Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Евреям, 4:14-6:8: великий Первосвященник; проблемы пасторского служения / 30.XI.14 вс



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 30 ноября 2014 года, воскресенье.

Продолжаем читать Послание евреям (4:14 – 6:8).

Традиционно послание приписывается апостолу Павлу, хотя библеисты уверены, что оно написано неизвестным автором, что, впрочем, не умаляет его авторитетности для христиан (каноничности).

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
(Этот перевод лег в основу издания Нового Завета, выпущенного Российским Библейским Обществом (РБО) под заглавием "Радостная Весть" (без указания переводчика). В 2011 г. года РБО выпустило в свет "Современный русский перевод" Библии, частью которого стала и "Радостная Весть" (в редакции 2010 г.).)

Этот
текст:
 
Комментарии
к книге:
к гла-
ве
 
из 'Брюссельской' Библии
из "Толковой Библии Лопухина"
"Женевская Библия"
Р. Браун
(серия "Библия говорит сегодня")
 
Крейг Кинер
("Культурно-исторический комментарий")
 
4
##
     
5    
6
##
   

* На момент подготовки выпуска сайт bible-center.ru, ссылки на который мы здесь приводим, неверно отображает некоторые библейские фрагменты – пропускает стихи.

Письмо евреям

14 Итак, раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. (15) Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. (16) Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нужаемся в помощи.

51 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи. (2) Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, (3) из-за них он обязан приносить жертвы как за народ, так и за себя. (4) И никому не занять такого почетного места по собственной воле — первосвященник призывается Богом, как был призван Аарон.

5 Так и Христос. Не сам Он прославил Себя, став Первосвященником, а даровал Ему это Бог, сказавший:

"Ты Мой Сын,
   
сегодня Я стал Отцом Тебе".

И в другом месте Бог говорит:

"Ты — Священник вовеки,
   
подобно Мельхиседеку".

7 В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. (8) Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию (9) и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. (10) И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.

11 Об этом мы могли бы сказать многое, но вам нелегко это объяснить, ведь до вас туго доходит. (12) Вам самим уже пора стать учителями, а вы снова нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь научил вас азбуке Божьего Слова. Вот кем вы стали, вам опять нужно молоко, а не твердая пища. (13) Ведь всякий, кто питается молоком, не разбирается в том, что верно, а что нет, потому что он еще младенец. (14) Твердая пища — для зрелых людей, их ум благодаря опыту способен различать добро и зло.

61 Поэтому пора уже нам от начальных сведений о Христе перейти к вещам, требующим зрелости! Не надо снова возвращаться к закладке фундамента, к прописным истинам, таким, как отказ от дел, ведущих к смерти, вера в Бога, (2) учение об очистительных обрядах и о возложении рук, воскресение мертвых и вечный суд. (3) Так мы и поступим, если на то будет Божья воля. (4) Ведь если люди, однажды озаренные светом, вкусили небесного дара и стали сопричастны Святому Духу, (5) и на себе испытали доброту Божьего слова и духовные силы грядущего века, (6) но затем отпали, их уже невозможно привести заново к раскаянию, потому что они, во вред себе, опять распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище. (7) Так земля, которая впитывает частые дожди и рождает урожай на благо тем, кто ее обрабатывает, получает от Бога благословение. (8) Но землю, производящую лишь чертополох и терновник, признают негодной и проклятой, конец ее  —  сгореть в огне.

