25:31
Когда придет Сын человеческий в славе
и с Ним все Его ангелы,
Он сядет тогда на царский престол 32 и приведут
к Нему все народы.
Он разделит всех людей на две части,
как пастух отделяет овец от коз. 33 Он поставит овец
по правую руку,
а по левую руку — коз. 34 И скажет тогда Царь стоящим по правую
руку:
"Идите сюда, благословенные Моим Отцом!
Владейте предназначенным вам
со дня сотворения мира. 35Потому
что Я голоден был —
и вы Меня накормили,
жаждал — и вы Меня напоили,
был чужестранцем — и вы Меня приютили, 36 был
наг — и вы Меня одели,
был болен — и вы ходили за Мной*,
был в тюрьме — и вы Меня навестили". 37 Тогда ответят праведники:
"Господь, когда мы видели Тебя голодным —
и накормили,
жаждущим — и напоили? 38 Когда видели Тебя чужестранцем —
и приютили,
нагим — и одели? 39 Когда видели Тебя больным —
и ходили за Тобой
и когда навестили Тебя в тюрьме?" 40 И скажет им Царь в ответ:
"Говорю вам, всё, что вы сделали
для одного из самых малых братьев Моих
вы сделали для Меня".
41
А потом Он скажет тем, кто по левую руку:
"Прочь от Меня, про́клятые!
Ступайте в вечный огонь,
предназначенный дьяволу и его
ангелам! 42 Потому что Я голоден был —
и вы Меня не накормили,
жаждал — и вы Меня не напоили, 43 был чужестранцем —
и вы Меня не приютили,
нагим — и вы Меня не одели,
больным был и в тюрьме —
и вы не позаботились обо Мне". 44 Тогда скажут и они:
"Господь, когда мы видели Тебя голодным,
жаждущим, чужестранцем, нагим,
больным, в тюрьме —
и не помогли Тебе?" 45 И тогда Он ответит им:
"Верно вам говорю, чего вы не сделали
для одного из самых малых,
того и для Меня не сделали". 46 И пойдут они на вечную му́ку,
а праведные — в вечную жизнь.
26
Когда Иисус закончил эту речь, Он сказал ученикам:
2 —
Вы знаете, что через два дня Пасха. Сына человеческого предадут и распнут
на кресте.
3
Тогда же старшие священники и старейшины народа Израиля собрались
во дворце первосвященника по имени Кайафа*(4) и сговорились тайком схватить
Иисуса и убить. (5) "Но только
не в праздник, — говорили они, — как
бы не было смуты в народе".
6
Когда Иисус был в Вифании в доме прокаженного Симона, (7) к Нему
во время обеда подошла женщина с алебастровым сосудом, полным
драгоценного благовонного масла, и возлила благовония Ему на голову.
8
Ученики, увидев это, стали возмущаться:
—
К чему такая трата благовоний? — говорили они. —
(9) Ведь это масло можно было продать
за большие деньги и раздать*
бедным!
10
Иисус, заметив их недовольство, сказал:
—
Что вы к ней пристали*? Эта женщина
сделала для Меня доброе дело! (11) Бедные
всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами.
(12) Она, вылив
на Мое тело благовония, этим приготовила его к погребению.
(13) Верно вам говорю, во всём
мире, всюду, где возвестят эту Радостную Весть, вспомнят о ней
и расскажут о том, что она сделала.
14
Тогда один из двенадцати, тот, кого звали Иуда Искариот, пошел
к старшим священникам (15) и сказал:
"Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?" Они отсчитали
ему тридцать серебряных монет. (16) С этих
пор он стал искать удобного случая, чтобы выдать Иисуса.
5.22Совет — это высший религиозно-политический
орган, в функции которого входило и судопроизводство.
Он назывался Синедрион (в еврейском произношении —
Санхедри́н), что значит по-гречески "совет".
В Совет входил 71 человек: первосвященник,
старшие священники, старейшины и учителя Закона.
10.4Искариот — точное значение этого слова
неизвестно. Возможно, оно значит "человек
из Кериота", или "человек, который
лгал или стал предателем", или
"рыжий", или "красильщик".
25.32
В Палестине днем овцы и козы
паслись в одном стаде, но на ночь их
разделяли.
25.33
В библейские времена овцы обычно были белыми,
а козы черными. В раввинистической
литературе, а также у Платона и Вергилия
на последнем суде праведные стоят справа,
а грешные — слева.
25.35-36
Здесь перечислены традиционные дела милосердия. Эта притча
поразительно похожа на мидраш на Пс 118 (117).
Похожий текст есть и в египетской Книге Мертвых.
26.2Пасха — самый важный праздник, знаменующий
освобождение израильтян из египетского рабства;
он празднуется 15 нисана (март—апрель).
26.3старшие священники и старейшины —
т.е. члены Совета (см. прим. к 5.22).
Евангелист не упоминает фарисеев, которые, возможно,
не принимали участия в допросе Иисуса. Во дворце —
возможен перевод: "во дворе". Кайафа
был первосвященником с 18 по 36/37 гг.
26.5не в праздник — греческое
слово "хеорте́" ("праздник")
может означать также толпу паломников, пришедших на праздник.
26.6прокаженного — так как прокаженный
был ритуально нечист и не мог принимать гостей, предполагается,
что Симон болел проказой, но был исцелен или
же заболел позже.
26.7Благовонное масло — буквально: "мирра",
или смирна. Так называлось ароматическое масло,
добываемое из камеди дерева, произраставшего в южной
Аравии. Оно использовалось для благовоний, им также
умащали тела покойников.
26.12
По обычаю, тела умерших умащались благовонными маслами.