Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Псалом 77 (78)


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Перед вами выпуск рассылки за 29 июня 2010 года, вторник.

В этом выпуске –
Псалом 77 (по славянской нумерации, что соответствует псалму 78 в иудейской и западной традициях)
в переводах:
a) равви Давида Йосифона (этот перевод известен также как перевод "Мосад рав Кук"; и
сточник: ## (в данной версии нередки опечатки / ошибки распознавания при сканировании!); ср. chassidus.ru/library/tora/kuk/ksuvim/tehilim.htm, spasi-i-sohrani.com/pisanija/tegilim/tegilim_glava.php?day=77);
б) равви Дов-Бера Хаскелевича (с примечаниями; источник: www.chassidus.ru/library/tehilim2/3.htm;
предисловие к переводу: chassidus.ru/library/tehilim2/index.htm
).

(По-еврейски Псалмы называются Тегилит или Тэилим. В отличие от авторских версий, я позволил себе здесь разбить Псалмы на строки, отображая стихотворную структуру текста оригинала. За основу взято деление в "Брюссельской" Библии.)

 

Псалом 78 (77)*

Йосифон
Хаслевич

Поучение Асафа.

Внимай, народ мой, учению моему,
    приклоните ухо ваше к словам уст моих.
(2) Открою притчей уста мои,
    произнесу загадки из древности,
(3) которые слушали мы, и знаем их,
    и отцы наши рассказывали нам.
(4) Не скроем от сыновей их,
    рассказывая поколению грядущему
о славе Господа, и мощи Его,
    и о чудесах Его, которые сотворил Он.

(5) И установил Он закон в Яакове*
    и поставил Тору в Израиле,
которую заповедал отцам нашим
    возвестить сыновьям своим,
(6) чтобы знали они, поколение грядущее,
    сыновья, которые родятся,
(чтобы) поднялись и рассказали
    сыновьям своим,
(7) и возложили на Бога надежду свою,
    и не забывали деяний Божьих,
    а хранили заповеди Его.
(8) И чтобы не были, как отцы их,
    поколение буйное и упорное,
поколение, не утвердившее сердце свое,
    чей дух не верен Богу.

(9) Сыновья Эфраима***, вооруженные, стреляющие из лука,
    повернувшие (вспять) в день битвы.
(10) Не хранили они завета Божьего
    и не следовали Торе Его.
(11) И забыли они дела Его
    и чудеса Его, которые Он показал им.
(12) Пред отцами их сотворил Он чудо
    в земле египетской, в поле Цоана.
(13) Рассек Он море, и провел их,
    и поставил воды, как стену.
(14) И вел Он их в облаке днем,
    и всю ночь – в свете огня.
(15) Рассек Он скалы в пустыне
    и напоил (их), как из бездны великой.
(16) Исторг Он струи из скалы
    и низвел воды, как реки.

(17) А они еще больше грешили пред Ним,
    не слушаясь Всевышнего в пустыне.
(18) И испытывали они Бога в сердце своем,
    прося пищи, вожделенной для них.
(19) И роптали они на Бога, говоря:
    "Разве может Бог приготовить стол в пустыне?
(20) Истинно, ударил Он скалу,
    и потекли воды, и полились потоки.
Может ли Он и хлеб дать?
    Приготовит ли мясо для народа Своего?"

(21) За то, услышав, разгневался Господь,
    и огонь разгорелся в Яакове,
    и гнев поднялся против Израиля,
(22) потому что не верили они в Бога
    и не уповали на помощь Его.
(23) И повелел Он облакам наверху
    и двери небес растворил.
(24) И дождем пролил им ман** для еды
    и хлеб небесный дал им.
(25) Хлеб небесный ел человек,
    пищи послал Он им вдоволь.
(26) Ветер восточный двинул Он в небесах
    и силой Своей навел южный.
(27) И дождем пролил на них мясо, как прах,
    и, как песок морской, – птиц крылатых.
(28) И поверг (их) среди стана его,
    вокруг жилищ его.
(29) И ели они, и насытились весьма,
    вожделенное дал Он им.
(30) (Еще) не отвратились от вожделения своего,
    еще пища во ртах их,
(31) а гнев Божий поднялся на них
    и убивал тучных из них,
    и юношей израильских поверг.

(32) При всем том снова грешили они
    и не верили чудесам Его.
(33) И завершил Он дни их в суете
    и годы их – в ужасе.
(34) Если убивал Он их, просили Его,
    и возвращались, и искали Бога.
(35) И вспоминали, что Бог – крепость их,
    и Бог Всевышний – избавитель их.
(36) И уговаривали они Его устами своими,
    и языком своим лгали Ему.
(37) Но сердце их не было правдиво пред Ним,
    и не были они верны завету Его.
(38) А Он, милостивый, прощает грех
    и не губит,
и много (раз) отвращал гнев Свой
    и не пробуждал всей ярости Своей.
(39) И помнил Он, что плоть они,
    уходит и не возвращается дух (злой).

(40) Сколько раз не слушались они Его в пустыне
    и печалили Его в (земле) необитаемой!
(41) И снова испытывали они Бога
    и у Святого Израиля просили знамений.
(42) Не помнили они руки Его,
    дня, когда избавил Он их от притеснителя,
(43) когда дал Он в Египте знамения
    и чудеса Свои – в поле Цоана.
(44) И превратил в кровь потоки их,
    и воду их нельзя было пить.
(45) Наслал Он на них аров (массу диких зверей или насекомых) –
    и тот пожирал их,
    и лягушек и они губили их.
(46) И отдал гусеницам урожай их
    и труд их – саранче.
(47) Побил градом виноградные лозы их
    и смоковницы их – каменным градом.
(48) И предал граду скот их
    и стада их – пламени.
(49) Послал Он на них пыл гнева Своего,
    ярость, и негодование, и бедствие,
    нашествие посланцев злых.
(50) Проложил путь гневу Своему,
    не берег от смерти души их
    и жизни их мору предал.
(51) И поразил каждого первенца в Египте,
    начаток силы в шатрах Хамовых.
(52) И двинул, как овец, народ Свой,
    и повел их, как стадо, пустыней,
(53) и вел их в безопасности, и не боялись они,
    и врагов их покрыло море.
(54) И привел их к границе святой Своей,
    к горе этой, которую приобрела десница Его.
(55) И прогнал Он пред ними народы,
    и дал наследие (их) в надел им,
    и поселил колена Израиля в шатрах их.

(56) Но испытывали они
    и не слушались Бога Всевышнего
    и законы Его не соблюдали.
(57) И отступили они, и изменили, как отцы их,
    превратились в лук обманчивый,
(58) и раздражали Его (жертвенными) высотами своими
    и истуканами своими,
    (и) гневили Его.
(59) Услышал Бог, разгневался
    и весьма возненавидел Израиль.
(60) И покинул Он скинию в Шило,
    шатер, (в котором) обитал Он среди людей,
(61) и отдал силу Свою и славу Свою
    в руку притеснителя,
(62) И предал мечу народ свой,
    и на наследие Свое разгневался.
(63) (И) юношей его пожирал огонь,
    и девушкам его не пели (брачных) песен.
(64) Священники его от меча пали,
    и вдовы его не плакали.
(65) И пробудился, как ото сна, Господь,
    как богатырь, с ликованием (отрезвившийся) от вина.
(66) И поразил Он врагов его сзади,
    позору вечному предал их.

(67) И возненавидел Он шатер Иосифа,
    и колена Эфраима не избрал,
(68) избрал же Он колено Иеуды***
    и гору Сион, которую возлюбил.
(69) И выстроил, как небеса, святилище Свое,
    как землю, основал его навеки.
(70) И избрал Давида, раба Своего,
    и взял его из загонов овечьих,
(71) от дойных привел его
    пасти народ Свой, Яакова,
    и Израиля, наследие Свое.
(72) И пас их в непорочности сердца Своего
    и мудростью рук Своих водил их.

Благоразумное [наставление] Асафа.

Прислушайся, народ мой, к наставлению моему,
    приклоните ухо ваше к словам уст моих.
(2) Открою уста мои в притче,
    буду говорить загадками из древности.
(3) То, что слышали мы и знаем,
    что отцы наши рассказали нам,
(4) не скроем от детей их –
    от грядущего поколения, –
рассказывая о славе Бога, о могуществе Его,
    о дивных делах Его, которые Он совершал.

(5) Он поставил свидетельства в Яакове*,
    Закон положил в Израиле,
который заповедал отцам нашим
    возвещать детям их.
(6) Чтобы знало грядущее поколение,
    сыны, которые родятся,
чтобы они в свою очередь рассказали
    своим детям.
(7) Чтобы они возлагали надежду свою на Всесильного,
    не забывали деяний Всесильного
    и заповеди Его соблюдали.
(8) Чтобы не были они подобны отцам своим,
    поколению неверному и мятежному,
поколению, которое не настроило сердце свое
    и осталось неверным Всесильному духом своим.

(9) Сыны Эфраима[26], вооруженные, стрелки из лука,
    обратились [в бегство] в день сражения.
(10) Не хранили они союза со Всесильным
    и Закону Его отказались следовать.
(11) Забыли они деяния Его
    и чудеса, которые Он им явил.
(12) Пред глазами отцов их явил Он чудеса
    в Стране Египетской, в поле Цоан[27].
(13) Рассек Он море и провел их,
    воды поставил холмом.
(14) Днем Он вел их облаком,
    а целую ночь – в свете огня.
(15) Скалы Он рассек в пустыне
    и напоил [их], словно из великой бездны.
(16) Из скалы Он извел потоки,
    воды потекли рекою.

(17) Но они продолжали грешить пред Ним,
    прекословить Всевышнему в пустыне.
(18) Искушали Всесильного в сердце своем,
    требуя пищи, которую жаждала душа их.
(19) Они говорили против Всесильного, сказав:
    «А сможет ли Всесильный накрыть стол в пустыне?
(20) Вот, Он ударил по скале,
    и воды полились, реки потекли.
Сможет ли Он дать также хлеб,
    мясо приготовить народу Своему?».

(21) Итак, Бог услышал и воспылал гневом,
    огонь возгорелся в Яакове,
    гнев обрушился на Израиль.
(22) За то, что не верили во Всесильного
    и не полагались на то, что Он пошлет спасение.
(23) [Ведь] Он приказал облакам свыше,
    двери небес растворил.
(24) Пролил на них ман** дождем, чтобы есть,
    хлеб небесный дал им.
(25) Хлеб ангельский ел человек,
    послал Он им пищу досыта.
(26) Двинул по небу восточный ветер,
    и южный повел Он в могуществе Своем.
(27) Словно прахом, осыпал их мясом,
    словно песком морским – птицами пернатыми.
(28) Поверг их среди стана их,
    вокруг жилищ их.
(29) Ели они и пресыщались,
    вожделение их Он удовлетворил.
(30) Еще не прошла прихоть их,
    еще пища была в устах их,
(31) как гнев Всесильного обрушился на них,
    убил тучных из них,
    избранных Израиля низложил.

(32) И всё же продолжали они грешить,
    не верили в чудеса Его.
(33) И погубил дни их в суете,
    лета их – в смятении.
(34) Если [когда] Он казнил их, они допытывались бы Его,
    обращались бы, ища Всесильного,
(35) и вспоминали бы, что Всесильный – их твердыня,
    что Всесильный [Бог] Всевышний – избавитель их!
(36) Но они уговаривали Его устами своими,
    а языком своим лгали пред Ним.
(37) Сердце же их не было настроено на Него,
    не были они верны союзу с Ним.
(38) А Он, милостивый, прощает грех
    и не истребляет,
многократно отвращает гнев Свой
    и не возбуждает всей ярости Своей.
(39) Он помнил, что они плоть,
    дух, который уходит и не возвращается.

(40) Сколько раз они прекословили Ему в пустыне,
    гневили Его в стране необитаемой!
(41) И снова испытывали Всесильного,
    от святого [Бога] Израиля искали знамения.
(42) Не вспомнили руки Его,
    дня, когда Он избавил их от притеснителя.
(43) Когда сотворил Он в Египте знамения Свои,
    чудеса Свои – в поле Цоан.
(44) Когда в кровь превратил Он реки их, потоки их,
    чтобы не могли пить [воду] из них.
(45) Наслал на них смешение [диких зверей],
    которые пожирали их,
    жаб, которые губили их.
(46) Отдал Он гусеницам урожай их,
    труд их – саранче.
(47) Виноград их побил Он градом,
    сикоморы – ледяными камнями.
(48) Скот их Он предал граду,
    стада их – пламени.
(49) Наслал Он на них пламя гнева Своего,
    негодование, ярость и бедствие,
    посольство ангелов зла.
(50) Проложил Он путь гневу Своему,
    не сохранил от смерти души их,
    животных их предал чуме.
(51) Казнил всякого первенца в Египте,
    начатки сил – в шатрах Хама[28].
(52) Народ Свой повел Он, как овец,
    вел их, как стадо, по пустыне.
(53) Вел их в безопасности, и они не страшились,
    а врагов их море покрыло.
(54) Привел Он их в предел святой Свой,
    к горе этой, которую приобрела десница Его.
(55) Изгнал Он от лица их народы,
    землю которых разделил в наследие им,
    колена Израиля поселил в шатрах их.

(56) Но испытывали они
    и не слушались Всесильного [Бога] Всевышнего,
    свидетельств Его не хранили.
(57) Отступали, изменяли, как и отцы их,
    обращались назад, как неверный лук[29],
(58) Гневили Его капищами своими,
    идолами своими
    возбуждали ревность Его.
(59) Услышал Всесильный – воспламенился гневом,
    стал сильно гнушаться Израилем.
(60) Отринул обитель в Шило,
    шатер, в котором обитал среди людей.
(61) Отдал в плен крепость Свою,
    великолепие Свое в руки врага[30].
(62) Предал Он мечу народ Свой,
    прогневался на наследие Свое,
(63) юношей его поедал огонь,
    девушкам его не пели брачных песен[31],
(64) священнослужители его падали от меча,
    а вдовы его не плакали[32].
(65) Но воспрял, словно ото сна, Господь,
    словно исполин, пробужденный от вина.
(66) Поразил Он врагов Своих в тыл,
    вечному позору предал их.

(67) Отверг Он шатер Йосефа,
    колена Эфраима не избрал.
(68) Но избрал колено Йегуды***,
    гору Сион, которую возлюбил.
(69) И устроил, как небеса, святилище Свое,
    как землю, утвердил его навек.
(70) Давида избрал, раба Своего,
    взял его от загонов овечьих,
(71) и от дойных [овец и коз] привел его
    пасти Яакова, народ Его,
    Израиль, наследие Его.
(72) И пас он их в непорочности сердца своего,
    руками мудрыми вел их.

[26] Хотя в Пятикнижии ничего не говорится о походе сынов Эфраима*** в Землю Обетованную, во время которого они погибли от рук жителей Гата, краткое упоминание об этом событии содержится в книге Диврей аямим I (7:20-21). «Сыны Эфраима, вооруженные, стрелки из лука» – они были уверены в силе своего оружия – и отправились завоевывать Землю Обетованную, не дожидаясь установленного срока избавления (Раши).

[27] Цоан – Танис, древняя столица Египта.

[28] Первенцы называются «начатками сил»: «Реувен, первенец мой! Ты... начаток силы моей» (Брейшит, 49:3). Мицраим (родоначальник Египта) был одним из сыновей Хама (Мецудат Давид).

[29] Коварный стрелок из лука старательно целится в какой-то объект, затем внезапно оборачивается и стреляет в кого-то другого. Так и царь Давид сравнивает с «неверным луком» поколение, которое верно служило Всесильному на протяжении всей жизни одного судьи, но сразу же после его смерти обратилось к чужим богам (Раши, Мецудат Давид).

[30] Ковчег со Скрижалями завета, захваченный филистимлянами, называется «Его мощью», ибо в это время Всевышний поразил филистимлян и их бога Дагона многими казнями. Они испугались и поспешно отправили Ковчег обратно (см. Шмуэль I, гл. 5) (Радак, Мецудат Давид).

[31] Юноши погибали на войне, а их невесты оставались одинокими (Мецудат Давид, Раши, Радак).

[32] Хофни и Пинхас погибли в сражении с филистимлянами. Вдова Пинхаса не оплакивала своего мужа, так как умерла во время наступивших у нее родовых схваток (см. Шмуэль I, гл. 4) (Раши).

 

Прим. ред. рассылки:

Большинство Псалмов имеет двойную нумерацию: есть "западный" вариант, а есть "восточный". Принятая в Западной Церкви нумерация псалмов следует иудейской традиции. Славянская традиция следует за греческой, берущей начало в Септуагинте. Разнобой в нумерации в начале Псалтыри начинается с Псалма, который православной (греческой, славянской и русской) традиции известен как 9-й, а в еврейской Библии разделен на два — 9 и 10. Т. наз. "Брюссельское" издание русской Библии имеет двойную нумерацию Псалмов. В скобках после "еврейского" номера псалма мы будем указывать соответствующий номер из русской Библии.

Слово Сэла, или «Села», встречающееся в середине псалмов, согласно "Толковой Библии", означает паузу, после которой должно начаться исполнение псалма другой частью хора или на других инструментах. Эта пауза и перемена в музыкально-вокальном исполнении обыкновенно указывалась ударом в тимпан. (В некоторых переводах опускается. Хаслевич обычно переводит слово "Села" как "вовек", а порой опускает.)

Яаков – в русской традиции – Иаков.

Ман – в Синодальном переводе – манна.

Эфраим, Йегуда (Иеуда) – в Синодальном переводе – Ефрем, Иуда.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное