43
Вернувшись, Он снова застал их спящими: у них слипались
глаза. (44) Покинув их, Он снова
отошел и молился в третий раз — теми же словами.
(45) Потом
Он возвращается к ученикам и говорит им:
—
А вы всё спите, отдыхаете?.. Настал час: вот, Сына человеческого
отдают в руки грешников. (46) Вставайте,
идем! Смотри́те, предатель уже близко.
47 И тут,
когда Он еще говорил, появился Иуда, один из Двенадцати, и с ним
большая толпа с мечами и кольями, посланная старшими священниками
и старейшинами. (48) Предатель
заранее условился с ними о знаке, сказав: "Кого я поцелую,
тот и есть Иисус. Берите Его".
49 Он направился
прямо к Иисусу.
—
Приветствую Тебя, Рабби! — сказал он и крепко поцеловал
Его.
51 И тут
один из учеников Иисуса выхватил меч и, ударив слугу первосвященника,
отсек ему ухо.
52 Иисус
говорит ему:
—
Вложи меч в ножны! Всякий, кто берется за меч, от меча
и погибнет. (53) Или ты думаешь,
Я не мог попросить Моего Отца? Он бы тут же послал
Мне двенадцать ангельских воинств, а то и больше! (54) Но как
в таком случае исполниться Писаниям? Ведь всё это должно произойти!
55 И сказал
тогда Иисус толпе:
—
Вы пришли за Мной с мечами и кольями, как будто
Я разбойник! Каждый день Я сидел в Храме и учил,
и вы Меня не забирали. (56) Но всё это
произошло для того, чтобы исполнились писания пророков.
Тогда все ученики
покинули Его и убежали.
57 Толпа,
взявшая Иисуса, привела Его к первосвященнику Кайафе*,
где уже собрались учителя Закона и старейшины.
58 А Петр
шел за Ним поодаль до двора первосвященника, вошел внутрь
и сел со слугами, чтобы посмотреть, чем всё кончится.
59
Старшие священники и весь Совет добивались против Иисуса ложных
показаний, чтобы вынести Ему смертный приговор. (60) Но хотя
многие выступали как лжесвидетели, им это не удалось.
Наконец выступили свидетелями двое. (61) Они сказали:
—
Этот человек говорил: "Я могу разрушить Храм Божий и в три дня
заново выстроить".
62 Первосвященник
встал и спросил Иисуса:
—
Молчишь? Тебе нечего возразить на обвинения, которые они против
Тебя выдвигают?
63 Но Иисус
молчал.
Тогда первосвященник сказал
Ему:
—
Именем Бога Живого заклинаю Тебя, скажи нам, Ты — Помазанник,
Сын Бога?
64 — Это
ты сказал, — говорит ему Иисус. — И больше
того, Я говорю вам:
Отныне увидите Сына человеческого
сидящим по правую руку Всемогущего
и идущим по облакам небесным.
65
Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал:
—
Кощунство*! Зачем нам нужны еще свидетели?
Вы сами только что слышали кощунство*!
(66) Каким
будет ваше решение?
—
Виновен и должен умереть, — ответили они.
67 Потом
они стали плевать Ему в лицо, бить по щекам и, избивая,
(68) говорили:
—
Эй, Помазанник, скажи-ка нам, кто Тебя ударил!
69 А Петр
сидел снаружи, во дворе. К нему подошла служанка.
—
Ты тоже был с Иисусом Галилеянином, — сказала она.
70 Но Петр
в присутствии всех отрицал это:
— Я не знаю, о чём
ты говоришь.
71 Когда
он отошел к воротам, его увидела другая служанка. Она говорит
тем, кто там стоял:
—
А ты и правда из тех, — сказали они. —
Слышно по говору.
74 И Петр
снова клялся и божился:
—
Не знаю я этого человека!
И в этот миг
запел петух.
75 Вспомнил
Петр слова́, сказанные Иисусом: "Прежде чем пропоет петух,
ты трижды от Меня отречешься". И, выйдя, горько заплакал.
5.22Совет — это высший религиозно-политический
орган, в функции которого входило и судопроизводство.
Он назывался Синедрион (в еврейском произношении —
Санхедри́н), что значит по-гречески "совет".
В Совет входил 71 человек: первосвященник,
старшие священники, старейшины и учителя Закона.
26.45А вы всё спите, отдыхаете? — возможно
иное понимание: "Так спите и дальше, отдыхайте!"
26.48
Близкие люди при встрече целовали друг друга
в щеку.
26.50Так вот для чего ты пришел..? —
возможен перевод: "Делай то, за чем пришел".
Каждый день — вероятно, Иисус провел
в Иерусалиме больше, чем пять дней, как об этом
говорит церковный календарь.
26.60
По Закону Моисея для того, чтобы приговорить
человека к смерти, необходимо было не менее
двух свидетелей обвинения, давших одинаковые показания.
26.64Это ты сказал — скорее всего
это не отрицание, а косвенное утверждение.
26.65-66
Человек, услышав кощунство, обязан был в знак скорби
разодрать на себе одежду (ср. Деян
14.14). Называть себя Мессией не было кощунством
(известно, что в Израиле были люди, объявлявшие
себя мессиями, и самый известный из них Бар-Кохба,
в 135 г. поднявший второе восстание против
Рима и официально объявленный мессией самым выдающим
рабби того времени Акивой). Кощунство, по мнению
первосвященника, заключалось в том, что Иисус
утверждал, что Он будет сидеть по правую руку
Бога и судить мир (согласно 1 Книге Еноха,
именно Сын человеческий будет Судьей), в том
числе Своих нынешних судей.
26.73Слышно по говору — у галилеян
был характерный акцент.