 


4.14 поднявшийся выше небес — дословно: "прошедший через небеса" (ср. 7.26 — "ставший превыше небес"). По древним представлениям, небо состояло из нескольких сфер, количество которых в разных источниках разное: три, семь и десять (см. также 2Кор 12.2 и Еф 4.10). Здесь автора письма интересует не количество небес, а то, что Христос вознесся с земли до самого высокого "места" на небе, которое мыслится как место, где пребывает Бог.
4.15 посочувствовать нашим слабостям — вероятно, имеется в виду, что благодаря опыту земной жизни Иисус способен лучше понять людей и помочь им. Под слабостями понимаются не физическое бессилие, а неумение или неспособность исполнять волю Бога во всей полноте. Испытан всеми испытаниями — вероятно, здесь имеются в виду страдания на кресте, а не только испытание в пустыне (ср. также 2.17-18). Кроме греха — безгрешность Христа — это догмат христианства (см. Ин 8.46; 1Ин 3.5; 2Кор 5.21).
4.16 Так приблизимся — глагол "приближаться" здесь имеет культовое значение: "обращаться с молитвой". Смело и бесстрашно — т. е. с чувством глубокого доверия, как обращаются дети к отцу, а не рабы к господину. Престол милости — т. е. престол, на котором восседает Бог, простирающий Свою милость на всех, кто взывает к Нему; это описательный оборот, заменяющий слово "Бог". Тогда, когда мы нуждаемся — т. е. во время испытаний.
5.1 дары и жертвы — Богу приносились хлеб, мука, вино, животные и т.д. Хотя под жертвой как правило понималось заклание животного, здесь эти слова являются практически синонимами. Главной обязанностью священников в ветхозаветные времена было служить посредниками между Богом и людьми, ходатайствуя перед Ним путем принесения жертв о прощении грехов.
5.2 невежествен — т. е. несведущий во всех деталях Закона и потому могущий по незнанию в чем-то его нарушить. Заблуждается — практически синонимично слову "невежествен". Подвержен слабостям — см. прим. к 4.15.
5.3 Согласно Книге Левит, первосвященник сначала приносил жертву за себя, а уже потом за народ. Так было и в День Искупления (см. прим. к 9.7 [В обязанности первосвященника входило принесение особой жертвы за грехи народа, совершенные по неведению, когда он 10 числа месяца Тишр`и (середина сентября–октября), в День Искупления (евр. Йом-Кипп`ур) входил с кровью жертвенного животного в Самое Святое Место (Святое Святых).]).
5.4 Общеизвестно, что некоторые первосвященники силой захватывали свой пост (см. Иосиф Флавий, Евр.Древн. 15.2; 20.9). Но автор письма не подвергает критике ни культовые установления Закона, ни священство иерусалимского Храма, в отличие, например, от отшельников Кумрана. Аарон был братом Моисея, его Бог назначил священником, и отныне священниками могли быть только его потомки (ср. Лк 1.5-6).
5.5 Христос — греч. Помазанник. Это указание на то, что Бог призвал Иисуса, как и первосвященника, ведь и тот помазывался на служение.
5.7 с воплем и плачем — вероятно, во время Гефсиманской молитвы. Спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение — греческий текст допускает иное понимание: "спасти Его от смерти из-за страха [перед смертью], и был услышан". Был услышан — это может значить, что а) жертва Его была принята Богом или б) Бог воскресил Его.
5.9 став совершенным — смерть Иисуса стала совершенным исполнением воли Отца и завершением Его миссии на земле. Кроме того, глагол "телейёо" в LXX имел также значение "посвятить себя священническому служению".

