда все эти правители и сатрапы толпой
явились к царю и сказали:
Царь Дарий, жить тебе вечно! 7 Все правители
в царстве, градоначальники и сатрапы, царские приближенные
и наместники считают нужным, чтобы царь наложил запрет,
издал указ: если кто-нибудь в течение тридцати дней обратится
с мольбой к богу или к человеку к кому
бы то ни было, кроме тебя, о царь,
бросить его в яму на съедение львам. 8 Наложи
такой запрет, о царь, издай указ непреложный
указ, нерушимый закон мидян и персов!
9 Царь Дарий согласился и издал запрет.
10 Но Даниил, зная, что издан такой указ,
всё равно уходил к себе в дом, где окна верхней
комнаты были обращены в сторону Иерусалима, и там
три раза в день преклонял колени, молился и славил Бога
своего, как прежде. 11 Те явились к нему
всей толпой и застали его возносящим
мольбу к своему Богу. 12 Тогда они пошли
к царю и напомнили о царском запрете:
Ты ведь издал указ: если кто-нибудь в течение тридцати
дней обратится с мольбой к богу или к человеку
к кому бы то ни было, кроме тебя, о царь,
бросить его в яму на съедение львам.
Царь отвечал:
Это непреложный указ, нерушимый закон мидян и персов!
13 Тут они сказали царю:
А вот Даниил, один из переселенцев, приведенных
из Иудеи, не считается ни с тобой, о царь,
ни с установленным тобой запретом: он по три раза
в день творит свои молитвы.
14 Услышав такую речь, царь сильно огорчился
и решил спасти Даниила; до самого заката он искал способ
спасти его. 15 Но те, явившись к царю
всей толпой, говорили:
Ты же знаешь, царь: по закону мидян и персов,
ни один запрет или указ царя нельзя отменить.
16 Тогда царь велел привести Даниила и бросить
в яму ко львам. Он сказал Даниилу:
Да спасет тебя Бог твой, которому ты непрестанно
служишь!
17 Принесли камень и завалили устье ямы,
а царь запечатал яму своим перстнем и перстнями своих
вельмож, чтобы с Даниилом всё было, как решено. 18 Потом
царь ушел к себе во дворец и провел ночь без пищи
и веселья, и сон не шел к нему. 19 На другой
день царь встал на рассвете и поспешил к яме со львами.
20 Подойдя к яме, где был Даниил, царь с тревогой
позвал его:
Даниил, раб Бога живого! Сумел ли Бог твой, которому ты
непрестанно служишь, спасти тебя от львов?
21 И тут Даниил заговорил с царем:
Царь, жить тебе вечно! 22 Бог мой послал
ангела Своего, тот закрыл львам пасть, и они не тронули
меня; ведь я ни в чём не виноват перед Богом,
да и перед тобой, царь, не повинен ни в каком
преступлении.
23 Тогда царь очень обрадовался за Даниила
и велел поднять его из ямы. Даниила подняли из ямы,
и оказалось, что он совершенно невредим
благодаря вере в Бога своего.
6:1
Согласно Геродоту, сатрапий было двадцать, но еврейская
традиция говорит о ста двадцати (Дан 6:1) или ста двадцати
семи (Эсф 1:1) областях персидской державы.
6:10 ...окна верхней комнаты былио
бращены в сторону Иерусалима... Со времен
Второго Храма у евреев существовал обычай молиться, обратясь
в сторону Иерусалима (если в комнате, то перед
открытым окном).
6:15 ...указ
царя нельзя отменить. Представление о том,
что персидский царь не вправе отменять собственное решение,
отражено также у Диодора Сицилийского. (Ср. кодекс Хаммурапи:
за отмену собственного решения судья должен быть наказан.)
6:17 Перстень употреблялся как личная
печать. Подразумевается, что камень на устье укрепили глиной,
на которой и были поставлены печати.
6:18 ...без ... веселья...
Значение употребленного здесь слова неясно: "без наложниц"
(?), "без музыкантов" (?).
Проект "Христианское просвещение"
нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.