Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Псалмы 74-76 (75-77)


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Перед вами выпуск рассылки за 23 (6) июня 2010 года, среду.

В этом выпуске –
Псалмы 74–76 (по славянской нумерации, что соответствует псалмам 75–77 в иудейской и западной традициях)
в переводах:
a) равви Давида Йосифона (этот перевод известен также как перевод "Мосад рав Кук"; и
сточник: ##; ср. chassidus.ru/library/tora/kuk/ksuvim/tehilim.htm, spasi-i-sohrani.com/pisanija/tegilim/tegilim_glava.php?day=77);
б) равви Дов-Бера Хаскелевича (с примечаниями; источник: www.chassidus.ru/library/tehilim2/3.htm;
предисловие к переводу: chassidus.ru/library/tehilim2/index.htm
).

(По-еврейски Псалмы называются Тегилит или Тэилим. В отличие от авторских версий, я позволил себе здесь разбить Псалмы на строки, отображая стихотворную структуру текста оригинала. За основу взято деление в "Брюссельской" Библии.)

 

 

Псалом 75 (74)*

Йосифон
Хаслевич

Руководителю: о ташхете. Псалом Асафа. Песнь.

(2) Славим Тебя, Боже, славим,
    и близко имя Твое.
    Рассказывают о чудесах Твоих.

(3) Когда изберу время,
    произведу Я суд праведный.
(4) Истаивает земля и все населяющие ее,
    утвердил Я столпы ее.                                    Сэла!*
(5) Сказал я беспутным: "Не бесчинствуйте!"
    и нечестивым: "Не поднимайте рога!"
(6) Не поднимайте вверх рога вашего,
    (не) говорите, надменно (вытянув) шею,

(7) Ибо не с востока, и не с запада,
    и не от пустыни возвышение,
(8) ибо (только) Бог – судья;
    этого унижает, а того возвышает;
(9) потому что чаша в руке Господа,
    и вино пенистое, полное приправ (горьких в ней),
и наливает Он из нее,
    даже дрожжи (осадок) выпьют до дна,
    напьются все нечестивые земли.

(10) А я возвещать буду вечно,
    воспою Богу Яакова**.
(11) И все рога нечестивых срублю,
    поднимутся рога праведника.

Руководителю [музыкантов]. Не погуби![16]. Песнь Асафа.

(2) Благодарим Тебя, Всесильный, благодарим,
    близко [нам] имя Твое:
    [нам] возвестили чудеса Твои.

(3) «Когда изберу время,
    Я произведу суд по справедливости.
(4) Таяла земля и все обитающие на ней,
    но Я утвердил столпы ее, вовек».
(5) Говорю распутникам: «Не распутствуйте!»
    и злодеям: «Не тщеславьтесь!
(6) Не тщеславьтесь непомерно,
    [не говорите] жестоковыйно,

(7) ибо не от востока, и не от запада,
    и не от пустыни возвышение.
(8) Но Всесильный есть Судья:
    одного унижает, а другого возносит.
(9) Ибо чаша в руке Бога,
    вино крепкое в ней, полное приправ.
Он наливает из нее.
    Только дрожжи ее будут выжимать
    [и] пить все злодеи земли».

(10) А я вовек буду возвещать [о славе Твоей],
    воспевать Всесильного [Бога] Яакова**.
(11) Всю гордыню злодеев срублю,
    [а] праведника возвеличу.

[16] В этой песни выражается молитва Всевышнему с просьбой не допустить уничтожения Израиля, когда он пребывает в изгнании (Мецудат Давид).

 

Псалом 76 (75)*

Йосифон
Хаслевич

Руководителю: на струнные инструменты. Псалом Асафа. Песнь.

(2) Известен Бог у Иудее,
    в Израиле велико имя Его.
(3) И была в Шалеме куща Его,
    и в Сионе – обитель Его.
(4) Там сокрушил Он (стрелы) лука молниеносные,
    щит, и меч, и войну.                                                Сэла!*

(5) Блистательней Ты,
    сильнее гор хищнических.
(6) Охватила одурь храбрых сердцем,
    заснули сном своим,
    и не нашли рук своих все воины.
(7) От окрика Твоего, Бог Яакова,
    заснули и колесницы и конь.
(8) Ты – страшен Ты;
    и кто устоит пред Тобой
    во время гнева Твоего?
(9) С небес дал услышать Ты суд,
    ужаснулась земля и притихла,
(10) когда встал на суд Бог,
    чтобы спасти всех смиренных земли,                    Сэла!