5.11 Об этом — возможно, в самом общем смысле: "об этих вещах" или в смысле: "о первосвященстве Христа". Но греческий оригинал допускает и иное понимание: "о нём" (о Мельхиседеке) или "о Нём" (о Христе как Первосвященнике подобно Мельхиседеку). До вас туго доходит — дословно: "вы стали туповаты ушами"; здесь имеется в виду потеря способности воспринимать то, что им говорится.
5.12 Вам самим уже пора стать учителями — речь, вероятно, идет не об особой должности учителя в раннехристианских общинах, как, например, в 1Кор 12.29 (ср. Рим 12.7; Еф 4.11; Иак 3.1). В древности было широко распространено убеждение, что всякий взрослый человек способен учить других (ср. 8.11). Азбуке — т. е. самым начальным сведениям (ср. 6.1). Молоко было широко распространенной метафорой, обозначающей обучение элементарным сведениям (ср. Ис 28.9). О противопоставлении молока и твердой пищи см. также 1Кор 3.2; ср. 1Петр 2.2.
5.13 младенец — здесь в отрицательном значении — о человеке духовно незрелом (ср. Еф 4.13-16; Гал 4.1-6; 1Кор 3.1-3).
6.1 Начальными сведениями они названы потому, что в них почти нет ничего специфически христианского; всё это содержится и в ветхозаветной религии; они же названы прописными истинами и азбукой (5.12). Сведений о Христе — возможно понимание: "слов Христа". Дел, ведущих к смерти — дословно: "мертвых дел"; возможно понимание: "пустых дел" (ср. 9.9-10, 14).
6.2 об очистительных обрядах — дословно: "о погружениях в воду"; вряд ли здесь речь идет о христианском крещении, но скорее всего о каких-то очистительных ритуалах в дополнение к крещению, практиковавшихся в древней Церкви. В НЗ с возложением рук связывалось исцеление (Мк 5.23; Деян 28.8), благословение (Мф 19.13, 15), дарование Святого Духа (Деян 8.17-19; 9.12, 17; 19.6), назначение на какую-либо должность (Деян 6.6; 1Тим 4.14; 2Тим 1.6). Вечный суд — вероятно, это значит: "окончательный и неизменный приговор Бога на Суде".
6.3 Слова автора означают, что он намерен вести своих слушателей к зрелости и говорить им о более высоких духовных истинах.
6.4 озаренные светом — вероятнее всего, имеется в виду крещение. Вкусили небесного дара — хотя эти слова могут быть поняты как участие в евхаристии, не исключен и более широкий смысл: "были искуплены Богом" или получили "Святого Духа".
6.5 на себе испытали доброту Божьего слова — дословно: "вкусили доброе слово Бога"; оно часто метафорически описывалось как пища (Иез 2.8; 3.1-3; Откр 10.9-10; Пс 118.103). Ср. также 1Петр 2.3 и Пс 34.8 (33.9). Духовные силы грядущего века — вероятно, речь идет о чудесах, сопровождавших проповедь Радостной Вести в ранней Церкви. Такие чудесные события указывали на близость Божьего Царства. Грядущего века — еврейское слово "ол`ам", переведенное на греческий как "ай`он" (традиционно произносится "эон"), означает и временное ("век"), и пространственное ("мир") измерение вселенной. Согласно традиционным еврейским представлениям, вся история человечества делилась на два века, или мира: "олам-ха-з`э" ("нынешний век") и "олам-хаб`а" ("грядущий век"). Грядущий век понимался как Царство Бога.
6.6 во вред себе — хотя греческий оригинал допускает другой перевод: "собственными руками" или "в себе", такое понимание поддерживал Тертуллиан и Иоанн Златоуст, а также многие современные экзегеты. Распинают — вероятно, в том смысле, что становятся на сторону врагов Христа, Его распявших, или даже символически отождествляются с ними. Выставляют Его на посмешище — распятие считалось позорной казнью (см. 12.2; 11.26; 13.13; ср. Гал 3.13; Мк 8.38).

5.2 Евр 2.17; 4.15     5.3 Лев 4.3-12; 9.7-14; 16.6, 11; 17.24     5.4 Исх 28.1; Числ 3.10     5.5 Пс 2.7; Деян 13.33; Евр 1.5
5.6 Пс 110 (109).4; Евр 6.20; 7.17     5.7 Мф 26.36-46; Мк 14.32-42; Лк 22.39-46     5.10 Пс 110 (109).4; Евр 5.6
5.12-13 1Кор 3.2; 1Петр 2.2
6.4-6 Евр 10.26-27; Иак 5.16     6.8 Быт 3.17-18

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

На сайте messia.ru работает
партнерский интернет-магазинчик христианской литературы.
Заказав книги через этот раздел сайта, вы поддержите "Христианское просвещение"!

В следующем выпуске: Послание евреям, 6:9–7:19; Числа 30.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«


В избранное