(11) Ибо гнев человека восславит Тебя,
    остаток гнева укротишь Ты.
(12) Давайте обеты и платите Господу Богу вашему,
    все окружающие Его (пусть) принесут дар Страшному.
(13) Укрощающий дух властелинов,
    страшен Он для царей земли.

Руководителю [музыкантов]. На негинот, песнь Асафа.

(2) [Будет] известен в Иудее Всесильный,
    велико [будет] в Израиле имя Его:
(3) будет в Шалеме[17] шалаш Его,
    обитель Его – на Сионе.
(4) Там сокрушит Он молниеносные стрелы лука,
    щит, и меч, и войну, вовек.

(5) Ты светел,
    могущественнее хищных гор.
(6) Ошалели храбрые сердцем,
    уснули сном своим,
    и не нашли все военные мужи рук своих.
(7) От окрика Твоего, о Всесильный [Бог] Яакова,
    заснули колесницы и кони[18].
(8) Ты – грозен Ты,
    Кто устоит пред Тобою
    в мгновения гнева Твоего?
(9) С неба Ты суд возвестил;
    земля убоялась и утихла,
(10) когда восстал на суд Всесильный,
    чтобы спасти всех смиренных земли.

(11) Ибо гнев человеческий обратится в благодарение Тебе,
    [а] остаток гнева Ты укротишь[19].
(12) Делайте и воздавайте обеты Богу, Всесильному вашему;
    все вокруг принесут дары грозному [Богу]:
(13) Он укрощает дух князей,
    Он грозен для царей земли.

 

[17] Шалем – древнее название Иерусалима: «Малки-Цедек, царь Шалема» (Брейшит, 14:18) (Мецудат Давид). Шалем – от шалом ("мир") или от шалем («цельный», «совершенный») (Ибн Эзра).

[18] Войско Санхерива, осадившего Иерусалим, было поражено спячкой, так что они не могли воевать (Мецудат Давид).

[19] Гнев злодеев обращается в благодарение Тебе: когда Ты наказываешь злодеев, то люди Тебя благодарят, и в ответ на это Ты укрощаешь остальные их страсти (Мецудат Давид).

 

Псалом 77 (76)*

Йосифон
Хаслевич

Руководителю, Иедутуну. Псалом Асафа.

(2) Голос мой – к Богу, и закричу я,
    голос мой – к Богу, а (Ты) внемли мне.
(3) В день бедствия моего Господа ищу я,
    сочится ночью рука (язва) моя и не перестает,
    отказывается от утешения душа моя.

(4) Вспоминаю, Боже, и стенаю,
    размышляю, и изнывает дух мой.           Сэла!*
(5) Удерживаешь Ты веки глаз моих,
    ошеломлен я и не (могу) говорить.
(6) Размышляю я о днях древних,
    о годах давних.
(7) Вспоминаю ночью пенье свое,
    беседую с сердцем своим,
    и ищет ответа дух мой.
(8) Неужели навек покинет Господь
    и не будет благоволить более?
(9) Неужели иссякла навек милость Его,
    определил Он (бедствие) навсегда?
(10) Неужели забыл помиловать Бог,
    затворил в гневе милосердие Свое?     Сэла!
(11) И, сказал я: боль моя –
    это изменение десницы Всевышнего.

(12) Вспоминаю о деяниях Господа,
    вспоминаю о чуде Твоем древнем.
(13) И размышляю о всех делах Твоих
    и о деяниях Твоих говорю.
(14) Боже, в святости путь Твой.
    Кто бог, великий, как Бог?
(15) Ты Бог, творящий чудо,
    среди народов проявил Ты силу Свою,
(16) избавил Ты мышцей Своей народ Твой,
    сынов Яакова и Иосифа.                    Сэла!

(17) Видели Тебя воды, Боже,
    видели Тебя воды – ужаснулись,
    и бездны содрогнулись.
(18) Излили тучи потоки вод,
    голос подали небеса,
    и стрелы Твои расходились.
(19) Голос грома Твоего в небесах,
    молнии освещали вселенную,
    содрогалась и сотрясалась земля.
(20) В море путь Твой,
    и тропа Твоя в водах великих,
    и следы Твои неведомы.
(21) Вел ты, как овец, народ Свой
    рукою Моше*** и Аарона.

Руководителю [музыкантов] для Йедутуна, песнь Асафа.

(2) Голос мой ко Всесильному – я буду взывать;
    голос мой ко Всесильному – внемли мне!
(3) В день бедствия моего я Господа ищу.
    Рана моя истекает ночью и не проходит;
    душа моя отказывается от утешения.

(4) Вспоминаю Всесильного и жажду;
    я беседую – дух мой изнемогает.
(5) Ты держишь веки мои[20];
    я потрясен и не могу говорить.
(6) Размышляю о днях прежних,
    о летах веков минувших.
(7) Я вспоминаю пение мое в ночи,
    беседую с сердцем моим,
    и дух мой ищет ответа:
(8) неужели навсегда отринул Господь,
    не будет Он более благоволить?
(9) Навсегда ли прекратилось милосердие Его,
    закончена речь Его на поколения?
(10) 
Неужели Всесильный забыл миловать,
    в гневе ли затворил Он милосердие Свое?
(11) Я сказал: «Это страх мой –
    изменение десницы Всевышнего»[21].

(12) Вспомню о деяниях Бога,
    когда буду вспоминать о дивных делах Твоих в древности.
(13) Буду размышлять о всех деяниях Твоих,
    говорить о творениях Твоих.
(14) Всесильный! Свят путь Твой.
    Кто Всесильный [Бог] великий, как Всесильный!
(15) Ты – Всесильный, творишь дивные дела;
    могущество Свое явил Ты среди народов.
(16) Ты мышцею избавил народ Твой,
    сынов Яакова и Йосефа[22] вовек[23].

(17) Увидели Тебя, Всесильный, воды,
    увидели Тебя воды, содрогнулись,
    также возмутились бездны[24].
(18) Тучи изливали воды,
    небеса издавали гром,
    также молнии Твои расходились.
(19) Глас грома Твоего в колесе[25],
    молнии освещали вселенную,
    земля содрогалась и гудела.
(20) Путь Твой в море,
    дорога Твоя в водах великих,
    но следы Твои неведомы.
(21) Ты вел, словно овец, народ Твой
    рукою Моше*** и Агарона.

 

[20] Ты словно удерживаешь веки мои, так что я не могу уснуть (Мецудат Давид).

[21] То, что произошло «изменение десницы Всевышнего», то, что она перестала сокрушать врага, все это лишь для того, чтобы был «мой страх», который привел бы меня к раскаянию в совершенных грехах (Мецудат Давид).

[22] Сына Яакова называются также «сынами Йосефа», ибо он обеспечивал их пищей во время голода в Египте (Мецудат Давид).

[23] «Вовек» – полное избавление, после которого они не возвращаются к ним в рабство (Мецудат Давид).

[24] Когда Ты открылся на Красном море (Раши).

[25] Гальгаль – «колесо», «круг», «сфера». Согласно одному толкованию, гром поразил колеса колесниц фараона (Мецудат Давид). Согласно другому, гром, словно колесо, раскатывался над Красным морем, чтобы оглушить египетское войско (Раши). Согласно третьему толкованию, речь идет об атмосфере, воздушном слое, окружающем землю, в котором раздавались громы и молнии (Радак).

 

 

Прим. ред. рассылки:

Большинство Псалмов имеет двойную нумерацию: есть "западный" вариант, а есть "восточный". Принятая в Западной Церкви нумерация псалмов следует иудейской традиции. Славянская традиция следует за греческой, берущей начало в Септуагинте. Разнобой в нумерации в начале Псалтыри начинается с Псалма, который православной (греческой, славянской и русской) традиции известен как 9-й, а в еврейской Библии разделен на два — 9 и 10. Т. наз. "Брюссельское" издание русской Библии имеет двойную нумерацию Псалмов. В скобках после "еврейского" номера псалма мы будем указывать соответствующий номер из русской Библии.

Слово Сэла, или «Села», встречающееся в середине псалмов, согласно "Толковой Библии", означает паузу, после которой должно начаться исполнение псалма другой частью хора или на других инструментах. Эта пауза и перемена в музыкально-вокальном исполнении обыкновенно указывалась ударом в тимпан. (В некоторых переводах опускается. Хаслевич обычно переводит слово "Села" как "вовек", а порой опускает.)

Яаков – в русской традиции – Иаков.

Мошэ (Моше) — Моисей.

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное